Взаимодействие фотографа и модели #2

Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.

 

Раздел #2. Основа взаимодействия фотографа и модели

Критерии взаимодействия

Как я отметил во введении, фотограф и модель взаимодействуют для того, чтобы создать изображения. Такой цели можно достигнут при различных условиях. Можно запечатлеть один снимок и остановиться. Или отснять 250 кадров, затем 10 из них обработать. Можно затратить 10 часов на съёмку и 1 месяц на подготовку к ней. Или спонтанно созвониться с моделью, и через пару часов завершить съёмку. Участники могут устать от часовой съёмки, а могут «сниматься» несколько дней подряд. Во всех указанных случаях фотограф и модель достигают цели, но путь к цели отличается.

Поэтому можно подобрать критерии взаимодействия фотографа и модели, которые отразят как факт того, что цель достигнута, так и характер взаимодействия. Продуманы критерии или нет, они всегда существуют.

В одном взаимодействии участникам важно достичь цели, не учитывая расход своих сил и трудовой режим. В другом взаимодействии предполагается его «одноразовость». В третьем взаимодействии участники достигают цели в размеренном темпе с перспективой продолжения и развития сотрудничества. В основе описанных взаимодействий лежат различные критерии-ценности.

Продумывание критериев помогает структурировать взаимодействие, позволяет участникам выполнять сложные, комплексные проекты, облегчает достижение цели взаимодействия. Но целенаправленное выделение критериев вовсе не обязательно. Часто оно происходит автоматически. В какой-то момент Вы видите, что отношения со всеми моделями строятся по каким-то общим принципам, соответствующим Вашей внутренней природе, сущности. Критерии являются ответом на вопрос: «Что Вам важно во взаимодействии с моделями? Как Вы хотите с ними взаимодействовать?»

Итак, цель взаимодействия и ваши личные предпочтения обусловливают его критерии. Далее по цепочке, критерии определяют типичные отношения, которые Вы строите с моделями. Наконец, типичные отношения обусловливают структуру взаимодействия и происходящее на каждом этапе взаимодействия. Как Вы ищите модель? Как готовитесь к съёмке, принимает ли участие в подготовке модель? Обсуждаете ли Вы с ней ключевые сюжеты или готовите сюрпризы? Провоцируете ли модель во время съёмки, выстраиваете ли жёсткие позы или создаёте атмосферу, поддерживаете инициативу со стороны модели? Как провоцируете? Как поддерживаете инициативу? И т.д.

Все эти вопросы отражают характер взаимодействия на каждом этапе. И различные этапы пронизывает красной нитью один и то же набор характерных ценностей-критериев взаимодействия.

В своей практике я основываю взаимодействие с моделями на трёх критериях, удовлетворяющих цели – создание фотографий – в независимости от вида проекта:

  • эффективность;
  • удовольствие от процесса;
  • долгосрочность отношений.

Поясню каждый критерий.

Эффективность – выполнение поставленной задачи в определённый срок и при заданных издержках. Например, когда требуется создать 240 фотографий 80 комплектов одежды за 1 съёмочный день (8 часов) при выделяемом бюджете в N рублей, и Вы выполняете требования, то критерий эффективности удовлетворяется. Или. Вы запланировали за 1 час, пока солнце находится в нужном месте небосклона, на берегу моря реализовать творческий проект, включающий несколько последовательных ключевых сюжетов и получить изображения, образующие фотоисторию. Выполнение плана ведёт за собой удовлетворение критерия эффективности.

Удовлетворение критерия эффективности относительно. Другими словами, критерий эффективности может удовлетворяться (не удовлетворяться) в большей или меньшей степени. Например, если Вы не уложились в бюджет на 5%, то критерий эффективности не удовлетворён в меньшей степени, чем в случае, когда Вы не уложились в бюджет на 25%. Обратный пример. Если в процессе выполнения заказа, Вы сумели снизить издержки (арендодатель студии, оборудования сделал Вам оптовую скидку) и Вы сумели создать вместе с моделью незапланированные снимки на свободную тему, которые пополнят Ваше и её портфолио, то критерий эффективности удовлетворён в большой степени, чем в случае, когда Вы строго выполняете условия проекта.

В реальности критерий эффективности удовлетворяется (не удовлетворяется) в большей или меньшей степени. Важно не само наличие отклонения (ошибки), а стабильность. Например, в 10 выполненных проектах из 10 Вы отклоняетесь от сроков исполнения не более, чем на 10%. Стабильность – ценное качество в профессиональной фотографии.

Удовольствие от процесса. Если мне нравится то, чем я занимаюсь, то эффективность труда выше. Этот принцип действует для всех участников взаимодействия. Дополнительно, если я – фотограф – и модель получаем удовольствие от совместной деятельности, то критерий эффективности нашего взаимодействия легче удовлетворить. Другим словами, чем больше положительных эмоций доставляет модели и фотографу сотрудничество над проектом, тем выше эффективность такого сотрудничества.

Долгосрочность отношений между фотографом и моделью. При длительном, периодическом сотрудничестве лёгкость общения и комфорт, если они были достигнуты изначально, вероятнее всего будут повышаться. Как следствие, критерий эффективности будет удовлетворяться даже при выполнение сложных, комплексных проектов. При условии взаимного развитии каждого из участников взаимодействия – фотографа и модели – каждый новый проект может завершаться не только более лёгким в достижении результатом, но более качественным.

Более сложные проекты и те, за которые Вы ещё не брались, целесообразно выполнять с «надёжным человеком». С тем, с кем у Вас установилась определённая глубина отношений (говорят, «уровень доверия»), чьи профессиональные возможности и психологические особенности Вам известны. А модели известны Ваши особенности. Ожидания от сотрудничества совпадают – издержки взаимодействия (время на согласование, решение конфликтных ситуаций, объём незапланированных расходов и т.д.) минимальны. В частности, начинающие фотографы-портретисты приглашают на съёмки знакомых, близких, друзей и родственников. Тех людей, с которыми у них уже есть достаточно длительные, установившиеся личные отношения, пусть пока и не деловые.

Я постарался показать взаимосвязь трёх критериев. На мой взгляд, одновременное удовлетворение указанных критериев необходимо и достаточно, чтобы а) создать изображения в соответствие с условиями проекта (задачей проекта), б) обеспечить как фотографу, так и модели профессиональное развитие и удовлетворение одной или сразу нескольких потребностей: «в еде», в труде и самореализации, в общении.

Подобные критерии взаимодействия фотограф и модели я наблюдаю у более опытных коллег, например, Джока Стёрджеса или немецкого фотографа Штефана Зоэлля (Stefan Soell), занимающегося съёмкой обнажённой натуры и эротической фотографии. Долгосрочные отношения с моделями в профессиональной деятельности Джока являются его «визитной карточкой», стилем работы, благодаря которому он известен на весь мир. Так, его фотографии запечатлевают не только периоды жизни одного человека, но и двух и уже трёх поколений его рода.

Вы можете выбрать свои критерии, которые отражают особенности Вашего мировоззрения и позволяют Вам достигать собственных цели и задач в портретной фотографии.

Далее я рассмотрю отношения, которые позволяют удовлетворить одновременно три критерия и могут составлять основу взаимодействия фотографа и модели. Другими словами, рассматриваемый вид отношений является приложением трёх критериев. Я опишу идею, особенности и пять принципов построения партнёрских отношений.

Партнёрские отношения. Идея, особенности, принципы построения

Участники отношений становятся партнёрами, находятся в партнёрских отношениях, пока ощущают и сохраняют личностные границы как свои, так и других участников отношений. Личностные границы – осознание отдельным человеком своей личности, которую составляют желания, особенности психики, интересы, навыки, привычки и т.д. В ощущении и сохранении своих и чужих личностных границ заключается идея партнёрских отношений.

Что значит ощущать границы своей личности? Когда я осознаю свои желания, могу их выразить другим людям (иногда, выражение своих желаний невозможно из-за страха) – это один из признаков того, что я ощущаю свои личностные границы.

Что значит сохранять границы своей личности? Когда я осознаю, что участник отношений нарушает мои личностные границы, я ему говорю об этом и выражаю просьбу: «Мне не нравится то-то, не делай так-то» или «Прошу тебя делать так-то потому-то». Это один из наиболее корректных способов сохранения своих личностных границ, который позволяет оставаться с участником в отношениях. Сохранение личностных границ называют регулированием отношений.

Чаще всего, человек, который ощущает свои личностные границы и умеет их сохранять, ощущает и старается не нарушать личностные границы другого человека. Верно и обратное. Участник общения нарушает личностные границы другого участника, когда не ощущает и\или не умеет сохранять границы собственной личности.

Приведу примеры сохранения и нарушения личностных границ в контексте взаимодействия фотографа и модели.

Я иллюстрирую свои статьи фотографиями, на которых изображены люди. В большинстве случаев изображённые модели подписывали соглашения, в которых разрешали мне использование изображений в рекламных целях. Либо я получал устное согласие модели на иллюстрирование фотографиями с её изображением конкретной статьи. Я стараюсь уведомлять модель о том, как я использую её фотографию (где публикую), и в том случае, когда модель подписала релиз или получила материальное вознаграждение за свой труд.

Изображение человека является частью его приватной жизни. Поэтому публикация без разрешения изображённого лица – нарушение личностных границ последнего. Во многих странах это утверждение регулируется правовыми нормами, в Российской Федерации – статьёй 152.1 «Охрана изображения гражданина» Гражданского Кодекса.

К сожалению, личностные границы авторов изображений – фотографов – и изображённых лиц – моделей – нарушаются.

В моей практике был случай, когда я нарушил личностные границы модели, опубликовав фотографию с её изображением без предварительного согласования. Модель выразила в мой адрес конструктивный гнев. Осознав, что мои действия были некорректными, я принёс ей извинения. Однако, мои отношения с ней на этом прекратились.

Также в моей практике был случай, когда модель украла снимки. Это произошло на этапе сортировки материала. Я предоставил модели доступ к материалу сессии через Интернет. Модель являлась заказчиком, то есть оплачивала мои услуги. Мы договорились, что она выберет фотографии, которые затем я обработаю и передам ей в пользование за вознаграждение. Мы договорились, что я не передаю материал сессии. Модель перестала выходить на связь, а через некоторое время я обнаружил свои фотографии опубликованными в Интернет.

В третьем разделе настоящей статьи в описании завершающего взаимодействие фотографа и модели этапа я сделаю замечание относительно согласования публикации как с помощью официального соглашения, так и в форме устной договорённости. А также сделаю дополнение относительно ситуации, когда модель выступает в роли заказчика. При описании этапа сортировки рассмотрю технические способы, которые позволяют избежать неправомерного использования Ваших изображений. Однако, с практикой я пришёл к выводу: одним из наиболее эффективных способов является установление партнёрских отношений с первого этапа взаимодействия. Другими словами, с момента моей готовности сохранять как свои, так и чужие личностные границы. Партнёры не будут красть друг у друга фотографии, время и прочие ценности. В этом не будет необходимости. Вот почему.

Во взаимодействии фотографа и модели, которое реализуется посредством партнёрских отношений, по факту существуют и выполняются обеими сторонами договорённости. Договорённость – условия общения двух или нескольких людей, способствующие реализации желаний каждой из сторон.

Таким образом, когда каждый из участников озвучивает свои желания другому, то можно либо а) найти способ удовлетворить желания обоих, либо б) с наименьшими потерями времени, сил и\или материальных средств сделать во взаимодействии паузу или завершить его. В этом заключается одна из особенностей партнёрских отношений.

Когда пожелания не высказаны (умышленно или по неосознанности), то отношения могут приобрести характер соревнования, иногда, с элементами провокации. Соревнование может стимулировать, мотивировать обоих участников, заставлять их задействовать резервные силы, чтобы взаимодействие было максимально эффективным. С другой стороны, отношения, построенные на соревновании, более энергетически затратные, если цель взаимодействия – создать некий продукт в процессе совместной деятельности. «На съёмочной площадке» я стараюсь исключать соревнование.

Также, когда в процессе взаимодействия реализуются, поддерживаются желания как фотографа, так и модели, оба участника получают удовольствие от сотрудничества. Последнее вызывает у обоих положительные эмоции, что является естественной движущей силой, вдохновляющей к труду. Она исключает необходимость в стимулировании и мотивации, другими словами, воздействии извне. Человека, который получает от труда (процесса) удовольствие, положительные эмоции, обычно, не нужно стимулировать или мотивировать.

Минимальные энергозатраты способствуют удовлетворению критерия эффективности, а реализация желаний обоих участников в рамках сотрудничества – получению удовольствия от процесса взаимодействия. Данные утверждения раскрывают ещё две особенности партнёрских отношений.

Я обозначил идею и особенности партнёрских отношений. А также постарался показать, каким образом партнёрство между фотографом и моделью помогает удовлетворять озвученные ранее критерии взаимодействия. Теперь рассмотрю пять принципов построения партнёрских отношений.

Принцип #1: «Скажи мне, что-нибудь, я хочу тебя увидеть»

Утверждение выше – вольный перевод мысли древнегреческого философа Сократа.

Партнёрские отношения строятся на обмене мнениями, желаниями партнёров, получении, так называемой, обратной связи. Не нравится что-то, не хочешь чего-то, или наоборот, хочешь чего-то – озвучивай, обращай внимание, партнёра по общению.

Приведу пример. Я согласовываю участие модели в съёмке обнажённой натуры. В соответствие с идеей проекта - оставить поле для воображения зрителя и увести внимание последнего к эротичности, эмоциональной составляющей изображения, естественным способом скрыв гениталии - волосы на лобке модели оформляются в определённую причёску. Модели не нравится сохранять волосы на теле, за исключением головы, она открыто об этом сообщила. Мы сразу же договорились о том, как можно по-другому реализовать идею проекта.

Желательно обсуждать и озвучивать не только технические детали съёмки, но и эмоции. Например, модель из предыдущего примера смутилась возможным присутствием третьих лиц (ассистента, визажиста, прохожих и т.д.) на съёмочной площадке.

Съёмка с командой или в общественном месте – тонкий момент, так как между фотографом и моделью устанавливается определённый эмоциональный контакт, который помогает обоим быстро и точно понимать друг друга.

Обсуждение эмоций на протяжении всего взаимодействия, не только во время съёмки, позволяет создать и развить такой контакт. Что положительно сказывается на результате. Само обсуждение страхов, пожеланий и мнений способствует развитию контакта между фотографом и моделью и помогает разрешать конфликты.

Глубину партнёрских отношений отражает инициатива. Если на протяжении взаимодействия все участники спонтанно, без запроса, проявляют и поддерживают инициативу, то между ними возникает творческий тандем. Результат сотрудничества – фотографии – приобретает ярко выраженные, оригинальные «очертания», как следствие, притягивает внимание зрителя.

Когда инициатива, обратная связь исходит от одного из участников, но не поддерживается или частично поддерживается другим участником (например, радоваться можно, а гневаться и грустить – «наедине с подушкой») партнёрство превращается в «односторонние» – директивные – отношения. Качество результата в директивных отношениях может быть ниже, чем в партнёрстве.

Резюмирую. Стремление и фотографа, и модели обмениваться мнениями, желаниями и эмоциями, давать обратную связь, проявлять собственную и поддерживать чужую инициативу позволяет построить партнёрские отношения.

Принцип #2: «Ты видишь во мне то, что есть в тебе»

С утверждением меня познакомила одна из моделей, с которой я сотрудничаю. Его суть может отражаться в различных фразах «из уст» как фотографа, так и модели: «С фотографом договориться невозможно», «Модель позировала не лучше бревна; что она улыбнуться не может, когда я её прошу» и так далее. Люди могут быть склонны приписывать причины реализации или не реализации своих желаний другим партнёрам по общению, а не себе.

В партнёрских отношениях оба участника стараются воспринимать ответственность за происходящее делимой между ними в равной степени.

Во взаимодействии фотографа и модели конфликтные ситуации практически неизбежны. Важно отношение участников к ответственности за возникновение и разрешение таких ситуаций.

Приведу пример конфликта, который может возникнуть на «съёмочной площадке», и возможное отношение участников к ситуации.

Модель и фотограф договорились, что модель подпишет релиз после съёмки, когда сможет оценить качество итоговых изображений. Впоследствии, модель отказывается подписывать релиз: ей не нравится результат, и она не хочет, чтобы последний был опубликован. Фотограф разочарован: «Какая модель непоследовательная, невозможно с ней работать! Вся съёмка “коту под хвост”». Модель разочарована: «Какой фотограф непрофессиональный! Только время зря потеряла».

Как Вы думаете, кто непоследователен и с кем из-за этого сложно сотрудничать? Кто ведёт себя непрофессионально?

Данная конфликтная ситуация, скорее всего, будет разрешена в «зародыше», если оба участника в любой момент взаимодействия друг с другом осознаю´т свою долю ответственности в происходящем.

Фотограф может выбрать модель, которой подходит его особенности сотрудничества, художественный стиль и уровень мастерства. Дополнительно, фотограф может выработать отношение к случаю, когда модели не понравится результат.

Модель может ознакомиться с портфолио фотографа. Если идея проекта выбрана фотографом, попросить его описать ключевые сюжеты, нарисовать раскадровки и согласовать их с ней. Найти и показать фотографу примеры, которые отражают предпочитаемый ею стиль обработки. Наконец, партнёры могут обсудить своё отношение к возможной ситуации, когда сотрудничество не приведёт к результату, желаемому каждым участником.

Бывает и другое развитие конфликта. Я беру бо´льшую часть ответственности за происходящее на себя: «Раскадровки показал, ключевые сюжеты согласовал, портфолио своё дважды продемонстрировал, попросил модель примеры найти, возможность неудовлетворительного результата обсудил… видимо что-то упустил». Суть такого развития конфликта выражу иронией: «Точно – упустил! Я совсем забыл о том, что едва ли могу управлять жизнью другого человека. А наш проект – всего лишь некая часть жизни модели».

Резюмирую. Конфликты возможны: учесть все тонкости взаимодействия сложно, личность каждого человека обладает особенностями. В партнёрских отношениях оба участника осознанно и добровольно несут равную ответственность за происходящее (или не происходящее) во взаимодействии.

Принцип #3: «Если что-то где-то убыло, значит оно где-то прибудет»

Утверждение в заголовке – вольная интерпретация закона сохранения энергии. Относительно взаимодействия фотографа и модели закон можно применить так.

Когда фотографу и модели не получается договориться, или модель отказывается от участия в проекте, ознакомившись с его деталями, то у обоих появляются новые возможности. У фотографа они могут быть следующими.

Во-первых, можно развить проект: сделать его презентацию более лаконичной и «живой», разрешить неопределённости, чтобы фотограф сам понимал, что он хочет увидеть на фотографиях. «Может я не так предлагаю? А что я, вообще, предлагаю?»

Во-вторых, можно уточнить «портрет» модели, уточнить места поиска. «Может быть я не тем моделям предлагаю?» Подход к выбору модели развивается, когда фотограф сталкивается с отказами. Тренируется навык, который позволяет определять моделей, готовых участвовать в проекте.

В-третьих, можно сэкономить время и энергию на выяснение отношений, изменения чужих мнений, желаний и особенностей личности.

Пусть объём талии или рост модели не соответствует концепции проекта. Пусть у модели недостаточно развит или отсутствует какой-то навык. Например, я планирую создать серию постановочных портретов, запечатлев игру волейболисток, а потенциальная модель ранее не играла в волейбол. Пусть модель не может улыбаться в компании с Вами, работать размеренно или, наоборот, в быстром темпе, постоянно спорит с Вами или со всем соглашается, требует чрезмерного внимания и заботы. Пусть в воздухе «витает» эмоциональное напряжение, не удаётся пообщаться и договориться… Всегда можно сделать паузу во взаимодействии или найти модель, которая удовлетворит составленному Вами «портрету», легко и быстро «вольётся» в проект, если Вы готовы договариваться и чётко представляете себе и формулируете партнёру по общению, чего Вы хотите в данный момент.

Если фотограф и модель вынуждены работать вместе над проектом и во взаимодействии возникают трудности и их не удаётся разрешить обменом мнений, обратной связью и созданием договорённостей, то… Пусть результат взаимодействия получится таким, каким он получится. «Сейчас я могу сохранить энергию, а по завершении подумать, почему я попал в ситуацию, в которой был вынужден делать то, что мне не нравится».

Резюмирую. Партнёрские отношения предполагают умение у обоих участников эмоционально принимать различные ситуации, паузы и разрыв. Другими словами, умение быть эмоционально гибкими.

Принцип #4: Паузы и ритм

Каждый партнёр по общению быстро принимает решения. Однако, может потребоваться время на то, чтобы осознать и эмоционально прожить принятое решение. Психика отдельных людей работает с различной скоростью. При этом любая скорость является нормой.

Если я быстро принимаю решения, мне не нужны длительные паузы на «подумать», то сотрудничество с моделью, которой свойственно общаться в подобном ритме, скорее всего, будет для обоих продуктивным и комфортным. Приведу пример-случай из своей практики.

Модель несколько дней осознавала, готова ли она разрешить публикацию фотографий, где изображено её обнажённое тело. Она озвучила опасения («На меня голую все будут смотреть!»), я привёл аргументы («Пусть смотрят. Есть на что смотреть», «На фотографиях тебя сложно узнать») и предложил гибкие условия публикации (только в электронном портфолио, не в социальных сетях, без указания имени модели). Затем в нашем общении образовалась пауза. Через десять дней модель сообщила о положительном решении.

Ещё пример. Я отношу себя к «долгоиграющим» партнёрам по общению. Начать (выбрать идею) и завершить проект (передать модели итоговые изображения) за 2-4 дня у меня не получается. Однако, такая особенность моей психики позволяет мне продумать детали проекта и чётко сформулировать модели свои пожелания, услышать и учесть её пожелания. В итоге, на съёмку может уходить полчаса и 25-60 срабатываний затвором. Поэтому я стараюсь заранее предупреждать потенциальных моделей, что начало и конец проекта могут отделять несколько месяцев. Разрабатывать проект я буду 7-14 дней, сортировать снимки 2-5 дней, на обработку может уйти 3-30 дней. Все модели, которые хотят более интенсивного взаимодействия имеют возможность сразу принять решение и отказаться от сотрудничества. Мне и моделям, которым такой ритм в удовольствие, удаётся продуктивно сотрудничать.

Партнёрские отношения предполагают ритм, который будет удобен обоим участникам. А паузы во взаимодействии между людьми могут быть так же необходимы для поддержания и «углубления» отношений, как перерывы в сокращении сердечной мышцы: примерно половину времени сердечного цикла она «отдыхает».

Принцип #5. Относись к себе так, как к другим. Люби себя

В продуктивном и комфортном партнёрстве оба участника не только поровну делят ответственность за достижение цели взаимодействия, но и равны в правах и обязанностях. Если я хочу, чтобы партнёр по общению выполнял мои пожелания, то мне необходимо позаботиться об удовлетворении его пожеланий.

Например, я хочу, чтобы модель выполняла договорённости, самостоятельно рассчитывала своё время и приходила вовремя на встречи или заблаговременно предупреждала об изменившихся обстоятельствах. Для этого мне необходимо выполнять договорённости со своей стороны, приходить на наши встречи вовремя, предупреждать за сутки или несколько дней об изменениях или возможных изменениях в своих планах.

Другой пример. Иногда модель хочет видеть себя на итоговых изображениях не так, как я её вижу. Можно попробовать договориться с ней и сделать снимки как «для» модели, так и «для» себя. Аналогично, можно реализовать два варианта обработки материала, один из которых будет соответствовать пожеланиям и нуждам модели.

Приведу пример, описывающий достаточно деликатную ситуацию.

Пусть во время съёмки модель хочет двигаться, позировать перед объективом так и не иначе. Как бы она ни старалась, у неё в данный момент плохо получается по-другому.

«Расслабься! Соберись!» – говорит модели фотограф или она сама себе, и ещё сильнее напрягается. Убеждение, в том числе самоубеждение, эмоциональное давление, аргументирование рациональными доводами здесь может ухудшить результат взаимодействия, снизить продуктивность: привести к большим потерям энергии и времени участников.

Психика человека устроена таким образом, что если человек чего-то не хочет, маловероятно, что он сделает «нежелаемое» (и сделает это на высоком качественном уровне), даже если будет принуждать себя самостоятельно. Верно и обратное. Человека, который чего-то хочет – сложно остановить в реализации своего желания.

Фотограф может выяснить, чего хочет модель. И попробовать договориться с ней: удовлетворить желание модели в обмен на удовлетворение своего желания.

В проектах, в которых я участвую в качестве фотографа, я придерживаюсь следующего правила. Желание или его отсутствие – это аргумент.

Например, если модель чего-то не хочет, сказала об этом вслух: «Я не хочу того-то», – то я откажусь от эмоционального давления. Либо оптимизирую проект, либо подожду и озвучу своё пожелание снова, либо рассмотрю выполнение условия, либо договорюсь с другой моделью.

Разве Вы бы хотели, чтобы кто-то заставлял Вас делать то, чего Вы не хотите?

На этом я завершаю описание партнёрских отношений и принципов их построения.

Прежде, чем перейти к описанию этапов взаимодействия фотографа и модели – третьему разделу статьи – подведу промежуточный итог.

Все люди связаны друг с другом отношениями, но качество и формы отношений различаются.

Общение позволяет реализовать, выразить, отношения. Общение может быть вербальным («Аня, разверни тело по часовой стрелке», жест фотографа обращённый к модели, указывающий на то, что необходимо поднять подбородок выше) и невербальным (посредством эмоций), непосредственным (диалог во время съёмки) и посредственным (эскизы и описания ключевых сюжетов будущей съёмки, созданные фотографом в одном времени и в одном месте, с которыми будет знакомиться модель в другом времени и другом месте).

Взаимодействие людей включает содержание и формы его выражения.

Содержание взаимодействия фотографа и модели – отношения, целью которых является решение участниками определённой задачи: создание фотографий. Другими словами, деловые, профессиональные отношения.

Формами, выражающими содержание взаимодействия фотографа и модели являются различные виды коммуникации: ритуалы «Привет! – Пока!», представление проекта на предварительной встрече (монолог) и обсуждение деталей проекта, реализация сюжета на съёмочной площадке (диалог), обмен взглядами и жестами, переживание эмоций и т.д.

Общение, соответственно взаимодействие в целом, построено на эмоциях обоих участников. Если эмоции не приветствуются или приветствуются, но лишь определённые, то общение может быть неполноценным, как следствие, эффективность сотрудничества, результат могут пострадать.

Взаимодействие фотографа и модели задействует эмоции всех партнёров по общению. Природа эмоций такова, что они сложно поддаются контролю, управлению. Поэтому в отличие от технической стороны портретной фотографии во взаимодействие сложно что-либо рассчитать, а в отличие от художественной стороны взаимодействие фотографа и модели – искусство сотрудничества, искусство «двоих».

Основу взаимодействия «на съёмочной площадке» образуют критерии, ценности. Они могут разными. Взаимодействие, которое я рассматриваю в настоящей статье, основано на долгосрочности сотрудничества, получения удовольствия от процесса и эффективности сотрудничества, отражающей как качество результата, так и «качество» пути к достижению результата. Партнёрские отношения между фотографом и моделью могут реализовать указанные критерии.

Партнёрство строится на открытом двустороннем обмене информацией и эмоциями, взаимном стремлении договариваться (аргументировать и уступать) и выполнять договорённости.

Теперь рассмотрю взаимодействие фотографа и модели поэтапно.

01/07/2014    Просмотров : 32028    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 8

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • михаил шнейдер 10 Июля 2014 - 15:33:30

    интересно, понравилось, жду продолжения! думаю, что диаметрально противоположные отзывы и комментарии к статьям лучше любых иллюстраций показывают неоднозначность понимания самой сути процесса взаимодействия, процесса общения...


  • Mihail Corotkov 7 Июля 2014 - 12:04:01

    ...верх совершенства!!! Где это автор научился такому громкому словоблудию??? - "Говорить долго, громко, ясно, не понятно о чём..."


    • grabchilev64 7 Июля 2014 - 16:55:15

      Полностью поддерживаю. Вот так можно загубить интерес к самой живой теме...


    • Борис Тасов 8 Июля 2014 - 09:18:58

      Согласен как никогда. Вода, вода, кругом вода...


  • Jetrel 7 Июля 2014 - 11:21:41

    Изложенное представляет какое-то пустое теоретизирование. Реально полезной живой информации для практики, в общем-то, и нет.
    Прошу без обид, но если и следующая часть будет такой же, то тогда вообще непонятно, зачем и для кого это всё?
    Очень жаль, ведь тема-то актуальная и непростая...


    • Марк Лаптенок 7 Июля 2014 - 12:25:02

      Я искренне сожалею, что Вы не нашли для себя полезной "живой" информации. Мне жаль, что Вы потратили время на чтение достаточно объёмного текста без иллюстраций. Третий раздел будет похожим. Плюс больше по объёму двух первых разделов. Правда, я планирую включить в изложение одно-два изображения.

      Отвечу на Ваши вопросы.

      Она задумывалась мной для фотографов-портретистов и, возможно, моделей, кто готов не к сиюминутному и очевидному результату от прочтения.

      При написании этой статьи я руководствуюсь следующей идеей, которую выражу в метафоре-примере из своей жизни. Я могу пользоваться фотоаппаратом по инструкции, не изучая оптику, цифровую обработку изображений, композицию, цветоведение и колористику, основы межличностного общения и прочие "толстенные" теории в изложении разных авторов.

      Смогу ли я сделать любую фотографию, которую захочу, которую вижу в своём воображении? Смогу ли я создать что-то своё по инструкции?


  • alexsoft61 1 Июля 2014 - 20:23:08

    Статья полезная и довольно интересная, но местами пестрит непонятными и нелогичными фразами типа " В соответствие с идеей проекта волосы на лобке модели оформляются в определённую причёску. Модели не нравится сохранять волосы на теле, за исключением головы, она открыто об этом сообщила. Мы сразу же договорились о том, как можно тонко скрыть область гениталий на фотографиях." - сразу и не поймешь, что хотел сказать автор в этом абзаце, а главное чему научить читателя?
    По сути описано, как фотограф отказался от своего замысла, точнее ключевой идеи предстоящей съемки, в угоду модели. Т.к. логично предположить исход в виде замены модели, а не как не отказ от идеи ради того, что бы угодить модели в ее неприятии растительности на теле.
    Так чему должен научить или что показать этот пример ? Непонятно!


    • Марк Лаптенок 4 Июля 2014 - 13:37:35

      Спасибо за отзыв! Напишите подробнее, пожалуйста, где увидели логические ошибки. Если Вам будет удобно, по электронной почте: to@marklaptenok.ru

      Приведённый Вами пример, согласен, нуждается в уточнении. Отправил заявку редактору.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

5 советов для путешествующих фотографов

Лето - традиционная пора отпусков, и многие из  нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...

Читать дальше
16/09/2024. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Автор: Евгений Карташов
2 074
0

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
40 944
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
14 520
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
18 686
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 092
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
21 887
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды