Мастер-классы. Посещать или нет?

В этой статье я хочу затронуть довольно неоднозначную тему. Это тема мастер-классов по фотографии и обработке изображений.

Помню, в советское и отчасти, постперестроечное время по стране гастролировали разные артисты – иллюзионисты, цирки лилипутов, затем сотни ласковых маев и миражей. Каждый зарабатывал как мог. Теперь подобная ситуация наблюдается сейчас в сфере обучения фотографии и обработке (за исключением того, что до клонов дело еще не дошло). По стране и постсоветскому пространству гастролируют толпы фотографов и ретушеров, обещающих за пару дней научить всех желающих круто снимать и не менее круто обрабатывать фотографии.

Хорошо это или плохо и как отличить зерна от плевел? Реально ли научиться снимать и качественно обрабатывать фотографии, посетив один-два мастер-класса? Что полезного можно вынести с мастер-класса или воркшопа действительно грамотного специалиста? Я постараюсь ответить на все эти вопросы.

Первое: то, что сейчас можно посетить мастер-классы известных фотографов и получить знания, не приезжая специально в крупные города, безусловно, хорошо. Плохо то, что на одного-двух действительно хороших специалистов и преподавателей приходится 10-20 выскочек-скороспелок, которые даже не знают элементарной фототерминологии и базовых понятий. Чтобы не быть голословным, приведу примеры:

В Москве на одном крупном мероприятии одна барышня-фотографиня (по понятным причинам, мест, имен и фамилий я называть не буду) всерьез рассказывала о том, что при естественном свете, снимая в помещении, нужно обязательно ставить выдержку не длиннее 1/1000 – 1/2000 секунды и задирать ISO как можно выше. На вопрос, для чего и какой в этом смысл ответ был шокирующим: "У меня так картинка получается пластичнее, и вообще я всегда снимаю на высоких ISO, даже на солнце". Всё, занавес!

Другой пример, с этого же мероприятия. Человек обучает ретуши с помощью специальных экшенов. Ничего особенного, у каждого профессионала есть подобные наборы экшенов, ускоряющие отдельные этапы работы. Элементарно – один экшен делает немного модифицированное частотное разложение, другой позволяет добавить коже загар, третий отбеливает зубы, ну и так далее. Но с первых же слов хочется встать и уйти: "Если я увижу информацию в интернете, похожую на ту, что я сейчас даю – я вас засужу, у меня хороший юрист". Ладно, посидим, посмотрим. Дальше – больше. Предложение делать ретушь кожи для глянцевого журнала с помощью точечной восстанавливающей кисти – это нечто! Любой опытный ретушер знает особенности этого инструмента, в частности, то, что он нарушает, "замыливает" текстуру, в отличие от обычной восстанавливающей кисти. Но дальше еще интересней – на места с нарушенной этим способом ретуши текстурой кожи предлагается добавить разблюренный шум, разбросав его с помощью команды тиснение! То есть, сначала губим родную текстуру, затем ее воссоздаем. Забавно, однако.

Да, подобный способ ретуши есть, его придумал фотограф и автор книг и видеокурсов по фотосъемке и ретуши Ли Варис. Но он имеет свое, довольно ограниченное применение.

Итак, если вы выбираете, какой мастер-класс посетить, советую обращать внимание на людей, которые профессионально занимаются фотосъемкой или обработкой несколько лет, иначе, вполне можете попасть на подобных "учителей".

Второе: реально ли за один-два мастер-класса научиться снимать и обрабатывать так, как это делает данный фотограф или ретушер?

Нет, вы не сможете снимать также. Почему? Потому что вы – это вы, а он – это он. У вас разное восприятие, видение окружающего и его интерпретация, к тому же он шел к своему стилю много лет. К тому же, на мастер-класс обычно приглашают профессиональных моделей, над их образом работают стилист, визажист, мастер по прическам. Именно работа над идеей, затем над образом модели, а потом уже световое, цветовое и пространственное решение определяют успех фотографии.

Но вы можете научиться таким нюансам работы со светом, с моделью, разработке идей и образов, о чем вы вряд ли когда-нибудь прочитаете в книге или найдете информацию в свободном доступе в интернете, посмотреть, как работает мастер своего дела.

Как пример, могу привести интереснейший мастер-класс Миши Бурлацкого по мокрому коллодию (амбротипии), который я посетил в рамках  Фото – Слета 2013. На наших глазах происходил весь процесс подготовки стеклянных и металлических пластин к работе: нанесение слоя коллодия, подсушка, покрытие слегка подсохшего слоя коллодия солями серебра, затем съемка портретов на мокрую же пластину, проявка и фиксирование результата.

Еще  один пример, семинар Александра Медведева под названием "Только 5 кадров". Это действительно полный переворот мозга! Все разложено по полочкам и проиллюстрировано с помощью блок-схем и наглядных примеров.

Многое также зависит от уже имеющихся у вас знаний и опыта.  Если у вас есть базовые знания и некоторые навыки работы со светом, с камерой, с моделью, вы сможете почерпнуть для себя гораздо больше полезного, если же базовых знаний нет, многое просто ускользнет от вашего внимания.

Теперь про обработку. Сможете ли вы, посетив мастер-класс, научиться обрабатывать фотографии также, как преподаватель? В некоторых случаях да, в некоторых нет.

Вы не сможете научиться такой же обработке, если не владеете основами работы в графических редакторах. Причем, под основами я понимаю не беглое знакомство с программой путем просмотра видеоуроков из интернета или периодическое выполнение работ по многочисленным пошаговым урокам, а четкие систематизированные знания по основным инструментам, командам и способам работы с ними.

Вы не сможете научиться глянцевой ретуши или создавать сложные коллажи за одно-два занятия с нуля, так как чудес на свете не бывает. Ноты знают все, а чтобы научиться играть на музыкальном инструменте хотя бы простые мелодии, нужно несколько месяцев занятий. Так почему с фотографиями должно быть иначе? Все то же самое!

Мастер-класс по обработке может принести вам пользу только в том случае, если вы уже достаточно неплохо разбираетесь в работе с программой. Только в этом случае можно нормально воспринять, зафиксировать и переварить полученные знания, переложив их на свой рабочий поток. В случае сложных мастер-классов этот процесс переработки полученной информации может занимать до нескольких месяцев.

Вывод: не стоит посещать МК по обработке, если у вас нет крепких базовых знаний по обработке фотографий. Если вы и научитесь чему-то, то это будут отрывочные знания. Последствия обычно таковы: на мастер классе и на похожих фотографиях обработка получается, а на немного отличающихся фотографиях – уже нет, так как отсутствуют фундаментальные знания.

Все-таки, что же полезного можно почерпнуть для себя из мастер-класса действительно хорошего преподавателя?

Первое, это большой объем хорошо структурированной информации по различным аспектам фотографии и обработки изображений. В наш век практически любую информацию можно найти в интернете, но чтобы вычленить из нее действительно полезное, да еще и структурировать, привести в систему – на это уходит очень много времени и сил. То есть, по сути вы покупаете даже не информацию, а время, точнее, его огромную экономию. Часто это можно сравнить с "перезагрузкой мозга", когда всю разрозненную доселе информацию, которая обрывками лежала в вашей памяти, кто-то сложил в четкую структуру и разложил по полочкам.

Второе, это общение с известным мастером, возможность посмотреть, как он работает, откуда черпает вдохновение, как строит свой рабочий поток, перенять уникальные наработки. Также это возможность задать интересующие вас вопросы и получить на них ответы.

Третье, это колоссальная мотивация для дальнейшей работы и творчества. Новые идеи, новые мысли, новый виток вдохновения. В общем, это хороший пинок под зад в нужном направлении.

Еще один вопрос, которого хотелось бы коснуться. Можно ли использовать фотографии с мастер-классов в своем портфолио? Считается, что это нежелательно. Дело в том, что это не ваша фотография: идею разработали не вы, модель готовили к съемке не под вашим чутким руководством, свет ставили тоже не вы. Это тренировочный материал для вас. Только так его и следует рассматривать.

Кроме того, могу сказать, что на мастер-классах очень редко можно сделать действительно хорошую фотографию, так как в моем понимании, фотограф должен работать с моделью один (ассистенты и вспомогательный персонал не в счет). А когда вокруг толкаются человек 20 таких же, как вы, о какой качественной работе с моделью может идти речь?

Идеальный вариант, когда вы ставите основной целью именно получение и фиксацию информации на мастер-классе, но никак не съемку.

Если вы выкладываете в своих альбомах фотографии с мастер-классов, следует так и подписывать их, указывая, что фото сделано на мастер-классе такого-то фотографа.

Если же вы желаете иметь в своем портфолио подобные же фотографии, придется пригласить для этой цели модель, стилиста, визажиста и мастера по прическам, найти студию с хорошим оборудованием и постараться повторить результат мастер-класса.

На что еще следует обращать внимание? Всегда заранее узнавайте, каким образом разрешается фиксировать информацию. Это очень важный момент, так как после мероприятия вы сможете вспомнить процентов 25-30 услышанного и увиденного (если только не занимались специальными методиками тренировки памяти), а через месяц-два и вовсе процентов 5-7 Адекватные преподаватели обычно разрешают пользоваться диктофонами и фотографировать экран, некоторые даже приветствуют это. Если это запрещается, то адекватность и компетентность преподавателя можно поставить под сомнение. Если он так боится потерять будущих учеников из-за того, что его материал где-то всплывет и обнародуется, может тогда ему и рассказать-то больше нечего, кроме пары фишек по съемке и обработке? Задумайтесь об этом.  Старайтесь конспектировать особо важные моменты, зарисовывать схемы.

Все, что я написал, в полной мере относится также и к онлайн мастер-классам, семинарам, вебинарам и индивидуальному обучению через Skype, которые набирают все большую популярность. Онлайн-обучение имеет как свои преимущества, так и некоторые недостатки. Здесь с фиксацией информации все намного проще: вы можете просто записывать трансляцию с помощью любой программы, позволяющей вести запись экрана, например, Snagit или Camtasia Studio.

Надеюсь, что моя небольшая статья поможет вам лучше ориентироваться в многочисленных обучающих мероприятиях, а также избавит вас от ложных иллюзий насчет мастер-классов и подобных форм обучения.

Автор: Евгений Карташов

30/11/2013    Просмотров : 46451    Источник: photo-monster.ru    Автор: Евгений Карташов
Версия для печати

Комментарии: 42

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Наталья Бурмистрова 25 Февраля 2014 - 18:46:33

    Доброго дня! Сама только вернулась с МК. Выводы неутешительные...Если знаний хватает-надо делать проекты самой. Выбрать МК все сложнее-фотографы формируют портфолио из фото "с чужого плеча", с красивыми моделями, а на МК не могут ничего сделать. "Фишка" ISO 3200 при выдержке в 1/1000 - это все "огребла" в этом же МК. В Лайтруме былим показаны пресеты, а в Фотошопе экшены. Позор! И почему я должна молчать (как мне предложили) о том, что я НЕ получила профессиональный МК, была организованная тусовка фотографов с 2 моделями в белье?Я заплатила и требую продукт, знания за свои деньги. А тут получается, что и говорить то плохо о "творческих" людях нельзя. Женя...спасибо за личную поддержку!


  • ivanov.vanya.1111 25 Декабря 2013 - 13:17:04

    А вот интересно, можно ли посещать мастер-классы детям лет 14-15. Просто тоже увлекаюсь фотографией, тоже хочется на мастер-класс какой-нибудь сходить, вот интересно, пустят или нет.


    • Евгений Карташов 25 Декабря 2013 - 14:19:06

      На МК у Сергея Сараханова, по съемке портрета, была девушка, которая учится в школе. Так что думаю, проблем не будет, документы там никто не спрашивает.


  • fotoromanov 25 Декабря 2013 - 12:38:08

    зато правильные мастер-классы это действительно сумасшедшая мотивация. волей случая я попал на бесплатные МК Игоря Сахарова в рамках фотовыставки. после них хотелось бежать и снимать все вокруг.

    есть еще куча проходимцев-это горе-визажисты. их расподилось наверно даже больше,чем фотографов. и они не стесняются брать денег порой больше, чем за съемку, а после них результат приходится перекрашивать в фотошопе. вот еще кого нужно клеймить позором! ))


    • Евгений Карташов 25 Декабря 2013 - 12:41:41

      Да, согласен)


  • mistershadow 22 Декабря 2013 - 10:02:12

    Я так и представлял об этих мастер-классах. Мне как любителю с четырёхлетним стажем достаточно простого общения с опытными фотографами, чем отдавать свои деньги на какие-то мастер-классы.
    И согласен с тем, что в интернете всё есть, особенно мне нравится читать старые книги и статьи, которые были изложены для плёночных аппаратов, так сказать в старой школе можно подчерпнуть то, о чем сегодня уже забыли.


    • Евгений Карташов 25 Декабря 2013 - 12:44:28

      В интернете действительно есть все, только копать и разгребать это "все" будете 83 года. Время в наши дни ценится гораздо больше, чем деньги. Мастер-классы хороших специалистов - это прекрасная мотивация и источник новой информации.


  • Dmitriy B 7 Декабря 2013 - 02:33:58

    Доброй ночи!
    Евгений, статья Ваша очень актуальна, я могу подтвердить это своим опытом.
    Буквально перед тем как сесть и написать этот отзыв я вернулся с занятий по студийной фотосъемке. Там показывали оборудование и как им пользоваться т.е. настройки фотоаппарата и светового оборудования. Все началось когда сказали выставить ISO 400 - занавес! Первый же снимок и засветы, дальше уже сам подбирал все настройки используя знания полученные из Ваших уроков.
    Это были цветочки. На второй половине занятия по плану должны были посветить Photoshop. Я назаписывал ляпов больше, чем дела. Сидели люди, которые первый раз увидели Photoshop в своей жизни. Один студент, только, посоветовал уроки на ютюбе. Какой ютюб, когда люди не знают что такой слой!!! Начали показывать обработку - все мое забрало упало работаем на одном слое всеми инструментами, камера RAW упоминалась ровно 3 секунды. Продолжать могу долго.
    Вывод таков: при выборе школы и т.п. необходимо изучить программу курса, спросить есть ли работы выпускников, приехать побеседовать с преподавателями и самое главное ни на одни курсы не ходить без базовой подготовке с работой на фотоаппарате и в программе, в которой там будут показывать обработку, потому что им параллелен Ваш уровень владения, вы просто клиент.
    Мой опыт обошелся мне в 2200 (почти столько же сколько и Ваш последний курс). Но есть один плюс, я за эти деньги целый час посветил работе на реальном оборудовании HENSEL. Мастер классы нужны обязательно - это практика. Я не могу себе сегодня купить хорошее световое оборудование, да и оно мне не надо, снял студию и вперед, но надо уметь настраивать оборудование, потому и пошел поучиться
    Евгений поклон Вам до земли, я смотрю Ваши уроки и читаю все статьи смотрю Ваши приемы и сам их повторяю несколько раз.
    Все чему научился я обязан Вам, Евгению Попову и Зинаиде Лукьяновой.
    Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!


  • Денис Толстов 5 Декабря 2013 - 04:59:46

    Позновательно спасибо Вам


  • xo77ma 4 Декабря 2013 - 12:10:30

    Ноты знают все, а чтобы научиться играть на музыкальном инструменте хотя бы простые мелодии, нужно несколько месяцев занятий. Так почему с фотографиями должно быть иначе?
    Спасибо !


  • Dino_ak47 3 Декабря 2013 - 16:12:28

    Я считаю что мк посещать нужно если вы хотите развиваться дальше как фотограф. Это не обязательно должны быть мк по ретуши, могут быть и о постановке кадра и прочее. Я сам лично прошел 4 мк и не пожалел ни капли потраченных денег. С каждого мк я понял и уловил что то, что помогает мне и сейчас. Тем кто не был ни на одном мк и ему жалко денег, то это ошибка и рост его будет значительно меньше идти. Я согласен что люди которые должны приходить на мк должны получать именно то о чем этот мк, а не пустой разговор. А вот выбирать к кому ходить, а к кому не ходить это дело каждого. У всех разные вкусы и цели.


  • MickeMG 2 Декабря 2013 - 08:48:09

    Если кому-то интересно, посмотреть замечательные работы упомянутого в статье Михаила Бурлацкого, сделанные в технике амбротипии, можно, к примеру, на его странице в Facebook: https://www.facebook.com/misha.burlatsky.


  • Timnet 2 Декабря 2013 - 01:12:36

    Евгений извиняюсь, но очень странная статья, с каким-то душком. Да и не честно назвать "героев" и с подробным описанием мероприятия и не назвать "анти-героев" и мероприятия. Сомнительная этика. Просто нереально интересно почитать труды "фотографини" про пластичность картинки и ещё больше увидеть эти самые пластичные картинки ))). Уж тем более кто-то ниже отметил, что фотографии у неё были хорошие. Поднимите занавес пожалуйста для тех кто в танке)))


  • Czarinka 1 Декабря 2013 - 17:28:46

    Хорошая статья. Знаю, о ком речь, про задранное Iso, знакомая ходила на МК к этой фотографине ))) Называется кто во что горазд. МК в студии, с вищажистами и моделями + фотографиня привезла свой дополнительный свет. А вы попробуйте так же снять в облезлой хрущевке сборы невесты. Эти МК только пыль в глаза. Евгений, хочу выразить Вам свое восхищение и благодарность за последний видеокурс "Фотошоп для фотографа", отличные уроки, все доступно и понятно! Значительно повысила свой уровень, благодаря этому курсу.


  • pitkin 1 Декабря 2013 - 14:03:37

    да я уже писал, правда удалили мой пост, одно дело смотреть уроки по фотошоп и повторять просмотренное, другое дело мк по фотографии, чего можно почерпнуть полезного так это посмотреть как работает фотограф, но не думаю что за это нужно брать деньги, остальное все от лукавого вы со своей камерой начального уровня и китовым обьективом, никогда не добьетесь того результата что мастер с проф камерой, только вот мастера никогда этого не скажут вслух, тем самым приносят вред, так как сеют неуверенность в рядах новичков, как так делаю вроде все как рассказали а фотки уг.


  • popov1583ep 1 Декабря 2013 - 12:44:06

    Да всё верно. Всё дело в том, что и мастер-классы бывают разные. Основной массе народа, который взял зеркалку в руки, нажимает кнопку спуска когда вздумается и считает Ооо! Я уже фотограф! - так и хочется сказать: Друзья, почитайте букварь для начала". А вот МК, которые прямо кричат своим названием по всем сетям : "За 3 дня МК вы научитесь зарабатывать 1 миллион рублей в сезон!" Вот это стыдно должно быть таким мастерам фотографии, кто проводит такие МК.


  • leonids003 1 Декабря 2013 - 11:36:09

    Добрый день. Евгений, большое спасибо за статью и то, что Вы делаете для малообразованных фотографов, или, хотя-бы, пытаетесь сделать. Я считаю статьи и уроки очень полезными. Еще раз большое спасибо. Что же касается замечаний "госпожи" И р а д а, то мне ее даже "госпожой" назвать стыдно. Скорее всего это юная особа, которой исполнилось на днях, лет 12 и,которая не знает как себя вести на подобных мероприятиях,Леди Ирада, если Вам уж так хачнтся высказать свою обиду Карташову, напишите ему личное письмо на E-mail. Зачем устраивать грызню там где идет обсуждение статьи? Эти записи мешают читать и знакомится действительно с хорошими комментариями и замечаниями.Спасибо.


  • Алексей- 1 Декабря 2013 - 11:31:57

    Спасибо Евгений. Полезная статья. С удовольствием сходил бы на ваш мастер класс. Но живу к сожалению на краю земли.


  • nata-07 30 Ноября 2013 - 23:38:28

    Кстати, на You Tube выставляют тысячи бесплатных уроков по съёмке и обработке. Уж лучше их бы не выставляли! Кстати ,есть там очень много уроков Евгения свободно доступных для каждого желающего.


  • nata-07 30 Ноября 2013 - 23:33:39

    Выбирать тот или иной источник получения знаний прерогатива ученика жаждущего получить эти знания.. Другой вопрос качество приобретаемого продукта.Оценить его можно только после изучения предлагаемого материала будь-то CD с уроками,WEB-инар или интерактивное обучение через Skype.В любом случае действует правило:сначала деньги,а потом стулья.
    А если продукт не подходит конкретному обучающемуся индивидууму ?
    Это минус. Что касается Евгения,то я знакома с его ресурсом не очень давно,однако очень довольна качеством уроков,уровнем методики и разнообразием представляемых материалов.


  • nshevelev 30 Ноября 2013 - 23:00:21

    Печально что в нашу с вами бытность существуют люди, которые все еще так плоско соображают. Никто вас, Ирада, не заставляет учиться у Карташова. Карташов всего лишь вам напомнил или подсказал, что ушлёпков, пытающихся научить кого либо снимать или обрабатывать так же как они, гораздо больше чем людей, от которых можно реально что-то почерпнуть. Вы можете сколько угодно расплескивать свой литературный талант на обличающие посты в подобных темах, но это не изменит количество благодарных за науку людей. Признаюсь, не смотря на то, что снимаю уже не первый год, я не однократно обращался к урокам Евгения и почерпнул из них не мало той информации, которой эти самые гастролеры и псевдопрофессионалы даже и не думали делиться. Прежде чем писать обличающие комментарии озаботьтесь вопросом объективности своих сведений. Желаю вам творческого роста!


  • Ivan Andreev 30 Ноября 2013 - 22:28:31

    А фотограф, который учил "глянцевой ретуши" всё время грозил "засужу"...только непонятно за что...как делать глянцевую ретушь фильтром " Imagenomic Potraiture"...причем экшены "частотное разложение" и прочие у него были установлены...злой какой-то фотограф был...да и фотографию он "криво" обработал...бросил всё и ушел злой...


  • Ivan Andreev 30 Ноября 2013 - 22:19:37

    "В Москве на одном крупном мероприятии одна барышня-фотографиня (по понятным причинам, мест, имен и фамилий я называть не буду) всерьез рассказывала о том, что при естественном свете, снимая в помещении, нужно обязательно ставить выдержку не длиннее 1/1000 – 1/2000 секунды и задирать ISO как можно выше. На вопрос, для чего и какой в этом смысл ответ был шокирующим: "У меня так картинка получается пластичнее, и вообще я всегда снимаю на высоких ISO, даже на солнце". Всё, занавес!" Был на этом мероприятии...этой девушке мной был задан вопрос о высоком ISO...три раза добивался технического обоснования...подержали в зале этим же вопросом...в конце концов она так и ответила: "Мне так нравится"...А фотографии у неё были очень хорошие, несмотря ни на что...


  • Sergei... 30 Ноября 2013 - 20:13:50

    Полезные советы!! Спасибо....


  • Евгений К 30 Ноября 2013 - 20:13:04

    Евгений, спасибо за статью.
    А какое Ваше отношение к курсам фотографии, например, Нью-Йоркского института фотографии?


    • popov1583ep 1 Декабря 2013 - 12:36:42

      По этому вопросу высказался Илья Рашап очень внятно и правильно.


  • Владимирвольд 30 Ноября 2013 - 18:29:45

    Очень интересная статья,спасибо!


  • Георгиевна 30 Ноября 2013 - 17:52:30

    Спасибо, полностью согласна


  • Евгений Брусков 30 Ноября 2013 - 17:41:42

    Хорошая статья. Полностью согласен по всем пунктам.


  • Moro 30 Ноября 2013 - 17:18:06

    Спасибо, правильная статья.


  • Александр Шуваев 30 Ноября 2013 - 17:17:28

    БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!


  • igorgoncharov 30 Ноября 2013 - 17:10:24

    Я вообще не понимаю, зачем ходить на мастер классы, в которых не уверен. Само по себе понятие мастер класс подразумевает, что есть мастер (фотограф, ретушёр), который проводит обучение (занятие), по тому, как он сам что-либо делает. А если Вам творчество этого человека не знакомо или не нравится, то какой смысл идти к нему на занятие? Одно из главных преимуществ мастер класса перед любым обучающим видео на ютубе (или обучающем курсе на диске) в том, что есть возможность лично задать интересующий Вас вопрос мастеру, или получить конструктивную критику своих работ, а главной мотивацией пойти на мастер класс какого-нибудь фотографа служит то, что можно понаблюдать именно за тем, как человек работает, что он говорит, как себя ведёт, с каких ракурсов снимает. В итоге, может оказаться так, что всё, что Вы услышите на мастер классе, Вы уже знали, но не могли правильно применить свои знания.
    Вообще, я считаю, что мастер классы - это наиполезнейшая вещь, при условии, что какая то база знаний у Вас уже есть в голове, да, вы потратите какое то количество денег, но зато, за те несколько часов что идёт мастер класс (особенно практическая часть), Вы получите больше полезных знаний, чем за десятки часов просмотра разных обучающих роликов в интернете.

    З.Ы. Лучше потратить деньги на хороший мастер класс, нежели на покупку очередного объектива или апгрейда фотоаппарата.


  • Сергей Сущук 30 Ноября 2013 - 16:57:33

    Всё правильно написано!!!!! Меня, знакомые периодически зовут на мастер классы я им уже устал говорить: "Парни, что вы там сможете запомнить!!! Или почерпнуть, каждый фотограф как и художник, индивидуальны!!! Берите камеру и больше фотографируйте!!! И думайте, что вы хотите передать своими снимками". До фотографа нужно..... дорасти, что ли Или можно бросить это дело и делать фото на документы


  • andrei lukashin 30 Ноября 2013 - 16:38:45

    Спасибо,очень актуально


  • romadievski 30 Ноября 2013 - 16:31:36

    браво! отменная статья!


  • Остин 30 Ноября 2013 - 16:28:52

    Очень правильная и актуальная статья, прочитать бы ее на пару лет раньше! Большое спасибо.


  • amarchenko74 30 Ноября 2013 - 16:26:44

    добрые советы....спасибо.


  • ИгорьКСТ 30 Ноября 2013 - 16:20:51

    Сразу видно, что изложенное в статье выстрадано )
    Грамотно и чётко изложено.
    Спсб !


  • elena.vrf83 30 Ноября 2013 - 16:13:28

    Всё компактно, грамотно и четко рассказано. Спасибо...


  • klondaik 30 Ноября 2013 - 15:27:43

    Как всегда ничего лишнего. На сегодняшний день материалы Е.Карташова для меня в приоритете.


  • святослав63 30 Ноября 2013 - 15:25:07

    толково расписано- зачет!


  • Алексей Коровин 30 Ноября 2013 - 14:41:43

    Евгений,безусловно на один стоящий мастер-класс придется десяток жуликов и проходимцев,желающих заработать легкие и быстрые деньги.Причем далеко не всегда даже у именитых фотографов они дают что-то полезное. Совсем недавно поглядел видео о мастер -классе одного именитого фотографа,посетившего наш город(имени называть не буду,дабы не обидеть,фотографы-они до безобразия легкоранимый народ). Посмотрел и удивился. И что? И зачем? Для чего? Чему и кого это научит? Яркий пример того,что деньги на халяву любят все,даже именитые фотографы. Мало кто устоит перед соблазном.


Еще уроки из рубрики "Все основы"

Покупка аккумуляторов: что нужно знать?

Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много...

Читать дальше
09/03/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
12 029
1

Правило эквивалентной экспозиции

Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата...

Читать дальше
29/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
24 037
2

Оцифровка фотографий и негативов

У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.

Читать дальше
17/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
39 896
4

Как развить профессиональный взгляд

Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы...

Читать дальше
10/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
16 424
0

Как избежать клише в фотографии

Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все...

Читать дальше
05/09/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
15 006
1

Как подзаработать фотографу (не профи)

Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в...

Читать дальше
12/08/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
19 154
2

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды