Хорошее освещение для портретов представляет собой сочетание правильных инструментов (оборудования) и изысканной техники освещения. В первой части мы продемонстрировали, как с помощью простого оборудования фотограф может точно настроить освещение для достижения желаемого результата. С помощью одного источника света с 3-х футовым октобоксом и нескольких простых модификаторов мы смогли управлять освещенностью как объекта съемки, так и фона. В этом уроке мы покажем, как использовать еще один источник света, чтобы получить стильные портреты. Сначала мы покажем, как настроить основное освещение. Затем мы добавим еще один источник света, который будет служить для разделения объекта съемки и фона и создаст более объемное изображение. Ключевую роль в уроке играет использование специальной сетки (грида) для октобокса.
Мы начали с установки 3-х футового октобокса в качестве источника основного света. Мы установили его таким образом, чтобы центр светового пятна находился слегка за или перед моделью, но не прямо на ней (это называется растушевкой света). Затем мы расположили 42-дюймовый золотой отражатель около 4 футов от модели, чтобы создать теплый красивый заполняющий свет. Примерно на этом мы остановились в предыдущем уроке.
В результате мы видим, что октобокс с гридом дает мягкий, но направленный и более контролируемый свет. Модель при этом освещается нормально, а на фон попадает меньше света. Отражатель помог добавить некоторое количество заполняющего света на теневую сторону лица модели. Мы намеренно отодвинули отражатель подальше, чтобы сохранить драматизм портрета и глубину теней, определяемую соотношением между основным и заполняющим источником.
Оценив результат, мы решили, что можно улучшить качество освещения для лица данной модели, если разместить источник основного света немного выше и направить его вниз.
Изменение положения источника и направления освещения изменило и светотеневой рисунок. Теперь модель освещена более равномерно, а лицо визуально стало более худым.
Важно отметить, что нет четкой и единственно правильной световой схемы, которая будет работать для всех моделей. При съемке портрета имеет смысл посмотреть, как влияет различное положение источника освещения на форму и вид лица человека. В этом случае более низкое положение источника света делает лицо более широким. После того, как источник поднят выше, освещение стало более благоприятным для данного типа лица модели.
После того, как мы нашли хорошее положение для октобокса, мы решили попробовать добавить моделирующее освещение с помощью 52-дюймового отражателя. Мы установили его слева и позади модели, так чтобы он не попадал в кадр, серебряной стороной к задней части головы модели. Смысл наших действий был в том, чтобы отразить часть света от октобокса на левый край головы и левое плечо.
В результате видно, как 52-дюймовый отражатель добавил немного света на левую сторону, придав хороший блеск волосам и отделив модель от темного фона.
Следующие три снимка показывают наш прогресс в качестве освещения. Мы начали с основного света с гридом и отражателем, затем изменили высоту основного источника и направление освещения (направили больше вниз). После этого мы добавили моделирующее освещение, используя серебряный отражатель.
Нам понравился эффект. который достигается с 52-дюймовым отражателем. Тем не менее, мы считаем, что нужно сделать этот эффект более заметным. Отражатели просто не могут обеспечить достаточное количество света для наших целей. Кроме того, мы поняли, как работает закон отражения света (угол падения равен углу отражения). Это означает, что размещение отражателя ограничивается зоной, которую освещает источник, угол поворота отражателя также ограничен.
Для того, чтобы преодолеть ограничения по использованию отражателя, мы решили использовать второй октобокс для моделирующего света, установив его сзади и слева от модели, направив свет на затылок и плечи.
В результате снимок значительно отличается от предыдущих. Сразу же появились проблемы, требующие решения. Прежде всего, слишком сильно подсвечиваются волосы, вплоть до засветки, исчезновения деталей. Также свет от второго октобокса попадает на фон. Фон стал гораздо светлее, что нивелирует эффект от грида на октобоксе, который дает основной свет. Кроме того, обратите внимание, как скользящий свет от второго октобокса проявил малейшие складки и морщины на муслиновом фоне.
Следующим нашим шагом стало использование грида для контроля распространения моделирующего света. Как уже описывалось в первой части, сетка или грид служит для сужения светового потока. Как и большинство модификаторов, помещенных перед источником света, сетка также сокращает интенсивность света примерно на 1 ступень.
В результате мы видим, как сетка направляет свет на модель и предотвращает попадание света на фон. Использовав сетку, мы смогли сохранить задний план темным. Эффект моделирующего света создает светящийся контур на левой стороне модели, помогая оторвать ее от фона. Однако, этот свет все еще слишком интенсивный. Сетка, конечно. помогла немного уменьшить световой поток, но волосы слева все еще слишком засвечены.
У нас было два варианта, как ослабить световой поток от источника моделирующего освещения.
Первый вариант – переместить источник дальше от модели. При увеличении расстояния мы получили бы снижение интенсивности света.
Второй вариант – заменить лампы 1000 ВТ на лампы 500 Вт. Так как студия у нас небольшая, мы выбрали второй вариант. Не меняя положения источника, нам удалось снизить освещенность еще на одну ступень.
В результате мы получили необходимое количество света для моделирующего освещения и сохранили детали в светах
На трех фотографиях ниже показано сравнение результатов с использованием октобокса для моделирующего света без сетки, с сеткой и наконец, с заменой ламп 1000 ВТ на лампы 500 Вт.
После того, как результаты съемки нас полностью удовлетворили, мы решили применить те же два октобокса для совсем другого стиля портретной фотографии. Ниже будет описано, как мы добивались освещения в стиле гламур для лицевого портрета. Эта световая схема часто упоминается, как "Ракушка".
Мы начали с установки октобокса на стойку с журавлем. Это позволило расположить октобокс перед моделью, чуть выше объектива камеры, примерно под углом 45 градусов. С помощью журавля мы можем поставить октобокс так, чтобы стойка не мешала делать снимок.
Наш первый снимок с таким освещением выглядит не очень хорошо. Один источник основного света дал глубокие тени на глазах, под носом и под подбородком. Значительное количество света достигло фона, что не способствует эффекту объема и отделению модели от фона.
Для того, чтобы выстроить схему, мы добавили второй октобокс в качестве заполняющего света, расположив его ниже лица модели и направив под углом вверх. На снимке ниже вы можете увидеть, что расположение источников напоминает створки раковины, поэтому схема и называется "Ракушка".
Второй источник света заполнил все тени на глазах, под носом и подбородком. Мы получили освещение в стиле гламур. Но мы все равно недовольны тем, что на фон попадает много света.
Для того, чтобы контролировать распространение света и предотвратить его попадание на фон, мы решили поставить грид на верхний октобокс.
С установленной сеткой мы получили более направленный свет, сделав фон темнее. Однако, сетка ослабила световой поток от основного источника, в результате чего заполняющий свет стал мощнее основного. Это нарушило светотеневой рисунок, изображение стало плоским и неинтересным.
Затем мы добавили грид на заполняющий свет, с целью снижения его интенсивности. Мы также надеялись, что сетка поможет нам еще больше затемнить задний план, за счет лучшей направленности света.
Теперь мы добились результата, близкого к тому, что мы стремились. Добавление сетки на заполняющий свет позволило сохранить приятное соотношение между основным и заполняющим светом. Обратите внимание, что заполняющий свет немного слабее, чем основной. Это помогает сохранить ощущение направления света, которое придает изображению глубину. Благодаря сеткам, мы смогли сохранить фон темным, и это придает дополнительный объем фотографии.
Для большинства случаев результат, которого мы достигли, можно считать более чем достаточным, тем не менее, мы решили пойти дальше и добавить последние штрихи изображению.
Посмотрев более внимательно на последний снимок, мы решили, что положение основного света прямо сверху делает изображение немного плоским. Чтобы добавить немного драмы к портрету, мы сдвинули основной свет чуть в сторону, направив его по-прежнему вниз на модель
Обратите внимание, как изменилось направление света. На левой стороне лица появились легкие тени. Это изменение очень тонкое, но по сравнению с предыдущими снимками, это радикально меняет изображение. Теперь мы создали четкое направление для основного источника и добавили больше объема и пластики чертам лица модели.
На рисунках ниже показано сравнение различных этапов настройки освещения.
Мы были очень довольны нашим последним результатом. Тем не менее, мы заметили, что при смещении основного света вправо, противоположная, левая сторона головы стала темнее и сливается с фоном. Мы решили оживить снимок еще больше. Для этого мы установили 22-дюймовый серебряный отражатель сзади и слева от модели, как можно ближе, но так. чтобы он не попадал в кадр.
Примечание: идея похожа на ту, что мы использовали в предыдущей схеме для моделирующего освещения.
С этим небольшим дополнительным акцентом на волосы модели наша фотография действительно ожила!
Как видите, для хорошего портретного снимка не всегда нужно иметь дорогую и сложную аппаратуру. Часто все, что для этого нужно – это правильная техника работы с инструментами освещения. При изучении этого урока мы советуем вам тщательно проанализировать каждый снимок и решить, является ли настроение изображения таким, каким вы хотите его видеть. Всегда начинайте с простой схемы. Затем, когда вы посмотрите на результат, вы сможете принять решение, какие дополнительные инструменты позволят вам достичь желаемого результата. И как всегда – делайте все с хорошим настроением!
Ничто так не повышает качество портретных фотографий, как работа со внешней вспышкой и мало какие схемы освещения впечатляют настолько же сильно, насколько это делает...
Читать дальше →По мере того, как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или...
Читать дальше →В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет...
Читать дальше →Следующие рекомендации помогут вам создать качественные рекламные фотографии одежды, представляемой на модели. Когда предметы одежды демонстрируются на человеке, у вас...
Читать дальше →Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего...
Читать дальше →Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
большое спасибо! все очень понятно и доходчиво., но при всем уважении пожалуйста перейдите на метрическую систему длин и расстояний, хотя бы в скобках).
Огромное спасибо!
спасибо за интересную статьи по свету!
класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
+
spasbo xoroshiy urok
Спасибо за статью, всё доходчиво и наглядно....даёт повод задуматься о мелочах.....
Очень полезная тема, даст кучу полезного времени на дальнейшие эксперименты и не придёться изобретать колесо