Использование техники Dodge&Burn #1


Техника Dodge&Burn пришла к нам из времен пленочной фотографии, когда  параметром яркости света на фотографии можно было манипулировать только при помощи изменения длительности экспозиции светочувствительной фотобумаги. И, несмотря на то, что об этой технике было немало сказано и написано, мы постараемся пролить свет на некоторые аспекты, которые не упоминаются в большинстве подобных уроков.

Из Википедии: Dodging and burning – это термины, пришедшие из пленочной фотографии, они описывают технику, которая использовалась во время печати, чтобы управлять экспозицией на определенных участках фотографии. Dodging – осветление, burning – затемнение.

Ссылаясь на свой преподавательский опыт, я могу сказать, что та тема, о которой пойдет речь в этой части руководства, является недостающим звеном между изучением данной техники и её успешным практическом применении в процессе ретуши.

В этом уроке вы вспомните школьные уроки рисования, мы разберемся, что придает двухмерным объектам на картинках ощущение объема и плоскости. А во второй части мы совместно с ретушерами поговорим о непосредственном применении данной техники.

Для начала давайте проясним один важный момент. Техника всегда остается техникой, и без определенных знаний о поведении света и анатомии человеческого тела, она не принесет вам никакой существенной пользы. Вы должны понимать основы визуализации света и тени, а также с вниманием отнестись к анатомии человеческого лица и тела.

Создание  объемных объектов на двумерном холсте

При помощи техники D&В вы можете не только выравнивать поверхность объектов (к примеру, кожу модели, если это beauty или fashion съемка или поверхность продукта, если это предметная фотография), но еще и создавать контуры и прорисовывать объем.

При умелой манипуляции вы сможете даже изменить форму лица, сдвигая тени и блики. Итак, давайте узнаем, почему эта техника является столь мощным инструментом.

Я начну  объяснение с рисунка сферы. Что? Разве это сфера? Верно, этот рисунок не похож на трехмерный объект, пока что это просто серый круг.

Но если я, вооружившись мягкой белой и черной кистями, начну прорисовывать тени и блики, то в скором времени круг превратится в объемную сферу.

А разница лишь в нескольких мазках кисти, которые продемонстрированы на изображении ниже.

Как же мне удалось превратить круг в сферу? На помощь пришло знание физического поведения света.

Это фундаментальная основа, которую осваивают художники, прежде чем перейти к каким-то более продвинутым техникам рисования, это должно быть справедливо и для ретушеров.

Азбука визуализации света и тени 

1. Блик

Блик на поверхности объекта образуется в области, на которую попадает прямой свет. Этот участок расположен ближе всего к источнику, от которого исходит свет и он является самым ярким участком, освещаемым данным источником.

Области поверхности объекта, расположенные дальше от источника света, не могут быть ярче блика. Исключение составляют случаи, когда освещаемая поверхность имеет различную отражательную способность. К примеру, блики на человеческом лице могут быть на глазах (влажная поверхность глазных яблок), на лбу и на носу (часть лица, расположенная ближе всего к источнику света) и на губах (к примеру, блеск для губ имеет очень высокую отражательную способность).

2. Переходный свет, средние тона

Свет обволакивает объект, постепенно ослабевая по мере распространения по его поверхности.

То, как происходит переход от светов к теням, зависит от угла, под которым расположена поверхность объекта относительно источника света, и конечно, от расположения зрителя. Снижение освещенности будет менее заметно на поверхностях, которые обращены к источнику света. Граница света и тени наиболее заметна на поверхностях, которые находятся под небольшим углом к источнику, но так или иначе частично подвергаются воздействию света.

Я считаю крайне важным для ретушеров понять свойство этого элемента света и теней – средние тона, поскольку работая с техникой Dodge&Burn, мы преимущественно имеем дело с участками перехода из света в тень.

По моим личным наблюдениям начинающие ретушеры игнорируют одно немаловажное физическое свойство: на поверхности объекта, находящейся в зоне переходного света (средние тона), участки, расположенные дальше от источника света никак не могут быть ярче участков, расположенных к этому источнику ближе, при условии, что объект освещается одним источником прямого света.

Чем ровнее и сглаженней поверхность объекта, тем мягче переход из света в тень.

В противном случае поверхность объекта кажется пятнистой и бугристой – наш мозг принимает эту яркостную неравномерность, как выпуклости и впадины. Неровные участки ловят на себе свет и отбрасывают тени. Избавляясь от этой яркостной неравномерности, мы создаем иллюзию более гладкой и ровной поверхности.

Именно для этого мы и используем технику  Dodge&Burn, когда нам необходимы локальные коррекции светотеневого рисунка, к примеру, на коже или при предметной ретуши.

3. Тень

Объект блокирует свет и отбрасывает тень на участок, расположенный за этим объектом.

Глядя на то, насколько мягкие или жесткие границы тени, мы можем определить, какой источник света был использован для освещения сцены и то, насколько далеко источник был расположен от объекта.

Самым темным участком тени является зона, расположенная ближе всего к объекту, по мере отдаления от объекта тень смягчается.

Тень может иметь разные цветовые оттенки, если вблизи расположены объекты с цветными поверхностями или, к примеру, когда тень подсвечивается более слабым источником света с цветным гелем.

4. Абсолютная тень

Абсолютная тень – самый темный участок теневой зоны, который не подсвечивается ни основным источником света, ни светом, отраженным от других поверхностей. Эта область является самой темной и не может быть светлее средних тонов.

5. Отражённый свет

Существует понятие отраженного света. Отраженный от поверхностей других объектов свет подсвечивает теневые области предмета. Этот свет создает или разрушает освещение на картине или на фотографии, он придает объектам объем. К сожалению, начинающие художники/фотографы этим важнейшим моментом часто пренебрегают. Эта область должна быть ярче простой тени и абсолютной тени.

Как все это связано с техникой Dodge&Burn?

А теперь, держа в голове все вышесказанное, давайте посмотрим на то, что может сделать техника Dodge&Burn, когда перед нами оказывается объект, поверхность которого не так равномерна, как нам хотелось бы.

Вот так от неровной, бугристой поверхности я пришла к гладкой и однородной за 6 шагов коррекции Dodge&Burn. Первые шаги я уделила мелким неровностям (локальная коррекция), а затем работала над “глобальной” коррекцией светотеневого рисунка на всем предмете, совершенствуя форму сферы.

На сегодня все.

Во второй части урока я познакомлю вас с самой техникой Dodge & Burn в ее практическом применении. Мы рассмотрим настройки кисти и слоев, необходимые для точной и аккуратной работы, вы узнаете несколько различных вариаций данной техники и их плюсы и минусы.  

Автор: Julia Kuzmenko McKim

06/07/2015    Просмотров : 35155    Источник: fstoppers.com    Перевод: Анастасия Родригес
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 8

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Владимир Грибков 15 Сентября 2019 - 20:40:30

    Очень интересно. Спасибо!


  • Евгения Шадрина 15 Июля 2015 - 09:25:01

    А где же вторая часть урока? самая интересная..


  • Александр Николаев 8 Июля 2015 - 01:10:35

    Насчет "блика" не совсем согласен. И зависимость от расстояния до источника не совсем корректно. Блик это ничто иное как отражение света, в зависимости от свойств отражающей поверхности. Если свет от источника (лампочка,вспышка к примеру) падает на поверхность под определенным углом (х) на плоскую поверхность, то находясь в точке наблюдения(глаз, камера и.т.д.) под углом 180-(х) мы увидим тот самый блик, а не на самой ближней (к источнику) точке поверхности. По идее именно по этому фотографы пытаются расположить источник не рядом с объективом(ну или рассеивают свет об другие поверхности + меняют угол падения света на саму модель ) что бы перпендикулярные к объективу поверхности (лоб к примеру) не "давали" блик в кадре. Не думаю что если если нос человека ближе к источнику света на 1-1,5 сантиметра, по сравнению с щекой, то он "даст" по этому поводу блик, слишком малая разница расстояний и слишком большая разница в яркости, что бы считать что тут есть прямая зависимость от расстояния


    • Айлби Бэков 9 Июля 2015 - 05:51:41

      Есть подозрение, что в данном случае Вы путаете понятия... речь идет про теорию рисунка, а не про практику фотографии... В данной статье под словом "блик" имеется ввиду не то жирное пробивное пятно на носу или лбу, от которого избавляются танцами со вспышкой... скорее всего автор имеет ввиду академический термин "блик" в разрезе теории свето-теневого рисунка. Тут же в тексте поясняется, что любая микровыпуклость (пусть даже около 1мм) имеет поверхности более близкие к источнику света (за счет чего они светлее) и более удаленные (за счет чего они темнее), на иллюстрации с пошаговой ретушью сферы это видно... так что выпуклость размером 1-1,5 см в виде носа - это более, чем достаточно, что бы различать объемы. На практике вы избавитесь от блика (то есть блеска на носу) за счет поворота вспышки, но избавиться от свето-теневого рисунка, создаваемого рельефностью лица, можно только сплющив лицо в абсолютную плоскость ) Ну а расположением источника света в данном случае, скорее всего, можно пренебречь... Конечно возможны случаи экстремального нестандартного освещения, но такие случаи считаем исключениями, требующими индивидуального подхода, и для обучения их не рассматриваем... Лично я понимаю автора так


      • Александр Николаев 9 Июля 2015 - 22:59:01

        Я так понимаю что опровергнуть словами что "Этот участок расположен ближе всего к источнику, от которого исходит свет и он является самым ярким участком" для вас не является достаточным. Не важно что и как делается в фотографии. Яркость участка - это ничто иное как свойство данного участка отражать свет. Свет отражается под разными углами (точно также и попадает на участок под разными углами) , и в зависимости от точки наблюдения, тот самый яркий участок может меняться. Естественно не факт что самый ближний участок тела к источнику света самый яркий, как говорится смотря откуда смотреть )). Возьмите тупо большое зеркало в руки и словите блик от лампочки. Если зеркало расположено между вами и лампочкой, то один из краев зеркала будет в любом случае ближе к источнику нежели поверхности зеркала на котором вы словили блик. Никакого применения в фотографии, простая логика тут. Тогда как быть с выше сказанной теорией ? В тексте указано именно про объект реальный и построение теней и света связанных с ним. Вот я в "3Д" и дал пример, под который данная теория хромает. И кстати блики на лице человека сам автор упомянул, я не я перешел из раздела теории в практику из сферы фотографии. Все относительно в данном случае - вот к чему я вел изначально


  • Anatoly Chomko 8 Июля 2015 - 00:07:04

    Спасибо


  • Александр134 7 Июля 2015 - 10:42:16

    большое спасибо!


  • Петр 738 6 Июля 2015 - 11:13:13

    Спасибо, интересно.


Еще уроки из рубрики "Photoshop и Lightroom"

Горячие клавиши Camera Raw

Обновленная версия списка горячих клавиш Adobe Camera Raw по состоянию на момент публикации материала. Использование клавиатурных сокращений позволяет значительно увеличить скорость работы п

Читать дальше
15/09/2020. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Евгений Карташов
14 994
10

Автокоррекция в Photoshop. Плюсы и минусы.

В этом уроке вы познакомитесь с самыми основами Photoshop. Это команды автоматической коррекции: Автотон, Автоконтраст и Автоматическая цветовая коррекция. Вы узнаете алгоритмы...

Читать дальше
12/12/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Евгений Карташов
16 435
7

DxO PhotoLab 2 - альтернатива Adobe

DxO выделяется на фоне конкурентов благодаря особому способу обработки RAW файлов. Первая версия DxO PhotoLab была анонсирована в конце 2017 и сразу после...

Читать дальше
19/07/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
17 430
3

Получаем идеальную перспективу на снимке

Есть много разных способов исправить геометрию объектива и перспективу с использованием Photoshop. Однако, полезные инструменты также присутствуют в Camera Raw и Lightroom, с которых как раз

Читать дальше
16/06/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
12 975
0

MIDI-контроллер для обработки в LightRoom

Обработка фотографий с программами на подобие Lightroom обычно требует коррекции экспозиции, контраста, бликов, теней и т.д., что занимает более 90% общего времени. Все...

Читать дальше
06/06/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
11 101
1

Вебинар+2 урока+3 чек листа по фотоартам

Как стать диджатал ретушером? Эксперт Макс Твейн вам покажет на примерах. Пройдите 2 бонусных урока, скачайте 3 чек листа. Посмотрите трансляцию которая...

Читать дальше
29/04/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Евгений Иванов
17 438
8

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды