• Не пропустите
  • Новое на форуме

Фотограф Александр Слюсарев.

Автор: ovmayorovТема создана: 28/04/2017 07:58Просмотров: 79Ответов: 2

NIK Collection виснет

Автор: Андрей_НТема создана: 27/04/2017 09:48Просмотров: 425Ответов: 20

Фото с Воркшопа

Автор: Максим ПилипенкоТема создана: 26/04/2017 19:52Просмотров: 530Ответов: 16

Всё про резкость. Часть 15

Повышение резкости в фотографиях с оригинальным разрешением.

В предыдущих частях мы подробно рассмотрели инструменты. В последних трех частях детально разобрали, как повышать резкость в уменьшенных изображениях. Осталось разобраться, как повышать резкость в фотографиях с оригинальным разрешением.

Кто-то может спросить, а зачем вообще повышать резкость в оригинале, если все равно изображение чаще всего приходится уменьшать? И для web-публикаций, и для просмотра на мониторе, и для печати. Да, так оно и есть. Но для печати в большом формате, уже не обойтись без этого. Так же, как и в случае сильного кадрирования. А также, в случае небольшого уменьшения фотографии (в 1,5-2 раза).

Для начала, определимся, какие задачи нам предстоит решать при повышении резкости в оригинальном размере.

1. Восстановление размытого контура.

Тут все понятно. Это основное. Но в отличии от ресайзов, здесь уже нужно учитывать то, что величина размытия у разной оптики может отличаться. Поэтому, в некоторых случаях, придется подбирать оптимальное значение радиуса в используемых фильтрах.

Для восстановления размытого контура будем использовать два деконволюционных фильтра. Smart Sharpen ("Умная" резкость) и фильтр Camera Raw. Необходимость использования обоих фильтров связана с тем, что ни один из них пока не идеален. Основным будет Smart Sharpen ("Умная" резкость), так как в целом, он лучше восстанавливает контуры, как мы видели в предыдущих частях. Однако, некоторые детали лучше восстанавливаются фильтром Camera Raw. Поэтому его использование в качестве вспомогательного оправданно.

2. Предотвращение усиления шумов.

Если на фотографии изначально присутствуют сильные шумы (что характерно для высоких ISO) необходимо их предварительно удалить тем, или иным методом. Обычно для этого пользуются внешними плагинами. Подробно не буду останавливаться на этом, так как это выходит за рамки темы.

Если же шумы на фотографии малозаметны, то с предотвращением их усиления отлично справляется параметр "Уменьшить шум" в фильтре Smart Sharpen ("Умная" резкость). Он настолько хорошо и деликатно работает, что этот фильтр успешно можно использовать в качестве шумоподавителя (предварительно убрав параметры резкости до нуля) не только при повышении резкости.

3. Предотвращение образования светлых ореолов в нежелательных областях.

Наверняка многие обращали внимание, что больше всего бросаются в глаза яркие светлые ореолы на высоко контрастных границах на обширном светлом фоне. Например, ветки деревьев на фоне неба.

"Позвольте, минуточку!" - скажет внимательный читатель. - "Какие ореолы, если мы используем деконволюционные фильтры, которые восстанавливают размытый контур без образования видимых ореолов?". И будет совершенно прав, если каждый раз применяя соответствующий фильтр к фотографии подбирать оптимальные значения параметров. Однако, как мы видели при рассмотрении фильтров, ни один из них пока не идеален. Значит, придется как-то их комбинировать и усиливать. Плюс, есть еще два фактора, которые нужно учитывать.

Во-первых, на примере повышения резкости при уменьшении размера фотографии, мы видели, что при рабочем потоке резкость удобно и быстро регулировать, просто меняя непрозрачность группы высокочастотных слоев. Значит, степень воздействия фильтра должна быть избыточной, чтобы, в случае необходимости, усилить резкость. А если воздействие избыточно, то и ореолы появятся неизбежно, как мы видели на тестовых картинках.

А во-вторых, давайте вспомним то, о чем мы говорили в самой первой части цикла. Ведь неспроста художники эпохи Возрождения (да и не только) имея возможность написать на холсте идеально резкий, не размытый контур, дополнительно усиливали его ореолами. Связано это с особенностями зрительного восприятия. Но художникам, в этом плане, было легче. Они писали картину сами. Поэтому, могли акцентировать внимание, дописывая ореолы вокруг контуров, именно там, где они для зрителя были незаметны. Нам же предстоит "объяснить" программе, где ореолы нужны, а где они нежелательны.

Где нежелательны, мы уже упомянули выше. А осуществить это можно несколькими способами. Во-первых, просто меняя непрозрачность слоя. Во-вторых, в стиле слоя можно ограничить как яркость самого ореола, так и диапазон яркостей подлежащего слоя, на котором эти ореолы будут видны. В-третьих, параметрами раздела Света/Тени в фильтре Smart Sharpen ("Умная" резкость), во многом схожими по эффекту со стилем слоя. В-четвертых, если несмотря на все предпринятые меры, все равно где-то образовался нежелательный ореол, можно просто применить маску. Впрочем, первых трех способов, обычно, оказывается достаточно.

Вот три основные задачи, которые нам предстоит решить. То, что операция повышения резкости должна быть последней при обработке фотографии, подразумевается, что вы уже прочно усвоили. Далее, переходим к практической части.

Открываем RAW-файл в конвертере (не обязательно в ACR), "проявляем" фотографию и экспортируем ее в Photoshop. ВАЖНО! Не забываем все настройки резкости в конвертере полностью убрать до нуля. Если необходимо, проводим дополнительную обработку фотографии в Photoshop. Все. Теперь можно приступать непосредственно к повышению резкости.

Раз мы определились, что основным инструментом у нас будет Smart Sharpen ("Умная" резкость), давайте с него и начнем. Большинство действий будут полностью аналогичны тому, что мы делали повышая резкость при уменьшении изображения.

Сделаем две копии слоя с исходным изображением и назовем их Original и Sharpen Dark.

Применим к слою Sharpen Dark фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) с такими настройками.

Мы не стали в разделе "Света/Тени" настраивать параметры для снижения интенсивности светлых ореолов на светлых участках, чтобы не возникало эффекта гало вокруг веток на фоне неба. Потому что раздел Blend If (Наложение, если:) в стиле слоя действует аналогичным образом. Намного удобней регулировать в стиле слоя, чем каждый раз возвращаться к использованию Smart Sharpen ("Умная" резкость), если что-то не устраивает.

Параметр "Уменьшить шум" отвечает за предотвращение усиление малозаметных шумов. Два параметра "Эффект" и "Радиус" отвечают непосредственно за восстановление размытых контуров. Параметр "Эффект" выставлен максимальным для большей гибкости в дальнейшим. Как мы могли видеть в предыдущих частях цикла, оптимальные значения этого параметра обычно и так близки к максимальным. Параметр "Радиус" самый важный. От его правильного подбора зависит насколько качественным будет конечный результат. В идеале, нужно подобрать радиус для собственной оптики и потом переписать команду для экшена с нужным значением. Однако, значения 0,5-0,6 вполне оптимальны для большинства хороших объективов. Не сверх резких и не откровенно "мыльных".

После применения этого фильтра резкость повысилась. Довольно аккуратно, но недостаточно. И тут пора вспомнить о том, что при деконволюционных методах повышения резкости можно использовать фильтр в несколько проходов с разными параметрами. Чего категорически нельзя делать при нерезком маскировании. Давайте так и поступим. Только вторично применим Smart Sharpen ("Умная" резкость) не к этому же слою, а поступим хитрее.

Сделаем копию слоя Sharpen Dark, уже подвергшегося воздействию Smart Sharpen ("Умная" резкость) и назовем его Sharpen Fine Dark.

И вот уже к нему второй раз применим Smart Sharpen ("Умная" резкость) с вот такими настройками.

Как видим, параметры "Эффект" и "Радиус" изменились. Радиус необходимо уменьшить хотя бы потому, что после первого прохода ширина размытия контуров уменьшилась. А относительно небольшая сила воздействия нужна, чтобы не появился "звон" вокруг контуров.

Читатель может задаться вопросом, а зачем нам понадобилось сохранять слой, с однократным применением фильтра? Все очень просто. Если теперь мы вычтем из слоя Sharpen Fine Dark слой Sharpen Dark, мы получим отдельный высокочастотный слой, который воздействует на исходное изображение только как вторичный проход фильтра, без учета первичного. Выделяем слой Sharpen Fine Dark, вызываем команду "Внешний канал" и вычитаем.

А проведя вычитание из слоя Sharpen Dark слоя Original, мы получим другой высокочастотный слой. Который будет воздействовать на исходное изображение только как первичный проход фильтра. Выделяем слой Sharpen Dark, вызываем команду "Внешний канал" и вычитаем.

То есть, у нас получился не общий результат двух последовательных действий, а два отдельных независимых действия. Теперь, если мы захотим поменять силу воздействия на первом, или на вторм проходе фильтра, или на обоих проходах сразу, нам не нужно каждый раз возвращаться к исходному изображению и снова дважды применять фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) с другими параметрами. У нас есть два отдельных высокочастотных слоя, где достаточно изменить их непрозрачность.

Осталось выбрать режим наложения для этих слоев и разделить каждый из них на два слоя, по аналогии с повышением резкости в ресайзах. Чтобы иметь возможность раздельного управления светлыми и темными ореолами. Делаем копию слоя Sharpen Dark и называем ее Sharpen Light. А также, делаем копию слоя Sharpen Fine Dark и называем ее Sharpen Fine Light.

Теперь, двойным кликом по слою Sharpen Fine Dark открываем стиль слоя, задаем режим наложения "Линейный свет", непрозрачность выставляем 60% и сдвигаем правый ползунок в поле "Данный слой" до 128.

Со слоем Sharpen Dark поступаем точно таким же образом, с точно такими же параметрами.

Осталось настроить слои со светлыми ореолами. Открываем стиль слоя Sharpen Fine Light, задаем режим наложения "Линейный свет", непрозрачность выставляем 50% и сдвигаем уже левый ползунок в поле "Данный слой" до 128. Но, как мы помним, нам нужно еще настроить отображение светлых ореолов. Поэтому, в поле "Подлежащий слой" разделяем правый ползунок кликом мышки с зажатой клавишей "Alt" и левую часть ползунка сдвигаем до 65, а правую до 192.

Так же, как и при повышении резкости в ресайзах, мы выбрали режим наложения "Линейный свет" с предварительно выбранным значением масштаба 1 при вычитании. Точно по тем же причинам. Чтобы понизив непрозрачность слоев иметь возможность регулировать резкость в широком диапазоне. Как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Что касается самой резкости, на этом можно было бы и остановиться. У нас получилось так называемое "ядро" из 4 слоев, которое весьма аккуратно и деликатно повышают резкость, восстанавливая размытые контуры. При этом, его можно гибко регулировать и тонко настраивать. Однако, я недаром в начале упоминал еще и фильтр Camera Raw. Дело в том, что при рассмотрении этого фильтра мы видели, что контуры средних и крупных деталей он формирует немного лучше, чем Smart Sharpen ("Умная" резкость). А самые мелкие детали, наоборот, немного загрубляет за счет некоторого их "утолщения". Поэтому я решил использовать и его. Тем более, что у нас всегда будет необходимая гибкость. Если на фотографии очень много мелких деталей на контрастном фоне (как пример, все те же мелкие ветки на фоне неба), мы можем просто отключить видимось слоев, образованных с использованием этого фильтра. Скомпенсировав снижение резкости повышением непрозрачности остальных слоев.

Выделим слой Original, сделаем его копию и назовем новый слой Deconvolution ACR Dark.

И повысим резкость в этом слое с помощью фильтра Camera Raw. Повышать будем тоже в два прохода. Но в отличии от Smart Sharpen ("Умная" резкость), нет необходимости эти два прохода разделять на два слоя. Открываем "Фильтр" - "Фильтр Camera Raw" и выставляем сначала такие параметры.

Детализация специально сдвинута в ноль, чтобы полностью предотвратить образование ореолов. Значение маскирования, подобранного по многим фотографиям, предотвращает усиление шумов. Помимо этого, дополнительно немного понижены шумы в разделе "Уменьшение шума".

И на этом же слое, снова используем фильтр Camera Raw, но уже с другими параметрами.

На втором проходе радиус можно было бы задать и поменьше, но фильтр этого не позволяет, к сожалению.

Повторяем всю последовательность действий, как и с другими слоями. Выделяем слой Deconvolution ACR Dark и с помощью каманды "Внешний канал" вычитаем из него слой Original.

Создаем копию слоя Deconvolution ACR Dark и называем его Deconvolution ACR Light. И настраиваем стили для обоих слоев. Для слоя Deconvolution ACR Dark выбираем такие же параметры, как и для других слоев с темными ореолами.

А для слоя Deconvolution ACR Light, точно такие же параметры, как для слоев со светлыми ореолами.

Объединим все эти 6 слоев в группу и понизим ее непрозрачность до 50%. Назовем группу Original Resolution Sharpen.

Осталось сделать последний штрих. Во всех слоях мы предотвращали усиление шумов. Давайте, помимо этого, немного удалим их и со слоя с исходным изображением.

Выделим слой Original и применим к нему фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость). Все параметры в фильтре сдвинем до нуля, а параметр "Уменьшить шум" выставим 15%. И назовем этот слой Noise Reduce. Если дополнительное шумоподавление не нужно, можно просто отключить видимость этого слоя.

Вот теперь точно все. Все, что непосредственно относится к повышению резкости. Мы получили достаточно универсальный инструмент с большим количеством тонких настроек. При рабочем потоке просто подбирается непрозрачность всей группы. Если же вы работаете с фотографией индивидуально, то вам доступна масса дополнительных настроек внутри группы.

Тем не менее, можно сделать еще лучше. Так же, как и при повышении резкости при уменьшении изображения, можно сформировать дополнительную группу из слоев для прорисовки текстур. Она делается полностью аналогично группе Textures и последовательность действий для ее создания подробно описана в предыдущей части.

Пара замечаний. На фотографиях с оригинальным разрешением, помимо усиления текстур, усиливаются и шумы. Поэтому лично я поступаю так. Предварительно, достаточно сильно убираю шум со слоя с исходным изображением, из которого будет вычитаться временный слой с размытием по поверхности. Использую все тот же Smart Sharpen ("Умная" резкость). Все параметры в фильтре сдвигаю до нуля, а параметр "Уменьшить шум" поднимаю до 30%. Обычно, этого оказывается достаточно.

Еще одно замечание. На фотографиях с оригинальным разрешением применение этой группы слоев может загрубить мелкие детали на контрастном фоне. Например, все те же ветки деревьев на фоне неба. Чтобы этого избежать, можно применить маску к группе. А в качестве маски для пейзажей использовать инвертированный синий канала. Для других жанров, естественно, маска должна быть другая. Или просто пройтись черной мягкой кисточкой по нужным областям.

ВАЖНО! Выявлен плавающий баг. Евгений Карташов обнаружил конфликт некоторых драйверов видеокарт с Photoshop. Баг проявляется в том, что у ряда пользователей не корректно работает фильтр Smart Sharpen ("Умная" резкость) при значении радиуса 0,1. В некоторых случаях при таком значении радиуса не происходит никаких видимых изменений.

Отдельная благодарность Евгению Карташову за выявление этого бага и за простой способ решения данной проблемы. В случае наличия конфликта, для корректной работы фильтра Smart Sharpen ("Умная" резкость) нужно в настройках Photoshop в разделе "Производительность" отключить использование графического процессора.

Это необходимо для ручной работы. В случае использования экшенов из пакета Skitalets Sharpen начиная с версии 6.6 и выше, пользователю ничего дополнительно делать не нужно. Экшен сам, на время своей работы, отключает графический процессор, а по окончании работы, снова подключает.

Так же, как и в предыдущей части, все эти действия нужно записать в экшен. Так как каждый раз повторять столько операций, это безумие. Выкладываю, как и обещал, свой экшен Skitalets Original Resolution Sharpen v.6.4. В папке 2 экшена. Мини версия, только с группой слоев для повышения резкости. И стандартная версия, в которой наряду с основной группой слоев, присутствует адаптированная для оригинального разрешения группа слоев, усиливающих текстуры. Помимо описываемых групп, экшен формирует еще несколько каналов. Канал Greyscale используется в экшене, как ч/б изображение. Помимо этого, на его основе создается усредненная маска слоев со светлыми ореолами, которая отключена по умолчанию. Канал Colormask используется для создания маски слоев с темными ореолами. По умолчанию тоже отключена. Каналы Landscape и Portrait, это готовые маски-заготовки для пейзажных и портретных снимков, соответственно. По необходимости можно их использовать.

Вот и подошел к завершению разговор о резкости. Мы подробно рассмотрели все инструменты предназначенные для повышения резкости. Разобрались что они делают и как работают. Увидели какие существуют методы. Используя полученные знания и интересные идеи разработали общую стратегию. Взяли на вооружение все достоинства каждого из рассмотренных инструментов и создали собственный, универсальный и более гибкий инструмент. На этом разговор о резкости можно закончить.

В заключительной части поговорим уже не о методах повышения резкости, а о сопутствующих проблемах и способах их решения.

15/05/2016    Просмотров : 26453    Источник: skitalets-san.livejournal.com    Автор: Владимир Калюжный
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 15

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Ивайла Иванова 29 Августа 2016 - 11:53:01

    Спасибо большое. У меня руский не очень добры и поетому сажу, только СПАСИБО


    • Анастасия Фицнер 5 Июня 2016 - 04:14:47

      Здравствуйте Подскажите очень хороший фотоаппарат и обьяктив для всех типов проф фотоссесий пожалуйста


      • Alekseevich Sergey 23 Мая 2016 - 11:52:59

        Владимир, огромое спасибо за весь цикл статей. Мне как "любителю" ещё на долго хватит постигать все тонкости написанного.))
        Есть вопрос. Снимаю на Марк 3. После применения Вашего экшена достаточно заметны светлые ореолы. Снижаешь прозрачность - уже не то по резкости. Это при разных объективах.
        Посоветуйте выход..


        • Владимир Калюжный 23 Мая 2016 - 14:06:42

          Ммм... Повышаете резкость в оригинале, или ресайзе? Каким из экшенов? Включена ли видимость вспомогательных групп?
          А вообще, лучше всего, дайте исходник и Ваш результат после повышения резкости. где заметны ореолы. Тогда можно уже более конкретно что либо сказать.


          • Alekseevich Sergey 25 Мая 2016 - 20:38:10

            Повышаю оригинал "Скитальцем ориджинал v6.4.21 (сорри за мой английский). А как исходники дать? Там Рав под 25МБ...
            Или JPEG, сразу после проявки?


            • Владимир Калюжный 26 Мая 2016 - 13:16:12

              Ну, во первых, есть и посвежее версия 6.6
              А рав просто на любой файлообменник и ссылку на него.


              • Alekseevich Sergey 27 Мая 2016 - 19:23:18

                Выкладываю.
                http://my-files.ru/ssd6ev

                http://my-files.ru/1kbi6d

                Особенно вокруг "носа" лодочек заметно.
                В Camera Raw вроде резкость в 0 убираю..


                • Alekseevich Sergey 28 Мая 2016 - 20:59:07

                  Кстати, попробовал 6.6. Показалось что значительно лучше. Тоньше и аккуратнее получается. Так что, может и нет проблемы!)))


          • irina2387 16 Мая 2016 - 13:15:52

            Здравствуйте, Евгений. Огромное спасибо за ваш ресурс, он очень нужный. У меня вопрос: будет ли отдельный курс по повышению резкости, такой, как например, "Фотошоп для фотографа"?


            • Yanlavan 16 Мая 2016 - 12:05:17

              Подскажите где собственно начало этого цикла статей, то есть "Всё про резкость. Часть 1"? Не могу найти в поиске и в разделе.


              • Евгений Карташов 16 Мая 2016 - 12:41:47

                Цикл на сайте начинается с 8 части. Есть еще 6 и 7 на сайте автора. Что касается первых частей, то лучше задать вопрос непосредственно автору.


                • Владимир Калюжный 17 Мая 2016 - 12:21:15

                  По ссылке на мой ЖЖ можно найти и остальные части. Но с 1 по 5 писались уже давно. Лет 7 назад. Как нибудь, хочу их переписать, когда руки дойдут. Но в них ничего нового нет. Все что там описано, можно легко найти в сети у многих других авторов. Там в основном речь идет об аншарпмаск.


                • Валентина_Борисовна 16 Мая 2016 - 11:36:25

                  Ой. как здорово! Спасибо огромное!


                  • dbrnjh 16 Мая 2016 - 11:31:56

                    Замечательная статья,беру на вооружение.


                    • SergioG17 16 Мая 2016 - 11:14:59

                      Отличная методика и весь цыкл статей!


                      Еще уроки из рубрики "Photoshop и Lightroom"

                      Смарт-объекты в Фотошоп

                      Любой, кто пользовался Photoshop какое-то время наверняка слышал термин Смарт-объект (Smart Object). Фразу «недеструктивный рабочий процесс» часто упоминают во многих...

                      Читать дальше
                      19/04/2017. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
                      5 362
                      13

                      Как спасти тени в Adobe Photoshop

                      Как спасти тени при помощи Adobe Photoshop В этом уроке мы покажем вам как использовать затемнение и осветление, чтобы спасти тени на ваших снимках и подчеркнуть их вид...

                      Читать дальше
                      05/04/2017. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
                      5 997
                      3

                      10 трюков Lightroom, которые нужно знать

                      Я люблю Adobe Lightroom. Но это не значит, что я хочу тратить много времени на его использование. Я лучше займусь съемкой или буду давать уроки Lightroom, поэтому мне нужно быстро...

                      Читать дальше
                      02/02/2017. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
                      18 528
                      11

                      3 способа сделать темные глаза светлее

                      Говорят, глаза – зеркало души, что делает их очень важными при съемке и обработке портретов. После того, как шаги ретуширования, коррекции недостатков и цвета закончены...

                      Читать дальше
                      20/01/2017. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Алексей Шаповал
                      9 919
                      10

                      Как убрать растр со скана?

                      Иногда нам приходится сканировать различные фотографии из печатных изданий. Полиграфические изображения состоят из так называемых растровых элементов, то есть, краска каждого...

                      Читать дальше
                      28/12/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Автор: Евгений Карташов
                      11 422
                      14

                      Создаём эффект левитации

                      Действительно ли модели могут летать? Нет, конечно нет. Но Вы наверняка удивитесь, как некоторые фотографы умудряются реалистично передать эффект левитации. В создании этого шоу...

                      Читать дальше
                      28/07/2016. Обработка фото — Photoshop и Lightroom. Перевод: Марк Лаптенок
                      19 700
                      4

                      Наверх
                      Орфографическая ошибка в тексте:
                      своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

                      Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

                      Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

                      Окно закроется автоматически через 3 секунды