Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин, а стены превращаются в картины художников-экспрессионистов. «Настоящее путешествие состоит не в том, чтобы стремиться находить новые пейзажи, а в том, чтобы уметь по-новому увидеть то, что окружает нас» – говорил Марсель Пруст. И я, как соучредитель премии Close-up Photographer of the Year (CUPOTY), не могу не согласиться.
Многие чудесные фотографии были сделаны на заднем дворе дома в результате внимательного наблюдения и желания исследовать привычные места с подходом, который буддисты называют "сознанием начинающего".
Выбрать победителей оказалось сложнее (подборка моих личных фаворитов приведена дальше), но с помощью профессиональных судей – Sue Bishop, Ross Hoddinott, David Maitland, Robert Thompson и Keith Wilson – нам это удалось!
Всего было пять категорий: Животные, Растения и грибы, Знакомые пейзажи, Рукотворные вещи и Молодежь CUPOTY. Каждый мог принять участие в конкурсе, а работы принимались вне зависимости от использованного устройства. Помимо чествования макро- и микросъемки, нашей задачей было мотивировать фотографов меньше спешить, насладившись связью между ними и окружающим миром.
Nikon D810, Nikon AF-S 60mm f/2.8 Macro, ISO 100, 1/250 с при f/16. Аксессуары: вспышки с самодельными диффузорами, кронштейн. Постобработка: Lightroom, легкое кадрирование. Автор: Emanuele Biggi
Абсолютный победитель: Категория "Животные"
Сфера деятельности: Натуралист и консервативный фотограф, итальянский телеведущий.
Сайт: anura.it Instagram: emanuele_biggi
"Найти карликовую африканскую гадюку в пустыне Намиб нелегко. Я шел по её следам с раннего утра и в конечном счете заметил торчащую из песка пару глаз. Эта змея очень маленькая – диаметр каждого глаза примерно 2-3 мм, поэтому, даже зная, что она там, я не сразу её заметил! Этот вид во многом полагается на свой камуфляж, который помогает им охотиться, занимая выжидательную позицию. Как только жертва подходит достаточно близко, змея выскакивает из укрытия и поражает её ядовитым укусом."
Nikon D800, AF-S Nikkor 24-85mm, 1/8 с при f/22, ISO 100. Аксессуары: штатив, полиэтиленовые пакеты, резиновые сапоги. Постобработка: Camera Raw и Photoshop для резкости, коррекции уровней и балансировки света/тени. Автор: Nora Kirkbak
Высоко оценен: Категория "Знакомые пейзажи"
Сфера деятельности: Графический дизайнер на пенсии
Instagram nora.kirkbak
"Когда дело доходит до фотографии, у меня есть два основных интересующих направления: узоры на песке и макросъемка. Чтобы удовлетворить тягу к первому, я езжу на пляжи острова Вигра за городом Олесунн, расположенном на западном побережье Норвегии. Эта фотография была сделана в январе несколько лет назад на пляже под названием Roaldsand. Подобные фотографии сильно зависят от освещения, положения солнца, выбранного ракурса, отражений неба и т.д. Мне нравится свет, который присутствует зимой, но в течение самого темного периода года у нас есть только несколько часов дневного света, а прилив при этом должен совпадать с самым светлым временем суток."
iPhone SE, 1/200 с при f/2.2, ISO 25, ПО для обработки фотографий на iPhone. Автор: Richard Mills
Второе место: Категория "Рукотворные вещи"
Сфера деятельности: Работник помощи людям с пониженной обучаемостью
Instagram richiemills70
"Я сделал снимок в месте, которое обычно не замечают – это текстурированная поверхность на уровне земли, скрытая от общего взгляда. Она стала моей отправной точкой, но главной целью было выделить и создать абстракцию. Я хотел сделать так, чтобы глаз видел землю, небо и море. Трещины и царапины стали линиями горизонта, а пятна и следы от непогоды превратились в облака. Без сдвига в перспективе и намека на масштаб, снимок больше похож на отдаленный пейзаж, нарисованный художником, чем на собственно фотографию."
Nikon D300, Tamron 90mm Macro, 1/1000 с при f/6.3, ISO 250. Постобработка: Photoshop, легкая коррекция баланса белого. Автор: Edwin Giesbers
Высоко оценен: Категория "Животные"
Сфера деятельности: Профессиональный пейзажный фотограф
Сайт edwingiesbers.com Facebook Giesbers.Photography Instagram edwin_giesbers
"Этот снимок зорьки был сделан в полях нидерландского заповедника De Bruuk. В апреле там можно встретить много представителей этого вида бабочек, а спустя несколько месяцев появляются и перламутровки. Ночью бабочки спят с закрытыми крыльями посреди растительности. Как только лучи утреннего солнца падают на сырую траву, они раскрывают крылья, чтобы нагреться. В этот момент на самцах очень легко заметить оранжевые пятна. Нагревшись, они улетают на поиски самок. Для меня бабочки всегда были вестниками весны. Как только растения начинают цвести, а кустарники покрываются листвой, они появляются одними из первых. Чтобы их запечатлеть, нужно знать, где они спят. Лучше всего искать их до восхода солнца и фотографировать, как только станет достаточно светло. Если температура поднимется, вам придется работать быстро, поскольку бабочки улетят в мгновение ока."
Canon EOS 5D Mark III, Canon EF 100mm Macro, 1/13 с при f/2.8, ISO 100. Аксессуары: штатив, Joby Gorillatorch, жиронепроницаемая бумага. Постобработка: Lightroom, общие тональные коррекции, а также локальные коррекции с градиентным фильтром и кистью. Автор: Andrew Wilson
Высоко оценен: Категория "Растения"
Сфера деятельности: QA-тестировщик игр
Сайт awilsonphotography.com Facebook andrewwilsonphoto Twitter And_rew_Wilson
"Эта фотография кактуса моей девушки была сделана в нашей гостиной примерно два года назад. Я экспериментировал с макросъемкой и это был первый раз, когда я по-настоящему решил использовать фон, чтобы дополнить субъект. На тот момент мы были в процессе получения ипотеки и рядом лежала красная папка с банковскими документами – она отлично справилась со своей необычной ролью! Я использовал диафрагму f/2.8, чтобы визуально отделить ветку кактуса от основного тела. Чтобы как можно большая часть была резкой, нужно было максимально точно поймать её в фокусную плоскость камеры. Для освещения я использовал Joby Gorillatorch, обмотав его ноги вокруг объектива. Я обычно не освещаю субъекты с настолько необычных относительно камеры углов, но получившийся эффект мне очень понравился – ветка и тело были равномерно освещены без каких-либо теней, особенно если использовать в роли диффузора жиростойкую бумагу!"
Nikon D7200, Tokina 100mm Macro, 1/125 с при f/8, ISO 1000. Постобработка: Nikon Capture NX-D, коррекция контраста, яркости и насыщенности, маска нерезкости, регулирование баланса белого и цветового баланса. Автор: Vittorio Ricci
Высоко оценен: Категория "Животные"
Сфера деятельности: Регулировщик
Flickr flickr.com/photos/vricci63
"Чтобы запечатлеть этого водяного ужа, мне пришлось лечь так, что некоторые части моего тела были в холодной воде. Я сделал фотографию летом во время фотосессии в итальянском геопарке Beigua. Будучи дикими животными, змеи могут находиться где угодно, что делает их весьма сложным субъектом для съемки! Данный представитель семейства ужей был не очень готов на сотрудничество, но я не сдавался. Я не хотел беспокоить животное, поэтому спустился до уровня его глаз и принял максимально неудобную, но безопасную позицию."
Canon EOS 5D Mark III, Nikon 4x Plan Apo и 10-кратный защитный окуляр, 1/20 с, ISO 100. Аксессуары: микроскоп Olympus BH2. Постобработка. Lightroom, незначительные коррекции, кадрирование. Автор: Justin Zoll
Высоко оценен: Категория "Микро"
Сфера деятельности: Бармен/фотограф
Сайт justinzoll.com Instagram justinzoll
"Этот снимок кристаллизованных аминокислот L-глютамина и бета-аланина сделан примерно с 40-кратным увеличением с использованием микроскопа и зеркальной камеры. Все свои эксперименты и работы я провожу прямо в спальне. В данном случае, примерно одинаковое количество обеих аминокислот было растворено в высокоградусной водке, после чего я нанес их на предметное стекло и позволил жидкости испариться. Цвета в получившихся кристаллах такие из-за поляризованного света и двулучепреломляющей натуры самих кристаллов. Один из поляризационных фильтров на объективе сделан из старой пары солнечных очков! Этот вид работы требует огромного количества терпения и различных экспериментов. Получившаяся в результате фотография – это панорама из нескольких индивидуальных снимков, которая обеспечивает более широкое поле зрения."
iPhone 7 Plus, 1/17 с при f/1.8, ISO 100. Постобработка: Lightroom, небольшие коррекции баланса белого и света/теней. Автор: Jane Simmonds
Высоко оценен: Категория "Растения"
Сфера деятельности: Веб-администратор
Сайт janesimmonds.co.uk Flickr flickr.com/photos/39655925@N00 Instagram janesimmonds31 Twitter JaneESimmonds
"Мне нравится использовать свой телефон, чтобы делать абстрактные снимки вещей, которые я собираю во время прогулок по лесу Дин. Одним тоскливым январским днем меня привлек деликатный, ветвистой формы и серебристого цвета дубовый лишайник. Я взяла несколько кусочков, которые лежали на земле, и отнесла их домой. Обычно для съемки я собранных вещей я использую стол с подсветкой, но в случае с лишайником это не сработало, поэтому я решила поместить его на кусочек сланцевой плитки, которая в результате стала отличным текстурированным фоном. Я сделала серию изображений, используя свой iPhone, а затем совместила их, воспользовавшись приложением PhotoSplit, в котором есть функция множественной экспозиции. Я попробовала разные режимы прежде, чем прийти к такому результату."
Sony RX100, 28-100mm (эффективное фокусное расстояние), выдержка неизвестна, f/11, ISO 100. Аксессуары: штатив, кнопка удаленного спуска затвора. Постобработка: коррекции в Lightroom и Photoshop. Автор: Hal Gage
Высоко оценен: Категория "Знакомые пейзажи"
Сфера деятельности: Графический дизайнер
Сайт halgage.com Twitter halgage
"Гуляя по своему району в городе Анкоридж, я иногда сворачиваю в неопрятные переулки, где часто можно встретить лужицы грязи. Во время одной из таких прогулок я заметил интересные узоры. Чтобы получить квадратную композицию (это мой любимый формат), я сделал два снимка: один немного выше центра, а второй – ниже, после чего совместил их, используя ПО. В случае с этой фотографией, мне понадобилось около часа, чтобы получить финальный результат. Постепенное увеличение размера и частоты потрескавшихся "ячеек" и сокращение "пятен" – это то, что так сильно меня зацепило. Финальным шагом было подготовить фотографию к печати. Я использую программы, чтобы создать некоторое подобие раздельного тонирования, придав черно-белым снимкам ощущение большей глубины и контраста. Поэтому у снимка есть легкий коричневый оттенок, в данном случае получившийся выразительнее для темных тонов, оставляя средние и светлые более нейтральными."
Canon EOS 7D Mark II, Sigma 105mm f/2.8 EX DG OS HSM Macro, 1/1000 с при f/7.1, ISO 2500. Постобработка: Lightroom, кадрирование снимка и небольшие коррекции экспозиции. Автор: Jo Angell
Третье место: Категория "Животные"
Сфера деятельности: Воспитатель раннего развития
Facebook Jo Angell Photography Twitter joangell5
"Это был теплый день, и я заметила, что пчелы вокруг домика для жучков в моем саду слишком взбудоражились. У меня было немного свободного времени, поэтому я поставила рядом стул и стала наблюдать за ними. Некоторые были в палках бамбука и смотрели прямо на меня. Я сделала несколько снимков, а потом заметила пёстрого скакунчика, мелькающего в разных частях домика. Пёстрые скакунчики относительно маленькие (около 7мм), поэтому сфокусироваться на них достаточно сложно. Также они быстро двигаются и часто не получается уследить за ними, поэтому я просто ждала, пока он остановится, чтобы получить наилучший ракурс. В большинстве случаев мне это не удавалось, но спустя время я всё-таки дождалась идеального момента и запечатлела его выглядывающим из бамбука."
Sony Alpha 7R II, Zeiss Batis 135mm f/2.8, 1/125 с при f/10, ISO 1000. Постобработка: Lightroom, Photoshop и конвертирование в ч/б при помощи пресета Silver Efex Pro. Штампом удалены пятна и плавающие в воде нити. Автор: Lizzie Sheppard
Высоко оценен: Категория "Растения"
Сфера деятельности: Профессиональный фотограф
Сайт lizzieshepherd.com Facebook LizzieShepherdPhotography Twitter LShepherdPhoto Instagram lshepherdphoto
"Запутанная сеть маленьких прудова усеивает каменистые пейзажи восточного побережья острова Гаррис. Это обеспечивает прекрасную среду для таких водных растений, как лилии, камыши и вахты. Всего одна неделя может сильно повлиять на форму и цвет растений. Я предпочитаю фотографировать в тихие дни – в этом случае еще достаточно ярко светило солнце. В воде отражалось синее небо, а сама лилия была залита золотым светом. Я решила отбросить цвета, сфокусировавшись на форме лилии и плавающих в воде нитях."
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 100mm f/2.8 L IS USM Macro, плюс 2x Kenko телеконвертер, 1/2 с при f/9, ISO 200. Аксессуары: штатив, поляризатор, программа для удаленной съемки (Helicon Remote). Обработка при помощи Helicon Filter. Автор: Henri Koskinen
Победитель: Категория "Растения"
Сфера деятельности: Биолог
Flickr flickr.com/photos/aarnijaheka
"Я пробовал создавать разные композиции из семян, пытаясь добиться впечатления балерин на сцене, но мать-и-мачеха оказалась наилучшим кандидатом. Её семена настолько деликатные и легкие, что мне пришлось опрыснуть их водой, чтобы они не разлетались во все стороны! Я сфотографировал их на частично отражающей поверхности, поскольку хотел создать воздушное ощущение, а в качестве фона использовал синее небо с облаками, которое нарисовал при помощи акварелей. Цвета мягко отражаются на поверхности, создавая ощущение свежести, а вода на семенах похожа на утреннюю росу. Это был запланированный снимок – у меня уже были подобные кадры ранее – но он мне особенно нравится, поскольку заставляет зрителя задаться вопросом, смотрит ли он на выступающих балерин или же на покрытые росой семена.
Автор: Tracy Calder
Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...
Читать дальше →Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды