5 шагов к пониманию диафрагмы.

Диафрагма является одним из трех факторов, влияющих на экспозицию. Поэтому понимание действия диафрагмы – это обязательное условие для того, чтобы делать глубокие и выразительные , правильно экспонированные фотографии. Есть как положительные, так и отрицательные стороны использования различных диафрагм, и этот урок научит вас, что они собой представляют и когда какие следует использовать.

Шаг 1 – Что такое диафрагма?

Лучший способ понять, что такое диафрагма – представить ее как зрачок глаза. Чем шире открыт зрачок, тем больше света попадает на сетчатку.

Экспозицию составляют три параметра: диафрагма, выдержка и ISO. Диаметр диафрагмы регулирует количество света, поступающего к матрице, в зависимости от ситуации. Есть различные творческие варианты использования диафрагмы, но когда речь идет о свете, важно запомнить, что более широкие отверстия пропускают больше света, а более узкие меньше.

Шаг 2 – Как определяется и изменяется диафрагма?

Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу – почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.

Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Главное, что нужно знать об этих числах – то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.

Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.

Это происходит из математических формул. Например, мы имеем объектив 50 мм с диафрагмой 2. Чтобы найти диаметр диафрагмы, мы должны разделить 50 на 2. Получится 25 мм. Радиус будет равен 12,5 мм. Формула для площади S=Пи х R2.

Вот несколько примеров:

50 мм объектив с диафрагмой f/2 = 25 мм. Радиус получается 12,5 мм. Площадь согласно формуле равна 490 мм2. Теперь посчитаем для диафрагмы f/2.8. Диаметр диафрагмы равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм, площадь отверстия 251,6 мм2.

Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.

Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.

Шаг 3 – Как диафрагма влияет на экспозицию?

С изменением размера диафрагмы изменяется и экспозиция. Чем шире диафрагма, тем сильней экспонируется матрица, тем более светлое изображение получается. Лучший способ продемонстрировать это – показать серию фотографий, где изменяется только диафрагма, а остальные параметры неизменны.

Все изображения  ниже были сделаны на ISO 200, выдержка 1/400 сек, без вспышки, а изменялась только диафрагма. Значения диафрагмы: f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22. 

Диафрагма f/2 Диафрагма f/2,8 Диафрагма f/4 Диафрагма f/5,6 Диафрагма f/8 Диафрагма f/11 Диафрагма f/16 Диафрагма f/22

Однако, основное свойство диафрагмы – это не управление экспозицией, а изменение глубины резкости.

Шаг 4 – Эффект глубины резкости

Глубина резкости – сама по себе обширная тема. Чтобы раскрыть ее, нужно несколько десятков страниц, но сейчас мы рассмотрим ее очень кратко. Речь идет о расстоянии, которое будет передаваться резко спереди и сзади объекта съемки.

Все, что вам действительно нужно знать, с точки зрения взаимосвязи диафрагмы и глубины резкости, это то, что чем шире диафрагма (f/1.4) тем меньше глубина резкости, а чем уже диафрагма (f/22), тем поле резкости больше. Прежде, чем я покажу вам подборку фотографий, сделанных с разной диафрагмой, посмотрите на диаграмму ниже. Она помогает понять, почему это происходит. Если вы не понимаете точно, как именно это работает, ничего страшного, пока для вас важно знать о самом эффекте.

На нижнем рисунке представлено фото, сделанное на диафрагме f/1.4. На нем ярко выражен эффект ГРИП (Глубины резко изображаемого пространства)

Наконец подборка фотографий, сделанных в приоритете диафрагмы, таким образом экспозиция остается постоянной, а меняется только диафрагма. Диафрагменный ряд такой же, как в предыдущем слайд-шоу. Обратите внимание, как меняется глубина резкости при изменении диафрагмы.

Диафрагма f/2 Диафрагма f/2,8 Диафрагма f/4 Диафрагма f/5,6 Диафрагма f/8 Диафрагма f/11 Диафрагма f/16 Диафрагма f/22

 

Шаг 5 – Как использовать различные диафрагмы?

Прежде всего следует помнить, что нет правил в фотографии, есть рекомендации, в том числе когда дело доходит до выбора диафрагмы. Все зависит от того, хотите ли вы применить художественный прием или максимально точно запечатлеть сцену. Чтобы легче принимать решение, привожу несколько наиболее употребляемых традиционно значений диафрагмы.

f/1.4: превосходно для съемки в условиях низкой освещенности, но будьте осторожны, при таком значении очень маленькая ГРИП. Лучше всего применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса

f/2: Использование то же самое, но объектив с такой диафрагмой может стоить одну треть от объектива с диафрагмой 1,4

f/2.8: Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Лучше всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.

f/4: Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.

f/5.6: Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.

f/8: Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.

f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов

f/16: Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.

f/22: Подходит для съемки пейзажей, где не требуется внимания к деталям на переднем плане.

Как я уже говорил, это только рекомендации. Теперь, когда вы точно знаете, как диафрагма влияет на фото, пробуйте и получайте удовольствие.

10/11/2011    Просмотров : 286994    Источник: expertphotography.com    Перевод: Евгений Карташов
Версия для печатиРекомендовать статью

Комментарии: 58

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Сергей75 4 Февраля 2017 - 08:21:42

    Евгений,а как снимать двух-трех человек что бы лица были четкими у всех,а не у одного только на котором фокусируется фотоаппарат?


    • Евгений Карташов 4 Февраля 2017 - 09:24:04

      Прикрывать диафрагму и выбирать такое фокусное расстояние и дистанцию съемки, при которых все помещаются в ГРИП.


    • Олег (anonimus) 19 Января 2017 - 13:38:28

      Спасибо автору,замучился с ней


      • Сергей Михайленко 9 Января 2017 - 17:43:18

        Вот здесь уже более детально и конкретно. Спасибо.


        • Nashaalisa 20 Декабря 2016 - 13:17:24

          не переключаются страницы примера изменения диафрагмы((


          • Yuliavps 11 Декабря 2016 - 20:31:29

            Огромное спасибо за урок!


            • Renat Angikov 25 Марта 2016 - 10:49:17

              Спасибо за урок. Советую всем читать не только урок, но и коментарии. Для лучшей 'усвояемомти')))


              • Кристина Платонова 16 Марта 2016 - 17:51:26

                Спасибо Евгений за быстрый ответ. Побоялась брать зеркалку из-за сложных настроек для новичка. Посоветуйте пожалуйста, какую можно приобрести зеркалку для новичка, чтобы не сложно было ей управлять? Люблю фотографировать, хочу чтобы получались красивые художественные фотографии. Камеру буду использовать не совсем в профессиональных целях, скорее для домашнего пользования. Или можно сначала поучиться на этой камере или она совсем никуда не годится? Спасибо за внимание.


                • evkartashov 16 Марта 2016 - 17:58:37

                  Любая зеркальная или беззеркальная камера любительского сегмента достаточно проста в управлении. Учиться можно на любой камере, где есть полноценные ручные настройки, но будет ряд ограничений, например, как с размытием фона.


                • Кристина Платонова 16 Марта 2016 - 15:48:38

                  Добрый день. Камера Nikon Coolpix P610. У меня не получается сделать портрет с мягким задним планом. Настройки (А) авто с приоритетом диафрагмы, регулирую диафрагму на 3.3 и все равно не получается. До меня не доходит как сделать. Может это камера не может так фотографировать?


                  • Евгений Карташов 16 Марта 2016 - 16:20:59

                    Да, с помощью вашей камеры не получится красиво размыть фон.


                  • Александр Ильин 2 Марта 2016 - 11:54:27

                    Спасибо,теперь понял,просто пробовал фотографировать звезды и были проблемы большие,теперь за ранние подготовлюсь и попробую еще раз !


                    • Александр Ильин 1 Марта 2016 - 23:53:23

                      а как найти бесконечность на объективе если не указано,или есть определенное значение диафрагмы которое обозначает бесконечность?Простите за глупый вопрос если что.


                      • Евгений Карташов 2 Марта 2016 - 09:54:43

                        Сфокусируйтесь на очень удаленный объект. Это приблизительно и будет бесконечность. Диафрагма это всего лишь регулируемое отверстие в объективе. От него зависит ГРИП, но никакое значение диафрагмы не может обозначать бесконечность, так как на бесконечность можно сфокусироваться при любом значении диафрагмы.


                      • Оксана Нифантова 9 Декабря 2015 - 17:37:43

                        Здравствуйте, очень интересный сайт и статья, в данной теме не поняла разницу между слайдами с веточкой, диафрагма меняется одинаково на том и другом, поясните пожалуйста, я новичок, решила изучать основы фотографии.


                        • Евгений Карташов 9 Декабря 2015 - 17:43:38

                          Перечитайте статью еще раз внимательнее. Там все написано доступно и понятно. Обратите внимание, какие параметры изменялись, а какие оставались неизменными. Почитайте про режим приоритета диафрагмы.


                        • redwings69 9 Декабря 2015 - 13:58:09

                          Здравствуйте! Интересная статья, но всвязи с ней возник вопрос. Получается, что при использовании на кропе объектива формата FX, его светосила больше, чем когда мы бы использовали его же на полном кадре? Надеюсь, понятно выразился.


                          • Евгений Карташов 9 Декабря 2015 - 14:02:57

                            Светосила объектива никак не зависит от того, на какой фотоаппарат его поставить, кроп или полный кадр. Это физическая величина, определяемая конструкцией объектива.


                          • Сергей Сакович 26 Октября 2015 - 09:27:29

                            Отличная статья! Диаграмму всё же не понял.


                            • КаТе_РИнА 26 Апреля 2015 - 11:47:31

                              Никак не могу разобраться, путаюсь. Сейчас нарисовала себе заметку, начала понемногу понимать. Спасибо!!


                              • Lucky_design 1 Февраля 2015 - 21:54:09

                                Очень доступно, спасибо!


                                • Wallee 17 Сентября 2014 - 11:20:15

                                  хорошие уроки. спасибо


                                  • Modestoo0 29 Мая 2014 - 23:03:32

                                    Спасибо, очень помогла статья)


                                    • Seika 5 Июля 2013 - 08:25:27

                                      Не могу смириться с тем, что не могу понять "шаг5" -как быть если при сильном освещении хочется маленькую грип? Банально- портрет в яркий солнечный день... По-минимуму выдержку и iso? или все гораздо глубже и тоньше...о.О


                                      • Евгений Попов 13 Ноября 2013 - 12:09:38

                                        Для этого надо использовать ND-фильтры.


                                      • razzar 4 Июня 2013 - 09:07:37

                                        автор статьи пишет..."f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов".

                                        -Весьма сомнительное диаф. число для портретов. Я бы предпочел для портретов промежуток F2.8- 5.6, но опять же все зависит от фокусного растояния объектива, удаленности объекта, а также освещения снимаемого объекта.


                                        • Elizaveta 18 Апреля 2013 - 12:42:35

                                          большое спасибо за информацию


                                          • Влад Александров 12 Апреля 2013 - 10:54:36

                                            статейка полезна! спасибо


                                            • Татьяна Наумович 26 Февраля 2013 - 13:14:21

                                              Спасибо за труд!


                                              • beliyvetal 7 Января 2013 - 14:55:18

                                                для меня как новичка здесь все доступно написано.Очень полезная инфа.


                                                • Роман А 27 Октября 2012 - 21:52:19

                                                  с диафрагмой я "дружу" и пользуюсь, мне понравилась статья.


                                                  • PanteleeV 6 Октября 2012 - 23:28:40

                                                    Такие простые вопросы можно глянуть в инструкции.


                                                    • Наталья Офицына 6 Октября 2012 - 18:09:11

                                                      Простите может за дурацкий вопрос..... А как менять диафрагму,? у меня Nikon d3100 я сижу сейчас разбираюсь.... не могу сообразить. (стыдно ,но спросить решилась)


                                                      • Евгения ЕЕЕ 9 Сентября 2012 - 10:38:07

                                                        Спасибо!!!


                                                        • lus_laurie 21 Августа 2012 - 14:17:18

                                                          Большое спасибо за понятную и интересную статью! Скажите, диаф.ряд с максимольной диафрагмой 3.6, слишком плохо?можно снимать ночные пейзажи?


                                                          • Виталий Ярченко 19 Августа 2012 - 02:01:14

                                                            а как добиться бесконечного гриппа? Если я правильно выразился, тоесть чтобы объекты были одинаково резки на разных расстояниях и на одной фотке? Говорят самодельные камеры обскура дают такой результат, но там очень долгая выдержка чтоли должна быть. А с какимлибо не самодельным, а заводским фотиком можно такого достич?


                                                            • Борис См 13 Ноября 2012 - 05:30:29

                                                              камера обскура - это конечно интересно. В детстве из засвеченной плёнки, спичечных коробков и кальки делали ). Фотоаппарат любой где есть ручная настройка "приоритет диафрагмы". Ставим 22, ищем яркое солнце(свет) и достойный объект. Не знаю как с выдержкой будет, но ISO не делайте большим. Так что в горы и к морю!


                                                            • alexxx13 19 Июля 2012 - 01:09:06

                                                              супер!спасибо!


                                                              • Олег Бабарыкин 6 Июля 2012 - 23:13:45

                                                                очень понятно и просто, спасибо!


                                                                • LogvinovaKate 5 Июня 2012 - 06:25:35

                                                                  Спасибо)))


                                                                  • Марат Исакаев 4 Июня 2012 - 06:15:12

                                                                    Почему то у меня не получаются снимки с малой глубиной резкости, хотя диафрагма открыта полностью. Не получается размытый фон как в примере. Может это из-за того, что у меня обычная цифровая мыльница Canon Power Shot SX 210 IS ?


                                                                    • Евгений Карташов 5 Июня 2012 - 18:41:08

                                                                      Да, именно поэтому. У мыльниц ГРИП гораздо больше, чем у зеркалок.


                                                                      • KruS 5 Октября 2012 - 15:28:16

                                                                        На мыльнице размытый фон не получится. У твоего аппарата максимальная диафрагма f/3.1 – f/5.9 (в зависимости от фокусного расстояния). Такой диафрагмы не достаточно для получения размытого фона.
                                                                        Также для получения размытого фона надо иметь большую матрицу, а у мыльниц они крошечные.


                                                                      • Алексей Форматов 17 Мая 2012 - 19:27:56

                                                                        Вот что мне нужно было узнать=) Огромнейшее спасибо!!!=)


                                                                        • Aleftina 26 Марта 2012 - 19:03:35

                                                                          Все так доступно и понятно, для любителей-новичком очень полезно.


                                                                          • knyaginya_61 25 Марта 2012 - 16:45:48

                                                                            +


                                                                            • Алексей Меньшиков 23 Марта 2012 - 11:00:49

                                                                              Пардон. А если у меня в EOS-500D диафрагментарный ряд в промежутке 5,6 - 36, это нормально?)


                                                                              • knyaginya_61 25 Марта 2012 - 16:45:25

                                                                                это круто) Вы можете снимать в ночи и у Вас будут получаться отличные снимки


                                                                                • alexsoft61 6 Июля 2012 - 15:18:59

                                                                                  Вынужден огорчить. Диафрагма в 5.6 слишком мала и делает объектив слабым в смысле светосилы. Что бы "снимать в ночи" нужна стекла со светосилой от 1.2 до 2.8 - весьма дорогостоящие стеклышки, надо отметить ...


                                                                                • alexsoft61 6 Июля 2012 - 15:15:49

                                                                                  1. Диафрагма имеет отношение к объективу, а не к камере
                                                                                  2. На зумах начального уровня, обычно указывается максимально возможная диафрагма (минимальная в числовом представлении) в зависимости от фокусного расстояния. На ближней конце диафрагму можно открыть шире, чем на дальнем (с максимальным ФР).
                                                                                  3. На зумах высокого качества (проф. серия, у CANON соответствует букве L) максимально возможная диафрагма постоянна на всей линейке фокусных расстояний
                                                                                  Не совсем понятно к чему относятся указанные Вами цифры ! Диафрагма в 5.6 - обычно соответствует максимальной диафрагме на дальнем конце даже на самых простейших КИТах. А вот минимальная диафрагма в 36 - в них вообще невозможна !
                                                                                  Единственное исключение - это супер-телеобъективы типа Canon 400 мм - но это стабы и телевики. Вряд ли кому в голову придет снимать в помощью супертелевика портреты. Хотя ... )
                                                                                  Надо отметить, что ГРИП с увеличением фокусного расстояния уменьшается и т.о. размытие все же будет


                                                                                • ekaterinagovoruha 13 Марта 2012 - 01:29:19

                                                                                  Супер урок,буду тренироваться.Как обычно все доступно и понятно,я даже не представляю как можно еще лучше обьяснить.


                                                                                  • Иркин 12 Марта 2012 - 19:21:51

                                                                                    Большое спасибо! Все четко систематизировано, что позволяется в голове сложить целостную картинку.


                                                                                    • Bagirka-irina 12 Марта 2012 - 17:53:20

                                                                                      Спасибо! Мне как новичку это очень оплезная статья


                                                                                      • Вовчик 11 Марта 2012 - 17:48:56

                                                                                        спасибо Вам большое очень внятно расписанно


                                                                                        • Nadin 11 Марта 2012 - 14:56:23

                                                                                          оч понятно,спасибо!


                                                                                          • Богдан 10 Марта 2012 - 22:09:23

                                                                                            Долго искал эту информацию. Большое спасибо!


                                                                                            • Andrew Stark 10 Марта 2012 - 19:56:41

                                                                                              Всё понятно расписанно! Спасибо вам!


                                                                                              • Комментарий удален из-за нарушений правил сайта

                                                                                                • Евгений Карташов 12 Марта 2016 - 22:08:54

                                                                                                  Я не понимаю ваш язык. Пишите по-русски.


                                                                                                Еще уроки из рубрики "Все основы"

                                                                                                Основы фотографии. Оглавление

                                                                                                Здесь вы найдёте оглавление всех статей из серии «Основы фотографии», краткое содержание и ключевые слова...

                                                                                                Читать дальше
                                                                                                01/02/2011. Основы — Все основы. Автор: Марк Лаптенок
                                                                                                710
                                                                                                0

                                                                                                Как провести коррекцию объектива камеры

                                                                                                Коррекция объектива помогает скомпенсировать несовершенства, присутствующие почти в каждом снимке. Среди может быть затемнение по краям кадра, прямые линии могут искривляться, а...

                                                                                                Читать дальше
                                                                                                07/02/2017. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
                                                                                                5 840
                                                                                                2

                                                                                                Основы фотографии. Глоссарий #2

                                                                                                Здесь вы найдёте словарь английских терминов, которые были использованы в серии статей "Основы фотографии".

                                                                                                Читать дальше
                                                                                                01/02/2011. Основы — Все основы. Автор: Марк Лаптенок
                                                                                                176
                                                                                                0

                                                                                                Основы фотографии. Глоссарий

                                                                                                Здесь вы найдёте словарь терминов, которые были использованы в серии статей "Основы фотографии".

                                                                                                Читать дальше
                                                                                                01/02/2011. Основы — Все основы. Автор: Марк Лаптенок
                                                                                                184
                                                                                                0

                                                                                                10 советов начинающему фотографу

                                                                                                Когда вы начинаете фотографировать, кажется, что профессиональный рост наступает очень быстро. Вы будете измерять свое мастерство улучшениями, которые видите в своих работах и...

                                                                                                Читать дальше
                                                                                                13/01/2017. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
                                                                                                17 266
                                                                                                26

                                                                                                Ричард Аведон вдохновляет #6

                                                                                                В 1979 году, через пять лет после смерти отца и собственной перенесённой смертельно опасной болезни, 56-ти летний Ричард Аведон начинает новый проект...

                                                                                                Читать дальше
                                                                                                29/09/2016. Основы — Все основы. Автор: Марк Лаптенок
                                                                                                10 104
                                                                                                20

                                                                                                Наверх
                                                                                                Орфографическая ошибка в тексте:
                                                                                                своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

                                                                                                Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

                                                                                                Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

                                                                                                Окно закроется автоматически через 3 секунды