В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных инфракрасных снимков.
Одна из лучших вещей в фотографии – её способность порождать новые поджанры и техники. Истинные энтузиасты фотосъемки просто не могут устать или перегореть, поскольку постоянно ищут что-то совершенно другое и новое. И если вам кажется, что пора освежить свой творческий взгляд, попробуйте инфракрасную съемку.
Самое главное правило при съемке с конвертированной ИК камерой – избегать портретов людей. Можете попробовать сами, чтобы понять, почему не стоит этого делать. Пейзажи и отдельные объекты, такие как деревья, листва, мосты, реки, мелкая растительность отлично подходят, равно как и небо, пышные облака, большинство водоемов и некоторые виды зданий.
При съемке в цветном ИК диапазоне наблюдайте за изменениями цвета (которые конечно же зависят от типа выполненной конверсии). Если вы только начинаете свой путь в сфере инфракрасной съемки, советую активно экспериментировать с различными субъектами и изучать получившиеся результаты, чтобы иметь лучшее представление о том, как это работает.
У съемки в RAW-формате много преимуществ, самое главное из которых – полный контроль над балансом белого. Предполагаю, если вы уже в шаге от конвертирования своей камеры, у вас есть определенное понимание особенностей и преимуществ формата RAW. Если нет, следующие несколько абзацев помогут разобраться.
Когда фотография сохраняется в JPEG формате, происходит несколько изменений. Данные изображения сжимаются, усиливается резкость, а цвета (и баланс белого в том числе) регулируются так, чтобы полученный снимок был максимально близок к тому, что мы видим своими глазами.
Очевидно, что сжатие слегка ухудшает качество изображения, хотя в случае с большинством современных камер разница не заметна, если только не придираться к конкретным пикселям с приближением в 100% или выше. Усиление резкости, в свою очередь, тоже не будет лишним, поскольку в большинстве случаев вы бы все равно сделали это на этапе постобработки.
Неоднозначность возникает, когда дело доходит до коррекции цвета. При съемке в RAW этот процесс полностью предоставлен фотографу – он может отрегулировать цвет и представление снимка на свое усмотрение. При съемке в JPEG эти решения принимает камера, основываясь на определенном наборе правил, которые были придуманы специалистами компании-производителя с целью обеспечить максимально приемлемый для большинства пользователей результат.
Ни при каких обстоятельствах не используйте автоматический баланс белого иначе фотографии будут получаться красными. Также избегайте таких пресетов, как Дневной свет и Флуоресцент. Лучше всего устанавливать Заказной баланс белого с использованием серой карты. Некоторые предлагают ориентироваться на безоблачное небо или зеленую растительность. Эти варианты могут сработать с некоторыми камерами, но лично в моем случае они никогда не давали приемлемых результатов.
Если ваша камера позволяет задавать цветовую температуру в Кельвинах, начните со значения 2500К или ниже и сравните результаты с заказным балансом белого. Не обязательно работать только с чем-то одним; переключайтесь между заказным балансом белого и конкретным значением цветовой температуры в зависимости от конкретной ситуации.
Помните – вне зависимости от способа, которым вы задаете баланс белого, это всего лишь стартовая точка. При смене условий освещения и окружающего пейзажа (например, при переходе от съемки в лесу к фотографированию неба и воды) нужно обязательно вносить коррекции.
Можно ли внести точные коррекции в баланс белого? У многих камер, включая мою Fujifilm X-Pro1, есть функция регулирования баланса белого по осям Синий-Красный и Зеленый-Пурпурный. Экспериментируйте.
Либо же вы можете фотографировать в формате RAW и получить полный контроль над балансом белого во время постобработки. Однако, несмотря на магические результаты при работе c RAW, лучше всё равно начать с серой карты. А если вы, как и я, фотографируете в RAW+JPEG, для получения хорошего JPEG-снимка вам понадобится заказной пресет.
При съемке с определенными объективами иногда возникает ситуация, когда ИК-фотография (вне зависимости от того, цветная она или черно-белая) выглядит значительно светлее в самом центре. Этот вид визуальных артефактов чем-то похож на НЛО. Мы знаем, что они существуют, но не уверены на 100% при каких условиях они появляются.
Моя формула для борьбы со светлыми пятнам довольно проста. Избегайте сверхширокоугольных объективов и фотографируйте в режиме приоритета диафрагмы со значением около f/5.6. Пятна сильнее проявляются при более широкой диафрагме и применении широкоугольных объективов. Если вы работаете с типичным 18-55мм китовым объективом, сделайте несколько тестовых снимков на обоих концах фокусного расстояния и сравните результаты.
"С технической точки зрения, постобработка ИК фотографий ничем не отличается от обработки обычных снимков", - говорит Daniel Malkin, сооснователь компании LifePixel, у которой я и заказывал конвертацию своей Fujifilm X-Pro1 (более детально процесс описан в первой части статьи). "Любой человек, который умеет работать в Photoshop и/или Lightroom обычно способен применить свои навыки для превращения ИК снимка в произведение искусства”.
Процесс постобработки ИК фотографий обычно начинается с свопа красного и синего каналов. Этот процесс можно автоматизировать, создав соответствующий экшен для Photoshop. После замены каналов вы вольны делать всё, что пожелаете. Больше об этом можно почитать здесь.
Чтобы поменять каналы местами, сначала откройте необработанный снимок в Photoshop. Затем выберите пункт Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) в выпадающем меню Слой (Layer) и выберите Смешивание каналов (Channel Mixer). В поле Канал красного (Red Output Channel) перетяните слайдер Красного до 0%, а слайдер Синего – до 100%. Затем переключитесь на Канал синего (Blue Output Channel) и сделайте обратное. Опять же, на этом этапе главное – экспериментировать. Попробуйте сделать красный и синий каналы по 75%, например. Также определенно стоит поиграться с каналом зелёного
Можно получить потрясающие результаты, работая с Adobe Photoshop Elements 2020 для окрашивания фотографий. Полное описание и примеры можно найти здесь. Начать можно либо со снимка, у которого каналы уже поменяны местами, либо с необработанного.
Самый прямолинейный способ обработать монохромную ИК фотографию – перевести камеру в ч/б режим еще при съемке. Однако, это не лучший способ.
Откройте получившийся снимок в Photoshop, после чего добавьте корректирующий слой Черное и белое (Black & White). Поиграйтесь со слайдерами пока не получите нужный результат. При желании можете выбрать один из пресетов в выпадающем меню. Отредактированные параметры можно также сохранить как новый пресет, чтобы сэкономить время в следующий раз. Это очень простой, но мощный инструмент.
При обработке JPEG-снимков этот самый корректирующий слой можно добавить, выбрав в меню Коррекции (Adjustments) пункт Черное и белое (Black & White). Или же просто нажмите Alt + Shift + Ctrl + B.
В ранние дни цифровой съемки получить правдоподобную цветопередачу было нелегко. У современных фотографов нет такой проблемы, но, если вы хотите погрузиться в это время и заодно освежить свой творческий взгляд – попробуйте поэкспериментировать с инфракрасной съемкой.
Автор: Jon Sienkiewicz
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды