Довольно часто при съемке пейзажей мы получаем вот такую картину: хорошо проработанная земля, деревья, здания, но недостаточно детализированное небо, которое выглядит однотонным, хотя мы помним, что во время съемки на небе были отчетливо видимые облака.
Почему так происходит?
Дело в том, что при съемке подобных сюжетов часто прибегают к так называемому методу с экспонированием вправо или ETTR. Это позволяет наилучшим образом записать информацию в RAW-файл, так как количество отсчетов, приходящееся на соответствующий тоновый диапазон в RAW-файле, подчиняется логарифмической зависимости. Наибольшее количество отсчетов, то есть, информации, будет записано в диапазоне светов. Именно поэтому при съемке имеет смысл экспонировать изображение, предельно прижимая гистограмму вправо, но без глухих пробоев, то есть, пересветов.
Подробнее о данном способе съемке можно прочитать в статье Метод "Экспонирование вправо"
Избыточность информации в RAW-файле позволяет легко восстанавливать детали в светах (конечно, при условии, что они все же были записаны в файл, а не вышли в отсечку)
Однако, при восстановлении деталей в светах мы неизбежно столкнемся с понижением общей яркости изображения, чего допускать нельзя.
Одним из способов решения данной проблемы является объединение двух изображений, на одном из которых хорошо проработана земля, деревья, здания, а на втором небо. Самый простой метод – наложить изображение с проработанным небом сверху и прорисовать нужные области по маске.
А если маска должна иметь границу сложной формы? Сколько времени потребуется на ее рисование?
Время нужно ценить и экономить, поэтому мы не будем использовать ручное рисование маски, а создадим ее на основе каналов изображения.
Для начала откроем RAW-файл в Camera Raw с настройками по умолчанию, то есть, не будем пока производить никакой коррекции. Далее нам нужно открыть изображение в фотошопе как смарт-объект, чтобы иметь возможность манипуляции с RAW-файлом, не переходя в Bridge и не открывая файл заново в Camera Raw.
Для этого в Camera Raw нужно нажать и удерживать клавишу SHIFT и кликнуть по кнопке Открыть объект.
Посмотрим, как выглядит изображение в каждом из каналов:
Красный
Зеленый
Синий
В данном случае имеет смысл в качестве заготовки для маски использовать информацию из синего канала изображения.
Теперь давайте создадим копию слоя со смарт-объектом. Для начала неплохо бы переименовать название слоя, например в "земля".
Затем кликаем правой кнопкой мыши на слое в палитре, но не на миниатюре или названии. Появится контекстное меню, где нужно выбрать пункт Создать смарт-объект путем копирования (Smart Object via Copy).
Новому слою со смарт-объектом дадим название "небо".
Далее, создаем маску для слоя "небо". Для этого нужно нажать пиктограмму в виде кружка в прямоугольнике внизу палитры слоев.
На слое "небо появится маска.
Теперь на эту маску мы должны поместить содержимое синего канала. Для этого кликаем по маске в палитре слоев, делая ее активной и переходим в меню Изображение – Внешний канал (Image – Apply Image). Выбираем в качестве источника синий канал, режим наложения Умножение (Multiply).
Теперь на маске слоя "небо" появилось содержимое синего канала изображения.
Для того, чтобы посмотреть, как выглядит маска, нужно кликнуть по ней с нажатой клавишей ALT.
Теперь дважды кликаем по миниатюре смарт-объекта на слое "небо"
Откроется оригинальный RAW-файл в модуле Adobe Camera Raw.
Проявляем детали на небе
Очень подробно о работе в модуле Adobe Camera Raw я рассказываю в видеокурсе "Фотошоп для фотографа – 2013", поэтому не буду здесь останавливаться на нюансах. В нем Camera Raw посвящено целых 29 видеоуроков.
Затем нажимаем ОК. Изменения применятся к смарт-объекту, в результате мы увидим вот такое изображение
Мы проявили детали на небе, не затронув при этом деревья. Однако, произошло некоторое затемнение забора и тропинки. Нам необходимо от него избавиться.
Для этого выделяем слой "небо" и помещаем его в группу, нажав комбинацию клавиш CTRL+G.
На группу накладываем маску. Это делается точно также, как добавление маски к слою.
Выбираем инструмент Кисть (Brush). Непрозрачность кисти устанавливаем на 100%, жесткость на 0%. Цвет кисти выбираем черный. Делаем активной маску группы и черной кистью зарисовываем забор и дорожку. Совсем необязательно делать это очень точно и аккуратно.
Вот так стало выглядеть изображение
Теперь не мешало бы немного осветлить кроны деревьев. Для этого переходим на слой "земля", открываем двойным кликом смарт-объект и производим необходимые регулировки в Camera Raw.
Закончив настройку, нажимаем ОК. Изменения применятся к смарт-объекту, и мы увидим вот такое изображение.
Мы получили как проработанное небо, так и деревья, землю.
Естественно, работа с масками бывает и более сложной. При необходимости маски можно собирать из нескольких каналов изображения, в том числе из разных цветовых пространств, дорабатывать их с помощью различных команд и инструментов. Но прежде, чем перейти на такой уровень работы, нужно хорошо усвоить элементарные принципы создания масок и работы с ними.
Обновленная версия списка горячих клавиш Adobe Camera Raw по состоянию на момент публикации материала. Использование клавиатурных сокращений позволяет значительно увеличить скорость работы п
Читать дальше →Как создаются хорошие HDR-фотографии. Основные этапы, на которые необходимо обращать внимание
Читать дальше →На бесплатном онлайн мастер-классе по Photoshop мы разобрали 10 основных ошибок при обработке фотографий. Рекомендуется к просмотру как любителям, так и профессионалам.
Читать дальше →DxO выделяется на фоне конкурентов благодаря особому способу обработки RAW файлов. Первая версия DxO PhotoLab была анонсирована в конце 2017 и сразу после...
Читать дальше →Есть много разных способов исправить геометрию объектива и перспективу с использованием Photoshop. Однако, полезные инструменты также присутствуют в Camera Raw и Lightroom, с которых как раз
Читать дальше →Обработка фотографий с программами на подобие Lightroom обычно требует коррекции экспозиции, контраста, бликов, теней и т.д., что занимает более 90% общего времени. Все...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Евгений Здравствуйте.
У меня вопрос по MaskPanel,и retuch_panel теперь установить ее не получается в новом фотошопе? или....
Здравствуйте! В службе поддержки должны быть все ссылки на обновленные версии.
Евгений, большое спасибо!
Отлично пригодилось для обработки фотографий с юга!
Очень полезный урок! Спасибо!
Большое спасибо. Урок очень понравился.
Спасибо за урок. Очень понравился.
Для Photoshop SC5 этот урок доступен?
Повторюсь, у меня в финале не открывается оригинальный RAW-файл
Конечно. А вы точно открывали RAW из ACR как смарт-объект?
Спасибо!Действительно,все гениальное-просто! Но..только после Ваших уроков,спасибо огромное!
Замечательно! А если нужно обработать отсканированный негатив?
Как его втиснуть в Camera RAW?
Открыть через Bridge в Camera raw.
Без видеоурока сложновато.
Чтобы маску сделать еще более явно выраженной, можно в ACR, в исходном файле, перед открытием как смарт-объект, понизить экспозицию и добавить контраста. А потом когда уже использовали эту контрастную маску по назначению, вернуть ползунки в нормальное положение. В этом вся прелесть смарт-объектов.
Совершенно верно. Это называется "ложная коррекция".
Спасибо
Большое Вам Спасибо. Очень просто и доходчиво. Перепробовала на нескольких фотографиях и они стали лучше.
Всегда с большим удовольствием проделываю Ваши уроки. Книги хорошо, но Вы так доходчиво объясняете.
Здорово. Проще чем делал ранее. Спасибо Евгений..
Спасибо!
Спасибо,Евгений!))
спасибо большое
Огромное спасибо,Евгений. Читал об этом способе у Скота Кэлби, но без приема использования каналов. вы представляете материал более детально и подробней. Еще раз спасибо.
Теперь дважды кликаем по миниатюре смарт-объекта на слое "небо". Откроется оригинальный RAW-файл в модуле Adobe Camera Raw.
Вот у меня ничего не открылось :((( Вместо этого изображение открылось новым файлом psb.
Проверьте еще раз, т.к. при кликанье по смарт объекту надо еще зажать одновременно и клавишу shift
Спасибо, Евгений!
Евгений, спасибо! Отличный урок. Попробовал на своих фотографиях все прекрасно работает!
Как всегда, всё гениальное просто! Спасибо!
Крутота! Благодаря вашим урокам, наконец-то до меня дошло, какой это удобный и гибкий способ работы - с масками))
Спасибо, Евгений! По Вашей "вине" научился дружить с каналами. Появился повод для ревизии старых пейзажных снимков.)
Просто, доступно, понятно... спасибо!
Спасибо.
Спасибо за урок!Все разложили по полочкам.доходчиво!
Евгений,а из Лайтрума в фотошоп возможны "прыжки" туда-обратно с преобразованием снимка в смарт-объект? Программы,по-большому счёту,одинаковые.
Можно, только смарт-объект будет открываться не в лайтруме, а в ACR
Отличный урок! Заменяет съёмку в HDR.
Только освоив работу с масками и смартоъектами в рав файле, можно получить действительно качественно обработанный пейзаж.
Спасибо Евгений, вы гений! Сорри за каламбур.))
Замечательный урок! Просто, подробно, понятно.
У меня только один вопрос. Что делать с итоговым смарт-объектом? Можно ли его перевести в джипег в Camera RAW?
Файл - сохранить как - выбираете формат jpeg
Спасибо! полностью согласна с Наташей! Евгений, вы - лучший!
Очень хороший урок,Вы, Евгений, самый лучший преподаватель...всё просто и доступно...спасибо! я обожаю ваши уроки....
Спасибо, стараюсь!
Привет. Урок хороший. Надо взять себе на вооружение. Много попадается фотографий с пересвеченным небом.
...небо лучше в красном канале...
Мне небо не нужно как раз.
Спасибо за урок. Мне видится, не лучше в красном канале, почему выбрали синий?
Потому что там наиболее темные деревья.
Понятно, спасибо.
Спасибо. Очень много интересного и полезного подчерпываю из ваших уроков.
Классный урок, Евгений! Делаю похожие операции, только не через смарт-объекты, а через копии слоя и из синего канала беру только яркостную составляющую для создания маски.
Спасибо. Вообще-то в каналах RGB и находится яркостная составляющая. Какую вы там еще нашли?
Часто пользуюсь раздельной обработкой неба и "земли", но такоим несложным способом создания маски не пользовался. Спасибо!
Спасибо,очень доходчиво и полезно