Основы фотографии #1

В этой статье мы рассмотрим такие понятия, как диафрагма, выдержка, экспозиция и взаимосвязь между ними.

Что такое «диафрагма»?

Диафрáгма (с греч. «перегородка») – устройство в объективе фотоаппарата, которое регулирует поток света, проходящий через объектив (см. рис. 1). Максимальный поток света (максимальный диаметр потока) ограничен диаметром объектива. Диафрагма, равномерно прикрывая края линзы, может лишь уменьшать поток света, проходящий через объектив.

Это необходимо, когда света, отражённого от объектов снимаемой сцены, настолько много, что изображения объектов получаются светлее, чем, когда Вы наблюдаете снимаемые объекты в реальности. Одновременно, управляя диафрагмой, Вы можете добиться определённого художественного эффекта. Ему посвящена третья часть статьи.

Диаметру отверстия, образованному лепестками диафрагмы, далее «отверстие» или «отверстие диафрагмы», соответствует число, которое называют диафрагменным числом или значением диафрагмы:

где k – значение диафрагмы, D – диаметр отверстия, f – заднее фокусное расстояние объектива (для простоты, постоянное число), определение которого я обозначу во второй части. Диаметр отверстия и фокусное расстояние измеряются в миллиметрах.

Рис. 1. Диафрагма.

Из соотношения выше следует, что а) значение диафрагмы – безразмерное число, б) чем больше значение диафрагмы, тем меньше диаметр отверстия:

Законы природы таковы, что количество света, проходящее через отверстие заданного диаметра, и диаметр отверстия связаны квадратичной зависимостью. Другими словами, количество света, проходящее через отверстие заданного диаметра, изменится в 4 раза, если диаметр отверстия изменится примерно в 2 раза; в 2 раза, если диаметр изменится в «квадратный корень из 2» раз (примерно в 1,4 раза).

Пример. Через отверстие диаметром 10 мм проходит свет равный по интенсивности свету одной бытовой свечи. Я изменил диаметр отверстия примерно в 1,4 раза, диаметр отверстия стал равным 14 мм. Теперь через отверстие проходит свет равный по интенсивности свету двух бытовых свеч. Я снова увеличил диаметр отверстия в 1,4 раза, диаметр отверстия стал равным примерно 20 мм (точно 19,6 мм). Интенсивность света, проходящего через отверстие, стала равной свету четырёх бытовых свечей.

Обращаю внимание, в примере выше, чтобы изменять поток света, проходящий через объектив вдвое, необходимо вычислять дробное (нецелое) число. Вычислять его быстро в уме не всегда представляется возможным. Поэтому ввели значение диафрагмы, и каждому диаметру отверстия поставили в соответствие значения диафрагмы из диафрагменного ряда:

Диаметр отверстия обозначили как «заднее фокусное расстояние объектива разделить на значение диафрагмы»:

Например, если Вы хотите, чтобы через объектив прошло количество света вдвое меньше, чем при диаметре отверстия равном f/5,6, Вам необходимо установить диаметр отверстия на f/8. Аналогично, чтобы «пропустить» через объектив света вдвое больше – f/4.

Можете ли Вы изменить количество света, проходящее через объектив, не в два раза, а, например, в полтора раза? На современных цифровых фотоаппаратах и объективах можете. Шаг точности, с которым Вы имеете возможность регулировать проходящий через объектив свет, составляет примерно
1,4 (корень квадратный из 2) или примерно 1,3 (корень кубический из 2) – по выбору в настройках фотоаппарата.

Например, если Вы снимаете с диафрагмой, диаметр отверстия которой равен f/8, то Вам необходимо установить диаметр отверстия на f/9, чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, в, примерно, 1,3 раза; на f/10, чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, в, примерно, 1,6 раза; на f/11, чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, в 2 раза.

Отмечу, что значение диафрагмы называется числом диафрагменного ряда, если между изменениями любых двух соседних значений в ряде приведет к изменению количества света, проходящего через объектив, в 2 раза. Остальные значения диафрагмы, которые позволяет устанавливать современные цифровые фотоаппараты и объективы, называются промежуточными значениями диафрагмы.

Что такое «затвор»?

Затвóр – устройство, которое регулирует поток света, попадающий на светочувствительный материал, фиксирующий изображение. Обычно находится в теле фотоаппарата. Светочувствительные материалы устроены таким образом, что, чем дольше их подвергать воздействию света, тем светлее получится изображение.

По законам природы изменение времени прохождения света через затвор и количество света, прошедшего через затвор, связаны прямо пропорционально. Другими словами, изменение времени прохождения света через затвор в 2 раза, изменит количество света, прошедшего через затвор, в 2 раза. С понятием «затвор» связано понятие «выдержка».

Выдержка – это интервал времени, в течение которого свет воздействует на участок светочувствительного материала, фиксирующего изображение. Или время, пока открыт затвор. Выдержка измеряется в секундах. Современные светочувствительные материалы в сравнении с теми, которые применялись при возникновении фотографии, в 1840-ых годах, требуют значительно меньшего времени для фиксирования снимаемой сцены: 1/8 секунды, 1/250 секунды, 1/1000 секунды и др.

Из вышесказанного следует, что, чем короче выдержка, тем меньшее количество света попадёт на светочувствительный материал. Примером служит последовательность кадров на рисунках 3-а – 3-д:

Рис. 3-а. Выдержка равна 1/2,5 секунды.

Рис. 3-б. Выдержка равна 1/5 секунды.

Рис. 3-в. Выдержка равна 1/10 секунды.

Рис. 3-г. Выдержка равна 1/20 секунды.

Рис. 3-д. Выдержка равна 1/40 секунды.

Какая выдержка короче: 1/125 секунды или 1/500 секунды? Ответьте на этот вопрос самостоятельно. В качестве способа для запоминания вообразите разделение двух одинаковых апельсинов на 2 и на 4 части, соответственно, и ответьте на вопрос: «Долька какого апельсина будет меньше по размеру?» Количество долек соответствует знаменателю в выдержке-числе, размер долек – выдержке.

В некоторых фотоаппаратах для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель не указывается, и выдержка описывается знаменателем: «8000» вместо «1/8000», «125» вместо «1/125», «60» вместо «1/60», но «1''» означает «1 секунда».

Числа, задающие выдержку, как и в случае со значениями диафрагмы, выбраны не случайно. Если установить постоянным (зафиксировать) значение диафрагмы, а менять выдержку, то количество света, которое попадёт на светочувствительный материал, будет отличаться в два раза на соседних выдержках.

Пример

Я выбрал сюжет съёмки. Далее установил значение диафрагмы равным 5,6 и выдержку равной 1/125 секунды, сделал кадр. Затем изменил выдержку вдвое – установил равной 1/250 секунды и снова сделал кадр. Какой из двух снимков будет светлее? Первый. Почему? Потому что, за 1/125 секунды на светочувствительный материал попадает в 2 раза больше света, чем при выдержке равной 1/250 секунды, при этом все остальные условия съёмки оставались неизменными.

Таким образом, количество света, попадающее на светочувствительный материал можно регулировать как диафрагмой, так и выдержкой.

Для чего это нужно? Чтобы реализовать художественные эффекты. О них самих и о способах их реализации пойдёт речь в следующих частях.

Что такое «экспозиция»?

Одним из основных навыков фотографа является умение управлять экспози́цией – количеством света, воспринимаемым светочувствительным материалом – используя диафрагму и выдержку, одновременно, реализовывая те художественные эффекты, которые фотограф посчитает нужными реализовать.

Если на светочувствительный материал попало недостаточно света, то снимок будет тёмным – недоэкспонированным, если попало слишком много света, то – засвеченным – переэкспонированным. Снимок называется нормально экспонированным, если яркость снимаемых объектов такая же, как если бы Вы смотрели на них непосредственно (без фотоаппарата). Если я хочу передать на снимке то, что вижу глазами, то я стремлюсь получить нормально экспонированный снимок.

Экспозиция измеряется в безразмерных (абстрактных) единицах – EV (аббревиатура англ. exposure value – «значение экспозиции»). Изменить экспозицию на 1 EV, означает изменить количество света, воспринимаемое светочувствительным слоем, в 2 раза.

Прибор, который измеряет экспозицию, называется экспонометром. Он встроен в фотоаппарат и помогает Вам оценить в EV, насколько будущий снимок будет близок к нормально экспонированному снимку. Экспонометр в современных фотоаппаратах позволяет оценить экспозицию с точностью до 1/2 или 1/3 EV. Чтобы приблизиться к пониманию, как использовать введённые понятия на практике, приведу пример.

Пример управления экспозицией

Для реализации определённого художественного эффекта мне необходимо установить значение диафрагмы равным 16. И не менять его. Теперь я подбираю такую выдержку, при которой получаемый снимок будет нормально экспонированным. Нормальность экспозиции я оцениваю по экспонометру: стремлюсь подобрать выдержку таким образом, чтобы экспонометр указывал на нулевое значение. Оно соответствует нормально экспонированному снимку (Это «идеал». В действительности в различных съёмочных ситуациях нормально экспонированному снимку может соответствовать значение экспонометра, отличное от нуля.). Как только выдержка подобрана, я делаю снимок.

Теперь мне нужно сделать ещё один кадр той же сцены, реализовав другой художественный эффект. Я фиксирую выдержку равной 1/500 секунды. Подбираю значение диафрагмы таким, чтобы будущий снимок получился нормально экспонированным. Оцениваю экспозицию по экспонометру. Когда значение диафрагмы подобрано, делаю снимок.

Что получилось в итоге? Два снимка. На одном реализован один художественный эффект, на другом снимке – другой эффект. При этом оба снимка нормально экспонированы. Двум разным парам «значение диафрагмы – выдержка» может соответствовать одинаковая экспозиция.

Числовая пара «значение диафрагмы – выдержка» называется экспопарой. Две или более экспопары называются эквивалентными, если получаемые при них экспозиции равны.

Пример эквивалентности и неэквивалентности двух экспопар

«16 – 1/30» и «11 – 1/60» – эквивалентные экспопары. «16 – 1/30» и «11 – 1/15» – неэквивалентные экспопары, потому что экспозиция при первой экспопаре меньше, чем экспозиция при второй экспопаре на 2 EV. Перефразирую. Количество света, воспринимаемое светочувствительным материалом, при первой экспопаре меньше количества света, воспринимаемого светочувствительным материалом, при второй экспопаре в 4 раза.

Как может пригодиться на практике умение определять эквивалентность экспопар и оценивать разницу экспозиций в EV? Покажу на примере. Я сделал снимок, но оказалось, что он переэкспонирован примерно на 1 EV. Я хочу сделать нормально экспонированный снимок. На первых шагах работы с фотоаппаратом я вижу два пути. Первый, сделать несколько снимков с другими значением диафрагмы и выдержки, полагаясь на интуицию. Второй, посчитать в уме точное значение диафрагмы и выдержку и сделать второй снимок желаемым.

Особенностью первого пути является то, что Вы тратите время, пока подбираете наугад, а снимаемая сцена может измениться. Также Вы расходуете ресурс затвора, делая бесполезные кадры. Но Вам достаточно поверхностного понимания связей между выдержкой, значением диафрагмы и экспозицией, а значит Вы затратите меньше времени на обучение и приобретение опыта.

Особенностью второго пути является время, которое Вы тратите на изучение связей между выдержкой, значением диафрагмы и экспозицией, а также произведение расчётов в уме во время съёмки. При этом Вам достаточно сделать один «пристрелочный» кадр и второй «контрольный». Таким образом, Вы, скорее всего, успеете сфотографировать меняющуюся сцену и сохраните ресурс затвора. Также, к преимуществам второго пути я отнесу более стабильное качество снимков и более гибкие, широкие возможности для творчества в сравнении с первым путём. Например, при съёмке силуэтов, при прямом солнечном свете, при съёмке в студии и т.д.

Оба пути сосуществуют и в действительности комбинируются. Практикуясь, Вы приобретёте опыт, благодаря которому сможете получать желаемые снимки «не задумываясь».
Для закрепления пройденного материала предлагаю выполнить домашнее задание и ответить на вопросы. Ключи к домашнему заданию и вопросам я приведу в следующей статье – второй части «основ».

Домашнее задание

Эквиваленты ли экспопары? Если экспопары не эквивалентны, то укажите, какова разница между экспозицией при первой экспопаре и экспозицией при второй экспопаре. Разницу укажите в двух значениях: в уровне освещенности (в разах) и в EV. Шаг изменения выдержек и значений диафрагмы на фотоаппарате равен 1/3 EV (изменение экспозиции в "корень кубический из 2" раз).

№    1 экспопара 2 экспопара
1 1,4 – 1/125 1,4 - 1/30
2 2 – 1/60 2 – 1/15
3 4 – 1/250 2,8 – 1/500
4 8 – 1/500 11 – 1/60
5 16 – 1/30 5,6 – 1/15
6 2,8 – 1/40 2 – 1/80
7 5,6 – 1/160 11 – 1/20
8 6,3 – 1/125 9,0 – 1/125
9 13 – 1/250 4,5 – 1/2000
10 2,2 – 1/60 1,6 – 1/250
11 3,2 – 1/15 3,5 – 1/15
12 7,1 – 1/20 7,1 – 1/40
13 10 – 1/100 5,0 – 1/400
14 13 – 1/160 10 – 1/160
15 7,1 – 1/40 7,1 – 1/200
16 2,5 – 1/640 6,3 – 1/100
17 1,8 – 1/50 2,5 – 1/20
18 5,0 – 1/320 2,2 – 1/2500
19 11 – 1/25 6,3 – 1/80
20 14 – 1/250 8 – 1/640

Пример решения

Пусть 5,6 – 1/60 – 1-ая экспопара, 6,3 – 1/50 – 2-ая экспопара.

  1. Сравните значения диафрагмы. При 5,6 диаметр отверстия диафрагмы больше, значит света через объектив пройдёт больше:
  2. 5,6 – число диафрагменного ряда, а 6,3 – одно из 2-ух промежуточных значений диафрагмы, находящееся между числами диафрагменного ряда 5,6 и 8. При этом 6,3 находится «ближе» к 5,6. Значит разница в количестве света при значениях диафрагмы 5,6 и 6,3 составляет 1/3 EV, или, то же самое, уменьшается в "корень кубический из 2" раз при установке значения диафрагмы равным 6,3:

 

  1. Сравните выдержки. За 1/50 с на светочувствительный слой попадёт больше света, чем за 1/60 с:
  2. Выдержка равная 1/50 с длиннее, чем 1/100 с в 2 раза. Значит, и количество света, проходящее через затвор при изменении выдержки с 1/50 с на 1/100 с, изменяется в 2 раза или на 1 EV. Выдержка равная 1/60 с – короче 1/50 с, но длиннее 1/100 с. При этом 1/60 с «ближе» к 1/50 с. Между двумя выдержками, при которых разница количества света, проходящего через затвор, равна 1 EV, находятся две возможные выдержки. Потому что шаг изменения выдержек равен 1/3 EV. Из указанного выше следует, что количество света, проходящего через затвор, при смене выдержки с 1/60 с на 1/50 с изменится в "корень кубический из 2" раз или на 1/3 EV:
  1. Сравните экспопары. Стрелки направлены противоположно друг другу. При переходе от 1-ой экспопары ко 2-ой экспопаре изменение значения диафрагмы уменьшает экспозицию, а изменение выдержки увеличивает экспозицию. Значит, изменение выдержек и изменение значений диафрагмы компенсируют друг друга. Разницы в количестве света, возникшие при изменении значения диафрагмы и при изменении выдержки, равны между собой. На основании последних двух утверждений, можно сделать вывод, что экспопары эквивалентны:

Ключевые вопросы:

  1. В чём преимущество объектива, у которого минимальное значение диафрагмы можно установить равным 1,4, в сравнении с объективом, у которого минимальное значение диафрагмы можно установить равным 5,6?
  2. Сформулируйте полностью один из законов освещённости, начав так: «Если площадь источника света увеличиться в 2 раза, то количество света, испускаемое этим источником, ...».
  3. Сформулируйте определение для понятия «шаг экспозиции».
  4. Сколько промежуточных значений диафрагмы будет между числами диафрагменного ряда, если установить на фотоаппарате шаг экспозиции равным 0,5 EV?
  5. Сколько выдержек будет между выдержками 1/50 с и 1/100 с, если установить на фотоаппарате шаг экспозиции равным 0,5 EV?
  6. Почему на шкале экспонометра между значениями «-1» и «0» два деления? Что это означает?
  7. Что влияет на экспозицию?
  8. Почему в фотоаппарате существуют два устройства, которые управляют одним и тем же: количеством света, попадающим на светочувствительный материал?
  9. Как бы выглядело изображение, если бы в фотоаппарате не существовало затвора, лишь диафрагма?
  10. Как получить нормально экспонированный снимок, если экспонометр показывает «-1», а менять значение диафрагмы и выдержку Вы не можете?
  11. При каких условиях съёмки изображения получаются полностью белыми, полностью чёрными?
  12. Куда должен быть направлен объектив фотоаппарата во время оценки экспозиции по шкале экспонометра?
  13. Какие условия необходимо выполнить, чтобы получить изображение объекта на светочувствительном материале?
  14. Что означает понятие «ресурс затвора»?
  15. Когда возникла фотография?
28/01/2014    Просмотров : 284815    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати

Комментарии: 83

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Анна (anonimus) 22 Февраля 2018 - 06:33:09

    Спасибо вам большое. Нахожусь на старте изучения понятия экспозиции, прочитала множество аналогичных статей, ориентированных на новичков, но только после вашей стала хоть что-то понимать)) очень информативно и доступно! Отдельное спасибо за практическое задание.


  • Вова Дворниченко 17 Декабря 2017 - 11:31:59

    Здравствуйте, никак не могу разобраться с выдержкой и диафрагмой и решить домашнее задание.


  • Anatoly Chomko 19 Ноября 2016 - 21:02:30

    Здравствуйте Марк ! Спасибо за уроки . Доходчиво и понятно ,а если не понятно ,то все объясняется подробно на примерах .Чувствуется доскональное знание .


    • Марк Лаптенок 19 Ноября 2016 - 21:15:55

      Здравствуйте, Анатолий. Пожалуйста. Рад, что результаты моего труда Вам полезны. Останутся вопросы - пишите здесь. Буду рад ответить.

      Благодарю за комплимент.


  • Благовестный Вадим 29 Октября 2016 - 05:37:07

    Классные уроки. Много открываешь для себя нового.


    • Марк Лаптенок 29 Октября 2016 - 12:44:19

      Вадим, здравствуйте. Я рад, что Вы открываете новое для себя.


  • СанСаныч 26 Марта 2016 - 08:23:07

    Была статья ранее там доходчивее и проще все это описано


    • Марк Лаптенок 26 Марта 2016 - 10:47:08

      Здравствуйте! Я рад, что Вы нашли источник, который Вам подходит.


  • Серега_Мурманск 4 Ноября 2015 - 13:23:37

    Действительно уроки превосходны. Все время думал, что разбираюсь, а внимательно вчитавшись нашел столько нового... Вот бы в живую у Вас поучиться. Спасибо огромное


    • Марк Лаптенок 5 Ноября 2015 - 12:50:31

      Здравствуйте! Рад, что уроки Вам понравились и оказались полезными. Пожалуйста.

      По основам фотографии я провожу занятия дистанционно, так как есть опыт и образование, которые позволяют делать это эффективно. Свяжитесь со мной, если Вас заинтересует такой формат обучения.

      В формате "одной комнаты" провожу занятия в Ростове-на-Дону.


  • Татьяна Баязитова 22 Октября 2015 - 10:25:47

    Добрый день!

    Очень нравятся ваши уроки. Решила их изучать с карандашом в руке.
    После того как вы показали пример решения задачи стало всё понятно. Для своего удобства я выписала значения диафрагмы и выдержки в две строчки и просто отсчитываю по количеству значений вперёд или назад.
    Я совсем ещё начинающая.И хочу досконально во всём разобраться. В 5 задаче я решила правильно - разница в 4EV. Но почему в 16 раз , а не в 8?


    • Марк Лаптенок 22 Октября 2015 - 11:42:50

      Здравствуйте, Татьяна.

      Я рад, что мои уроки Вам нравятся. Поддерживаю Вас. Когда разбираюсь, как подать материал, я не выпускаю карандаш из рук. С помощью моих статей досконально может получиться: я их создаю для глубокого изучения. Будьте эмоционально готовы, что не всё будет понятно сразу. Это нормально. Сложность освоения фотографии (особенно, цифровой) состоит в том, за ней стоят несколько развитых и разноплановых наук. Но дивиденды соответствующие: возможность реализовать любой творческий замысел и получить результат высокого класса. Будут вопросы, задавайте.

      Отвечаю на Ваш вопрос. Два в четвёртой степени равно 16 (2 * 2 * 2 * 2 = 16). Чтобы разобраться, почему двойка возводится в степень (то есть, как связаны EV и "разы", предлагаю Вам прочитать моё дополнение к этой статье: http://photo-monster.ru/ books/read/ otsenka-ekspozitsii.-razyi-i-ev.html [предварительно уберите пробелы из адреса]


  • Vladiksiz 17 Августа 2015 - 17:17:24

    Диафрагму, выдержку и скорость ISO


    • Марк Лаптенок 19 Августа 2015 - 00:49:34

      Зависит от съёмочной ситуации. В частности, если мне нужны: большая глубина резко изображаемого пространства и/или широкие углы поля зрения и/или неиспорченный "лобовым" светом встроенной вспышки кадр и/или зафиксировать относительно быстрое движение и/или высокое качество изображение (минимального проявления цифрового шума) - то я бы,скорее всего, выбрал правые настройки.

      Я не рекомендую Вам ставить вопрос так, как Вы его ставите. Потому что Вы предлагаете сравнивать понятия, в сравнении которых мало смысла: что быстрее процесс приготовления манной каши или истребитель СУ-27?

      Чтобы узнать причины, рекомендую Вам посетить курсы, посвящённые основам фотографии, или читать мою серию "Основы фотографии", начиная с первой части.


  • Vladiksiz 17 Августа 2015 - 10:20:12

    что лучше? и почему ?


    • Марк Лаптенок 17 Августа 2015 - 11:57:37

      Здравствуйте. Поясните, что Вы сравниваете.


  • pire111 18 Июня 2015 - 19:38:41

    а как быть с такими как 11 задача? или у мну тоже лыжи или получилась +1\3 а в 15 задачи вообще не понял +2 и1/3??


    • Марк Лаптенок 19 Июня 2015 - 17:32:56

      Здравствуйте. Все задачи решаемы. Посмотрите ответы в статье "Основы фотографии # 2.1" и комментарии к настоящей статье. В них есть дополнительные мысли как мои, так и читателей, которые помогут Вам разобраться. Если не получится, сформулируйте запрос чётче: "вот так делал - вот здесь сомневаюсь (не знаю; не пойму, как дальше)".


  • inyakino 5 Февраля 2015 - 20:14:53

    числа диафрагменного ряда нужно просто запомнить? со временем видимо они сами запоминаются.


    • Марк Лаптенок 5 Февраля 2015 - 21:42:46

      Да, их целесообразно запомнить. Я использую следующее мнемоническое правило.

      1 - первое число в ряде. Вторым числом идёт 1,4 (примерно корень квадратный из двух).

      Дальше удваиваю первое число, получается 2 (по счёту третье число). Затем удваиваю второе число, получается 2,8 (по счёту четвёртое число). Затем удваиваю третье число, получается 4. Затем удваиваю четвёртое число, получается 5,6. И так далее.

      Есть исключение: удваивая 5,6, получаю 11,2. Однако, вместо получившегося числа указываю 11 (по счёту 11 идет восьмым числом в ряде).

      Таким образом, в диафрагменном ряде каждые два соседних "через одно" числа отличаются в 2 раза. За исключением 5,6 и 11.

      Промежуточные числа запомнил в процессе практики.


      • inyakino 7 Февраля 2015 - 13:49:00

        Спасибо! с значениями выдержки примерно то же самое: например, 1/30 отличается от 1/125 на 2EV, а не на 2 1/3 EV (30*4=120 и +5); или у 1/60 и 1/500 разница не в 4 1/3 EV, а в 3EV. Т.е какие-то значения просто запоминаются. Так?


        • Марк Лаптенок 7 Февраля 2015 - 15:42:50

          Пожалуйста! Да, Вы верные выводы сделали.

          С выдержками проще, на мой взгляд, чем со значениями диафрагмы. Умножение знаменателя на 2, укорачивает выдержку в 2 раза, а экспозицию уменьшает на 1 EV. Например, текущая выдержка равна 1/30 секунды. Умножаю знаменатель на 2, получаю 1/60 секунды. Разница между выдержками составляет 1 EV, экспозиция уменьшилась на 1 EV. Теперь снова умножаю знаменатель на 2. Получаю выдержку равную 1/120 секунды. Здесь исключение, которое Вы верно подметили. Разница между 1/60 секунды и 1/125 секунды составляет 1 EV. Тогда между 1/30 секунды и 1/125 секунды разница равна 2 EV.

          Тем не менее, умножать знаменатель дроби 1/30 сразу на 4 или, как в Вашем втором примере, умножать 60 на 8 я рекомендую с осторожностью. Потому что, 60*8 = 480, а не 500. Чтобы избежать накопления ошибки я умножаю в уме знаменатель дроби последовательно на 2, вспоминая перед очередной операцией некоторые пары выдержек, образующие исключения, как, в частности, 1/60 секунды и 1/125 секунды. То есть, сначала 60 умножаю на 2. Затем 125 умножаю на 2. Затем 250 умножаю на 2. И так далее. Аналогичным способом "двигаюсь" в обратную сторону: (30 делить на 2) = 15, (15 делить на 2) ~ 8, (8 делить на 2) = 4, (4 делить на 2) = 2 и так далее.


  • Olga Rakul 15 Января 2015 - 01:49:06

    Большое спасибо за урок! Информация интересная для общего развития. Наконец-то я знаю и с чем едят эту диафрагму с выдержкой. Хорошо, что на русском, у меня обогащается язык терминами, а то всё у меня на немецком, а по-русски оставалось только догадываться. Смысл поняла, только ничего не поняла, хотя по математике была когда-то сильна. Лично я не буду считать, буду методом втыка, ну я же женщина. Перехожу на следущие уроки. Ну очень понравилось мне тут у вас!


    • Марк Лаптенок 15 Января 2015 - 20:28:43

      Пожалуйста, Ольга!


  • Вячеслав Михалыч 12 Января 2015 - 04:39:43

    Цитата из статьи: Другими словами, количество света, проходящее через отверстие заданного диаметра, изменится в 4 раза, если диаметр отверстия изменится примерно в 2 раза; в 2 раза, если диаметр изменится в «квадратный корень из 2» раз (примерно в 1,4 раза).
    Ребята,я не с Марса,честно...но осмыслить это не могу. Если кто поможет-спасибо.А если чисто поржать и поумничать, то перед зеркалом пожалуйста.


  • Вячеслав Михалыч 12 Января 2015 - 04:26:54

    Я не издеваюсь,я реально не могу догнать "корень кубический из 2" раз"
    Корень кубический из двух раз....прошу пардону,но что это??? Почему из двух раз,а не с одного или из трех??? И что делают за этот "РАЗ"???


  • Вячеслав Михалыч 12 Января 2015 - 04:11:05

    Прочитал внимательно три раза...информации куча,информации нужной,но! Толи лыжи не едут,то ли я чего не понимаю...но в голове полная каша. Попытался выполнить задание,прочитал несколько раз пример выполнения....каша загустела до состояния бетонного блока.
    Вы что реально просчитываете в голове корень кубический из 2" раз???
    Я вам завидую если это так... В общем я понял что ничего не понял,завтра начну с начала.


    • Марк Лаптенок 14 Января 2015 - 11:30:52

      Вячеслав, здравствуйте!

      Вы подняли важные темы и задали классные вопросы. Спасибо. На мой взгляд, с Вашими "лыжами" всё в порядке. Чтобы качественно ответить на Ваши вопросы, мне нужно время на подготовку. Как ответ я создам либо отдельную статью, либо комментарий, либо видеоурок. По завершении оповещу Вас здесь же - в комментариях.


    • Марк Лаптенок 4 Февраля 2015 - 01:43:37

      Вячеслав, здравствуйте!

      Я подготовил статью "Оценка экспозиции. «Разы» и EV", с помощью которой, в частности, пробую ответить на Ваши вопросы: "Корень кубический из двух раз....прошу пардону,но что это??? Почему из двух раз,а не с одного или из трех??? И что делают за этот "РАЗ"???". Ещё в статье объясняю распространение в фотографии "искусственно" созданных чисел - значений диафрагмы и EV.

      По идее, в течение месяца статья появится на "ФотоМонстре". Следите, пожалуйста, за свежими публикациями.

      На вопрос "Вы что реально просчитываете в голове корень кубический из 2" раз???" отвечу здесь. Нет, не просчитываю. Я запомнил пару-тройку чисел. Мне удобнее оценивать экспозицию в EV. Тем не менее, я научился делать это в "разах", чтобы более эффективно управлять как экспозицией, так и освещением снимаемой сцены. Например, когда я размещаю источники света относительно снимаемого объекта (или наоборот: снимаемый объект относительно источников), то вспоминаю, что если я удалю источник от объекта чуть меньше, чем в полтора раза, то освещённость модели уменьшится вдвое.


      • Вячеслав Михалыч 16 Февраля 2015 - 12:08:48

        Здравствуйте Марк. Спасибо Вам за ответ,терпение и подробные объясния.


        • Марк Лаптенок 16 Февраля 2015 - 16:00:41

          Вячеслав, пожалуйста.


  • Kvazar14 10 Декабря 2014 - 11:31:47

    Здравствуйте Марк! Прочитал Ваш материал, очень полезно оказалось. Скажите, если у меня относительный зеркальный бюджетник типа canon 550d, могу я купить объектив фикс 35-й с f1.4 и получать отличные снимки? А то штатный объектив совсем как то не очень. Спасибо.


    • Марк Лаптенок 10 Декабря 2014 - 15:37:04

      Здравствуйте! Я рад.

      Можете. Качество снимков в первую и, даже, во вторую, очередь зависит от Вашего мастерства, соблюдения технологии. Возможно, улучшив технологию как съёмки, так и обработки, Вы сможете и со штатным объективом получать отличные снимки. У меня так было.

      Я фотографировал для рекламы интерьер загородного дома площадью более 1000 кв. метров со штатным объективом (18-55 мм F1:3,5-5,6) на камеру уровня Canon 550D. Фотографии получились великолепными, в том числе, по техническому качеству. Дизайнер интерьера - мой заказчик - участвовала с ними в конкурсе.

      Объективы с фиксированным фокусным расстоянием откроют перед Вами новые возможности, если Вы будете знать, в каких съёмочных ситуациях и как эти возможности раскрыть.


  • Palych 4 Декабря 2014 - 00:13:10

    Отличный курс.
    Немного своей истории: заказал намедни свою первую зеркалку, пока ждал, стал изучать теорию - сначала попались более простые курсы, получил некоторые начальные обзорные знания за один вечер. Потом, когда получил в руки камеру и стал читать инструкцию, появилась куча вопросов. Стал искать более серьезный курс. Сейчас, вдумчиво прочтя первый раз этот курс, могу сказать, что многое стало более понятно, а много чего узнал впервые. Сейчас инструкция к фотоаппарату для меня несет гораздо больше смысла - уже читаю и понимаю для чего "так" и почему. И управление фотоаппаратом сразу же уложились в голове - теперь меня больше не пугает этот "черный ящик" с хоботом. Чувствую, что некоторые разделы курса надо будет еще разок (а может и не разок) проштудировать, уже с камерой в руках, делая живые эксперименты.

    Огромное спасибо авторам!

    Да, и еще я понял, что не ошибся с выбором камеры


    • Марк Лаптенок 5 Декабря 2014 - 17:07:23

      Пожалуйста! Рад Вашим успехам!


  • Lidiaart 24 Ноября 2014 - 19:25:39

    Подскажите пожалуйста, как использовать все эти вычисления на практике? Вот прихожу я в свой коридор и хочу сфотографировать ребенка. Окон нет, есть Led лампы. С чего мне начать и как тут применимы вычисления экспопары?


    • Марк Лаптенок 8 Декабря 2014 - 21:26:22

      Чтобы применить эти вычисления на практике, предлагаю Вам подготовиться.

      Если Вы этого не сделали, начните с того, что изучите инструкцию к своему фотоаппарату. Возможно, Вам этого будет достаточно, чтобы начать съёмку и без проведения вычислений, рассмотренных в статье. Затем, желательно, прочтите уже опубликованные, первые четыре, части серии "Основы фотографии": от текущей до #5.1. Если совсем спешите начать съёмку, пропустите в четвёртой части 3-ий раздел. Однако в будущем, он может Вам пригодиться.

      Последовательность Ваших действий во время съёмки может быть следующей:

      1. Постройте кадр с включённым освещением.

      2. Оцените экспозицию с помощью встроенного в фотоаппарат экспонометра. В соответствии с показаниями экспонометра выберите выдержку, значения диафрагмы и чувствительности, мощность свечения led-ламп (если она регулируется).

      3. Сделайте "пристрелочный" кадр. Если экспозиция Вас устраивает, то продолжайте фотографировать с установленными съёмочными параметрами. Если экспозиция не устраивает, то оцените по гистограмме или с помощью внешнего экспонометра насколько её нужно изменить, скорректировать.

      Я сделал обзор способов оценки экспозиции в статье "Основы фотографии #4.11", но подробно опишу что такое гистограмма и как её применять в 8-ой части "основ".

      В результате оценки Вы сможете понять на сколько примерно EV нужно изменить выдержку и/или значения диафрагмы, и/или значение чувствительности, и/или мощность ламп, скорректировать экспозицию будущих снимков.

      4. Проделайте вычисления, описанные в настоящей статье. Например, Вам нужно увеличить экспозицию на 1 EV. Вы решили сделать это за счёт уменьшения значения диафрагмы. Текущее значение, с которым Вы снимали "пристрелочный" кадр равно, например, 5,6. "Какое меньшее значение диафрагмы отстоит от 5,6 на 1 EV? Ага, 4"

      6. Установите в фотоаппарате значение диафрагмы равным 4 и вернитесь к п.3.


  • lelchuk 8 Ноября 2014 - 15:36:45

    Спасибо большое за супер-лекции! Вопрос: какая по сути разница между полуавтоматическими режимами Av/Tv и ручной настройкой, если при ручной настройке все равно ориентируешься на показатель экспонометра (чтоб значение было в нуле)? Ведь при расчете диафрагмы по выдержке (и наоборот), камера использует, наверное, те же алгоритмы определения экспозиции, что и при расчете шкалы экспонометра? Или я что-то не так поняла? Или, может, профессиональные фотографы и не смотрят вовсе на экспонометр при фотографировании, а проводят все эти вычисления сами на полуподсознательном уровне?)


    • Марк Лаптенок 8 Ноября 2014 - 19:47:53

      Пожалуйста!

      Спасибо Вам за вопрос! В данный момент я на него отвечаю, трудясь над завершающим разделом четвёртой части "основ", посвящённым режимам съёмки. Статьи "Основы фотографии #4.9", "Основы фотографии #4.10" уже опубликованы, поищите их на сайте. А "Основы фотографии #4.11", где я подробно отвечаю на Ваши вопросы, я готовлю. Как только она будет опубликована, прочтите её и, если вопросы останутся, дайте мне знать.


  • art_ 4 Ноября 2014 - 17:19:53

    У меня вопрос...По-сути добавили не стандартные значения в современных объективах, такие как: 1.8; 2.5; 7.1 и т.д. для того чтобы увеличить возможности фотографа, и это тогда касается выдержки и ИСО?


    • Марк Лаптенок 5 Ноября 2014 - 21:47:03

      Да, верно. Увеличили точность. Теперь можно управлять экспозицией с точностью до 1/3 EV. Касается и выдержки, и значения чувствительности, и значения диафрагмы - всего, что влияет на экспозицию.


  • Анна Родионова 31 Октября 2014 - 10:29:58

    canon 600d. режим М- f3.5.И меньшей цифры добиться не могу ни в одном из режимов.Рыдаю. Хотела подобрать значение f для выдержки 1/500( из задания выше) и не получается. и ещё: как вывести гистограмму на экран? в предыдущей мыльнице (тоже canon) проблем с этим не возникало.Третий день фотоаппарат ковыряю и бестолку


    • Марк Лаптенок 31 Октября 2014 - 15:24:40

      Анна, о том как вывести на экран гистограмму, прочитайте в инструкции к фотоаппарату. Рекомендую Вам с ней ознакомиться целиком.


  • Анна Родионова 30 Октября 2014 - 18:24:10

    Канон 600 D . Меньше f 5/6 не могу сделать. Хотела подобрать для выдержки 1/500 и не смогла. Почему?


    • Марк Лаптенок 31 Октября 2014 - 15:23:26

      Анна, скорее всего, из-за того, что светосила Вашего объектива при фокусном расстоянии равном 55 мм равна 5,6. За подробностями обратитесь к статьям "Основы фотографии" #2.1 и #2.2


  • maishmen 21 Октября 2014 - 21:49:55

    Нафиг это считать? есть режимы Av Tv, а время расчётов лучше потратить на композицию кадра, в конечном итоге она важнее. И всем пофиг, что фото было сделано в режиме М или не М.

    Я М режим включаю только тогда, когда при заданной выдержке (движение объекта) нужно сделать нужную мне ГРИП, и то при этом ISO в автомат переключаю. Как то так


    • Марк Лаптенок 27 Октября 2014 - 17:08:16

      Спасибо за вопрос! Отвечаю на него.

      Это упражнение я создал для закрепления навыка в управлении экспозицией. Чтобы, со временем освоив этот навык до автоматизма, больше энергии тратить на содержание, композицию кадра. Согласен с Вами, последнии важнее. И вижу в упражнении смысл по двум причинам.

      1. К сожалению, разные модели фотоаппаратов по разному оценивают экспозицию. В одних и тех же сюжетах шкала экспонометра в различных моделях камер "говорит" иногда разные вещи. Также, я пользовался и пользуюсь широким парком фотоаппаратов разных производителей. В итоге, я стал редко смотреть на шкалу встроенного экспонометра. Режимы M, Av и Tv, в частности, "ориентируются" на встроенный экспонометр.

      Для оценки экспозиции я использую гистограмму. Чтобы читать гистограмму и корректировать экспозицию по ней, я проделываю в уме (причём на данный момент быстро) те расчёты, которые предлагал проделывать себе, своим ученикам и сейчас предлагаю проделывать читателю в качестве упражнения на бумаге. В результате, за 3-4 года "полевых" и "кабинетных" тренировок 90% моих кадров вне зависимости от жанра и вида съёмки (я фотографирую как "постановку", так и репортажи) корректны по экспозиции с точностью до 0,1-0,3 EV. Что существенно повышает техническое качество фотографий, которые я отдаю заказчику или размещаю в своих портфолио.

      А именно, чем меньше я делаю коррекций в RAW-интерпретаторах или Photoshop, тем более широким сохраняется тоновый диапазон фотографии и более плавными, естественными для человеческого глаза, изображаются цветовые переходы (градиенты) на ней. В том числе, когда я снимаю с зеркальных фотоаппаратом "для начинающих".

      2. При работе с импульсными источниками света (генераторными системами, моноблоками или накамерными вспышками - маловажно) умение "считать EV" позволяет, сначала, точно и быстро настроить мощность источников. Особенно в сложных схемах: с несколькими источниками. Затем, получить оптимальную экспозицию. Наконец, аналогично предыдущему пункту, сохранить максимальное качество изображения.

      Также, этом навык необходим для применения ручного цифрового экспонометра (флэшметра). Я им пользуюсь, когда есть возможность, и в студии, и на пленэре (особенно в случае смешанного освещения - созданного импульсными источниками и естественного) в дополнение к гистограмме. А также в тех случаях, когда гистограмма не даёт мне понимание того, как распределён свет в различных точках снимаемой сцены (например, чтобы оценить равномерность освещения фона).


  • Анатолий Снежань 14 Сентября 2014 - 23:38:12

    Полная ахинея... Такое ощущение, что "теоретики" правят и фотографическим миром. Классики в гробах переворачиваются...


    • Марк Лаптенок 15 Сентября 2014 - 16:11:53

      Анатолий, напишите не ахинею. Пока что Вы подписываетесь под собственным невежеством.


  • Dmitrii79 7 Июля 2014 - 21:03:20

    В двух последних у меня ошибки:
    9. Экспопары эквивалентны.
    10. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары больше второй на 1 EV


  • Dmitrii79 7 Июля 2014 - 20:42:38

    1. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары меньше второй на 2 EV
    2. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары меньше второй на 2 EV
    3. Экспопары эквивалентны
    4. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары меньше второй на 2 EV
    5. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары меньше второй на 4 EV
    6. Экспопары эквивалентны
    7. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары больше второй на 1 EV
    8. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары больше второй на 1 EV
    9. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары больше второй на 2 EV
    10. Экспопары не эквивалентны. Экспозиция первой экспопары меньше второй на 1 EV
    to be continued...

    Немного подредактировал ваши скрины в фотошопе. Может кому пригодятся.


    • Марк Лаптенок 7 Июля 2014 - 23:18:22

      Ваши таблицы классные! На будущее у меня к Вам просьба. Вы не редактируйте мои таблицы, Вы создавайте собственные. Свои я сам отредактирую.

      Вы можете посмотреть совпадение Ваших решений в начале статьи "Основы фотографии #2".


      • Dmitrii79 10 Июля 2014 - 19:35:47

        Ок! Да я, в принципе, для себя их подредактировал, чтоб под рукой была и таблица с выдержкой. Просто не стоило их мне сюда вставлять.


  • khlopov 30 Июня 2014 - 15:41:37

    Как то тяжеловато. Можно хотя бы один пример полного решения (шаг за шагом)например такой экспопары:
    8-1/500 11-1/60


    • Марк Лаптенок 4 Июля 2014 - 15:12:00

      Да, можно. Обозначу экспопару 8 - 1/500 как первую, 11 - 1/60 как вторую.

      1. Забываю про выдержку. Сравниваю значения диафрагмы. При 8-ми экспозиция больше ,чем при 11-ти, на 1 EV. Это следует из диафрагменного ряда. Помечаю первую экспопару: +1

      2. Забываю про значения диафрагмы. Сравниваю выдержки. При 1/500 экспозиция меньше, чем при 1/60 на 3 EV. Это следует из следующих арифметических выкладок: 500/2 = 250, 250/2 = 125, 125/2 ~ 60. Делил я три раза, поэтому разница в экспозиции равна 3 EV. Помечаю первую экспопару: -3

      3. Складываю метки: (+1) + (-3) = -2. Делаю вывод: при первой экспопаре экспозиция меньше, чем при второй экспопаре, на 2 EV. Экспопары не эквивалентны.


  • Алёна Геннадиевна 27 Июня 2014 - 11:08:23

    Cпасибо огромное!!!! Всегда использовала метод "наугад", действительно не удобно. буду осваивать второй, описание очень понятное. Спасибо ещё раз!!!


  • Анастасія Удовиченко 24 Июня 2014 - 18:10:48

    Блин, не поняла что такое эквивалентная и неэквивалентная экспопары, по каким параметрам определяется, слишком научная статья получилась? ((


    • Марк Лаптенок 24 Июня 2014 - 22:11:31

      Возможно Вам будет понятнее такое определение. Эквивалентные экспопары дают одинаковую экспозицию ("светлота" кадра получается одинаковой), а не эквивалентные - разную экспозицию ("светлота" кадров разная).


  • Константин Нафанаилов 18 Июня 2014 - 10:59:15

    Спасибо Марк! Очень помогла ваша статья,а добавленная иллюстрация окончательно расставила все по местам.Мой вам респект


    • Марк Лаптенок 18 Июня 2014 - 11:16:05

      Пожалуйста, Константин! Я рад.


  • Олег Юрьевич 18 Мая 2014 - 00:05:10

    Здравствуйте Марк!
    К сожалению я являюсь человеком, который в юности не освоил в школе дроби и поэтому мне с этим сложно разобраться. Да и вообще математика с геометрией мне не давались. Но есть выход, для таких как я, будет здорово этот материал рассказать на пальцах, т. е. на примерах. Известно, что таким образом предмет даётся более удачно. Я прекрасно понимаю, как действуют диафрагма и выдержка, но меня интересует как все это рассчитать без дробей, корней и тем более в кубе. А еще никак не могу воспринять значение 1EV, 1/3 EV, 2/3 EV... умом понимаю, что без математики тут не обойтись, но может есть иной путь?


    • Марк Лаптенок 19 Мая 2014 - 15:04:08

      Олег Юрьевич, здравствуйте!

      К сожалению, я пока не готов показать, объяснить, расчёты без дробей и геометрии. Также, как не могу выразить площадь круга, не возводя его радиус в квадрат. Кстати, чтобы избежать корней-"нелинейностей", придумали EV. Их складывают, вычитают и делят на равные отрезки. Возможно для восприятия Вам будет удобна следующая иллюстрация, мне и некоторым моим ученикам она помогала в освоении и расчёте экспозиции:


      • Олег Юрьевич 19 Мая 2014 - 22:45:05

        Замечательно! Эта иллюстрация то что надо, спасибо!!!


        • Марк Лаптенок 19 Мая 2014 - 22:53:46

          Пожалуйста!


      • dmitriinikitin79 6 Июля 2014 - 20:05:42

        То, что надо!


  • Женя 94 12 Апреля 2014 - 13:43:57

    Спасибо Марк, подчеркнул для себя пару новых моментов.


    • Марк Лаптенок 12 Апреля 2014 - 15:05:48

      Пожалуйста, Женя!


  • Дмитрий Вейзе 3 Февраля 2014 - 22:42:47

    Марк, у меня остались некоторые замечания по тексту непринципиального характера, скорее придирки, которые я могу с Вами обсудить по e-mail. Мой адрес phyllon@list.ru. С уважением, Д.В.


  • Дмитрий Вейзе 2 Февраля 2014 - 00:24:55

    цитата: " разница в количестве света при значениях диафрагмы 5,6 и 6,3 составляет 1/3 EV, или, то же самое, количество света уменьшается в 2/3 раза при установке значения диафрагмы равным 6,3".
    Мне представляется это неверным. После 3-х шагов (1 EV) количество света должно измениться 2/3*2/3*2/3=8/27. Это не похоже ни на 2 ни на 1/2. Правильным, на мой взгляд, будет поменять 2/3 на кубический корень из 2. Поправьте меня, если я ошибаюсь.


    • Марк Лаптенок 2 Февраля 2014 - 11:40:17

      Дмитрий, Вы правы. Спасибо за конструктивную критику. Ваше замечание ценно для меня. Я попрошу редактора внести изменения.


  • Chkara 28 Января 2014 - 22:23:09

    Спасибо, Марк. Всё разжёвано и понятно. Пишите, пожалуйста, дальше.


    • Марк Лаптенок 29 Января 2014 - 03:42:38

      Пожалуйста! С удовольствием.


  • Fotograff 28 Января 2014 - 12:24:49

    Ужас... Диафрагма диафрагмой называется только в русском языке, она вообще то apertura — отверстие. Число диафрагмы не абстрактное, а вполне конкретное- количество диаметров уместившихся в фокусном расстоянии. И два соседних значения отличаются друг от друга в 2 раза по площади круга отсюда на 1,4 по диаметру. 25 уроков фотографии Микулина вам в помощь. Интересно что вы напишете про шкалу ГРИП и почему с уменьшением отверстия апертуры грип увеличивается.


    • Василий Сокольчук 28 Января 2014 - 17:14:23

      А Вы сфоткайте один объект на открытой "апертуре"и полностью закрытой.И посмотрите на задний план,где он будет выглядеть резче.Вот и получается чем меньше отверстие тем больше ГРИП.


      • Fotograff 28 Января 2014 - 21:59:55

        Я в курсе. Мне кажется что следовало объяснить все с помощью элементарной геометрии и то почему зажимать дырку больше чем 16 практически не имеет смысла и понятие гиперфокального расстояния и что такое ГРИП (почему она появляется и меняется в зависимости от значения апертуры и фокусного расстояния). А то во время сьемки где должны быть только профи, подходят девочки увешанные топовыми тушками и спрашивают, "а как снять чтобы и впереди люди были в резкости и сзади", или "а почему когда я снимаю без вспышки у меня всё не резко". Ух...


        • alexpt 12 Мая 2014 - 15:34:41

          Здравствуйте! Я новичок, давно ищу подобную информацию, где бы наглядно с помощью геометрии было объяснено. Но к сожалению найти не могу, может подскажите где. Заранее спасибо.


          • Марк Лаптенок 13 Мая 2014 - 23:23:17

            Здравствуйте! Через какое-то время я планирую написать дополнение к "Основам фотографии. Часть 3", в которой постараюсь рассказать о запрашиваемых Вами причинах и наглядно продемонстрировать закономерности. Предлагаю Вам пока ознакомиться с 3-ей частью.

            Реальность такова, что ГРИП нелинейно зависит от 4-ёх переменных величин. Из-за своей сложности общая формула для расчёта ГРИП рассматривается в частных случаях, при некоторых допущениях (например, дистанция съёмки сравнима с фокусным расстоянием объектива или много больше его).

            Таким образом, евклидовой (элементарной) геометрии, изучаемой в средней школе, может быть недостаточно. Для углублённого изучения закономерностей (причин явлений), связанных с ГРИП, Вам может потребоваться чуть больший и менее распространённый багаж знаний (аналитическая и дифференциальная геометрия, математический анализ).


    • Марк Лаптенок 28 Января 2014 - 17:19:52

      Спасибо за комментарий. Слова "диафрагма" и "апертура" равнозначны. Диафрагма - греческое слово, вошедшее в употребление в русский язык до 1907 года, в том числе, обозначая пластину с отверстием, которой фотографы преграждали путь свету, проходящему через линзу(ы). Апертура - слово из латыни. Оно обычно употребляется в англоязычной литературе по фотографии. Спасибо за ссылку! Я ознакомился с содержанием книги. Следите за публикациями.


      • Fotograff 28 Января 2014 - 22:06:59

        Не преграждали, а ограничивали. Извините... без обид.


      • lili1393 4 Декабря 2014 - 09:05:24

        Здравствуйте, я совсем еще новечок . Мне очень понравилась ваша статья . Но сделав задание и перейдя ко второму разделу 2.1 я поняла что третий пример у меня не правильный . Ответ там 0/0 .
        4-1/125 и 2,8/500. Диафрагма 4 меньше чем 2,8 на 1 EV т,е меньше света проходит , т.к чем больше значение диафрагмы тем меньше свет диаметр отверстия.
        1/500 и 1/250 . 1/500 меньше на 1EV , так как делили 500/2=250 .
        Как тут получилось 0 , я не поняла . Можете мне объяснить? И я правильно понимаю или совсем не так делаю? Спасибо .)


        • Марк Лаптенок 5 Декабря 2014 - 17:13:08

          Здравствуйте. Я рад!

          Ноль получается, когда Вы от 1EV отнимаете 1EV. И свидетельствует о том, что экспопары эквивалентны. В данном случае отнимать нужно потому, что укорачивание выдержки во второй экспопаре компенсирует уменьшение значения диафрагмы во второй экспопаре.

          Ещё раз прочтите пример выполнения данного упражнения. Он првидён в конце данной статьи.


          • Олег Венеция 14 Февраля 2015 - 20:28:57

            Доброго вечера.Хочу у вас спросить,почему довольно часто на фотографиях сделанных в темное время суток на темном фоне видны артефакты,пиксели на переходах.Заранее спасибо.


            • Марк Лаптенок 14 Февраля 2015 - 21:28:42

              Здравствуйте, Олег.

              Похоже на постеризацию. Этот эффект возникает вне зависимости от времени суток и параметров экспонирования, в частности, в двух ситуациях.

              1) Когда Вы с помощью графического редактора изменяете цифровое изображение в большой степени. Например, сильно осветляете снимок или сильно повышаете-понижаете контраст. И так далее. При этом, редактируете JPEG-изображение в 8-ми битном режиме. Чем больше и чем сильнее изменения, тем сильнее проявляются искажения.

              2) Когда степень сжатия по алгоритму JPEG высока. Чем она выше, тем сильнее проявляется эффект. Если Вы снимаете в формате JPEG, то в меню фотоаппарата, обычно, можете выбирать степень сжатия (качество JPEG-изображения). Если Вы дополнительно обрабатываете изображение в редакторе, то при сохранении обработанного снимка в формате JPEG, чаще всего, можете выбирать степень сжатия (параметр может называться "Качество"; тогда, чем меньше его значение, тем сильнее могут проявляться искажения).

              Возможно, Вы комбинируете обе ситуации. Напишите в комментариях модель камеры, с помощью которой фотографировали примеры, формат в котором сохраняли изображения (RAW или JPEG). Также, напишите подвергали ли снимки дополнительной обработке (если подвергали то, с помощью какой программы и что именно делали), чтобы я мог точнее указать причину.


Еще уроки из рубрики "Все основы"

Покупка аккумуляторов: что нужно знать?

Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много...

Читать дальше
09/03/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
11 179
1

Правило эквивалентной экспозиции

Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата...

Читать дальше
29/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
22 269
2

Оцифровка фотографий и негативов

У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.

Читать дальше
17/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
37 888
4

Как развить профессиональный взгляд

Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы...

Читать дальше
10/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
15 608
0

Как избежать клише в фотографии

Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все...

Читать дальше
05/09/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
14 264
1

Как подзаработать фотографу (не профи)

Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в...

Читать дальше
12/08/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
18 339
2

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды