Обработка фотографий с программами наподобие Lightroom обычно требует коррекции экспозиции, контраста, бликов, теней и т.д., что занимает более 90% общего времени. Все эти параметры регулируются с помощью слайдеров, которые перетягиваются мышкой, эмулируя физические средства контроля. Так почему бы не взять настоящие регуляторы и не управлять всем напрямую?
Вместо того, чтобы тыкать мышкой в виртуальные контроллеры, почему бы не использовать физические аналоги, которые позволят перестать распылять внимание на процесс и сфокусироваться на эффекте, получаемом в результате изменения каждого параметра?
Поверьте – когда вы привыкнете работать с параметрами снимка при помощи физических контроллеров, а не возиться с виртуальными слайдерами Lightroom, вам никогда не захочется возвращаться. Это более естественно и эффективно. Рабочий процесс станет гораздо удобнее, когда вы будете проводить коррекции, даже не глядя на контроллер, не рассеивая внимание на курсор, который нужно навести на нужный слайдер, а потом перевести взгляд на снимок, чтобы посмотреть, добились вы нужного результата или нет.
MIDI-контроллер – это устройство, которое обычно используется при создании музыки. Каждый контроллер обладает набором кнопок, ручек и фейдеров (слайдеров). Их изменения передаются на компьютер через специальный MIDI-интерфейс или стандартный шнур USB.
На рынке существует огромное количество MIDI-контролеров, но не все из них можно адаптировать для обработки фотографий.
Используя бесплатную утилиту под названием MIDI2LR, сигнал с любого MIDI-контроллера можно привязать к определенному слайдеру в Lightroom. Например, поворот регулятора будет осветлять или затемнять экспозицию снимка.
Альтернативой могут служить физические контроллеры Palette Gear и Loupedeck. Не хочу очень много говорить о них, поэтому просто приведу краткий обзор плюсов и минусов, которые я нашел у каждого. Если вам интересно узнать более подробную информацию, её можно найти на официальном сайте.
Как можно видеть из сравнения, в плане функционала выигрывает Palette Gear, однако, при большом количестве модулей его цена значительно возрастает. Loupedeck+ станет идеальным вариантом для пользователя Lightroom, которому нужно простое решение за среднюю цену.
На первый взгляд MIDI-контроллер может показаться не самым лучшим вариантом. В зависимости от модели цена будет варьироваться, но в любом случае придется повозиться: сначала решить, какие регуляторы понадобятся, потом подобрать подходящий контроллер и назначить все функции, используя далеко не самую дружелюбную утилиту. Однако, причина, по которой я решил написать эту статью – помочь вам справиться с этими недостатками и безболезненно развернуть свою собственную систему обработки фотографий на основе MIDI2LR.
Теперь я объясню, какие регуляторы могут понадобиться для Lightroom, дам несколько критериев выбора подходящего MIDI-контроллера и приведу примеры конкретных моделей.
Одно из главных испытаний при попытке связать MIDI-контроллер с Lightroom – это найти модель, которая будет адекватно с ним работать. Как я уже упоминал ранее, MIDI-контроллеры предназначены для производства музыки, а не обработки фотографий.
Поэтому в начале возникает проблема курицы и яйца: Вы не узнаете, насколько хорошо это работает и какие параметры лучше подходят для редактирования до тех пор, пока не купите контроллер, чтобы всё это опробовать.
Повышение контраста путем поворота регулятора
Прежде всего я хотел бы пройтись по основам, а затем рассказать о некоторых контроллерах, на которые наткнулся во время своих поисков.
MIDI-контроллеры обычно обладают несколькими видами физических регуляторов: кнопки, фейдеры и ручки. В зависимости от реализации они лучше или хуже подойдут для Lightroom.
Разные виды регуляторов для MIDI-контроллеров
Кнопки
Самый простой регулятор – это кнопка. При работе с Lightroom можно использовать их для назначения рейтинга, переключения на определенные панели, активации разных режимов: кадрирование, устранение пятен, кисть и другие.
Помимо этого, утилита MIDI2LR позволяет загружать профили по нажатию кнопки. Каждый профиль представляет свой набор назначенных функций. Вы можете переназначать функционал для разных случаев.
В качестве примера возьмем профиль для модуля Library, где регуляторы имеют разные функции для отбора фотографий. Нажатием одной кнопки вы можете переключиться на профиль для Develop. Он откроет соответствующий модуль и переназначит кнопки, которые теперь будут использоваться для обработки фотографии.
Еще немного теории
Кнопки могут посылать два вида MIDI-сообщений – переключение состояния и моментальный сигнал. В большинстве ситуаций ПО для MIDI-контроллеров позволяет самостоятельно определить поведение кнопок. При настройке MIDI2LR убедитесь, что все кнопки установлены на моментный сигнал. В терминологии MIDI команда, посылаемая кнопкой, часто называется "нотой".
Другие важные виды регуляторов, о которых мы поговорим дальше – фейдеры и ручки – называют «кодерами». Они могут посылать компьютеру число между 0 и 127. Такие кодеры также называют продолжительными контроллерами (continue controller), из-за чего их команды помечают аббревиатурой "сс".
Почему всё это так важно? Сразу после запуска MIDI2LR в колонке MIDI Command вы увидите множество "Note" и "СС", на которые нужно будет назначать функции.
Главное окно MIDI2LR демонстрирует назначенные MIDI-контроллеру команды.
Фейдеры
Фейдеры (или как их еще часто называют «слайдеры») можно использовать для регулирования таких величин, как экспозиция, баланс белого, тени и т.д. По сути, назначить можно любое значение, представленное в Lightroom слайдером.
Панель базовых коррекций Lightroom
На первый взгляд фейдеры могут показаться самым лучшим и естественным способом регулирования значений, поскольку Lightroom представляет большинство параметров в виде слайдеров. Текущее положение слайдера всегда отражает абсолютное значение. Например, когда слайдер наподобие того, что приведен выше, установлен в положение 75%, для Lightroom будет передаваться значение экспозиции +2.50 EV.
Проблемы начинаются, когда вы откорректировали одну фотографию, а затем переходите к следующей, у которой текущие значения уже другие.
В этом случае очень хорошо работают моторизированные фейдеры. Они обеспечивают соответствие между физическим положением головки фейдера и текущим значением, которое к нему привязано. В случае с Lightroom, когда вы переключитесь на следующий снимок, встроенный моторчик автоматически переместит фейдер в новое положение. Однако, такие фейдеры можно найти только в более дорогих и крупных моделях MIDI-контроллеров.
У более дешевых MIDI-контроллеров зачастую установлены немоторизированные фейдеры. Поэтому, когда вы устанавливаете экспозицию фотографии на +2.5 EV, перетянув головку фейдера в положение 75%, она так и останется на этой отметке. Перейдем к следующей фотографии, где значение экспозиции равно 0 EV. Положение головки (75%, которые должны перевестись в +2.5 EV) больше не синхронизировано со значением в программе (0 EV, что соответствует 50%). Однако, как только вы слегка подвинете фейдер, значение экспозиции сразу подскочит до текущего положения, равного +2.5 EV вне зависимости от того, каким оно было до этого.
Теперь представьте, что у вас есть набор уже законченных снимков, каждый со своими значениями, причем вы регулировали не только экспозицию, но также блики, тени, белые, черные и т.д. При перелистывании фотографий положения немоторизированных фейдеров практически никогда не будут совпадать с текущими значениями.
По сути, это делает их совершенно непригодными для использования в Lightroom, поэтому не покупайте контроллер с немоторизированными фейдерами.
Примечание: MIDI2LR имеет дополнительный "Режим подхватывания" (Pickup Mode), призванный минимизировать угрозу внесения неумышленных изменений при работе с немоторизированными фейдерами. В таком случае, перемещение головки не будет менять значения до тех пор, пока его положение не совпадет с текущим значением. Однако, я всё равно считаю это обходным путем для неправильного вида регулятора – это как использовать молоток, чтобы закрутить шуруп.
Ручки
Так же, как и при использовании фейдеров, поворот ручки позволяет менять различные значения. Однако, при покупке контроллера стоит быть осторожным, чтобы не ошибиться в выборе правильного вида ручек, поскольку они могут быть абсолютными и относительными.
У абсолютных ручек есть четко определенные значения в начале и конце. Следовательно, они обладают такими же недостатками, как и немоторизированные фейдеры: текущее положение не совпадает с регулируемым значением после переключения на другой снимок. Не покупайте контроллер с абсолютными ручками.
Относительные ручки – дешевое и более подходящее решение. Если обратить внимание на другие варианты, например, те же Palette Gear или Loupedeck, можно заметить, что они оба используют относительные ручки и подобного рода управляющие элементы. У них нет шкалы, поэтому они просто увеличивают или уменьшают текущее значение, работая по принципу колесика мыши.
Иногда такие контроллеры, как Behringer X Touch Mini оборудуют ручками, которые также могут выступать в роли кнопок. Я рекомендую именно такой вариант, поскольку с ним вы можете не только регулировать значения, поворачивая ручку, но также сбросить его до исходного, просто нажав на неё.
Некоторые ручки обладают даже небольшим LED-кольцом, отображающим примерное текущее значение.
Итак, мы обсудили разные виды регуляторов, которыми может похвастаться типичный контроллер. Это уже должно помочь вам в поисках конкретной модели. Но давайте пройдемся по нескольким MIDI-контроллерам, которые лично я считаю хорошими кандидатами.
Behringer X Touch Mini
Behringer X-Touch Mini (снимок: Behringer с разрешения Music Tribe Commercial NV Inc)
Я пользуюсь именно этой моделью, популярность которой для использования в связке с Lightroom сильно возросла благодаря большому количеству различных уроков. Одно из главных преимуществ – при достаточно невысокой цене в ~$80 вы получаете хорошее устройство, которое отлично подойдет на роль первого в жизни контроллера, если хотите поработать с MIDI2LR. Однако, в то же время вы получаете хороший выбор различных регуляторов.
У него есть 8 нажимных ручек с LED-кольцами – мой любимый вид регуляторов для работы с коррекциями. Под ними расположено 16 кнопок. Справа есть один фейдер, который, к сожалению, не моторизирован и поэтому в определенной мере бесполезен для работы с Lightroom. Я им не пользуюсь и вообще был бы рад, если бы его не было. Все элементы организованы двумя слоями (их часто называют «банки»), между которыми можно переключаться кнопками A/B. Это позволяет назначить две функции на каждую кнопку, не переключая профиль MIDI2LR. В целом получается 16 ручек и 32 кнопки для маппинга функций Lightroom – по 8 ручек и 16 кнопок на каждом слое.
К недостаткам можно отнести вышеупомянутый немоторизированный фейдер и дешевое качество сборки (относительно говоря). Однако, для такой стоимости я считаю эту модель достаточно хорошей.
Arturia Beatstep
Arturia Beatstep (снимок: Arturia)
Внешне Arturia Beatstep достаточно сильно похожа на Behringer X Touch Mini с тем отличием, что у неё есть еще один ряд ручек, а также одна большая ручка, заменяющая собой бесполезный слайдер. Насколько я знаю, ручки не нажимаются и не имеют LED-индикаторов, показывающих текущее значение. Также не похоже, чтобы здесь можно было назначать два банка, как в случае с Behringer. Слева есть 8 дополнительных кнопок, но я не уверен, можно ли использовать их совместно с MIDI2LR. Цена в ~$113 как по мне достаточно обоснована.
Если вам нужно в два раза больше ручек без необходимости переключаться между банками, Arturia Beatstep подойдет гораздо лучше.
DJ TechTools Midi Fighter Twister и Midi Fighter 3D
Если цена вас не беспокоит, стоит обратить внимание на контроллеры Midi Fighter Twister и Midi Fighter 3D производства DJ TechTools.
DJ TechTools Midi Fighter Twister (снимок с разрешения DJ TechTools)
Midi Fighter Twister имеет 16 поворотных нажимных ручек с 4 независимыми банками (в целом получается 64 ручки без необходимости переключать профиль). Уникальность данного контроллера в том, что можно настроить подсветку каждой отдельной ручки. Например, если вы хотите работать с цветовыми коррекциями, каждой ручке можно придать подсветку, соответствующую цвету, который она регулирует.
DJ TechTools Midi Fighter 3D (снимок с разрешения DJ TechTools)
Midi Fighter 3D дополняет Twister 16 кнопками, которые поддерживают 4 банка. С ним вы также сможете менять подсветку каждой кнопки. Устройство поддерживает функцию распознавания движения, которая в данном случае может пригодиться. Если повезет, вы сможете найти более дешевую предыдущую версию Midi Fighter Spectra без распознавания движения.
У меня нет никаких сомнений, что оба эти устройства имеют наивысшее качество.
Теперь представьте Midi Fighter 3D с его кнопками в левой руке для переключения функций и Midi Fighter Twister с ручками в правой для регулировки значений. Из этого получилась бы отличная система. Однако, каждый контроллер обойдется примерно в $285, следовательно, общая цена составит ~$570. Это дороже, чем Loupedeck, но всё еще дешевле аналогичной сборки Palette Gear.
Behringer X Touch Compact
Если вы без сомнения хотите контроллер с моторизированными фейдерами, обратите свое внимание на Behringer X Touch Compact.
Behringer X Touch Compact (снимок: Behringer с разрешения Music Tribe Commercial NV Inc)
У него целых 9 моторизированных фейдеров, 39 кнопок и 16 ручек (столько же, сколько у X Touch Mini), а также поддержка двух банков. Можете посмотреть видео, в котором Bryan Shattuck дает несколько советов. Кстати, на видео заметно, как моторизированные фейдеры перескакивают на соответствующие позиции при переключении между фотографиями.
Учитывая цену в ~$342 это весьма неплохое предложение. Останется только придумать, что делать со всеми этими регуляторами. Также стоит учитывать, что такой контроллер займет больше места на столе и требует питания из розетки.
Надеюсь, после прочтения этой статьи вы получили базовые знания о выборе MIDI-контроллера.
Какой бы моделью вы не обзавелись, подумайте, сколько времени и денег она сэкономит, когда вы привыкнете к новому рабочему процессу.
Автор: Carsten Schlipf
Обновленная версия списка горячих клавиш Adobe Camera Raw по состоянию на момент публикации материала. Использование клавиатурных сокращений позволяет значительно увеличить скорость работы п
Читать дальше →Как создаются хорошие HDR-фотографии. Основные этапы, на которые необходимо обращать внимание
Читать дальше →На бесплатном онлайн мастер-классе по Photoshop мы разобрали 10 основных ошибок при обработке фотографий. Рекомендуется к просмотру как любителям, так и профессионалам.
Читать дальше →DxO выделяется на фоне конкурентов благодаря особому способу обработки RAW файлов. Первая версия DxO PhotoLab была анонсирована в конце 2017 и сразу после...
Читать дальше →Есть много разных способов исправить геометрию объектива и перспективу с использованием Photoshop. Однако, полезные инструменты также присутствуют в Camera Raw и Lightroom, с которых как раз
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Я использую Behringer BCR2000 - по количеству ручек и кнопок у него мало соперников. Очень удобно