Я всегда считал, что фотографы должны стараться не погрязнуть в технической стороне этого хобби, а концентрировать свое внимание на развитии творческого потенциала. Однако существуют определенные технические элементы, которые просто необходимы для получения хороших снимков, выдержка как раз является одним из них
Изменение скорости затвора (выдержки) это замечательный инструмент, позволяющий добиться совершенного экспонирования, контролировать размытие и создавать интересные эффекты.
Скорость затвора является одним из трех элементов (наряду с диафрагмой и ISO), определяющих экспозицию. Выдержка также влияет на резкость снимка и позволяет использовать разнообразные интересные художественные эффекты. Рассмотрим, что же представляет собой скорость затвора, почему она важна, и как ее использовать.
Выдержка является важным инструментом в фотографии, поэтому важно научиться пользоваться им. Автор фотографии Майкл
Внутри камеры, непосредственно перед матрицей находится небольшой кусочек материи, который называется затвором. Когда вы делаете снимок, он открывается и закрывается, таким образом, свет и попадает на чувствительную матрицу. Значение выдержки обозначает, насколько быстро происходит открытие и закрытие затвора.
"Высокая скорость затвора" (короткая выдержка) означает, что он открыт лишь на короткое мгновение, "низкая скорость затвора" (длинная выдержка) означает, что затвор открыт в течение более длительного отрезка времени.
Выдержка измеряется в секундах или долях секунды. К примеру, выдержка 1/100 означает одну сотую секунды или 0,01 секунды. Поэтому выдержку также называют временем экспонирования - именно этот отрезок времени матрица подвергается воздействию света.
Большинство камер предоставляют широкий выбор возможных значений выдержки, начиная с нескольких тысячных долей секунды до нескольких секунд. Зеркальные камеры, как правило, имеют режим "Bulb", позволяющий держать затвор открытым сколько необходимо.
В автоматическом режиме ваша камера сама пытается угадать, какая выдержка подходит наилучшим образом для того, чтобы запечатлеть сцену. К сожалению, она не всегда делает это правильно, и ваши фотографии могут оказаться плохо экспонированными и размытыми.
Лучшим выбором станет перевод камеры в ручной (manual) режим, для того чтобы взять под контроль выдержку. В таком случае, вам стоит помнить о следующих факторах:
Когда мы держим камеру в руках, проявляется дрожание. Не важно, насколько устойчивыми вы себе кажетесь, абсолютно статично стоять вы все равно не сможете, и мельчайшие движения проявятся на снимках в виде размытости и отсутствия резкости.
Дрожание камеры возникает из-за того, что ее держат в руках, и проявляется в виде размытия статичных объектов. Автор фотографии Дин Айрес
Для того чтобы избежать дрожания камеры, вы можете использовать короткую выдержку. Это особенно важно при применении длиннофокусных объективов, потому что, чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее нужно укорачивать выдержку для устранения дрожания.
Как правило, минимально возможной выдержкой будет равная 1/(фокусное расстояние объектива) секунды. Например, для объектива 200 mm используйте, как минимум выдержку 1/200. При произведении расчета необходимо использовать эффективное фокусное расстояние - произведения фокусного расстояния объектива на кроп-фактор вашей камеры.
Когда вы фотографируете движущиеся объекты, например бегущего человека, они размываются. Если вы используете длинную выдержку, бегущий человек продолжает движение на протяжении всего времени, пока открыт затвор, и в результате на фотографии бегун получится в виде размытой полосы.
Используйте короткие выдержки для предохранения движущихся объектов от размытия или используйте этот эффект в творческих целях для передачи движения, скорости. Автор фотографии Ондра Соукуп
Вы можете избежать эффекта размытия, используя более короткие выдержки. Это происходит благодаря тому, что затвор открывается на меньший отрезок времени, пока объект продолжает двигаться, в результате снижается эффект размытия. При достаточно короткой выдержке эффект размытия становится незаметным, а объект – статичным.
Однако прежде чем сделать выдержку максимально короткой, подумайте, действительно ли вы хотите избавиться от размытия. Этот эффект – отличный способ передать скорость и сделать сцену динамичной. Так же вы можете использовать проводку (слежение за движущимся объектом) для того, чтобы сделать снимок с резким объектом на размытом фоне.
Также вы должны убедиться, что ваша фотография получится правильно экспонированной. Долгие выдержки пропускают больше света, а короткие, напротив, делают кадр темнее. Вам необходимо выбрать такую выдержку, которая даст правильное освещение, обеспечивающее хороший уровень детализации в наиболее важных областях. При неправильном выборе выдержки получаются пересвеченные или недоэкспонированные фотографии.
Выбор правильной выдержки играет важную роль в процессе получения превосходно экспонированных снимков, с хорошей детализацией в тенях и светах. Автор фотографии Джефф Смоллвуд
Помните, что экспозиция зависит не только от скорости затвора, на нее также влияют диафрагма и ISO. Можно использовать хорошую технику: выберите выдержку, которая дает необходимое размытие (если необходимо), затем подстройте диафрагму и ISO для получения правильной экспозиции.
С помощью очень короткой или очень длинной выдержки можно добиваться интересных творческих эффектов.
Во время съемки на длинной выдержке затвор остается открытым дольше, чем обычно: от нескольких секунд до нескольких минут. Это идеальный выбор для создания фотографий размытой толпы, воды, похожей на туман, и съемки световых линий, например, от автомобилей и звезд.
Очень длинная выдержка может быть использована для создания абстрактных эффектов, например для получения воды, похожей на гладкий туман. Автор фотографии Джим
С другой стороны, используя очень короткие выдержки, вы сможете "заморозить" движение, например, полет птицы, действия спортсмена или всплеск воды. Получение подобных снимков, как правило, невозможно без проб и ошибок, однако, если удастся, результат окажется поистине впечатляющим.
Используйте особенно короткие выдержки, чтобы "заморозить" движение. Автор фотографии Диего Диас
Нет предела разнообразию эффектов, которые можно создавать, изменяя выдержку. Не бойтесь экспериментировать, используйте такие сочетания настроек, которые для вас не характерны, потому что никогда не угадаешь, какое из сочетаний сделает привычный предмет чем-то особенным.
Лучший способ научиться использовать выдержку – это переключить камеру в ручной режим (manual) или режим приоритета выдержки (S или Tv) и просто снимать. Обращайте внимание, как влияет выдержка на экспозицию, размытие, старайтесь понять, как использовать эти знания для того, чтобы привнести творческую составляющую в ваши снимки.
Автор: Photographymad
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
2 года уже пользуюсь Canon 1100D, и только за 2 дня последние прочитал тут больше, чем за эти 2 года методом тыка.
За статью спасибо, тут конкретно почерпнул про соответствие выдержки и фокусного расстояния. Буду пробовать.
Интереснее читать "совет для новичка",
на тему "Выдержка",
Одно событие - и три, пять фотографий с разными выдержками,
из личного опыта автора статьи.
"Начинающий"
Еще бы автор под фотографиями оставлял EXIF для наглядности...
Подскажите пожалуйста я начинающий фотограф не пойму как держать выдержку
Познавательная статья,спасибо.
Как всегда, здорово). Что-то прояснилось))
супер
Всегда снимаю на Мануале (М), на других уже неудобно как-то =) Спс за статью
Спасибо!!!!!! Очень интересно)))) и познавательно!!!!
Danke
Вот возник вопрос... снимая с рук при съемке с проводкой на выдержке 100 часто получалось размытие, которое не очень удовлетворяло, например при съемке движущегося авто во время автошоу с дрифтом мимо меня. Какую выдержку вы считаете оптимальной при проезжающих авто и чаще всего пользуетесь? Или это сложный вопрос, приходящий с опытом? Исходя из прошлого опыта я выяснил, что нужно минимум 200, что б при слежении не смазать картинку. Объектив был китовый 18-105мм.
Было бы здорово, если уроки сделать на конкретных примерах с указанием всех параметров, Например: показ интересной фотографии и подробное описание экспозиции, фокусного расстояния, в какое время сделан снимок и т.д.
Толково и доходчиво написано. Единственно есть моменты, вызывающие спорное чувство.
Я бы использовал вместо слова "резкость" - термин "четкость" т.к. именно этот аспект определяет степень размытия (четкости) изображения за счет движения объекта в кадре или камеры в руках фотографа!
1. "Выдержка также влияет на резкость снимка..." - резкость определяется фокусировкой объектива на объект и глубиной резкости (ГРИП). Если фокус "промазал", то уже никакая выдержка не поможет
2. "При произведении расчета необходимо использовать эффективное фокусное расстояние - произведения фокусного расстояния объектива на кроп-фактор вашей камеры." - при одном и том же объективе, установленном на камеры с кропом и полным кадром (фулфрейм) степень размытия в видимой части кадра будет абсолютно одинаковая ! За счет более маленькой по размерам матрицы камер с кроп-фактором, матрица фиксирует и обрабатывает лишь доступную центральную часть полнокадрового изображения. Это аналогично, как в редакторе скадрировать и вырезать лишь часть полученного при съемке кадра. Сомневаюсь, что при этом измениться размытость..
Спасибо за полезные замечания!
Было бы хорошо если добавили еще уроки про бб, исо и диафрагму .
См. последних публикациях статью: "Что такое "шаг" экспозиции".
Супер!
спасибо огромное за урок. я сама много экспериментирую с выдержкой, потому что благодаря этому получаются очень интересные кадры
Спасибо большое. Очень понятная и познавательная статья. Толькл у меня есть вопрос: чем больше число после знака "/", тем меньше выдержка? Простите, если он совсем глупый...
да, это действительно так, я сама долго соображала на эту тему.
Вспомните десятичные дроби из школьной программы и всё встанет на свои места
На то она и дробь, что бы чем больше знаменатель - тем меньше был меньше (короче) результат!
Совершенно верно!
Например выдержка 1/30 означает одна тридцатая доля секунды. Следовательно, переводя в положение 1/60, мы в два раза сокращаем время экспонирования до одной шестидесятой доли секунды.