Тема: Авиаспоттинг (советы начинающим)

Евгений Карташов
ЮрДид

Это как на птиц фотоохотится.

На самолеты сильно проще.

Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько же распространён среди фотолюбителей, на сколько и выхолощен по содержанию: сеть буквально завалена однотипными кадрами бортов в духе "вот я снял, как чё-то взлетело".
Для намеревающихся "потрогать" тему, не плодя при этом безликих серий, с охотой дам пару советов:
1. Самолёт — вершина технологической и конструкторской мысли человека, в нём интересна каждая деталь и механизм, его эстетика форм и режимов полёта (взлёта, посадки) завораживающи и волшебны. Без качественной оптики или возможности подойти на дистанцию детальной различимости за дело лучше не браться.
2. Самолёт в воздухе без фактурного Неба — как камень без оправы: выглядит примитивным изолятом на плашечном фоне из цветного картона (такой огрех, в частности, и на снимках Евгения). Крайне желательно выбирать условия, когда небесная обитель воздушного судна обставлена своим естественным интерьером (кучевыми облаками, слойкой, закатным или рассветным градиентом и т.п.), это вдыхает жизнь в кадр и как бы даёт пространственную привязку. В этом смысле также всегда неплохо, если в кадр удаётся захватить какие-то наземные объекты или линию ВПП (но без ущерба для масштабирования собственно самолёта).
3. Самолёт — это динамика. Определится с экспозицией — значит, не допустить смазов, недосветов и пересветов. Стало быть, стоит заранее пристреляться в ручном режиме с контролем клиппинга, памятуя при этом, что вращающиеся лопасти у турбовинтовых или поршневых бортов не должны выглядеть затсывшими колом, но и не казаться вообще отсутствующими. Также имеем ввиду, что для аппаратов с исключительно электронным затвором может очень неприятно проявиться эффект роллинг-шатера (искажение быстродвижущихся линейных объектов, когда, например, лопасти винта на картинке превращаются в загнутые турецкие сабли). На практике с учётом среднего показателя оборотов двигателя на глиссаде чаще всего оптимальным оказывается выдержка 1/350 сек. И, конечно, съёмка с проводкой — флагом вам в руки (тут убивается два зайца: и самолёт резок, и фон динамично смазан, а, значит, отделён по глубине сцены).  Также учтите, что при ясной погоде обращенные к земле плоскости самолёта и нижняя часть его фюзеляжа по сравнению с освещённой ярким Небом верхней половиной дадут контраст, заведомо не "впихуемый" в нормальный динамический диапазон камеры. Отсюда следует, что чаще более удачным временем для сессии оказывается слегка прихмуренная погодка (она, бонусом, даёт и более фактурную атмосферу, о чём уже говорилось).


4. Самолёт живёт своей жизнью и на земле ("спит", готовится к полёту, "питается", "лечится" и т.п.). Приходит время — на ней же умирает, успокаиваясь навсегда. Всё это имеет свой драматизм, и всё это может быть отражено в кадре. Если есть возможность, ищите такого рода локации, дружите с лётчиками, да и просто интересуйтесь темой. Без любви к авиации снять что-то в жанре авиаспоттинга, конечно, можно, но это что-то оставит зрителя абсолютно равнодушным (к слову, наземные съёмки статичных бортов не так требовательны к качеству фотоаппаратуры, поэтому, возможностей тут больше и по ракурсам, и по освещению, и по сюжету. В частности, некоторые из приведённых ниже кадров сняты на скромную кроп-камеру Fujifilm X-T4 с китовым объективом).


5. Вообще лётная фототема неисчерпаема и, в числе прочего, может быть раскрыта съёмками в жанре натюрморта:


Это, конечно далеко не всё, что, можно было бы показать и рассказать (и без того получилось на целую статью), но если у кого-то возник интерес к затронутой теме, обращайтесь, постараюсь откликнуться.

2

Re: Авиаспоттинг (советы начинающим)

Есть только МИГ...
(и миг до касания:
борт на выравнивании с глиссады, механизация выпущена, наддув прибран, перископ лётчика-оператора в задней кабине поднят)