В предыдущей части мы рассмотрели, как повысить резкость в уменьшенном изображении (ресайзе). Наглядно увидели, как можно расширить возможности имеющихся штатных инструментов Photoshop. Но... все равно чего-то не хватает. Вроде и картинка резкая, но что-то не то. А все дело в мелких деталях. Часть из них после уменьшения фотографии просто пропала. А те, которые сохранились, потеряли большую часть текстуры и выглядят либо плоско, либо вообще сливаются в "кашу".
Восстановить эти мелкие детали уже никак не получится. При ресайзе бОльшая часть пикселей просто исчезла. Хотя бы просто потому, что втиснуть 9-16 пикселей в один, технически невозможно. Элементарно не хватает разрешения. Но можно попытаться дополнительно прорисовать сохранившиеся остатки текстур. А на тех участках, где текстура совсем не сохранилась, создать имитацию ее присутствия.
Как это можно сделать? Один из способов известен уже очень давно и был предложен Дэном Маргулисом. Просто сгенерировать шум. К примеру, равномерная каша из остатков травы чудесным образом преображается, и уже создается впечатление видимости травинок.
Метод действенный, эффективный, но... Во-первых, он решает только часть проблем, а во-вторых, часто совсем нежелательно, чтобы шум заполнил все изображение. Можно, конечно, маскировать, но не всегда это удобно.
Другой метод состоит в том, чтобы усилить микроконтраст. Сделать это можно несколькими способами. Например, через частотное разложение, что многие производители плагинов и делают. Выделить узкую полосу с радиусом 1-2 пикселя и поднять в ней контраст. Но лично я предпочитаю делать несколько иначе.
Воспользуемся для этого старым добрым Unsharp Mask (Контурная резкость). Почему им? Потому что он дает ореолы с гауссовым распределением яркости и потому что с ним быстрее и удобнее сформировать то, что нам нужно. Так как мы не собираемся дополнительно повышать резкость, а хотим только усилить микроконтраст, ширина ореолов должна быть значительно больше. Плюс, желательно раздельное управление ореолами. И не на исходном изображении, а так же, как и с резкостью, на высокочастотных слоях. А также, имеет смысл сделать ширину светлых ореолов меньше, чем темных. Так как светлые ореолы всегда более заметны.
Вот пример из предыдущей части. Там мы закончили на таком варианте.
С тем, что нам нужно, мы определились. Давайте это реализуем и посмотрим, чтоу нас получится.
Создадим 2 копии слоя с исходным изображением и назовем их Micro Contrast Dark и Micro Contrast Light.
Теперь нам нужно определиться какой выбрать радиус для светлых и темных ореолов. Естественно, что для разных размеров оптимальный радиус будет отличаться. Лично я считаю, что значения 2,5 для темных ореолов и 1,5 для светлых, оптимальны для наиболее широко распространенных размеров 900х600 - 1200х800. Смело можно эти же значения использовать и в более широком диапазоне. От 600х400 до 1800х1200. Для совсем маленьких ресайзов, в идеале, можно подобрать другие значения. А в случае совсем крупных ресайзов, это уже явно не для web-публикации, да и сама методика повышения резкости будет несколько иная.
Применим к обоим новым слоям фильтр Unsharp Mask (Контурная резкость). К слою Micro Contrast Light с силой воздействия 100% и радиусом 1,5. А для слоя Micro Contrast Dark используем силу воздействия 100% и радиус 2,5.
А теперь вычтем из Micro Contrast Light и из Micro Contrast Dark слой с исходным изображением. Вычитается точно так же, как мы делали со слоем Resize Sharpen в предыдущей части. "Изображение" - "Внешний канал" и все параметры выставляем точно такие же.
Получаем еще одну пару высокочастотных слоев.
Только режим наложения для этих слоев выберем не Линейный свет, а Перекрытие. Потому что, во-первых, нужная нам интенсивность ореолов при этом режиме наложения достаточна и нет необходимости ее усиливать, а во-вторых, и это главное, в этом режиме не происходит перенасыщения ореолов. Подробнее мы об этом говорили в 6 части.
В стилях слоев, по аналогии со слоями группы Resize Sharpen, зададим отображение только темных ореолов для слоя Micro Contrast Dark.
И только светлых ореолов для слоя Micro Contrast Light. Обратите внимание, что для слоя Micro Contrast Light ползунки в поле "Подлежащий слой" мы не трогаем. Ибо для режима наложения "Перекрытие" в этом нет необходимости. И так же, как и в случае группы слоев Resize Sharpen, непрозрачность слоя со светлыми ореолами немного уменьшена.
Так же, по аналогии, объединим эти два слоя в группу. Вызываем окно Слои - Новый - Группа из слоев. Назовем группу Micro Contrast и для удобства зададим другой цвет.
Вот, что у нас должно получиться.
Осталось только уменьшить непрозрачность группы слоев.
Так как широкие ореолы визуально тоже несколько повышают резкость, имеет смысл понизить непрозрачность группы Resize Sharpen. Для фотографии рассматриваемой в качестве примера я уменьшил непрозрачность группы Micro Contrast до 40%, а непрозрачность группы Resize Sharpen понизил до 35%. Вот что, в итоге, получилось.
Уже заметно лучше. Дополнительно прорисовались текстуры. Появился дополнительный объем. Степень непрозрачности групп вы можете подрегулировать по своему вкусу.
Таким образом, мы получили очень гибкий инструмент. Меняя соотношение непрозрачности этих двух групп слоев, вы можете быстро подобрать подходящие параметры для различных жанров фотографии. Естественно, все эти действия нужно записать в экшен. Так как повторение такого набора действий каждый раз, легко может довести до нервного срыва кого угодно.
На этом можно было бы и остановиться. Я сам, до совсем недавнего времени, использовал именно такой метод повышения резкости в ресайзах. За исключением еще нескольких слоев-"улучшалок", которые непосредственно к резкости отношения уже не имеют. Но нет предела совершенству. Оказывается, можно сделать еще лучше.
Не так давно, решил я посмотреть, какие методы повышения резкости предлагает Андрей Журавлев в созданной им панели для школы Profile. Кому интересно, можете сами установить и попробовать Панель для ретуши и обработки изображений.
Попробовав зашитый в панель экшен для повышения резкости в ресайзе, поначалу, я был в некоторой растерянности. Вот, что у меня получилось на такой пейзажной фотографии.
Видно, что и резкости толком нет, и какая-то "лохматость" присутствует. Для сравнения, вот что получится, если мы повысим резкость подробно описанным выше методом.
Однако, зная Андрея Журавлева, трудно заподозрить его в том, что он выдаст какую-то халтуру. И действительно, опробовав его метод на различных фотографиях, можно убедиться в том, что что для других типов изображений, его метода дает неплохой результат. Вот ресайз.
А вот что получится при использовании экшена Андрея Журавлева.
Великолепно прорисовались текстуры, но... тонкой резкости все равно не хватает. Впрочем, кто мешает добавить резкости выше описанной методикой? Если оставить только группу слоев Resize Sharpen и добавить к ним слой по методу Андрея Журавлева, то получится вот что.
И текстуры отлично прорисованы, и резкость появилась. Я только подрегулировал соотношение непрозрачностей слоев.
Мне настолько понравилась идея Андрея, что я, поначалу, решил вообще выкинуть из своего экшена группу слоев Micro Contrast и вставить слои, полученные по его методу. Однако, продолжив эксперименты и перепробовав на разных типах фотографиях разные варианты, оказалось, что в одних случаях лучше ведет себя один метод, в других, другой. Чаще, метод Андрея дает лучший результат, но не всегда.
Поэтому, лично для себя, я решил оставить и группу слоев Micro Contrast, и включить в экшен еще одну группу, со слоями, образованными по методу Андрея Журавлева.
Создадим эту новую группу слоев. Сделайте 2 слоя-копии исходного изображения. Назовем нижний Textures, а верхний Temp.
Андрей Журавлев в своем экшене использует размытие по поверхности. Мне же, после экспериментов, больше понравилось использование "умное" размытие. Однако, "умное" размытие не работает в 16-битном режиме. Если для вас это важно, можете использовать предложенное Андреем размытие по поверхности. Различия незначительны. В качестве примера возьмем другую фотографию. На ней лучше будут видны различия.
Применим не гауссово, а размытие по поверхности ("Фильтр" - "Размытие" - "Размытие по поверхности") к слою Temp с такими вот настройками.
Почему именно такими? Параметр "Радиус" задает ширину размытия. А параметр "Изогелия" задает порог перепада яркостей, выше которого размытия на контрастной границе еще не происходит. Так как нас интересуют только слабо прорисованные текстуры, то и значение этого порога не должно быть большим. Но теория теорией, а оптимальные значения все равно пришлось подбирать на реальных фотографиях. Подобрал их даже не я, а Андрей. Я же, поэкспериментировав, всего лишь убедился в том, что действительно, такие параметры наиболее оптимальны. Если у вас есть желание, можете сами поэкспериментировать. Возможно, для себя, вы сможете подобрать лучше.
В результате, у нас получится вот такая картинка.
В отличии от гауссова размытия, все контрастные контуры сохранились. Зато размылись все текстуры. А это как раз то, что нам и нужно. Идея Андрея Журавлева как раз и состояла в том, чтобы, забрав с копии исходника все текстуры на отдельный высокочастотный слой, усилить их путем наложения на исходное изображение. Но как же с этого слоя забрать текстуры, если мы их, наоборот, размыли? Все очень просто. Вычтем не из этого слоя исходник, а наоборот. Вычтем из копии исходного изображения (слой Textures) этот слой (Temp). Как раз, в результате вычитания, и останутся только текстуры.
Вот, что у нас получится.
Слой Temp, теперь, можно удалить. А к получившемуся слою Textures применим режим наложения "Перекрытие".
Теперь, так же, как и в предыдущих случаях, разделим этот слой на два, для раздельного управления светлыми и темными ореолами. Создаем копию этого слоя, называем ее Textures Light, а слой Textures переименовываем в Textures Dark. Далее, заходим в стили слоев и выставляем параметры полностью аналогичные тем, которые мы использовали при создании группы слоев Micro Contrast. Не привожу скриншоты, так как вы уже должны научиться это делать самостоятельно. Плюс, можно воспользоваться скриншотами выше.
Объединим эти 2 слоя в группу Textures. Так же, по аналогии с предыдущими группами. Вот что у нас получилось в результате всех наших действий. Для удобства, слои в группах можно свернуть.
Осталось только отрегулировать прозрачности всех этих групп. Группу Micro Contrast можно было бы вообще отключить и использовать ее только в качестве альтернативы группе Textures для некоторых типов фотографий. Однако, я решил сделать по умолчанию ее видимой, но снизив непрозрачность до 15%. Непрозрачность группы Textures уменьшена до 35%, а группы Resize Sharpen до 40%. Естественно, такие значения не аксиома, но для большинства фотографий, если это рабочий поток и нет времени заниматься индивидуальной настройкой, дают хороший результат.
Вот исходная уменьшенная фотография.
Вот что получается, если только повысить резкость группой слоев Resize Sharpen.
А вот результат совместной работы групп Resize Sharpen и Textures.
Хорошо видно, насколько лучше прорисовались облака и трава. Группа слоев Textures очень по-разному действует на разных типах фотографий. Поэтому оптимальные значения непрозрачности этой группы могут варьировать в широких пределах.
ВАЖНО! Выявлен плавающий баг. Евгений Карташов обнаружил конфликт некоторых драйверов видеокарт с Photoshop. Баг проявляется в том, что у ряда пользователей не корректно работает фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) при значении радиуса 0,1. В некоторых случаях при таком значении радиуса не происходит никаких видимых изменений.
Отдельная благодарность Евгению Карташову за выявление этого бага и за простой способ решения данной проблемы. В случае наличия конфликта, для корректной работы фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость) нужно в настройках Photoshop в разделе "Производительность" отключить использование графического процессора.
Это необходимо для ручной работы. В случае использования экшенов из пакета Skitalets Sharpen начиная с версии 6.6 и выше, пользователю ничего дополнительно делать не нужно. Экшен сам, на время своей работы, отключает графический процессор, а по окончании работы, снова подключает.
Как я уже говорил выше, каждый раз повторять такую последовательнось действий, просто безумие. Поэтому, естественно, все это нужно записать в экшен. Единственное отличие, в моем экшене все фильтры применяются не к композитному изображению, а к черно-белому.
В папке 2 экшена. Один, минимизированный, чтобы в рабочем потоке не путаться в куче слоев. В нем образуется только 2 группы слоев, Resize Sharpen и Textures. Второй больше ориентирован на индивидуальную работу. В нем, помимо рассмотренных 3 групп слоев, формируется еще 3 дополнительных слоя-"улучшателя", по умолчанию отключенных.
Слой Local Contrast сформирован на основе известного метода HiRaLoAm. Я только частично ограничил в нем видимость светлых ореолов.
Слой Saturation, как понятно из названия, повышает насыщенность. Образован вычитанием из композитного изображения канала "Яркость" из цветового пространстве HSB.
Слой Invert Shadow предназначен для небольшого вытягивания теней. Это можно было бы сделать и на исходнике, но лично мне, удобней использовать отдельный слой.
В заключении, как и обещал, выкладываю готовые экшены созданные на основе всего вышеизложенного Skitalets Sharpen v.6.6
Если вы работаете с фотографией индивидуально, то нет проблемы в том, чтобы подобрать наилучшие значения непрозрачности групп слоев. Если же у вас большой рабочий поток и некогда всем этим заниматься, вы можете самостоятельно дописать экшен. Это совсем несложно.
Возьмите несколько типичных фотографий одного из ваших жанров и подберите для них оптимальные настройки. Запустите экшен. После того, как экшен отработал, разверните в самом экшене список команд и сделайте активной самую последнюю. После этого включите запись и задайте непрозрачности групп и, если необходимо, отдельных слоев, соответственно вашим ранее подобранным оптимальным значениям. После этого запись отключите. Вуаля, получился индивидуально настроенный экшен. Точно так же поступите и с остальными жанрами, сделав предварительно копии экшена. Потом, просто переименуйте удобным вам образом все эти копии, настроенные под разные типы фотографий. Таким образом у вас получится пакет из нескольких экшенов, настроенных под разные типы изображений.
В предыдущей части мы рассмотрели, как повысить резкость при достаточно сильном уменьшении изображения. В этой части рассмотрели, как дополнительно улучшить изображение, вернув ему после уменьшения микро объем и текстуры. На этом, мы завершаем рассмотрение вопросов связанных с повышением резкости в ресайзах. В следующей части нам предстоит разобраться, как лучше всего повышать резкость в фотографиях с оригинальным разрешением.
Обновленная версия списка горячих клавиш Adobe Camera Raw по состоянию на момент публикации материала. Использование клавиатурных сокращений позволяет значительно увеличить скорость работы п
Читать дальше →Как создаются хорошие HDR-фотографии. Основные этапы, на которые необходимо обращать внимание
Читать дальше →В предыдущей статье мы рассмотрели советы для съемки в путешествиях. Теперь поговорим про ишибки, которые приходится исправлять на этапе обработки.
Читать дальше →На бесплатном онлайн мастер-классе по Photoshop мы разобрали 10 основных ошибок при обработке фотографий. Рекомендуется к просмотру как любителям, так и профессионалам.
Читать дальше →DxO выделяется на фоне конкурентов благодаря особому способу обработки RAW файлов. Первая версия DxO PhotoLab была анонсирована в конце 2017 и сразу после...
Читать дальше →Есть много разных способов исправить геометрию объектива и перспективу с использованием Photoshop. Однако, полезные инструменты также присутствуют в Camera Raw и Lightroom, с которых как раз
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Отличная статья. Для тех, кто стремится сделать качественную картинку в интернет. Спасибо огромное.
Привет! У меня у одного после CTRL+ALT+SIFT+E фото становится заметно темнее?
Огромное спасибо за статьи и за экшены!!! Тем, кому в 99% случаев хватает "умной" резкость и кто не понимает, зачем так мучится. Так вас же никто и не заставляет пользоваться ими! В 13 части насчёт использования одного из фильтров резкости черным по русски написано: "В 90% случаев такой метод выдаст очень приличного качества картинку." И для 90% населения её будет "за глаза". Владимир предложил один из множества вариантов, причём задаром да ещё с дозированным теоретическим описанием. За что ему ещё раз огромное, человеческое спасибо!
Заметил пользуясь версией Resize Sharpen6.6,что например имеется ряд слоев,последним применяется какой-то фильтр и делается объединенный слой (CTRL+ALT+SIFT+E) и к этому объединенному слою применяется Sritalets Sharpen V.6.6 - и почему-то папки Resize Sharpen и Textures создаются не сверху последнего объединенного слоя, а в середине слоев?
Пробовал на Sritalets Sharpen V.6.5 - там такого нет,всегда папки создаются сверху последнего объединенного слоя.....
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ ЗА ТО, ЧТО КАК ЩЕДРО ДЕЛИТЕСЬ ЗНАНИЯМИ!!!!
Затрудняюсь сказать точно, но версией Sritalets Sharpen V.6.5. пользуюсь последние пару месяцев. И у меня о ней только хорошее мнение. Думаю, что вариант v.6.6. будет только лучше.И еще. Каждый волен выбирать свои пути достижения цели, а именно окончательная резкость. Меня этот путь устраивает. Авторам СПАСИБО.
Рад, что понравилось :-) Версия 6.6 ничем не отличается. Только отключает на время работы скрипта ГП. Потому что у ряда пользователей видеодрайвера конфликтуют с ФШ.
Оригинальный способ: создает как бы иллюзию повышения резкости. Интересно, подойдет ли для ночных фотографий
Мне нравятся экшены, особенно для опубликовании фото в Web. Есть небольшая проблема - после применения экшена в Photoshop CC 2014 фото можно сохранить только в формате JPEG, а мне надо в TIFF. Помогите разобраться. Спасибо.
Спасибо!
О каких трёх дополнительных слоях идёт речь ? Ни local contrast, ни Saturation, ни invert shadow, не обнаружил ни в одной из шести вариантов экшина , по ссылке. Зачем вводить людей в заблуждение. Зато везде появился слой редактирование шума, из за чего екшн стал работать еще на пару секунд дольше. Об этом тоже ничего не сказано.
В статье шла речь о более старой версии экшена 6.4. Я не стал ничего править, просто дал в статье ссылку туда, где будет всегда последняя версия с описанием.
Мои Благодарности!!!
Спасибо за статью!
Подскажите, а есть готовый экшн?
Так ссылка же в теме есть :-)
"Скитальцы" - очень хороший способ шарпа. Но есть и минус - первое, это то, что экшен очень долго работает, особенно если речь идет о полноразмере, экшен для ресайза так же весьма хорош, но только на фото до 1000 пикселов по длинной, дальше он не особо хорошо работает. Следующий минус в том, что примерно на четверти сюжетов экшен отрабатывает на "трочку" и требует доводки руками, а учитывая нагромождение слоев и масок после экшена, не всегда интуитивно понятно, что "крутить" для наилучшего результата.... Но самое главное то, что в последних Фотошопах, начиная с ЦС6 поменялся алгоритм умной резкости и теперь нет нужды использовать какие-то сторонние методы, в 99% случаев умная резкость справляется идеально, гораздо лучше "скитальцев" и других методов
Нуу, не знаю. Лично мне нравится результат до 1500 пикселей по длинной стороне.
Насчет умной резкости... Для ресайза, да, можно в принципе и ею ограничится. Но она одна не прорисует малоконтрастные текстуры и не повысит микроконтраст.
+++!!!
Я так думаю, что в основу стандартных инструментов ФШ первоначально тоже "легли" в основу теоретически-практические наработки. Стандартные инструменты от версии к версии совершенствуются разработчиками ПО. И нет этому предела - только аппаратные ограничения. Без теории нет практики и результата. Спасибо автору - впечатлило. Попробую. Пользуюсь неФШ вариантами повышения резкости. Попробую экшен в действии.
интересно конечно но мне как то хватает стандартных инстументов фотошопа. НЕ совсем понятно зачем так мучится для уменьшенного изображения? Кто его там смотрит так пристально в интернете?
Ни в коем случае не отрицаю что хорошо и нужно, но не понимаю для чего?!
Так в чем же мучения, если экшен все делает? :-)
C3C Image Size - великолепный бесплатный инструмент для Photoshop.
C3C хорошо уменьшает изображение. А резкость там эквивалентна простому аншарп маск.
Небольшое замечание по С3С - к результату в случае перешарпа нельзя применить маску (ФШСС)
14 частей материала, а народ все равно пользуется одним и самым простым и легким для понимания. Субъективизм.
Комментарий удален из-за нарушений правил сайта
Да неужели? Ну ка, поделитесь :-)))
Комментарий удален из-за нарушений правил сайта
Вы о чем вообще? И если кого-то обвиняете в воровстве, потрудитесь предоставить факты.
Комментарий удален из-за нарушений правил сайта
Косенко вообще мало к чему имеет отношение. У него только один талант есть. Умение "прислониться" к умным людям. Практически больше ничего он и не умеет.