Быстрый выбор точки фокусировки

Одним из способов значительно улучшить качество ваших снимков и приобрести больший контроль за процессом съемки является способ использования одной точки фокусировки, по вашему выбору. Почему именно одна точка? Ведь современные камеры обладают хорошей системой полностью автоматической наводки на резкость! Да потому, что камера сама не в состоянии определить, на какой объект нужно фокусироваться. В соответствии с алгоритмом, она выбирает либо ближайший, либо наиболее контрастный объект. В результате резким на снимке может оказаться совсем не то, что нужно, особенно при съемке с малой глубиной резкости, например длиннофокусным объективом со светосилой 2,8 или объективом 50 мм с диафрагмой 1,4. Это сравнимо с тем, если бросить наугад горсть дротиков для дартса, в надежде попасть в яблочко. К примеру, если вы снимаете объективом 50 мм  с диафрагмой 1,4 с расстояния 5 метров, глубина резко изображаемого пространства составит всего 9 см! Поэтому если выбор точки фокусировки осуществляет автоматика, вероятность ошибки очень высока.

Примечание: рисунки в статье приведены для камеры CanonEOS 5DMkII. Для других камер вид меню и настроек могут отличаться.

Метод фокусировки с использованием одной точки. Вариант 1 (классический).

Многие из начинающих фотографов даже не знают, что можно выбирать одну желаемую точку для фокусировки из всей сетки точек. Из тех же, кто знает про этот метод, 80-90% действуют по такой схеме. Нужно нажать кнопку (она обозначена цифрой 1) для активизации сетки фокусировки. Затем джойстиком выбрать нужную точку, глядя в видоискатель (шаг 2). После этого нажмите кнопку AF-ON, и выбранная вами точка будет мигать в момент наводки на резкость.

Метод фокусировки с использованием одной точки. Вариант 2 (усовершенствованный).

Метод 1 не является лучшим и вот почему. Всегда ли у нас есть время, чтобы произвести целых три действия с кнопками? Далеко не всегда, особенно в репортажной съемке. Все это можно сделать проще и быстрей. Этот способ предлагает изменить некоторые пользовательские настройки в вашей камере. В настройках включить выбор точки фокусировки джойстиком и отключить кнопку активизации сетки. Теперь вы сможете выбирать точку фокусировки, перемещая джойстик, не отрываясь при этом от видоискателя. Для возврата ко всей сетке нужно нажать кнопку выбора сетки.

Настройка способа 2

Для того чтобы использовать второй способ, перейдите в меню Пользовательские функции в предпоследнем разделе меню. Выберите C.FnIII:Autofocus/ Drive. Нажмите кнопку SET чтобы войти в меню.

Настройка Normal означает нормальный режим, когда вы работаете по первому способу, сначала активизируя сетку точек, а затем выбирая нужную точку. Перейдите на режим 1 Multi-controller direct.Теперь нажмите кнопку SET. Сейчас вы сможете выбирать любую точку фокусировки, пользуясь только джойстиком. Вуаля!

06/11/2011    Просмотров : 72433    Источник: digital-photography-school.com    Перевод: Евгений Карташов
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 29

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Лана Касикова 3 Марта 2017 - 21:31:31

    Добрый вечер! А как же быть тем, у кого Nikon D 750?


  • NikitinAleks 27 Сентября 2016 - 08:25:28

    Почему у кенон четыре боковые точки в горизонтальной ориентации располагаются по правилу золотого сечения а в вертикальной по правилу третей?


  • NikitinAleks 27 Сентября 2016 - 07:41:52

    Когда голосовой выбор то сделают?


  • Goxin 27 Сентября 2014 - 12:44:38

    Не нашел как редактировать комментарий

    P.S. Не дописал слово в своём комментарии! ...(другие точки, а точнее ближе к КРАЮ кадра изображения...


  • Goxin 27 Сентября 2014 - 12:42:06

    Ребята, а как же быть при съемке на открытую диафрагму, когда точку фокусировки нужно сдвигать далеко от центра (скажем, фотографируем мы ростовой портрет и фокусируемся на глаза)!? Как правило, изображение будет нерезким (глаза в резкость редко попадают), ведь самые цепкие точки - центральные и самые ближайшие к центральной (другие точки, а точнее ближе к кадру изображения не цепкие).
    Выставить закрытую диафрагму - единственное решение!?


  • realchel 24 Сентября 2014 - 14:46:23

    Отличная статья. Точнее даже то что до меня дошло, после коммента Евгений Карташов. При наклоне аппарат меняется расстояние до объекта съемки.
    А я еще тут недавно думал зачем в марке III 61 точка фокусировки, когда можно по центральной все делать.

    Из статьи мне только не понятно как расчитали это
    1,4 с расстояния 5 метров, глубина резко изображаемого пространства составит всего 9 см!
    Я разными грип каркуляторами пробоал, и руками считал.
    Для Canon60d получается 37 см.
    Может я чего то не знаю? или не так считаю?


  • Igor Semibratov 22 Сентября 2014 - 18:32:55

    Раскажите как 6D сделать, попробывал не получается, не найду нужного меню. СПАСИБО


  • Козлова Елена 7 Марта 2014 - 23:14:35

    А как изменить настройки в Mark3?


  • Денис Ефремов 7 Марта 2014 - 23:01:45

    А в беззеркалках (у меня Sony Nex 3) что-то похожее есть? Нашел только ручную настройку области фокусировки, но это медленно совсем


  • КаТе_РИнА 8 Августа 2013 - 21:15:16

    Спасибо, начинаю понимать...


  • Сергей Руденко 9 Июля 2013 - 16:13:21

    Все гениальное просто, настроил камеру на второй способ. Это намного быстрее. Спасибо за совет


  • klimlina 20 Июня 2013 - 23:31:21

    а где кнопка выбора сетки?


  • igor_v_d 28 Марта 2013 - 12:29:31

    Для тех у кого Canon 7D: нажмите кнопку Menu, главным диском управления выберите Пользовательские функции в предпоследнем разделе. Диском быстрого выбора выберите C. Fn IV: Дополнительно и нажмите кнопку SET на диске быстрого выбора. В появившемся окне нажмите ещё раз кнопку SET и поверните диск влево на одно деление - окажетесь на иконке показывающей джойстик. Нажмите SET и в появившемся окне поверните диск быстрого управления вправо, нажмите SET. Нажмите 3 раза на кнопку MENU для выхода из меню. Теперь вы сможете выбирать любую точку фокусировки, пользуясь только джойстиком


  • LagyNa 10 Мая 2012 - 09:42:27

    спасибо за совет


  • Ирина А. 19 Апреля 2012 - 03:14:58

    Да, в 7Д такой опции нет.:(( Может она зарыта где-то в другом месте? Или это только у Марков?


  • D_mitriy 10 Апреля 2012 - 00:11:54

    Не нашел я в 7D такую менюшку не в одной из 13 позицый на трешке режим следящего AF.


  • Jan Grig 31 Марта 2012 - 10:29:16

    Да и ещё, хотел вам сказать большое спасибо, за ваш сайт! Очень позновательный и интересный!


  • Jan Grig 31 Марта 2012 - 10:25:50

    А как быть с выбором точки Экспозиции? Вот здесь никак не пойму точка фокусировки и точка экспозиции. Как я понял если я снимаю в режиме AV приоритет диафрагмы, точка фокусировки это и точка экспозиции? Простите если чего не так сказал!


    • alexsoft61 17 Апреля 2013 - 13:09:06

      Вы путаете разные понятия. Точки фокусировки - отвечают за область кадра, по которой производится фокусировка. Можно выбрать все точки, только центральную точку или одну из дополнительных, расположенных слева/справа/выше/ниже центральной точки.
      А вот РЕЖИМЫ ЗАМЕРА ЭКСПОЗИЦИИ с "точками" не связаны. Режимы могут быть: ЦЕНТРАЛЬНО ВЗВЕШЕННЫМ - замер освещенности производится по средней части кадра (обычно в видоискателе эта область обведена кружком, как на фото вверху этой статьи). ТОЧЕЧНЫМ - освещенность оценивается в узкой области центра кадра (практически помеченной центральной точкой фокусировки). А так же ОЦЕНОЧНЫМ - в котором учитывается освещенность по всей площади кадра.
      А режим AV (приоритет диафрагмы) - это режим управления экспозицией, при которой диафрагма объектива остается неизменной, а меняется лишь выдержка в зависимости от освещенности и ISO. Этот режим никак не привязан к точкам фокусировки и режимам замера экспозиции.
      Все ТРИ понятия могут быть выбраны совершенно произвольно!


  • Юрий Зиновьевич 16 Марта 2012 - 19:08:05

    Спасибо за информацию. Теперь буду использовать наверно 2 вариант метода фокусировки.


  • SVik 13 Марта 2012 - 09:50:26

    Спасибо за совет. Теперь понятно, почему снимки получаются резкими не всегда


  • SVik 12 Марта 2012 - 14:25:34

    Есть еще один способ. Заранее выбираем центральную точку фокусировки. При съемке наводим на резкость по центральной точке, нажимая на половину кнопку Спуск. Не отпуская кнопки перекомпоновываем кадр, и дожимаем кнопку Спуск до конца. Только надо следить, чтобы был включен режим ONE SHOTE. Если будет включен следящий фокус (All fokus или all servo), то фокусировка изменится, когда камера начнет двигаться при перекомпановке кадра, и резкости на желаемой точке не окажется. По-моему, это самый быстрый способ. Если кто-нибудь знает о недостатках этого способа, поделитесь опытом.


    • Евгений Карташов 12 Марта 2012 - 22:21:49

      Недостаток есть и весьма существенный - легко выйти из ГРИП, особенно на открытой диафрагме. Чтобы этого не произошло, камеру нужно не поворачивать или наклонять, а перемещать параллельно фокальной плоскости.


      • MrSnik 14 Марта 2012 - 15:32:00

        Существенное замечание, а я все не мог понять почему фокусировка менялась.Спасибо!!


      • YaAlexander 12 Сентября 2012 - 15:25:42

        Любое перемещение или сдвиг камеры - это зло


    • alexsoft61 20 Марта 2012 - 17:43:46

      Полностью согласен с Евгением. Описанный Вами способ наводки на резкость по центральной точке хорош только при достаточно закрытой диафрагме т.е. достаточной ГРИП. Я применяю данную технику работая в студии, где часто приходится менять кадрирование с горизонтального на вертикальное и выбор центральной точки фокусировки не только удобен, но и оправдан. Обычно в студии не используют открытых диафрагм, рабочий диапозон от 8 до 16. При этих значениях диафрагмы ГРИП очень широк и внесение поправок при перекомпановке кадра после наведения на резкость можно не учитывать!


    • YaAlexander 12 Сентября 2012 - 15:24:18

      Всё просто. Фокус выбирается по указанной точке, потом вы перекомпоновываете кадр и точка начинает указывать куда-нибудь. Возьмём простую ситуацию - два объекта справа и слева. Вы фокусируетесь по глазам одного и ставите эту точку в центр и она попадает в небо. При дожатии кнопки спуска по этой точке вычисляется экспозиция. Чёрные лица не очень смотрятся на фотке. Всё это очень неплохо видно при фотографировании со вспышкой - они будут пересвечены вспышкой. :( Второй пример - встаньте у яркого окна и наведите фокус на стену, в потом поверните фотоаппарат так, чтобы в центре было окно, а стена чуть с краю. На фотографии - экспозиция будет создана для яркого неба и стена будет чёрной. Со вспышкой стена будет пересвечена. Если точку фокусировки сдвинуть на объект - всё будет OK. Напишите где я не прав. Одно достаёт - очень неудобно эту точку двигать по кадру когда нужно ловить момент!


    • YaAlexander 13 Сентября 2012 - 12:47:34

      Update к посту ниже - всё это касается только фотографирования со вспышкой. Без оной фиксация экспозиции обычно происходит при прижатии кнопки спуска.


    • alexsoft61 17 Апреля 2013 - 13:14:57

      Ну, если ГРИП достаточно длинная (диафрагма прикрыта), то вариант использования центральной точки фокусировки может быть приемлем. Но, если ГРИП очень узка, есть опасность получить бракованное расфокусированное изображение той области, на по которой производилась предварительная фокусировка.


Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

Как совместить вспышку и естественный свет

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....

Читать дальше
04/09/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
20 004
0

Как имитировать естественное освещение

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...

Читать дальше
17/08/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 314
2

Скоростная съемка: руководство для новичков

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...

Читать дальше
20/11/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
43 061
11

Съёмка дикой природы: творческое размытие

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...

Читать дальше
24/08/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 714
2

Поляризация: необычные цветовые эффекты

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...

Читать дальше
19/05/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
19 236
3

Как создать фокальную точку на фотографии

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

Читать дальше
20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
42 976
7

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды