Вдумчивое сочетание цветов в кадре может благотворно повлиять на композицию Ваших снимков. В этом уроке Вы узнаете о наиболее значимых для фотографии принципах цветовой гармонии – все они согласуются с теорией цвета – и как с помощью них вывести свои снимки на новый уровень.
Большинство из нас не задумываются о роли цвета в фотографиях. Как только Вы скажите себе «Стоп!» и по-настоящему уделите внимание этому вопросу, начнёте внимательнее относится к поиску цветовых решений в кадре, Вы увидите радикальные изменения в Ваших снимках.
В этом уроке мы коснёмся базовых идей теории цвета. Покажем, как пользоваться цветовым кругом, гармонично сочетать цвета и искать оттенки, соответствующие какому-либо заданному цвету. Затем сконцентрируемся на том, как создавать привлекательные красочные снимки, управляя цветом.
Вам понадобится яркая одежда и отрезы разноцветных материй. В секонд-хендах и магазинах тканей Вы без проблем подберёте подходящие элементы.
Сначала мы покажем, как добавить один-два пятна одного насыщенного цвета к существующему нейтральному цветовому решению, чтобы придать портретам искромётной выразительности. Затем мы поэкспериментируем с комплементарными цветами (они располагаются на цветовом круге противоположно друг другу), будем сочетать их в кадре. На третьем этапе мы смешаем разные тона одно и того же цвета, чтобы произвести глубокое впечатление на зрителя. Напоследок повеселимся: перемешаем цвета в кадре, чтобы придать фотографиям радужное настроение.
Ещё мы изучим влияние освещения на восприятие цветов. Вы сможете увидеть, насколько огромна роль света в жизни цветов на изображении.
Цвета мистическим образом оказывают воздействие на наше настроение. Управляя цветами на фотографии, Вы управляете настроением зрителя.
Начнём с самого простого пути: добавим цветовой акцент к нейтральной по цвету композиции. Красный цвет – беспроигрышный вариант. Однако любые тёплые оттенки, например оранжевый и розовый, тоже сделают большое дело. Своим присутствием в кадре они создадут центр внимания.
Красная помада на губах нашей модели и алый шарф, повязанный на шее, выделяются на нейтральном фоне чёрного пальто и сероватых стен. Цветовые пятна приковывают к себе взгляд и порхают словно весенние ласточки, норовя вылететь за пределы кадра, в пространство зрителя.
Как только Вы освоили создание цветовых акцентов, переходите к сочетанию двух цветов. Комбинация комплементарных цветов придаст сочности и выразительности портрету.
Самый простой способ подобрать дополняющие друг друга оттенки – обратиться к цветовому кругу. Противоположные на круге цвета, такие как оранжевый и синий, красный и зелёный, являются комплементарными и образуют гармоничные цветовые сочетания.
Цвета способны пробудить сильные эмоции. Например, красный цвет стимулирует нервную систему, символизирует страсть и опасность; синий, напротив, вызывает мгновенный успокаивающий эффект.
Играйте чувствами зрителя, сочетая различные тона одного цвета. В нашем случае мы использовали оттенки зелёного цвета, чтобы создать расслабляющий эффект.
Вы можете видеть на двух верхних портретах, насколько сильно баланс белого влияет на цветовое решение снимка. Для первой фотографии мы использовали настройку «Лампа накаливания» (Tungsten), чтобы приглушить фиолетовый оттенок в платье модели и сделать изображение более холодным. Для второй фотографии мы выбрали «Дневной свет» (Daylight), чтобы, наоборот, придать теплоты.
И в построении кадра, и в сочетании цветов Вам иногда следует нарушать правила. Смешивайте цвета и оценивайте визуальный эффект. Чем больше Вы экспериментируете, тем легче определяете, какое сочетание гармонично, а какое выглядит нелепо.
В этом портрете комбинация голубых стен, зелёного платья, фиолетовой шали и жёлтых тюльпанов нарушает правила. Однако, столкнув цвета вместе под мягким освещением, мы создали привлекательный своей радужностью диссонанс.
На заметку. Используйте Kuler для подбора двух комплементарных цветов. Это излюбленный инструмент дизайнеров: он помогает быстро составлять целые цветовые палитры.
Поиск удачного цветового решения включает в себя работу со светом. Например, одни и те же цвета, сфотографированные под жёсткими прямыми лучами солнца, выглядят совершенно иначе, чем в мягком обволакивающем свете внутри помещения. Также, на восприятие цветов влияет положение источника света относительно модели. Покажем это.
Посмотрите на три снимка ниже. Цвета на шарфе выглядят по-разному, в зависимости от направления световых лучей. В то время как фронтальное освещение проявляет цвета точно, заднее освещение приглушает насыщенность, превращая сочные оттенки в пастельные тона. Наконец, боковое освещение создаёт контрастирующие цветовые области.
Мы фотографировали с естественным светом, но те же эффекты возникают при искусственном освещении.
Пока Вы держите свет перед моделью, цвета изображаются на фотографии такими, какими Вы видите их в жизни. Цветовые тона и насыщенности остаются неизменными для любого участка шарфа.
Заднее освещение – солнце располагается позади модели – уменьшает насыщенность и светлоту цветов. На снимке выше мягкий отражённый на модель свет деликатно проявляет цвета шарфа, придавая снимку романтическое и равновесное настроение.
Оно резко подчёркивает текстуры и создаёт цветовые контрасты. Части шарфа, обращённые к солнцу, окрашены в сочные и светлые краски, в то время как, на противоположной стороне цвета выглядят тёмными.
Автор статьи: Jeff Meyer
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Марк, здравствуйте.
Спасибо, что просветили по поводу рекламы и портрета. Этого я точно не знал. Согласен, что автор не говорит о разнообразии задач. Давайте возьмем натюрморт с фруктами
и баннер с темже изображением. Задачи у них разные, а сами принципы остаются едиными. Об этом автор не говорит. Конкретно говорит о портрете.
Сначала мы покажем, ........................ чтобы придать портретам искромётной выразительности.
О задачах в портрете тишина! А может быть искромётная выразительность и есть эта задача? Далее автор говорит ......Вам иногда следует нарушать правила
Хороший совет. Но кому?
..............Большинство из нас не задумываются о роли цвета в фотографиях.
Понятно для кого статья. Прежде чем отвергать правила научись ими пользоваться! Многие ещё не знают этих правил, а им уже предлагают их нарушать.
......................мы создали привлекательный своей радужностью диссонанс.
Почему диссонанс а не гармонию? А когда надо то, а когда это? Или чем чуднее, тем моднее? Как неподготовленному человеку это объяснить? Цвет это большая и сложная тема.
А в этой статье всё очень просто.
......................В этом уроке мы коснёмся базовых идей теории цвета. Вам понадобится яркая одежда и отрезы разноцветных материй.
В секонд-хендах и магазинах тканей Вы без проблем подберёте подходящие элементы.
Далее портрет девушки и " танцы с бубном " вокруг шарфа. Посмотрите на это глазами неподготовленного человека. Марк Вы позиционируете
себя как преподаватель. Вполне допускаю ,что Вы достойны этого высокого звания. Но ведь это человек не только знающий тему, а умеющий
донести эти знания другим людям. Думаю Вы с эти согласны. А эта статья не раскрывает даже азов этой тонкой темы. Она сразу уводит
куда-то " в сторону". Поэтому я и назвал её вредной. Ведь в комментариях уже просят развернуть теорию, которой в этой статье нет.
Вы посоветовали мне обратиться к книге Иоганнеса Иттена. Сасибо! Но есть работы и отечественных авторов. Я ими тоже не брезгую.
Не знаю почему именно он. Хотя, возможно не нашли отечественных. А может быть не считаете их достойными. Это Ваше право. Я по возрасту
старше Вас вдвое. Книг на подобные темы прочитал больше чем волос на голове. А может случиться, что и сам преподаю рисунок и живопись в
высшем учебном заведении. Но вопрос не во мне и не в Вас, а в читателе. Эта статья не учит , а создаёт " кашу " в голове. Мне бы хотелось
ответственности от людей публикующих подобные статьи. Надо всё-таки думать, как воспримет её читатель.
Виталий, здравствуйте. Пожалуйста. Вашу просьбу, мнения, пожелание и рекомендацию я услышал.
Согласен с Виталием Лабзовым Вредная Статья ДИЗОРИЕНТИРУЕТ
начинающих фотографов ,ПРИВИВАЕТ ОШИБОЧНЫЕ ЗНАНИЯ под маской правильных.
Олег, здравствуйте. Уточните, пожалуйста, о каких ошибочных знаниях Вы говорите.
Вредная статья ! Всё с ног на голову. С времён леонардо в портрете главное лицо. Всё внимание
зрителя должно быть сосредоточено на портретируемым. Даже руки имеющие большую важность должны быть чуть
менее зрительно активны чем лицо. А что предлагает автор?
Красная помада на губах нашей модели и алый шарф,
повязанный на шее, выделяются на нейтральном фоне чёрного пальто и сероватых стен.
Цветовые пятна приковывают к себе взгляд и порхают словно весенние ласточки, норовя вылететь за пределы кадра,
в пространство зрителя.
В этом портрете комбинация голубых стен, зелёного платья, фиолетовой шали и жёлтых тюльпанов нарушает правила.
Однако, столкнув цвета вместе под мягким освещением, мы создали привлекательный своей радужностью диссонанс.
На снимке выше мягкий отражённый на модель свет деликатно проявляет цвета шарфа, придавая снимку
романтическое и равновесное настроение.
Так мы снимаем шарф или человека? Да я согласен , что хорошо знать цветовой круг. С помощью цвета можно
усилить или ослабить цветовой контраст. Этим можно привлечь или ослабить внимание зрителя в нужных местах.
Но это не значит делать из портрета " попугая ".Многие портретисты просят свои модели не одевать очень
яркую одежду. Даже раму для картины подбирают с таким расчётом чтобы она дополняла , но не отвлекала
внимание на себя. Боюсь найдутся люди , которые примут этот бред автора статьи за правила. Видимо благодаря
таким авторам многие " профи " сейчас заднебоковой и моделирующий свет называют контровым.
Извините за резкость - наболело.
Виталий Лабзов
Виталий, здравствуйте.
В рекламе шарфа снимают шарф, в портрете - лицо. То, как применяются принципы цветовой гармонии, зависит от задачи съёмки. Сами принципы остаются едиными: и в эпоху Возрождения и в настоящее время.
В этой статье автор не говорит о разнообразии задач, она лишь приоткрывает дверцу в теорию цветовых отношений. Если эта статья кажется Вам недостаточно полезной, обратитесь к первоисточникам, например, к книге Иоганнеса Иттена (Johannes Itten) "Искусство цвета".
Спасибо!
Материал и иллюстрации не впечатляют.
Хорошая статья-большое спасибо .
Спасибо большое Марк, очень полезно.
Владимир, здравствуйте. Пожалуйста.
Марк, для полного понимания темы было бы неплохо добавить диаграммы - хотя бы цветовой круг, шкала и подобные. Иначе сложно понять комплиментарные цвета, аналогичные цвета, их дополнения и исключения.
Владимир, согласен.
Автор этой статьи - Джефф Мейер. Я её перевёл. Статью моего авторства на эту тему я планирую выпустить в рамках серии "Основы фотографии". Там будут и цветовой круг Иттена, и сфера Иттена, и правила их использования, и примеры.
Я взял на заметку Ваши пожелания.
Спасибо Марк, верю в ваш талант
Владимир, пожалуйста. Благодарю за комплимент.
Дорогой Марк. Немного странная просьба к вам...
Получаю такое сообщение.
"Вы заблокированы в данном разделе за рекламу не согласованную с администрацией форума".
Но я ничего не рекламировал!
Владимир, здравствуйте.
Я предлагаю Вам обратиться в службу поддержки сайта по ссылке "Написать в службу поддержки" внизу окна. Я не в курсе организационных моментов и не занимаюсь их решением.
Да, простите Марк
Владимир, здравствуйте. В порядке.