ГРИП и гиперфокальное расстояние

ГРИП и гиперфокальное расстояние являются одними из основных понятий, которые необходимо усвоить начинающему фотографу. Давайте разбираться по порядку – что это такое и для чего применяется в фотографии.

ГРИП – это сокращенная аббревиатура от слов Глубина Резко Изображаемого Пространства, она же Глубина резкости. По-английски аббревиатура ГРИП будет называться Depth of Field или  DOP. Это область пространства или расстояние между ближней и дальней границей, где объекты будут восприниматься резкими.

Строго говоря, идеальная резкость, с точки зрения физики, может быть только в одной плоскости. Откуда же тогда появляется эта область? Дело в том, что человеческий глаз, несмотря на все свое совершенство, все же не является идеальной оптической системой. Мы не замечаем небольшую размытость изображения до некоторых пределов. Принято считать, что человеческий глаз не замечает размытости точки до 0,1 мм с расстояния 0,25 м. На этом и основаны все расчеты глубины резкости. В фотографии эта небольшая размытость точки называется кружком нерезкости. В большинстве методик расчета за диаметр кружка нерезкости принимается величина 0,03 мм.

Исходя из допущения, что человеческий глаз не замечает некоторую размытость, мы будем иметь уже не плоскость резкости в пространстве (называемую фокальной плоскостью), а некоторую область, которая ограничивается допустимым размытием объектов. Эта область и будет называться глубиной резкости.

От чего зависит глубина резкости

На глубину резко изображаемого пространства оказывают влияние всего два параметра:

  1. Фокусное расстояние объектива
  2. Величина диафрагмы

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Чем шире открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости. Проще говоря, для того, чтобы получить максимально большую глубину резкости, нужно использовать широкоугольный объектив и максимально прикрыть диафрагму, сделав ее отверстие меньше. И, наоборот, для получения минимальной ГРИП желательно использовать длиннофокусный объектив и широко открытую диафрагму.

В некоторых источниках, причем позиционируемых, как весьма авторитетные, можно встретить утверждение, что на глубину резкости влияет также и размер матрицы или кадра фотопленки. На самом деле это не так. Сам по себе размер матрицы или кроп-фактор никакого влияния на ГРИП не оказывает. Но почему тогда глубина резкости у компактных фотоаппаратов с маленьким размером матрицы значительно больше, чем у зеркальных фотоаппаратов с большим размером сенсора? Потому что с уменьшением размера матрицы уменьшается и фокусное расстояние объектива, необходимого для получения того же угла зрения! А чем меньше фокусное расстояние, тем глубина резкости больше.

Глубина резкости также зависит от расстояния до объекта съемки – чем ближе к объективу, тем глубина резкости меньше, а размытие заднего плана выражено сильнее.

 Как используется глубина резкости

Выбор оптимальной глубины резкости зависит от задач съемки. Самая распространенная ошибка начинающих фотографов, которые недавно приобрели светосильный объектив – снимать все на максимально открытой диафрагме. Когда-то это хорошо, а когда-то нет. Например, если вы снимаете портрет со слишком малой глубиной резкости, вполне может получиться так, что глаза будут в резкости, а кончик носа нет. Красиво ли это? Вопрос спорный. Если же голова человека повернута в сторону, то ближний глаз может оказаться резким, а дальний глаз - размытым. Это вполне допустимо, но у клиента, который не знает, что такое глубина резкости, могут возникнуть определенные вопросы.

Поэтому, для получения оптимальной глубины резкости при портретной съемке, не нужно стремиться всегда открывать диафрагму. Для большинства случаев ее лучше прикрыть на пару ступеней. Тогда и фон будет приятно размыт, и глубина резкости приемлемая. При съемке групповых портретов особенно важно обеспечить такую ГРИП, чтобы все люди получились резкими. Диафрагма в таком случае прикрывается сильнее, до значения f/8 –f/11 при съемке вне помещений и хорошем освещении.

Гиперфокальное расстояние

Как быть, если нам нужно, к примеру, сфотографировать пейзаж, где объекты переднего и заднего плана должны быть одинаково резкими? Здесь на помощь придет умение использовать гиперфокальное расстояние. Это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность. Иными словами, это та же ГРИП, но при фокусировке на бесконечность.

В зависимости от того, где важнее получить максимальную резкость – на переднем плане или на максимально удаленных объектах, фокусируются либо на гиперфокальное расстояние, либо на бесконечность. В первом случае более резкими получатся детали переднего плана, во втором – удаленные объекты. Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем больше закрыта диафрагма и меньше фокусное расстояние объектива – тем меньше гиперфокальное расстояние.

На этом снимке резок как передний, так и задний план

Расчет ГРИП и гиперфокального расстояния

Для расчета протяженности ГРИП и гиперфокального расстояния обычно применяют специальные таблицы. Но я рекомендую воспользоваться более современным способом, а именно, специализированной программой. Работает она онлайн прямо в браузере. Программа очень проста в использовании,  и в ней легко разобраться самостоятельно. А самое главное, что поможет вам правильно выбирать ГРИП и гиперфокальное расстояние – это постоянная осознанная практика!

Автор: Евгений Карташов

21/03/2012    Просмотров : 113959    Источник: photo-monster.ru    Автор: Евгений Карташов
Версия для печати

Комментарии: 49

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Владимир Грибков 15 Июня 2019 - 14:17:59

    Спасибо автору. Коротко, понятно и по существу.


  • Batsmanura 11 Января 2016 - 01:25:54

    Мне понрвалась. А можна вопрос?
    Я купил сигму 17-50 2.8 на кенон 60Д некоторые фото получаются класно а груповые фото не всегда, верхние углы от середины кадра сильно расходятся даже в глазок это видно кто стоит крайний головы вытягивает в сторону в верх на 17 f3.5 или f4 почему такой обектив или? На кенон 17-135 все отлично стемиже параметрами иногда ломит но не сильно.


  • Akun 25 Ноября 2015 - 19:14:03

    Статья хорошая. Уверен, автор знает что пишет. Кто нибудь объясните чайнику какая практическая польза от этого. Зачем что-то считать? Автоматика сама фокусируется, куда укажете. Если сама не может можно сфокусироваться вручную. Или я вообще не об этом?


  • Александр Жилинский 7 Октября 2014 - 16:47:49

    Сергею1951: Вам автор статьи поведал о том же, но использовал понятие изменения (уменьшение) фокусного расстояния для достижения эквивалентного угла зрения. Вы же использовали понятийный аппарат эквивалентной диафрагмы. А суть при этом не меняется. А оппонент Alexsoft61 просто перепутал расстояние от объектива до фокальной плоскости с гиперфокалным рассотянием. Статья автора великолепна и очень понятна. Респект, Евгений.


  • Владимир Мусорин 10 Сентября 2014 - 16:15:56

    уже всю голову сломал с этим гиперфокалом,может плюнуть и не заморачиватся


  • Сергей1951 17 Июня 2014 - 12:41:31

    Вот эта фраза "В некоторых источниках, причем позиционируемых, как весьма авторитетные, можно встретить утверждение, что на глубину резкости влияет также и размер матрицы или кадра фотопленки. На самом деле это не так." - она больше намекает на то, что автор полностью в материале и вообще супер! В беседе с фотолюбителями и профи всё обстоит именно так, как опровергает автор. Я говорю: у меня кроп 5,6 - и все тут же понимают, что этой камерой снимать портреты без грандиозного фотошопа невозможно.
    К сожалению автор не нашел более простого способа разъяснить кроп и ГРИП Все дело в том, что кроп, не изменяя объявленную светосилу объектива, изменяет эквивалентное диафрагмирование в кроп раз. Значит, если у меня мыльница с кропом 5,6 и объектив светосилой 2,8, это означает, что для полнокадровой камеры с кропом 1 объектив уже задиафрагмирован до 2,8 *кроп = 15,68. Вот отсюда и ГРИП заоблачный.


  • Михаил Сарыкин 24 Апреля 2014 - 13:10:54

    статья не понравилась. написана не очень доступно и понятно


  • den222 11 Марта 2014 - 02:16:03

    Меня эта программа больше путает :-))


  • Scorpy 28 Апреля 2013 - 11:03:43

    ПРо гиперфокальное расстояние - бред. Тупо копи-паст из других статей, которых валом в интернете. Про кружок нерезкости в 0,03мм было актуально в эру пленочных камер. Сейчас в эру цифровых эта величина примерно в три раза меньше, а от сюда совершенно другие цифры по расстояниям глубины резкости.


    • Сергей1951 17 Июня 2014 - 12:42:56

      По-любому мы оперируем отношением к полнокадровой камере, отсюда все эквиваленты 0,03 мм и пр.


  • Pit.50 6 Апреля 2013 - 03:26:34

    Я тоже ни фига не понял. По русски можно написать?


  • chiffenok 18 Марта 2013 - 11:05:07

    "Программа очень проста в использовании" я бы не торопилась с такими выводами, подскажите пожалуйста, вверху 3 регулятора 1ый это фокусное расстояние, 2ой диафрагма (слева направо) я правильно поняла? а что за трети параметр d= число mkm ? и что за числа в правом верхнем углу? и что означают цифры красным шрифтом в нижней строчке?


  • Angel Not On Line 14 Июля 2012 - 09:54:00

    А у меня грип можно на аппарате выставить в ручную)отличная статья.


  • НастяОслик 13 Июля 2012 - 17:46:33

    если честно мне не очень понятно про ГРИП. и как рассчитывать расстояния(


  • Владимир Черкасов 3 Июля 2012 - 12:00:03

    спасибо большое!!!!!!!!!!!!!!!!!


  • raaf37rus 24 Апреля 2012 - 16:18:56

    Громадное спасибо! очень интересно.


  • Vinja 2 Апреля 2012 - 22:52:55

    Раньше на советских объективах была нанесена шкала глубины резкости,очень клёво получается если не хотите что-бы на снимке не было видно например что-то не очень живописное тогда можно выбрать глубину резкости такой чтобы резким были объекты на первом плане ,а весь задний план размыт.


    • Evgeny Kurtser 3 Апреля 2012 - 19:36:18

      Ну да. Удобная шкала. Думаю, что она была там, потому что была нанесена на fix объектив. Ведь на объективе с переменным фокусом такая шкала будет уже не актуальна.


  • Иван Павлович 1 Апреля 2012 - 05:45:25

    Спасибо-очень поучительно.


  • ruslangel 30 Марта 2012 - 23:33:45

    Ощущение, что недосказанность какая-то в этой статье


  • MrSnik 30 Марта 2012 - 14:17:37

    А каким это образом ,УМЕНЬШЕНИЕ МАТРИЦЫ УМЕНЬШАЕТ ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ ОБЪЕКТИВА?ФР-постоянная величина объектива.Наверно не совсем корректно так утверждать....


    • Евгений Карташов 30 Марта 2012 - 18:44:42

      Наверное не совсем корректно писать что попало, не прочитав внимательно: НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТОГО ЖЕ УГЛА ЗРЕНИЯ! речь идет не об одном и том же объективе, неужели непонятно???


      • alexsoft61 5 Июля 2012 - 08:38:44

        Евгений, Вы тоже не правы. Речь, как раз, может идти об одном и том же объективе. Возьмите объектив 50 мм для фулфрейма (у CANON это маркировка EF) и установите его сначала на камеру с кропом (к примеру с кроп-фактором = 1.6), а затем на камеру с кропфактором "1" (фулфрейм). Сделайте снимки одного и того же объекта с одинакового расстояния.
        Снимок на кропе получится более крупный, будто бы выполненный объективом с большим фокусным расстоянием 50 х 1.6 = 80 мм.
        Это обусловлено тем, что кропнутая матрица обработает лишь среднюю (центральную) часть полного кадра, отбросив все детали по краям. Хотя реальное ФР у объектива при этом конечно не поменяется


        • Arevil 11 Марта 2014 - 14:00:21

          вы похоже сами запутались))
          Да.размер кадра у вас будет больше.Но...масштаб предметов останется такой же .как и на кропнутой камере.
          То есть никакого изменения фокусного расстояния у объектива не произойдет.


    • alexsoft61 5 Июля 2012 - 08:30:32

      А такого утверждения автор и не делает! Он говорит, что для кропнутой матрицы "уменьшается фокусное расстояние объектива, НЕОБХОДИМОЕ для получения того же угла зрения! "
      На кропе, практически, обрабатывается только центральная часть кадра, по сравнению с фулфреймом. Т.е. объектив с ФР, к примеру, в 50 мм будет вести себя при установке на камеру с кропом, как более длиннофокусный. Если кроп матрицы равен, к примеру, 1.6 , то "полтийник" фактически превращается на кропе в 50 х 1.6= 80 мм Хотя само ФР конечно не меняется при этом


  • Dinara Abdugalikova 30 Марта 2012 - 10:03:46

    Скажите, а фокусируются всегда предметы переднего плана? Могу ли я настроить нужную ГРИП, но только на предмет заднего плана , а передний размыть?


    • Евгений Карташов 30 Марта 2012 - 18:45:47

      Конечно.


    • Vinja 2 Апреля 2012 - 22:56:52

      Да конечно но вам нужно перейти в ручной режим,да и когда-то в учебниках по-фотографии писали что это происходит из-за того что при сильно закрытой диафрагме личи света проходят через центр объектива и из-за этого и получалась резкость до безконечности.


    • alexsoft61 5 Июля 2012 - 08:41:44

      Нет конечно. Фокусируйтесь на предметы любого плана. ГРИП имеет пределы ОТ и ДО.
      Т.о. при фокусе на среднем плане, передний и задний планы будут вне ГРИП и попадут в зону размытия


      • Евгений Карташов 9 Июля 2012 - 10:59:10

        Не вводите людей в заблуждение. Если подобрать соотвествующее гиперфокальное расстояние и скомпоновать кадр, можно получить размытый передний план и резкость до бесконечности. Точно также и с задним планом. Можно получить полностью резкий ПП и размытый задний.


  • annarich 29 Марта 2012 - 15:27:16

    Евгений, я правильно понимаю:
    чтобы получить максимально чёткий снимок на близком расстоянии, нужно минимально открыть диафрагму. А для достижения необходимой яркости, увеличить выдержку? И какие при этом должны быть настройки ISO???


    • Евгений Карташов 29 Марта 2012 - 19:24:48

      Не совсем правильно. Величина диафрагмы и расстояние, на котором вы фокусируетесь, влияет на протяженность ГРИП. А четкий снимок на близком расстоянии можно получить и на открытой диафрагме, но при этом будет размыт задний план. О том, что такое диафрагма, ISO, выдержка, как они связаны между собой, а также как определять экспозицию для съемки - читайте в соответствующих статьях на сайте, там все доступно написано.


  • Соломкина Ольга 25 Марта 2012 - 22:24:03

    отличный урок


  • Игорь Анатольевич 25 Марта 2012 - 18:57:54

    Очень поучительно спасибо


  • Камил Дияров 25 Марта 2012 - 16:55:28

    Спасибо, интересно и много полезного.


  • Вовчик 25 Марта 2012 - 09:36:19

    спасибо, интересно


  • Peter 24 Марта 2012 - 21:13:24

    vadelic, ты где пропал ми все в ожидании чтобы взнать что же влияет на ГРИП?


  • pyuzo77 23 Марта 2012 - 20:41:00

    ...в теории все просто, а как берешься снимать так .....


  • little_r 23 Марта 2012 - 16:05:52

    Спасибо, за интересную статью.


  • Денис Юдин 22 Марта 2012 - 23:01:24

    На ГРИП влияет также расстояние до объекта съемки, что калькулятор наглядно и показывает.


    • Soul963 18 Апреля 2012 - 15:58:53

      Полностью согласен с Денисом! Чем дальше от объекта съемки, тем меньше шансов подхватить ГРИП!)))


  • Виктор Кравченко 21 Марта 2012 - 17:39:07

    Спасибо за статью! Всё правильно, коротко и ясно!


  • vadelic 21 Марта 2012 - 16:27:17

    долочитал статью - ужас. Автор совершенно не владеет вопросом!!!


  • vadelic 21 Марта 2012 - 16:11:36

    Это же люди читают. Откройте калькулятор ГРИП по Вашей же ссылке и посмотрите внимательно что же влияет на ГРИП при съёмке и исправьте статью.


    • Виктор Кравченко 21 Марта 2012 - 17:40:25

      И что же влияет???


      • alexsoft61 6 Июля 2012 - 15:25:08

        Вот в этом визуальном калькуляторе показаны все аспекты, влияющие на ГРИП (диафрагма, фокусное расстояние объектива и расстояние до объекта съемки)
        http://www.rwpbb.ru/test/rezkost19/rezk21f1.html


    • Евгений Карташов 21 Марта 2012 - 18:41:44

      И что же, по вашему мнению, влияет на ГРИП?


      • Vinja 2 Апреля 2012 - 22:59:39

        по-моему опыту только диафрагма и фокусное расстояние.


        • alexsoft61 5 Июля 2012 - 08:49:38

          Увы, Евгений, как раз прав! При равных ФР и диафрагме объектива, ГРИП у объектов расположенных ближе к камере будет меньше (более узкий), а для объектов удаленных от камеры - более протяженный (широкий). Кстати на калькуляторе это хорошо видно


Еще уроки из рубрики "Все основы"

Покупка аккумуляторов: что нужно знать?

Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много...

Читать дальше
09/03/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
12 200
1

Правило эквивалентной экспозиции

Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата...

Читать дальше
29/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
24 390
2

Оцифровка фотографий и негативов

У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.

Читать дальше
17/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
40 341
4

Как развить профессиональный взгляд

Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы...

Читать дальше
10/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
16 598
0

Как избежать клише в фотографии

Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все...

Читать дальше
05/09/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
15 164
1

Как подзаработать фотографу (не профи)

Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в...

Читать дальше
12/08/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
19 320
2

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды