«Не существует правил для хороших фотографий,
существуют только хорошие фотографии»
Энсел Адамс
В предыдущей статье я описал несколько так называемых «правил композиции». Правила эти не так уж однозначны и могут вызывать разногласия. Потому ли это происходит, что мы как художники ратуем за независимость и не хотим «разукрашивать раскраску по линиям»? Или потому, что мы все испытывали разочарование, когда точное следование правилу золотого сечения все равно приводило к созданию серых и безжизненных снимков?
Разумеется, великие произведения искусства создавались на протяжении всей истории, не следуя заранее определенным композиционным правилам. Вы можете спросить, если захватывающие работы не были созданы, просто следуя правилам, так какой же смысл тогда изначально их учить вообще? Прекрасный вопрос.
Это статья писалась не для того, чтобы предположить, что все правила композиции «плохие» или «неправильные». Вместо этого, я бы хотел обратить ваше внимание на логическое обоснование данных правил. Я склонен считать, что через понимание замысла, лежащего в основе правила, мы можем нарушить его, чтобы создать ощущение драмы или сфокусировать внимание зрителя творческим и оригинальным способом. Давайте начнем с примера из другого вида изобразительного искусства: рисования.
Много лет назад, мой великий дядюшка – опытный художник и скульптор, – учил меня рисовать портреты. Он предлагал мне размещать глаза на середине вертикали головы. Это «правило» не будет сюрпризом для людей с опытом рисования, но для многих идея размещения глаз на середине лица не интуитивна – кажется, что это слишком низко!
Я недавно общался с другом, который получил такой же совет от своего отца, хотя мы выросли в разных странах. Тот факт, что два художника с противоположных сторон планеты были обучены одному и тому же «правилу глаз», указывает на единый источник подобных художественных правил: наблюдения за миром природы.
В реальности, разве у всех глаза размещены точно по центру лица? Нет, но это хорошая отправная точка, которая визуально приятна и соответствует нашим представлениям о портретных иллюстрациях. По факту, отличительная черта детских изображений людей заключается в «слишком высоком» расположении глаз на лице.
Это простое правило, которое помогает нам рисовать более реалистичные портреты. Не менее важно, однако, и то, что понимание этого правила позволяет нам делать сознательный выбор. Мы можем нарисовать лицо с глазами по центру для естественного вида. Мы можем вместо этого разместить глаза выше средней точки, чтобы придать рисунку больше «детскости». Или же - ниже середины, чтобы лицо на изображении выглядело скрытным или комичным.
Еще одна причина, по которой я привел «правило глаз» в качестве примера, это то, что оно предлагает конкретное, выполнимое руководство к действию: располагайте глаза по центру головы. В фотографии мы склонны к гораздо большей размытости в наших инструкциях. Фразы типа «эффективно используйте ваш кадр» или «создавайте ассиметричную композицию» могут значить не слишком-то многое для начинающего фотографа.
Знакомство же новичков с правилом третей, например, является простым способом дать им возможность начать думать о композиционном пространстве так, что они немедленно смогут применить эту мысль на практике, помогая им избежать ошибок и вместо этого, сосредоточиться на творческой составляющей.
Откуда берутся художественные правила? Некоторые выводятся из наблюдений и обобщений о мире вокруг нас. Эти правила-наблюдения могут просто строиться на здравом смысле, вроде выровненного горизонта, или быть не интуитивными, такими как «правило глаз», которое я только что описывал.
Вторая, более хитроумная категория того, что я называю «синтетическими правилами», происходит из субъективных значений, приписываемых качествам вроде яркости, симметрии, баланса и т.д. Правило третей подходит под эту категорию, т.к. оно помогает создавать композиции с приятным балансом между основными элементами. Нет, вероятно, ничего «волшебного» в этих третях, просто их легко визуализировать.
Я упоминал ранее, что огромное преимущество существования правил состоит в том, что их можно нарушать для получения более творческого результата. Важно понимать, что любое композиционное правило является не более, чем руководством. Руководство существует, чтобы перевести абстрактную концепцию в практическую, конкретную форму. Итак, один из способов нарушить правило состоит в модификации этой концепции. Осознанное изменение существующего правила может помочь прийти к творческим результатам, основанным на той же идее. Давайте рассмотрим пример модификации правила третей.
Одна из целей правила третей состоит в избегании идеально центрированной композиции. Чтобы достичь того же результата, не следуя правилу в точности, почему бы не поэкспериментировать с разными измерениями кадра? Разбейте изображения на пятые части вместо третей. Начните с сетки третей, а потом поверните ее на 20 градусов. Или же попробуйте мыслить скорее в круговом, нежели в линейном измерении.
Модификации правил могут привести к необычным творческим результатам, при этом сохранив преимущества от их использования. Мне нравится думать об этом, как о визуальном эквиваленте джазового представления; ты начинаешь с заданной гармонии, мелодии и ритма (концепция), а затем выстраиваешь на них свою импровизацию (модификация).
«Синтетические правила», или правила, выведенные из абстрактных концепций, также предлагают возможности для творческой психологической манипуляции. Одно из таких правил предлагает размещение объектов, таких как люди, животные и транспортные средства (т.е. все, что движется и имеет выраженную «переднюю часть»), в кадре таким образом, что перед ними остается свободное пространство. Его часто называют «ведущим пространством» или «пространством по направлению взгляда» (дословно - «местом для носа» - прим. пер.), апеллируя к идее, что объект должен иметь пространство для движения в том направлении, куда направлен его нос. В основе идеи лежит концепция, что объект, размещенный близко к тому краю кадра, к которому он направлен, может выглядеть ограниченным или зажатым в сцене.
Как только мы понимаем концепцию в основе этого правила, мы можем начать эксплуатировать ее, чтобы осознанно изменить визуальную терминологию изображения. Для каждого заданного изображения, хотим ли мы разместить объект в кадре так, чтобы он казался свободным и нестесненным, или же - создать напряжение для зрителя, разместив наш объект ближе к краю?
Это возможно – сформировать энергию в изображении и сфокусировать внимание зрителя, сознательно нарушая правило пространства по направлению взгляда. Композиция, в которой объект размещен у края кадра без направляющего пространства перед ним, может привести к тому, что он станет гораздо более заметным. Это может помочь перетянуть внимание на вторичные элементы на фотографии, такие как объекты вне фокуса на фоне.
Если композиционное правило предполагает создание одного эффекта, мы можем нарушить правило, чтобы умышленно спровоцировать противоположную реакцию. Аналогично, мы можем поиграть с теорией в основе правила, чтобы добиться того же результата, не действуя при этом столь очевидно или предсказуемо. Давайте рассмотрим пример.
Еще одно распространенное правило включает в себя «ведущие линии» - линейные элементы, направляющие взгляд к точке фокуса или главному объекту на изображении. Эта техника может быть чрезвычайно эффективна, но она также может привести к чрезмерно очевидным или банальным композиционным решениям.
Один из способов изменения этого правила – размещение вашего объекта посередине нескольких сильных линейных элементов, вместо создания кадра, в котором все линии ведут непосредственно к объекту. Это может помочь направить внимание зрителя более тонким и интересным образом.
Эта уличная сценка включает несколько отчетливых линейных элементов – переход, вывески магазинов и рекламный знак бара в руках юноши. Эти элементы скорее обрамляют двух людей на переднем плане, нежели направляют взгляд к ним напрямую. Эффект тот же, который мог бы быть достигнут при помощи правила ведущих линий, но гораздо интереснее.
Ранее я упоминал, что некоторые правила выросли из здравого смысла или стандартной практики. Многие из этих концепций настолько прочно укоренились в нашем стилистическом подсознательном, что мы даже не воспринимаем их как правила. Например, мы снимаем пейзажи с выровненным горизонтом, потому что, когда он немного завален, это выглядит, как ошибка; в общем, для горизонта нет особых причин быть неровным.
Мы можем использовать ожидания зрителя («правила нормы», если можно так выразиться), чтобы вывести его из зоны комфорта. Это не означает, что мы должны создавать изображения, которые просто-напросто небрежны, но мы можем изменить объект съемки или наш подход к изображению, чтобы усилить его визуальное воздействие.
Альтернативная обработка: здесь цвета естественные, но низкий угол съемки и экстремальная дисторсия объектива подчеркивают и высоту баннеров, и пустоту открытого пространства сцены.
До сих пор мы обсуждали несколько правил-наблюдений и синтетических правил, наряду с некоторыми способами их нарушения. Есть еще одна категория правил, которую мне хотелось бы осветить. В отличие от вышеупомянутых, однако, эти существуют лишь в наших собственных головах.
Ральф Уолдо Эмерсон написал: «Глупая последовательность — суеверие недалеких умов». Эта цитата должна вдохновить нас бросить вызов себе и быть сознательными в наших действиях, вместо того, чтобы становиться самодовольными и делать вещи, которые просты и комфортны.
Какое это имеет отношение к композиции? Мы люди привычки, которые легко могут начать двигаться по заезженной творческой колее, не ставя под сомнение наши способы работы. Крайне редко мы ставим себя в положение, когда мы вынуждены делать что-то иначе. Ниже представлены два способа, как это можно изменить.
Я начал заниматься фотографией с черно-белой пленки. Моей первой камерой была 35мм SLR; позже я стал снимать на средний формат. Мои среднеформатные камеры делали квадратные снимки формата 6 см х 6 см.
Смена с прямоугольного видоискателя на квадратный влекла за собой радикальное изменение в моем ощущении композиции. Даже без введения каких-либо новых правил или максим, я начал видеть мир совершенно иначе, кадрируя вещи в квадрат.
Использование среднеформатной пленочной камеры имеет еще одно важное отличие от цифровой съемки – на катушку 120 пленки для камеры формата 6x6 помещается только 12 изображений. Представьте, что у вас такая маленькая карта памяти, что на нее влезает всего 12 кадров! Один этот факт заставляет меня притормозить и делать гораздо более осознанный выбор относительно того, что я снимаю.
Даже если вы не хотите переходить на совершенно новую систему, вы можете найти иные способы встряхнуться и выйти из рутины, такие как аренда специальных объективов с фокусным расстоянием, отличающимся от того, которое вы используете обычно, и это уже может быть освежающим отклонением от нормы.
Как еще мы можем нарушить правило привычки? Создание художественного проекта с определенной темой или ограничениями может помочь. Попробуйте провести послеобеденное время, снимая исключительно кадры с контровым светом или делая снимки с точки не более чем в 10 дюймах от земли. Возьмите объект из дома (стул, например), и поносите его по городу денек, фотографируя его в разных местах. Дождитесь дождливого дня и делайте фото мокрых листьев на мостовой. Создание коллекций изображений может быть очень полезным и привести к созданию связной и завершенной работы.
Вот еще одно изображение из моего текущего макро-проекта. Я вдохновился на создание этой серии после того, как одолжил у друга объектив, максимальная дистанция фокусировки которого составляло 4 дюйма (10 см).
Великое искусство не создается, просто следуя правилам. В то же время, игнорирование правил также не гарантирует вам шедевра. Произведение искусства – это, очевидно, нечто большее, чем просто сумма его частей. Только то, что потрясающее изображение следует композиционному правилу, еще не значит, что его успех обусловлен исключительно следованием этому правилу, так же, как и владение гитарой Fender не обратит человека волшебным образом в Джими Хендрикса.
Никто не спорит, однако, что некоторые принципы кажутся гармоничными и имеют смысл с визуальной точки зрения. Изучение композиции представляет собой попытку закодировать эти универсальные концепции и превратить их в руководства. Имейте в виду, что не каждое правило или руководство может помочь каждому художнику. Однако, понимание их дает каждому из нас полезную отправную точку для игры с идеями в основе этих правил.
Я оставляю вас с одним правилом, которое никогда не стоит нарушать: развлекайтесь, продолжайте экспериментировать и наслаждайтесь путешествием!
Автор статьи: Томас Парк – фэшн-фотограф, фотохудожник и педагог из Сиэтла, штат Вашингтон. Чтобы ознакомиться с его работами, пожалуйста, посетите сайт.
Модели: Элисон П., Селин Шантель, Мариса Вентура, Аиша Р., Марисса Куимби. Мариса представляет Heffner Management и носит Wai-Ching. Команда: укладка и визаж – Кэлви Тран, Хезер Николс @ Zendipity, Мигель Виджил @ Foxycut Salon. Особая благодарность каллиграфу Эри Такасе за ее работу над MU.
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Спасибо. Очень полезная статья.
Спасибо за статью!
Спасибо!Очень полезна в части раскрепощения...
Не нарушая правила
Мне нравится!
Спасибо за интересную информацию!
Спасибо
Спсибо, очень полезно!!!!!
Спасибо за очень интересную информацию!
Спасибо.
Хорошая и нужная статья.