Какое цветовое пространство выбрать?

Как показала практика работы с учениками, вопрос правильного выбора цветового пространства при обработке изображений в фотошопе очень актуален.

Большинство, наслушавшись рекомендаций многочисленных гуру о том, что настоящие джедаи работают только в Adobe RGB или ProPhoto RGB, настраивают фотошоп для работы в широких цветовых пространствах, не понимая толком как достоинств оных, так и недостатков. О пространстве sRGB они и слышать не хотят.

На вопрос о причинах выбора именно этого цветового пространства мало кто может дать достаточно вразумительный ответ. Обычно самые распространенные ответы о широких цветовых пространствах сводятся как раз к широте цветового охвата, то есть, возможность получать более яркие и насыщенные цвета, а также к большей точности управления цветом.

На самом деле, в случае использования широких цветовых пространств точность работы с цветом, точнее, точность его математического описания, как раз страдает. Дело  в том, что фотошоп, как и любая компьютерная программа, оперирует дискретными данными. То есть, к примеру, 256 градаций яркости на один канал изображения будут более точно описывать именно узкое цветовое пространство, нежели широкое.

Иначе говоря, в более широком цветовом пространстве повышается риск возникновения видимой постеризации изображения. Особенно это актуально для пространства ProPhoto RGB, как наиболее широкого по цветовому охвату.

Для того, чтобы осознанно выбирать цветовое пространство для работы, нужно учитывать  как снимаемую сцену, так и возможности оборудования для просмотра и вывода изображения на печать и цели самой обработки.

Давайте разберем это на практических примерах.

Начнем собственно со снимаемой сцены или сюжета. Если вы снимаете, например, преимущественно портреты, то нет никакой необходимости в широком цветовом пространстве, так как изображение заведомо не будет содержать цветов, выходящих за пределы охвата цветового пространства sRGB.

С другой стороны, при пейзажной съемке иногда может возникать ситуация, когда снимаемая сцена будет содержать цвета, выходящие за пределы охвата sRGB.

На примерах, приведенных ниже, показан фрагмент фотографии заката, участки выхода за пределы sRGB показаны красным цветом. На фотографии, сконвертированной из RAW-файла к цветовому пространству Adobe RGB, выхода за пределы цветового охвата не наблюдается.

Здесь уже нужно подумать о возможности оборудования отобразить цвета Adobe RGB. Как правило, адекватно отображать их могут достаточно дорогие мониторы с расширенным цветовым охватом. Если ваш монитор к таковым не относится, использовать Adobe RGB нет смысла, так как вы попросту будете работать вслепую, не видя реальной картины. В результате при печати вы можете увидеть совсем не те цвета, что наблюдали на своем мониторе.

Если же вы собираетесь печатать фотографии на высококачественных профессиональных машинах, способных напечатать столь широкий диапазон цветов, то тут уже точно без соответствующего монитора не обойтись.

В случае, если вы не печатаете изображения в дорогих лабораториях, а в основном в бюджетных минилабах, либо не печатаете вовсе, а обрабатываете для демонстрации фотографий в интернете, также не имеет смысла работать в широком цветовом пространстве, нужно сразу обрабатывать в sRGB.

Здесь я не рассматриваю работу в Adobe RGB по подготовке изображений для полиграфии. Люди, которые этим занимаются, и так прекрасно все знают.

Таким образом, работать в Adobe RGB рекомендуется только в случае одновременного выполнения трех условий:

  1. Снимаемая сцена содержит цвета, выходящие за охват sRGB
  2. Монитор способен отображать  цвета Adobe RGB
  3. Печатающее устройство также способно воспроизвести цвета Adobe RGB

Как правило, для фотографов-любителей с бюджетным оборудованием не выполняются два последних пункта. Следовательно, работа в Adobe RGB не даст никаких преимуществ, а наоборот, обернется лишними проблемами.

Если вы все же по каким-то причинам работаете в Adobe RGB, толком не понимая, для чего это нужно, то, чтобы избежать проблем с цветом при просмотре изображений другими пользователями, а также при публикации в интернете, перед сохранением в формате JPEG изображение следует конвертировать к цветовому пространству sRGB.

Также многие задают вопрос: какое цветовое пространство выбрать в настройках фотоаппарата?

Если вы снимаете в формате RAW – это не имеет значения, так как цветовое пространство или профиль задается при конвертации. Поэтому выбирайте sRGB.

Если вы снимаете в формате JPEG, то в большинстве случаев лучше также выбирать профиль sRGB. Это связано с тем, что я писал выше – с точностью цифрового представления цветового пространства. Для sRGB она несколько выше, следовательно, при последующей обработке снижается риск возникновения постеризации.

О том, как настроить фотошоп для работы с фотографиями, рассказывается в статье "Как настроить фотошоп для работы с фото"

Автор: Евгений Карташов

12/05/2014    Просмотров : 49456    Источник: photo-monster.ru    Автор: Евгений Карташов
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 11

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • АндрейП 4 Июля 2016 - 08:58:18

    А как быть со сменой программы обработки? Например перебросить снимок из Лайтрум в Фотошоп? Лайтрум работает с пространством ProPhoto RGB и оно не меняется, а в Фотошопе у меня почему-то нет такого профиля и Фотошоп задает вопрос - переводить цветовое пространство в sRGB?


    • Евгений Карташов 4 Июля 2016 - 09:07:35

      Фото из лайтрума в фотошопе можно открывать в заданном цветовом пространстве. Это настраивается в Preferences- External Editing


      • АндрейП 4 Июля 2016 - 10:33:48

        Евгений, то есть можно настроить Фотошоп, чтобы принимаю снимки из Лайтрума он открывал их в той же ProPhoto (его у меня почему то нет в настройках Фотошопа) и в этом же пространстве возвращал обратно в Лайтрум?


        • Евгений Карташов 4 Июля 2016 - 13:54:28

          Можно


    • Андрей Есманчук 7 Декабря 2015 - 03:14:14

      Раставлены все точки над "И". Спасибо автору! Давно выставил во всех профилях sRGB и теперь ещё раз убедился в правильности выбора.


      • Artemii 17 Декабря 2014 - 17:38:49

        Хорошая статья нет претензий! Но снимаю в Адобе, корректирую, и потом преобразую в sRGB. Просто и простым способом избавляешься от мелких пересветов особенно если снимаешь светлые нежные кадры! Детальность обеспечена!


        • Петр 738 19 Мая 2014 - 19:31:19

          Все хорошо понятно, спасибо!


          • Александр Шуваев 19 Мая 2014 - 10:56:10

            Спасибо!


            • Valery Kalina 15 Мая 2014 - 10:37:56

              Наконец-то получил ответ на давно мучивший меня вопрос.


              • andrei2911 13 Мая 2014 - 08:34:23

                Вот! Здесь согласен на миллион процентов. Задолбался у себя в фотогруппе это каждый раз объяснять. Теперь можно просто давать ссылку на статью.


                • Rover 13 Мая 2014 - 07:37:50

                  Всё правильно и логично. Хорошая статья. Рекомендую-с.))


                  Еще уроки из рубрики "Photoshop и Lightroom"

                  Как убрать растр со скана?

                  Иногда нам приходится сканировать различные фотографии из печатных изданий. Полиграфические изображения состоят из так называемых растровых элементов, то есть, краска каждого...

                  Читать дальше
                  28/12/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Евгений Карташов
                  8 047
                  16

                  Создаём эффект левитации

                  Действительно ли модели могут летать? Нет, конечно нет. Но Вы наверняка удивитесь, как некоторые фотографы умудряются реалистично передать эффект левитации. В создании этого шоу...

                  Читать дальше
                  28/07/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Марк Лаптенок
                  16 227
                  8

                  Всё про резкость. Часть 15

                  Повышение резкости в фотографиях с оригинальным разрешением. В предыдущих частях мы подробно рассмотрели инструменты. В последних трех частях детально разобрали, как повышать...

                  Читать дальше
                  15/05/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Владимир Калюжный
                  22 325
                  34

                  Стилизация поплечного портрета

                  Цвет, как и его отсутствие, играет ключевую роль в портретной фотографии. Воздействуя на цвет и тон с помощью инструментов Photoshop, Вы можете создавать по-настоящему...

                  Читать дальше
                  06/05/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Марк Лаптенок
                  18 539
                  33

                  Кривые в Photoshop: 6 базовых приёмов

                  Инструмент «Кривые» («Curves») в Adobe Photoshop является одним из мощнейших в Вашей цифровой «фотолаборатории». И это иногда пугает...

                  Читать дальше
                  19/05/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Марк Лаптенок
                  33 510
                  38

                  10 самых востребованных режимов наложения

                  Когда речь идёт о цифровой фотографии, коллажировании и улучшении снимков, в числе первых стоят два инструмента – слои и режимы их наложения. О слоях мы поговорим в другом...

                  Читать дальше
                  03/05/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Марк Лаптенок
                  17 125
                  27
                  Наверх
                  Орфографическая ошибка в тексте:
                  своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

                  Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

                  Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

                  Окно закроется автоматически через 3 секунды