• Не пропустите
  • Новое на форуме

Ледоход

Автор: Андрей_НТема создана: 24/03/2017 07:43Просмотров: 78Ответов: 0

Селфи

Автор: Boris BruminТема создана: 24/03/2017 00:04Просмотров: 133Ответов: 0

Уголок парка

Автор: Alex533Тема создана: 23/03/2017 23:18Просмотров: 110Ответов: 0

6 световых схем для съемки портрета

В классическом портрете есть несколько вещей, которые нужно держать под контролем и думать о том, как сделать наиболее выигрышный портрет модели, показав ее с наилучшей стороны. Это соотношение освещенности, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Я предлагаю вам познакомиться с этими базовыми понятиями, так как, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Однако, если вы хорошо изучите и будете применять эти знания на практике, это поможет вам снимать портреты людей значительно лучше. Эта статья посвящена световым схемам: что это такое и почему это важно знать и использовать. Возможно в будущем, в других статьях, если вам понравится, я расскажу и о других слагаемых хорошего фотопортрета.

Светотеневой рисунок я определяю, как игру света и тени на лице, создающую различные формы. Проще говоря, это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы для портрета:

  • Боковое освещение
  • Петлевое освещение или схема "петля"
  • Схема рембрандтовского света
  • Схема "бабочка"

Есть также понятия широкого и короткого света, это скорее стиль освещения и он может комбинироваться с большинством схем, приведенных выше. Давайте рассмотрим каждую схему в отдельности

1. Боковой свет

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако,  имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?

Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).

Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих – это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

3. Рембрандтовский свет

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение является не столько шаблоном или схемой, сколько стилем или разновидностью. Любая из следующих схем может быть выполнена с широким или коротким светом: петля, Рембрандт, боковой свет.

Широким называется освещение, когда лицо человека слегка повернуто и освещается сторона лица, которая находится ближе к камере. По площади освещенная сторона получается больше, чем теневая. Широкое освещение иногда используется для портретов в стиле высокий ключ. Этот тип освещения делает лицо человека шире (отсюда и название) и может использоваться для моделей с узким лицом, чтобы визуально сделать его шире. Большинство людей однако, хотят выглядеть стройнее, а не шире, поэтому данное освещение лучше не использовать для широких и круглых лиц.

Чтобы создать широкое освещение, лицо необходимо повернуть от источника света. Обратите внимание, что освещается ближняя к камере сторона лица, а тень падает на дальнюю сторону. Проще говоря, широкий свет освещает большую часть лица, которую мы видим.

6. Короткое освещение

Короткое освещение является противоположностью широкому. Как можно увидеть на снимке выше, при коротком свете в тени находится сторона лица, обращенная к камере (широкая), а освещается дальняя от камеры (узкая). Этот тип освещения часто используется для низкого ключа или темных портретов. Он делает лицо более объемным, скульптурным, визуально сужает широкое лицо, что нравится большинству людей.

Для этой схемы лицо должно быть обращено к источнику света. Обратите внимание, что при этом освещается сторона лица, обращенная от камеры, а тень падает на обращенную к камере сторону. Проще говоря, при коротком освещении большая часть лица, которую мы видим, находится в тени.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник.  Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению  к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.

Автор: Darlene Hildebrandt

22/05/2012    Просмотров : 89532    Источник: digital-photography-school.com    Перевод: Евгений Карташов
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 28

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • mb1975 3 Мая 2016 - 14:16:28

    Все просто и наглядно. Спасибо!


    • Виктория Чащина 9 Ноября 2015 - 12:37:00

      Спасибо БОЛЬШОЕ! Отличная статья. Особенно обрадовало наличие схем, для начинающих постигать азы фотографии (таких, как я) это очень кстати. Обязательно буду пробовать!


      • AlexApt 29 Января 2015 - 13:07:49

        Здорово, спасибо!


        • aleksandr1972 18 Декабря 2012 - 10:52:43

          Очень полезная информация


          • Александр Сухаревич 14 Сентября 2012 - 22:06:14

            слава богу что есть такие люди как Вы:0)


            • sergio_gud 2 Августа 2012 - 09:32:06

              Спасибо очень интересный и полезный урок!


              • ikar00 9 Июня 2012 - 14:29:38

                Спасибо Евгений.Приятно и полезно читать советы настоящего профессионала.


                • Юрий47 9 Июня 2012 - 08:59:16

                  Изучаю студийную съёмку. Ваш урок весьма кстати. Хотелось бы увидеть материал об оборудовании скромной студии.


                  • termitfovlad 7 Июня 2012 - 19:57:22

                    Хороший урок, спасибо


                    • Артур Гречкосеев 6 Июня 2012 - 18:46:11

                      Спасибо за урок. Очень дельные советы для начинающих, к коим я и отношусь.


                      • Kirillwolf 4 Июня 2012 - 07:45:50

                        Спасибо, очень полезно!
                        Обязательно продолжайте


                        • Татьяна Фадеева)0(Савельева)0( 3 Июня 2012 - 07:25:45

                          Огромное спасибо!!!!


                          • bulkina_m 31 Мая 2012 - 10:34:27

                            Класс-класс! Шикарная статья! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!


                            • Вера Кривощекова 27 Мая 2012 - 18:41:44

                              Обязательно использую на практике


                              • Соломкина Ольга 26 Мая 2012 - 16:25:31

                                +.


                                • sina 26 Мая 2012 - 07:24:37

                                  Евгений, огромное спасибо. Как всегда, прямо в точку, именно то, что искал и в нужный момент. Всё конкретно и без воды - бери и пользуйся.


                                  • Анатолий 24 Мая 2012 - 01:45:41

                                    Евгений спасибо за урок , очень познавательно рассказал.


                                    • Маркович 23 Мая 2012 - 20:20:16

                                      Спасибо за урок. При съемке на ч/б или цвет в 80-х и 90-х годах я использовал для визуализации света и теней вот такие светофильтры. Так я "моделировал свет в кадре". Время фотопленок и фотобумаги ушло. А привычки остались. Можете попробовать. Результат увидите немедленно.


                                      • Якуничев Юрий 23 Мая 2012 - 19:39:25

                                        Спасибо. Очень полезный урок.


                                        • Юрий Зиновьевич 23 Мая 2012 - 18:57:29

                                          Большое спасибо за урок, где все так подробно и ясно описывается.


                                          • Vlad_i_mir 23 Мая 2012 - 18:50:29

                                            Спасибо , наглядные примеры для начинающих.


                                            • Игорь Анатольевич 23 Мая 2012 - 16:36:10

                                              Спасибо классный урок давно его ждал подробно описано


                                              • Igor Semibratov 23 Мая 2012 - 16:01:53

                                                Спасибо большое


                                                • Igor Semibratov 23 Мая 2012 - 12:39:32

                                                  Скажите пожалуйста можно ли фотографировать ребенка до 1 года. фотовспышкой? Слышал, что нельзя, вроде зрение может нарушиться. Хотелось бы уточнить.
                                                  Спасибо


                                                  • Евгений Карташов 23 Мая 2012 - 14:41:37

                                                    Про зрение - это все сказки. Но вспышкой напрямую, без отражения или рассеивания, светить нежелательно. Детей лучше снимать при естественном освещении, для этого нужен светосильный объектив (например, недорогой 50 мм f/1.8). Если же без вспышки никак не обойтись, то следует направлять ее в потолок, чтобы маскимально рассеять и смягчить свет. Если в комнате включено искусственное освещение - нужно использовать конверсионный фильтр на вспышке, выравнивающий цветовую температуру импульса вспышки с температурой окружающено освещения.


                                                  • Igor Semibratov 23 Мая 2012 - 12:28:30

                                                    Спасибо


                                                    • gad_ik 22 Мая 2012 - 23:32:33

                                                      спасибо за статью, всё чётко и доходчиво рассказано, как на пальцах!


                                                      • Сергей Аркадьевич 22 Мая 2012 - 22:14:14

                                                        Большое спосибо за урок.
                                                        Доходчиво, чувство, что общаешься с мастером без сайта этого небыло-бы.
                                                        Спасибо!


                                                        Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

                                                        Как создать фокальную точку на фотографии

                                                        Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

                                                        Читать дальше
                                                        20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
                                                        1 774
                                                        1

                                                        Как фотографировать текстуры

                                                        Если вы работаете в сфере дизайна, вам наверняка может потребоваться запечатлеть текстуры так, как это делают профессиональные фотографы. В то время, когда фотограф сфокусируется...

                                                        Читать дальше
                                                        06/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
                                                        4 197
                                                        4

                                                        3 вида зрительного контакта в фотографии

                                                        В сегодняшнем небольшом уроке мы рассмотрим три вида зрительного контакта, которые стоит учитывать при съемке портрета, а также различные ситуации, в которых каждый вид будет...

                                                        Читать дальше
                                                        26/01/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
                                                        9 038
                                                        7

                                                        Кинематографический стиль в фотографии

                                                        Не так давно я отметил, что лишь немногие фотографы создают фотографии, напоминающие своей стилистикой стоп-кадр из фильма. Пара известных фотографов, снимающих в этом жанре...

                                                        Читать дальше
                                                        21/03/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анастасия Родригес
                                                        37 395
                                                        11

                                                        Как фотографировать малышей #3. Фотоигры.

                                                        В первой и второй части этой статьи мы разбирали психологические особенности малышей и приёмы общения с ними. Пора переходить к практике фотосъёмки – фотоиграм для...

                                                        Читать дальше
                                                        12/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
                                                        21 990
                                                        14

                                                        Как фотографировать малышей #2

                                                        Первая часть статьи была целиком посвящена вопросам установления контакта с малышами и созданию дружеских уз. При работе с детьми этим вопросам надо посвятить МЕГАособое внимание...

                                                        Читать дальше
                                                        08/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
                                                        23 562
                                                        29

                                                        Наверх
                                                        Орфографическая ошибка в тексте:
                                                        своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

                                                        Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

                                                        Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

                                                        Окно закроется автоматически через 3 секунды