Маскирование, цветокоррекция, резкость

Здравствуйте, читатель. Я умышленно опустил прилагательное "уважаемый", ибо если человека не уважаешь, то зачем для него что-то писать, время тратить, тем более, делится с ним опытом. С уважением разобрались, здесь у нас всё в порядке, и это, в известном смысле, самое сложное. Остальное проще, и сводится к освоению набора определённых технических приёмов. Итак, читатель! Если вы заинтересовались проблемами, перечисленными в заголовке, и их связи, я смею предположить, что в фотошопе вы не новичок, и с этой позиции буду вести дальнейшее изложение.

Существует точка зрения, что цветокоррекцию следует осуществлять, воздействуя на всё изображение в целом. Последовательным приверженцем и страстным пропагандистом этой точки зрения является Дэн Маргулис. В его книгах, кстати, превосходно изданных на русском языке, проблема цветокоррекции изложена если не всеобъемлюще, то, по крайней мере, достаточно полно.

Но существует много фотографий, когда к одной части изображения для достижения желаемого результата нужно применить одни методы, а к другой части этого же изображения - противоположные, и в этих случаях методы Дэна Маргулиса ко всему изображению применимы далеко не всегда. Вот такими изображениями мы и займёмся. А поскольку нам предстоит работать не со всем изображением, а с его частями, встанет вопрос о выделении этих частей. И вот здесь во многих случаях наилучшим способом выделения будет маска. О связи маскирования и резкости разговор будет позже.

В качестве первого примера я выбрал изображение, приводимое ниже.

Набережная Амура

Это набережная Амура в Хабаровске. Время съёмки – вторая половина третьей декады апреля. Снег сошёл совсем недавно, листвы на деревьях ещё нет. Погода серенькая, на небе плотная дымка, свет рассеянный и изображение получилось достаточно размытое, неконтрастное. Снимок очень средненький, но для наших целей достаточно подходящий.

Чего бы мы хотели? Во-первых, изменить цвет неба, пусть будет если не голубое, то, по крайней мере, с голубизной. Во-вторых, повысить контраст, в третьих, увеличить резкость. Для осуществления этого плана необходимо выделить небо. Каким образом? При одной мысли, что придётся использовать инструменты выделения, подобные лассо или волшебной палочке, начинают ныть зубы. Дело осложняется ещё и тем, что небо просвечивает сквозь ветви деревьев и вверху, возле башни, сквозь решётку ограды. Точного выделения с помощью этих инструментов не добиться. Поэтому единственным решением будет создание маски.

Прежде чем продолжить, я хотел бы сделать одно замечание: работайте со своими картинками. Вам будет интересней, а подобрать что-то подходящее из личного фотоархива вы, я думаю, сможете. Впрочем, можете работать и с моей картинкой. Взять её можно здесь.

Ниже показаны все каналы пространства RGB. Изображение мелкое и нечёткое, и сделал я это с единственной целью: показать, что все они почти неразличимы. Разве что синий канал в тех местах, где клумбы уже зазеленели, потемнее. Если мы сейчас поместим эти каналы в чёрный ящик, перемешаем их там как следует, и будем наугад доставать и ставить на места красного, зелёного и синего каналов то, что нам в руки попадётся, в композитном изображении мало что изменится.

Кандидатов на маску среди этих каналов нет. Нет их и в CMYК пространстве. Вы можете посмотреть и убедиться в этом. И поскольку я планирую дальнейшую обработку вести в пространстве LAB, я выбрал кандидатом для маски канал яркости, lightness. Если вы работаете не с моей картинкой, то такой анализ вы должны будете выполнить самостоятельно, и не исключено, что вы найдёте подходящего кандидата.

Далее я перешёл в пространство LAB, скопировал канал lightness, перешёл на копию этого канала и применил команду Apply Image в режиме multiply. Этот канал в палитре каналов на рисунке синий, т.е. рабочий. 

Команду Apply Image я применил дважды с результатом, показанным ниже. Здесь, для повышения контраста я использовал уровни (Levels). Небо стало белым. Затем я ещё раз использовал команду Apply Image.

Следом за этим я взял инструмент "волшебная палочка", установил галочку на панели параметров contiguous, ибо в противном случае будет выделен весь белый цвет на изображении, выделил небо и инвертировал выделение, т.е. у меня стало выделенным всё, кроме неба. Взял кисть достаточно большого диаметра, бояться нечего, лишнего не закрашу, и закрасил реку и противоположный берег реки.

Во время выполнения описываемых операций не забывайте посматривать, что у вас активно и где вы находитесь, иначе закрасите что-нибудь не то, и будете долго гадать, откуда это взялось. Далее я взял инструмент лассо (пришлось, таки, взять) и грубо выделил все белые пятна, не касаясь области деревьев вверху, и залил всё выделение чёрным цветом.

Осталась одна неприятная область: плафоны фонарей. Я взял кисть с мягкими краями, подобрал её диаметр по диаметру плафона, и закрасил плафоны чёрным цветом. Кисть должна быть непременно с мягкими краями, иначе конечный результат будет неестественным. Маска почти готова. Остались башня и пьедестал памятника, на которых проглядывают светлые пятна.

Результат двукратного использования Apply Image и настройки уровней.

После закрашивания контура горизонта, реки и контур, который я залил чёрным цветом.

Каким образом замаскировать эти участки? Я поступил следующим образом. Копия канала lightness, к которой была дважды применена команда Apply Image, в комплекте каналов у меня была. Я её скопировал и на копии канала прямоугольным выделением выделил участок с башней. Выделение инвертировал и залил выделенное белым цветом, чтобы не мешало и не смущало Фотошоп.

Таким образом, у меня в канале остался только выделенный мною участок, с которым я собираюсь работать. К этому каналу я применил команду Levels, чтобы избавиться от серого фона. Далее взял волшебную палочку, установил допуск 15, в окошке contiguous поставил галку, и в два клика выделил то, что выделилось, а выделилось почти всё, что нужно, и башня в том числе.

Выделение сохранил в отдельном канале. Далее перешёл на этот канал, убрал лишнее, там ветви деревьев оказались выделенным, и подрисовал кистью то, чего не хватало. В оконченном виде этот фрагмент представлен рядом с рисунком "Выделение башни". Всё это дольше описывать, чем делать. Теперь нужно перенести этот фрагмент на создаваемую маску. Сделаем мы это посредством команды calculations.

При выполнении этой команды будьте, пожалуйста, внимательны, иначе не получите желаемого результата. Назначьте первый источник, второй, каналы с этими источниками у вас, скорее всего, будут иметь другие названия. Режим наложения должен быть multiply.

Обратите, пожалуйста, внимание, что выделенный фрагмент в процессе его обработки нами не перемещался и, следовательно, встал на предназначенное ему место. Вот зачем нужны были все эти фокусы с копированием каналов. Если бы мы использовали что-нибудь вроде "копировать-вставить", то непременно его сместили бы. Что же касается памятника, то я выделил там всё, что нужно, инструментом лассо и залил чёрным цветом. Мне это показалось самым простым. Итак, маска готова.

Затраченный труд стоит того, чтобы показать его результат во всей красе. Теперь вам понятно, что изготовление маски может оказаться делом непростым, но осуществимым. И вот для того, чтобы всё это показать, я и взял в качестве исходного такой, казалось бы, неудачный снимок. Если хотите узнать больше об использовании каналов для маскирования, полистайте книгу С. Кэлби "Работа с каналами в Photoshop". Поучительное чтение.

Выделение башни

А это выделенный фрагмент в завершённом виде так, как нужно.

Использование команды calculations для переноса фрагмента на маску.

Завершённая маска для выделения неба.

Ну что ж, настала пора собственно цветокоррекции, ради которой был проделан весь предыдущий труд. Все дальнейшие операции мы будем делать неразрушающими основное изображение. Для этого будем использовать маски слоёв. Работаем мы в пространстве LAB. Перейдём на основной слой и переименуем его. Я назвал его основным, а вы можете дать ему имя по своему усмотрению.

В меню палитры слоёв последовательно выбираем "создать новый заливочный слой или слой настройки", "кривые". Он появляется с маской слоя. Я назвал его "небо". Переходим на маску слоя "небо" и применяем команду Apply Image. В строке channal выбираем канал с созданной нами маской. Если теперь перейти на палитру каналов, то можно увидеть, что там появился канал маски неба. Двойным кликом на изображении кривых на маске слоя "небо" запускаем команду "кривые".

Применение команды Apply Image к маске слоя.

В пространстве LAB за голубой цвет ответственен канал В. Выбираем этот канал и производим настройку. Зона голубого цвета находится в правой нижней половине, если кривые у вас сориентированы так же, как и у меня. Я сместил среднюю точку на 20 единиц вправо, т.е. лёгкую дымку я оставил. Так мне кажетс естественнее. Теперь вы можете оценить качество маски и смысл нашего предыдущего труда. На мой взгляд, небо вписалось очень органично.

Корректировка цвета неба.

Поскольку небо у нас сейчас голубое, имеет смысл добавить солнышка на то, что под небом, то есть на землю. Для этого мы сначала сделаем копию нашей маски, а затем инвертируем её. Теперь можно создавать новый слой. Повторяем команду "создать новый заливочный слой или слой настройки", "кривые". В маску слоя загружаем нашу инвертированную маску.

Запускаем команду "кривые", И вновь нам нужен канал В, но на сей раз для корректировки в противоположную сторону. Ну что бы мы делали без маски? Я сдвинул среднюю точку на кривой В на 10 делений влево и слегка подправил канал яркости, увеличив контраст в тенях. Ориентировался я по цвету башни. Она должна быть примерно такого цвета, какой получилась после коррекции.

Теперь, ничего не руша и не ломая, т.е. не лишая себя возможности вернуться к предшествующим этапам, нужно создать слитый слой. Делается это командой Merge Visible из меню Layer при нажатой клавише Alt. У меня не хватило пальцев на руках, чтобы сделать для вас экранный снимок этой процедуры, извините.

Корректировка цвета нижней части снимка.

Слитый слой я подверг лёгкой корректировке. Если вы тоже захотите подкорректировать результат – кривые вот они, как раз над этим абзацем, хоть это и не обязательно. Разумеется, коррекцию я осуществлял на слое. Вновь сливаю слои. Следите только, чтобы видимыми у вас были только те слои, которые и необходимо слить.

Корректирующие кривые, которые я применил при повторной коррекции.

Ну что ж, пора повышать резкость. В фотошопе имеется для этого, казалось бы, богатый инструментарий. Если вы пройдётесь по колонке меню "фильтры", "резкость", то обнаружите там аж пять фильтров. Причём очень мало книг, в которых было бы описано, как этим многообразием пользоваться. Ничтожно мало.

Впервые что-то внятное по этой проблеме я прочёл у Дэна Маргулиса. Вторым, по очереди, но не по значимости, серьёзным источником является книга Брюса Фрэйзера: Bruce Fraser. Real World Image Sharpening with Adobe Photoshop CS2: Industrial-Strength Production Techniques. У этой книги мешок достоинств, о которых я не буду распространяться, и один единственный недостаток: она существует только на языке её автора, т.е. на английском. На русский не переводилась. Поэтому я и привёл её наименование по-английски.

Каждому фотошоперу, независимо от квалификации, хотя бы мало-мальски понимающему английский, я рекомендовал бы эту книгу не просто прочесть, а тщательно проштудировать. О потраченном времени сожалеть не придётся. В этой книге написано многое такое, о чём в других книгах даже не упоминается. То, о чём я намерен поведать далее, в значительной мере почерпнуто у Брюса Фрэйзера.

Вернёмся к резкости изображения. Оказывается, человеческое зрение можно обмануть, и то, что на самом-то деле не очень контрастно, будет казаться резким. И оно, зрение, этому обману охотно поддаётся. Для этого нужно вдоль границы, которую мы желаем видеть резкой, создать гало. Более резким изображение не станет, но казаться таковым будет. Подробно об этом эффекте написано у Дэна Маргулиса, кому интересно – прочтите, переписывать я не буду.

Все фильтры в фотошопе из группы "резкость" как раз такое гало и создают. Три из этих инструментов Sharpen, Sharpen Edges и Sharpen More юниорские. Оставим их юниорам. Я коснусь их в дальнейшем изложении. Мы-то в мастера метим. Нам осталось два инструмента, Unsharp Mask и Smart Sharpen. Пользоваться инструментом Smart Sharpen я вам на первых порах не рекомендую по причинам, которые будут ясны чуть позднее. И остаётся нам, мастерам, Unsharp Mask. Окно этого инструмента имеет три настраиваемых параметра amount, radius и threshold. Рассмотрим их по очереди.

  • Amount. Устанавливает интенсивность гало, создаваемого для увеличении резкости. При низких значениях обеспечивает большую разницу между уровнями гало для достижения чистого белого и устойчивого чёрного. При высоких значениях – меньшую разницу. Понимать это нужно так, что если вы будете сравнивать гало при значениях 100 и 200, то при 200 гало будет более протяжённым, чем при 100. И если гало простирается у вас слева направо, то при 200 граница между резким и нерезким будет правее таковой при 100.
  • Radius. Я долго ломал себе голову: радиус чего? Так вот, други мои и недруги, это радиус гало. Как видите, можно выставить и дробное значение. Я умышленно поставил такую картинку, чтобы вы обратили на это внимание. В действительности всё сложнее, ибо пиксел можно окрасить только в один цвет, и всех подробностей алгоритма я не знаю, но принцип, думаю, понятен.
  • Threshold. Интуитивно понятный параметр, который определяет некий порог, ниже которого фильтр не будет восприимчив к разнице в контрасте.

Коснёмся теперь инструментов, которые мы отнесли к юниорским.

  • Sharpen. Даёт тот же эффект, что и Unsharp Mask с параметрами настроек amount 130, radius 0,4 и threshold 0.
  • Sharpen More. Даёт тот же эффект, что и Unsharp Mask с параметрами настроек amount 390, radius0,4 и threshold 0.
  • Sharpen Edges. Нечто среднее между Sharpen и Sharpen More. По характеристике Брюса Фрейзера, полезен не более, чем Sharpen и Sharpen More. Я ему верю.

Для завершения этого обзора коснусь инструмента Smart Sharpen. Это инструмент более мощный, чем Unsharp Mask. Он имеет две закладки Basic и Advanced. На закладке Basic он практически эквивалентен Unsharp Mask. Настройки на закладке Advanced я описывать в этом уроке не буду. У этого инструмента есть одно препротивное свойство.

Настройки, выставленные на закладке Advanced, действуют даже тогда, когда вы работаете на закладке Basic, т.е. по идее должны бы быть отключены, и это доводит до бешенства даже опытных пользователей. Об этих настройках постоянно забывают, и результат получается совсем не тот, которого ждёшь. Вот по этому я и не рекомендовал пользоваться этим фильтром на первых порах.

Мы прервались на том, что завершили цветокоррекцию и объединили видимые слои. Самый верхний объединённый слой, на котором выполнена вся цветокоррекция, дублируем и переименовываем. Я назвал новый слой "Резкость". Пространство LAB хорошо тем, что в нём цвет отделён от собственно изображения.

Есть монохромное изображение в градациях серого в канале lightness и есть два канала цвета, и если мы будем оперировать в канале lightness, то никак не повлияем на цвет. В других пространствах манипуляции в любом канале влияют на цвет композитного канала. Если применить фильтр Unsharp Mask даже с достаточно мягкими настройками ко всему, что есть в канале lightness, результат вас разочарует.

По-английски это называется under-sharpening, "пере-резчение", так, что ли. Получилось так же изящно, как и "недопересыпание". Подбор русских эквивалентов в таких случаях, это сущая каторга. И вот, чтобы избежать этого разочарования, существует специальная технология. На созданном нами объединённом слое перейдём на канал lightness, продублируем его, перейдём на копию и выполним команду Find Edges (найти края) так, как показано на рисунке ниже.

Нахождение краёв на изображении.

Теперь необходимо слегка повысить контраст в этом канале и избавиться от серого фона. Я сделал это с помощью команды Levels. Какие я использовал настройки видно на рисунке. После этого я выполнил размытие канала по Гауссу с радиусом 0,8 и инвертировал изображение. Мы же собираемся повышать резкость только на краях, следовательно, они должны быть на маске прозрачными.

Прежде, чем осуществлять инверсию, я взял кисть и закрасил белым всё, что на реке. Незачем повышать там резкость. Потом взял кисть с 50% прозрачностью и прошёлся белым по склону откоса. Там всякая грязь из под снега вылезла, тоже незачем делать её более контрастной. Маска для резкости готова. Я назвал этот канал "Маска резкости".

Переходим на слой "Резкость", дублируем его (это очень важно, если слой не продублировать, результат будет нулевой), и на копии выполняем команду "Создать маску слоя". Делаем маску активной, для чего щёлкаем по ней курсором. Вокруг значка маски на слое появится двойная рамка. Затем выполняем команду Apply Image, в окне команды в качестве источника в строке Сhannal указываем канал "Маска резкости" и нажимаем ОК.

Канал загружен на слой в качестве маски. Я не стал делать здесь картинки, мы эти операции уже выполняли неоднократно, так что, думаю, трудностей не будет.

Результат выполнения команды Find Edges и повышения контраста с помощь команду Levels

Маска резкости

Настройки Unsharp Mask

Теперь на копии слоя "резкость" переходим двойным кликом на изображение и запускаем фильтр и. Параметры настройки, которые выставил я, приведены на картинке. Вы можете выставить другие параметры, какие вам понравятся, но не переусердствуйте. Это тоже плохо. Никто не должен догадываться, что вы что-то делали с исходным изображением. Корректировка должна быть незаметной для зрителя, или заказчика.

В общем, как у врача: в первую очередь - не вреди! Ну, вот и всё. Пощёлкайте на значке видимости слоя "резкость", чтобы оценить полученный результат. Не берусь утверждать, что мы сотворили шедевр. Для выставки это вряд ли годится. Но для личного архива, в качестве фактографического материала, вполне…. Над тем, что я назвал "Финал" нужно бы еще поработать. Не грех бы тени добавить для реалистичности, ведь мы же солнечную погоду сделали, и т.д., в общем, посмотреть надо на результат критически.

Всем, кто дочитал до этого места и выполнил все манипуляции, разрешается на пять минут расслабиться и выпить чашечку кофе. Те, кто просто читал, на кофе не заработали.

Финал

Это для сравнения: с чего начали и что получилось.

Начало

Финал

Отдохнули? Продолжим. В качестве второго объекта для наших упражнений я выбрал вот такой снимок. Нашёл я его в Интернете. Это Петергоф. Очень уж мне сюжет понравился. Согласитесь, неплохо. Каковы недостатки? Во-первых, перспективные искажения. Во-вторых, экспозиция. Экспонометр фотоаппарата вычисляет некоторую среднюю для всего кадра экспозицию. Не изобретено ещё затворов, которые бы разные части кадра экспонировали с различной экспозицией. Контраст на снимке высок. В результате небо получилось недоэкспонированным, а храм, основной объект съёмки, переэкспонированным. Надлежит эти недостатки исправить.

Делаем глубокий вдох и начинаем. Открываем изображение в фотошопе. Взять его можно здесь. Выполняем команды "Image", "Duplicate". Исходное изображение закрываем, копию оставляем. Работайте всегда с копией. Если это не являлось вашим правилом, то с настоящей минуты пусть будет таковым. С перспективными искажениями всё просто: берём инструмент Crop и исправляем. Я на этом останавливаться подробно не буду. То, что получилось у меня, и с чем нам работать, представлено ниже.

Перспективные искажения устранены

И вновь перед нами те же проблемы, выделение неба, просвечивающего сквозь деревья, да ещё с облаками, и вновь нет канала, могущего стать кандидатом для маски. Дополнительное осложнение: храм-то очень светлый, а нам нужно сделать его чёрным. Самое светлое небо в синем канале, а самое светлое здание храма в красном канале, примем это к сведению.

Я создавал маску в отдельном файле, исключительно для того, чтобы не захламлять промежуточными результатами основной файл. Вы можете всё делать в одном файле, но будьте аккуратны с каналами, непременно именуйте все созданные вами каналы, причём осмысленными именами, пусть они будут длинноваты, не страшно.

Я создал пустой новый файл в градациях серого с размерами изображения в точности равными размерам изображения основного файла. Размеры изображения можно узнать выполнив команду Image Size. Я назвал новый файл "Маска". Скопировал во вновь созданный файл красный и синий каналы. Синий канал скопировал и выполнил команду Levels для того, чтобы высветлить небо. Ниже на рисунке показаны применённые мною настройки в окне Levels.

После этого трижды применил команду Apply Image с режимом наложения multiply. Контуры деревьев после этого стали выглядеть превосходно, но отнюдь не храм. И здесь я ввёл в игру красный канал. Помните? Храм на нём самый светлый! Я его скопировал и инвертировал. Теперь я перешёл на инвертированный красный канал, взял волшебную палочку, и в несколько кликов (при нажатой клавише Shift) создал выделение. Я выделил весь чёткий чёрный цвет на фронтоне и на крыше. Вернулся на копию синего канала, из которого я делаю маску, и залил выделение чёрным цветом.

То, что из этого получилось, представлено на рисунке. Прогресс виден явно. Осталось большое белое пятно на крыше справа. Я перешёл на инвертированный красный канал, притемнил его уровнями, и повторил процедуру с волшебной палочкой.

Применение команды "Уровни" к копии синего канала

От белых пятен на фронтоне и на крыше я избавился просто. Я выделил их все за один приём инструментом лассо и залил чёрным цветом. Впрочем, применение лассо в этом случае совсем не обязательно. Можно применить и прямоугольное выделение, и любое другое.

Инвертированный красный канал

Как поступите вы - это зависит исключительно от ваших предпочтений. И вовсе не обязательно всё это делать за один приём. Отдельные демонстрационные рисунки я для этих операций не делал. Осталась одна проблемная область – купола. Используя простые выделения, в основном прямоугольное, залейте там всё, что можно, черным цветом. К контурам куполов не прикасайтесь. Далее с перешёл на синий канал, скопировал его, перешёл на копию и, притемнив его уровнями, выделил купола прямоугольным выделением (все!), выделение инвертировал и залил 10% серым.

Я намереваюсь выделять небо и мне нужно, чтобы цвет, который я буду выделять, выделялся только в области куполов, а не на всём изображении. Я взял волшебную палочку, установил небольшой порог (5%), начал выделять участки неба и заливать выделения белым цветом. Под какой-то из кликов попал и мой 10% серый. Я и его залил белым. Теперь можно. После того, как небо удалено, необходимо подчистить грязь. Я сделал это белой кистью. Затем выделил белый цвет волшебной палочкой, инвертировал выделение и залил его чёрным цветом. Вот они, купола, красавцы мои!

Маска после копирования из красного канала

Купола

30 секунд можно полюбоваться достигнутым результатом и двигаемся дальше. Я скопировал канал с куполами, прямоугольным выделением выделил центральный купол, инвертировал выделение и залил белым цветом. У меня получился только один купол. Я старался, чтобы в выделение не попало ничего белого, чтобы не было дополнительной работы. Командой calculations в режиме наложения multiply я вставил этот купол в канал основной маски.

Подобную операцию я проделал с каждым куполом. Сказанное не означает, что и вы должны поступать так же. Можно подправить купола на одном канале и интегрировать в основную маску одной операцией. Поступайте, как вам удобнее. Так, или иначе, маска готова.

Завершённая маска

Завершённую маску я перенёс в основной файл. А теперь вернёмся немного назад к моим словам " я создавал маску в отдельном файле…". Так вот, в моём вспомогательном файле после окончания работы над маской оказалось 14(!!) каналов. Теперь представьте, что всё это оказалось бы в основном файле. Зачем эти каналы там нужны?

Можно приступать к цветокоррекции. Осуществлять её мы будем не такими же методами, как в предыдущем примере, иными.

Создадим копию основного слоя и назначим ей режим наложения Overlay. Добавим маску слоя и загрузим в неё нашу маску командой Apply Image. Прошу обратить внимание на то, как меняется изображение на каждом этапе. Для того, чтобы цвет неба не был уж таким конфетно-бирюзовым я установил для параметра Opacity значение 45%. На мой взгляд, это то, что нужно. Производим неразрушающее слияние слоёв командой Merge Visible при нажатой клавише Alt, создаём копию нового слоя и назначаем ей режим наложения Multiply. Видите что получается? Но нам этот эффект нужен только на храме.

Создаём маску слоя. Переходим в палитру слоёв, создаём копию нашей маски и инвертируем её. Затем командой Apply Image загружаем, как маску слоя. Небо свой цвет восстановило. В левом нижнем углу глубокие тени, и нам совсем не нужно увеличивать насыщенность в этой области. Поэтому я взял чёрную мягкую кисть и закрасил эту область прямо на маске слоя. Для этого нужно перейти в палитру слоёв и сделать маску слоя видимой и активной. Кроме того, я уменьшил насыщенность цветов на куполах. Для этого я взял мягкую чёрную кисть, подобрал её размер по диаметру куполов, установил параметру Opacity (кисти, не слоя!) значение 50% и притемнил на маске слоя купола. Параметру Opacity корректирующего слоя (теперь слоя) я установил значение 45%. Всё.

На этом цветокоррекция завершена. Увеличиваем резкость. Вновь производим неразрушающее слияние слоёв, создаём копию нового слоя. Теперь нужно озаботиться созданием маски резкости. Я выбрал для этого зелёный и голубой каналы, поскольку там наибольшее количество деталей. Запустил команду Colculations, в окне которой в качестве источников указал упомянутые каналы.

Для этой цели классики рекомендуют режим наложения Pin Light, причём рекомендация эта достойна внимания, проверено, но в данном случае у меня с этим режим не получилось ничего, пригодного для дальнейшего применения, и я назначил свой любимый Overlay. Небо он высветлит, но я в этой области резкость повышать и не намерен, а в остальной области контраст повысит, что и требуется.

Нажимаем ОК, и переходим на вновь созданный канал. Запускаем фильтр Find Edges, затем размытие по Гауссу с радиусам 0,8. Резкость я хочу увеличить только на здании храма, поэтому беру белую кисть и всё остальное безжалостно закрашиваю. Канал инвертирую. Маска резкости готова. Теперь перехожу на копию слоя, корректирующего резкость, создаю на этой копии маску слоя и командой Apply Image загружаю маску резкости. Перехожу с маски на изображение и запускаю фильтр Unsharp Mask с парметрами Amount 300, радиус 0,5, порог 0. Ну, вот и всё, есть на что приятно посмотреть!

Начало

Конец

Я ещё немножко пофилософствую, читатель, совсем немножко.

Основные затраты времени в обоих примерах приходятся на создание маски. Для второго примера при подготовке этого урока я создал три варианта маски, все различными способами В тексте я описал, на мой взгляд, самый рациональный способ. Это я говорю к тому, что при создании масок нет столбовой дороги, и путь извилист и тернист. Возможно, вы, поразмыслив, придумаете что-то более рациональное. 

И ещё. Я показывал результат обработки снимка во втором примере его автору, ожидал похвалы, а получил оплеуху. Он мне ответил: "Красиво, но не правдоподобно". Справедливости ради следует сказать, что я показывал другой вариант, где цвета были несколько более насыщенными, и при подготовке этого урока прыти я поубавил. Этот вариант я автору не показывал. 

Что я могу сказать в своё оправдание? Я не присутствовал при съёмке и не видел ни того неба, ни того храма, но я бывал в Питере. По одежде людей и цвету листвы я могу предположить, что снимок сделан примерно в третьей декаде сентября. Время съёмки около 15 часов. В это время года и в это время суток может быть такое небо, а всё остальное зависит от чувства меры. Мне кажется, что на этот раз оно соблюдено. Так что, всегда помните о чувстве меры.

И последнее. Никакое чтение не заменит вам практики. Как бы много вы не читали, если не будете упражняться, устойчивых навыков у вас не будет.

 На этом позвольте откланяться. Успехов вам, читатель!

06/12/2012    Просмотров : 53827    Источник: photo-monster.ru    Автор: Игорь Житкевич
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 12

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Алексей__ 21 Октября 2013 - 16:58:57

    Первый пример не понравился итог, сильный контраст, темные участки светлее надо, фильтр Unsharp Mask обычно применяю после фильтра пылающие грани в лаб. lab - световой канал, - пылающие грани, - выделение, размытие по гаусу радиусом = радиусу граней потом только в RGB Unsharp Mask по выделению радиусом = радиусу размытия.
    Второй пример намного наглядней и удачней, очень понравился результат


  • наталья цымбалюк 15 Апреля 2013 - 12:00:48

    Красиво и изменения отчётливы,но сколько времени итруда!


  • nigina.sharipova 6 Апреля 2013 - 16:24:14

    Cпасибо за статью.


  • Aleksandr_ 18 Декабря 2012 - 09:58:09

    Статья интересная! Если бы все команды писали по русски, так как фотошоп на русском было бы супер.


  • Любовь 9 Декабря 2012 - 16:33:03

    Замечательная статья! Узнала много нового!


  • veterok 8 Декабря 2012 - 23:42:44

    Вообще то это все изложено в книгах вышеупомянутого Дена Маргулиса, думаю оттуда и взято.


  • leonova2105 8 Декабря 2012 - 10:07:44

    Для профессионалов,наверное ,интересно,но как консервативный любитель согласна с автором последнего снимка-красиво и глянцево.А уж первый снимок вообще на себя не похож стал.Я почти не пользуюсь ретушью,что есть,то есть,а то все фото стали друг на друга похожи,а ведь индивидуальность,пусть и не очень профессиональная,тем и хороша,что не похожа на других.


  • Евгений Киселёв 7 Декабря 2012 - 22:48:34

    Спасибо, Игорь. Мне интересна ваша школа.


  • котстудент 7 Декабря 2012 - 20:48:22

    Спасибо, очень интересно и красиво


  • nesla 7 Декабря 2012 - 19:59:38

    Упомянутая в статье книга Брюса Фрейзера на русском языке вышла в 2007 году (Издательский дом "Вильямс" и называется "Усиление резкости фотографий в Adobe Photoshop. Реальный мир". Тираж 3000 экз.


  • девчонка 7 Декабря 2012 - 14:11:21

    вау!!!!!!!!!!!


  • fotoromanov 7 Декабря 2012 - 09:25:08

    Интересно, наличие равов облегчило бы задачу?


Еще уроки из рубрики "Photoshop и Lightroom"

Горячие клавиши Camera Raw

Обновленная версия списка горячих клавиш Adobe Camera Raw по состоянию на момент публикации материала. Использование клавиатурных сокращений позволяет значительно увеличить скорость работы п

Читать дальше
15/09/2020. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Евгений Карташов
18 650
10

Как создать хорошую HDR-фотографию?

Как создаются хорошие HDR-фотографии. Основные этапы, на которые необходимо обращать внимание

Читать дальше
06/06/2023. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Евгений Карташов
40 968
0

10 главных ошибок при обработке фотографий

На бесплатном онлайн мастер-классе по Photoshop мы разобрали 10 основных ошибок при обработке фотографий. Рекомендуется к просмотру как любителям, так и профессионалам.

Читать дальше
19/06/2023. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Евгений Карташов
33 909
2

DxO PhotoLab 2 - альтернатива Adobe

DxO выделяется на фоне конкурентов благодаря особому способу обработки RAW файлов. Первая версия DxO PhotoLab была анонсирована в конце 2017 и сразу после...

Читать дальше
19/07/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
21 934
4

Получаем идеальную перспективу на снимке

Есть много разных способов исправить геометрию объектива и перспективу с использованием Photoshop. Однако, полезные инструменты также присутствуют в Camera Raw и Lightroom, с которых как раз

Читать дальше
16/06/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
15 934
0

MIDI-контроллер для обработки в LightRoom

Обработка фотографий с программами на подобие Lightroom обычно требует коррекции экспозиции, контраста, бликов, теней и т.д., что занимает более 90% общего времени. Все...

Читать дальше
06/06/2019. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
14 635
1

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды