Такой разный естественный свет

Введение

Естественный свет часто воспринимается как некое единое понятие. Я, мол, предпочитаю работать с естественным светом. - Я тоже, а вы с каким именно? - Ну как, с естественным. А он что, разный бывает?

Тут уже была небольшая статья с перечислением видов естественного освещения, но я бы хотела остановиться поподробнее на основных из них, обсудить их характерные черты, преимущества и недостатки, а также техники проведения съемки в тех или иных условиях.

Дабы избежать путаницы, предлагаю определить, что источники света делятся по своему направлению и положению относительно объекта и фотографа (контровой, боковой, фронтальный) и по состоянию источника света (рассеянный, направленный, комбинированный).

Рассеянный свет

Данный тип освещения мы можем наблюдать, например, в облачную погоду или в сумерках. В случае работы в помещении естественный рассеянный свет дарят нам окошки с несолнечной стороны, ну и плотные занавески, если солнце все же пытается к нам пробиться.

С рассеянным светом в большинстве случаев проще всего работать. У вас не возникает сложностей с настройкой экспозиции, замеры можно производить практически по любой освещенной точке. Он позволяет равномерно осветить объект, сформировать мягкие тени, минимизировать потери детализации в тенях. Сказка, в общем, а не свет, преимущества налицо.  

В качестве недостатков многие отмечают, что в определенных случаях объект при таком освещении выглядит плосковато ввиду низкой контрастности картинки, особенно это касается пейзажей. На самом деле, все всегда зависит от основной цели съемки и настроения, которое вы хотите передать. Рассеянный свет хорошо работает, когда вам нужны кадры без излишнего драматизма и с тщательной проработкой деталей.

При съемке на улице контролировать его сложнее, чем в помещении. Если вы фотографируете у окна, например, вы можете работать как с фронтальным освещением, так и с мягким боковым. Для контровой подсветки данный тип подходит хуже, тем не менее, его тоже можно использовать, если хочется создать мягкий кадр с неочевидным контуром.

Если говорить о технических моментах, ввиду того, что нет сильных перепадов между светами и тенями, можно смело работать на ISO 400, при правильном экспонировании шумы не раздражающие.


Это я четырехлетней давности, всем привет! Я стою напротив балкона, свет рассеянный, в данном случае использован как фронтальный. Как вы можете видеть, освещение очень мягкое и ровное, тени практически отсутствуют.


Также рассеянный свет из окна, которое находилось у меня за спиной во время съемки.

Еще одно преимущество естественного освещения из окна – он очень хорошо подходит для съемки в интерьере, если, конечно, размер окна сопоставим с размерами комнаты или той ее части, которую вы планируете фотографировать. С искусственным светом такой равномерной освещенности и мягких теней добиться гораздо тяжелее.

Жесткий солнечный свет


Для начала определим круг понятий. Под жестким солнечным светом я подразумеваю освещение, возникающее, когда солнце находится в зените или близко к нему, то есть источник света расположен сверху или сверху и немного сбоку. Практически в каждой статье, которую я читала, авторы поразительно единодушны в своем отношении к полуденному солнечному свету. Не снимайте, мол, в полдень да в ясный денек, добры молодцы и красны девицы, что хотите делайте, но не снимайте. Посмею не согласиться.

Конечно, с данным типом естественного освещения работать очень не просто. Он жесткий, создает резкие тени, в которых полностью теряются детали, а если солнце в зените – так это же вообще страшный сон любого фотографа-портретиста: тени на глазах моделей и под носом такие, что попробуй их вытяни еще. К тому же непонятно, как его мерить: по светам? Чревато теми самыми черными провалами в тенях. По теням? Пересветы неизбежны.

Да, конечно, все это так. Но, тем не менее, у всего есть свои преимущества, и данный пример – не исключение. Во-первых, те самые жесткие тени помогают в ряде случаев придать кадру дополнительный объем и разделить его визуально на слои. Во-вторых, с их помощью можно получить очень интересные эффекты: например, если поместить объект съемки приблизительно в одной плоскости с фоном, кадр выйдет подчеркнуто «плоским» и очень графичным, будто нарисованным на бумаге карандашом.  Подобное освещение может помочь создать очень стильные, контрастные фэшн-кадры.

Для примера: та же знаменитая студийная «бабочка», используемая для съемки «гламура» - это источник света, расположенных выше головы модели, за камерой. Чем солнце хуже, кроме невозможности изменить его положение сподручными средствами? Резкие тени, например, очень хорошо подчеркнут скулы и линии подбородка в портретной съемке. Можно также при желании увести в тень все лишние детали, правильно расположив объект съемки.

Пару советов по принципам работы с жестким солнечным светом. Я советую производить замеры по светам, если вы не используете его в качестве контровой подсветки (об этом в далее). Это позволит вам подчеркнуть тени и сохранить информацию в светлых зонах. Съемка в данном случае всегда ведется на коротких выдержках и низких значениях ISO. Позволить себе использовать широкую диафрагму тоже получится далеко не всегда, если у вас только нет возможности снимать на ISO 50 и ниже и на выдержке короче 1/1000 секунды.

Для того чтобы скорректировать негативные стороны данного вида освещения, можно при съемке использовать отражатель для подсветки теней. Чем больше отражатель, тем более эффективно он справится с данной задачей. Если тени необходимо вытянуть на небольшой площади, отражателя диаметром 50-60см будет более чем достаточно.

Также есть простая народная метода: если вы снимаете портрет и хотите убрать тени под глазами, можно попросить модель поднять голову вверх, к источнику света. Данное правило применимо, кстати, не только в условиях жесткого полуденного света. Даже при рассеянном освещении вы можете заметить, что если модель опускает голову вниз, а поверхность под ней имеет низкую отражающую способность, под глазами появятся тени. На ярком солнце, правда, возникает одна проблема, что с отражателем, что с подниманием лица к солнцу.

Довольно у большого количества людей глаза очень чувствительны, мало кто может смотреть прямо на солнце, не щурясь и не истекая слезами. Поэтому обычно я прошу модель закрыть глаза, поднять голову, выбираю ракурс, навожусь, фокусируюсь, а потом на счет «раз-два-три» модель открывает глаза, и я снимаю. Не всегда получается сотворить этот фокус с первого раза, но тем не менее получается.

Возможность получить забавные тени – один из плюсов жесткого солнечного света.

Солнечный свет на закате/рассвете

Это любимый тип освещения большинства фотографов. Наблюдать его можно примерно через час после восхода и за час до заката. Солнце низко над горизонтом, цвет света очень теплый, оранжево-золотистый, оттенки в кадре выглядят яркими и насыщенными. Тени в таком случае получаются длинные, что можно очень выгодно обыграть, они мягче и ложатся более красиво, чем в околополуденное время. Данный тип освещения позволяет создавать яркие, теплые и объемные снимки. Какие же в данном случае могут быть недостатки?

Я бы сказала, что он подходит не под все цели, но, как известно, универсальных инструментов в принципе не бывает, и посему данный пункт можно опустить, это очевидно. Иногда с данным типом света бывает тяжело работать в плане замера экспозиции, поскольку также могут появиться пересветы. Я в данном случае обычно произвожу замер по теням, потом по светам и выбираю нечто среднее. Зона, по которой вы будете замерять экспозицию, зависит от того, что вы хотите получить в итоге: глубокие тени или проработку деталей в них? Такое освещение позволяет вам по-прежнему выбирать низкие значения ISO, но при этом вы уже можете чуть расширить диафрагму, что вполне уместно, если вы снимаете портрет.  

Используется подобный свет обычно либо как боковой, чтобы сделать акцент на тенях, либо как контровой (о нем мы поговорим отдельно в следующем пункте).

Мягкий, теплый закатный свет позволяет проработать детали в тенях, при этом не получая жестких пересветов.

Пара слов о контровом свете

Контровое освещение возникает, когда источник света находится позади объекта и напротив камеры. Например, если модель стоит спиной к солнцу, а вы снимаете ее лицо. Для получения данного освещения в кадре работают с источником направленного света, иначе говоря, когда свет рассеянный, контровое освещение получить не удастся. Ну разве что мягкую заднюю подсветку (насколько это вообще можно назвать контровым светом), если вы снимаете напротив окна в затененном помещении, как в случае с изображением ниже. 

Данный тип освещения очень интересен, основные его преимущества я вижу в возможности создать «кадры с настроением», нежные, романтичные, веселые, поиграть с бликами и отражениями. Возможно, фотографии получатся довольно странными, но назвать их «пресными» будет действительно сложно.

Работать с контровым светом достаточно тяжело, особенно в плане подбора экспопары. Вам нужно изначально понимать, какой эффект вы хотите получить. Если вам нужен белый пересвеченный фон, замеряйте экспозицию по стороне объекта, повернутой к вам. Если вы стремитесь, напротив, показать силуэт на ярком фоне – производите замер по фону, как в случае со съемкой заката. Пытаетесь воспроизвести солнечную дымку и поиграть с бликами, как на примере выше?

Сделайте так, чтобы источник света был спрятан за вашей моделью или за каким-либо объектом в кадре (например, за листвой деревьев), минимизируйте количество фона и настраивайте экспозицию по лицу модели. Поиграйте с ракурсами, это влияет на распределение бликов в кадре. Впрочем, зачастую блики являются как раз нежелательным побочным эффектом, вкупе со снижением контрастности снимка, и тогда эти факторы можно отнести к недостаткам контрового освещения.

Заключение

Я надеюсь, что эта статья была для вас полезной и помогла чуть больше понять о свойствах естественного света и принципах работы с ним. Я всегда говорила, и буду говорить, что с естественным освещением никакое искусственное, как бы хорошо оно ни было настроено, не сравнится.

У искусственного освещения есть свое определенное назначение, и оно отрабатывает лучше в тех ситуациях, когда нам нужен жесткий контроль над направлением и мощностью света, как в случае с предметной и фэшн-съемкой. Но естественный свет гораздо лучше позволяет передать то или иное настроение, и потому нужно уметь извлекать выгоду из любых его состояний, и корректировать время и стилистику съемки в зависимости от изначальной идеи и поставленных задач. Впрочем, это лишь мое мнение. Любите ли вы естественный свет так, как люблю его я?

29/05/2012    Просмотров : 34858    Источник: photo-monster.ru    Автор: Анна Смолина
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 4

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • OlenkaT 22 Июня 2012 - 10:12:00

    полезная статья, спасибо Вам


    • antonsakharov 12 Июня 2012 - 18:57:28

      "Иногда с данным типом света бывает тяжело работать в плане замера экспозиции, поскольку также могут появиться пересветы. Я в данном случае обычно произвожу замер по теням, потом по светам и выбираю нечто среднее."

      А можно переключиться в режим Матричного замера экспозиции и в ручном режиме (М у Кэнон) выставлять выдержку...


      • Edward 30 Мая 2012 - 23:59:37

        Хороший автопортрет получился да и другие пикчерс нечиго.


        • Сергей Аркадьевич 30 Мая 2012 - 09:38:57

          Для меня информация полезная. Спасибо.


          Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

          Кинематографический стиль в фотографии

          Не так давно я отметил, что лишь немногие фотографы создают фотографии, напоминающие своей стилистикой стоп-кадр из фильма. Пара известных фотографов, снимающих в этом жанре...

          Читать дальше
          21/03/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анастасия Родригес
          31 944
          31

          Как фотографировать малышей #3. Фотоигры.

          В первой и второй части этой статьи мы разбирали психологические особенности малышей и приёмы общения с ними. Пора переходить к практике фотосъёмки – фотоиграм для...

          Читать дальше
          12/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
          20 857
          32

          Как фотографировать малышей #2

          Первая часть статьи была целиком посвящена вопросам установления контакта с малышами и созданию дружеских уз. При работе с детьми этим вопросам надо посвятить МЕГАособое внимание...

          Читать дальше
          08/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
          22 663
          48

          Таймлапс – это просто!

          ​Таймлапс – это последовательно сделанные, с определенным интервалом фотографии, сведенные в последствии в видеоряд...

          Читать дальше
          01/04/2015. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Михаил Эскин
          75 764
          26

          Нарушая правила

          В предыдущей статье я описал несколько так называемых «правил композиции». Правила эти не так уж однозначны и могут вызывать разногласия...

          Читать дальше
          24/02/2015. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анна Смолина
          38 275
          11

          Мобильный комплект импульсного света

          В последнее время среди фотографов все популярнее становятся мобильные комплекты импульсного света, которые легко помещаются в небольшую сумку и позволяют получать качественный...

          Читать дальше
          06/12/2014. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Евгений Карташов
          43 452
          43
          Наверх
          Орфографическая ошибка в тексте:
          своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

          Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

          Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

          Окно закроется автоматически через 3 секунды