Генерация цветового профиля
Итак, у Вас есть растровое изображение калибровочной мишени. Это «сырьё» для генератора, которое он «переработает» в цветовой профиль в формате ICC.
BasICColor Input после генерации профиля, автоматически размещает его в соответствующем каталоге: на Windows платформе в <системный диск> \ Windows \ System32 \ spool \ drivers \ color, на Mac платформе в <системный диск> \ Library \ ColorSync \ Profiles. Цветовые профили, расположенные в указанных директориях, будут доступны всем пользователям компьютера. Вы всегда можете скопировать файл, содержащий цветовой профиль, на другой компьютер или внешний накопитель.
Перейду непосредственно к процессу. В BasICColor Input Вы можете создавать и сохранять последовательности действий в форме задач (на англ. job), и, тем самым, ускорять повторную генерацию цветовых профилей. Вы один раз создаёте задачу, настраиваете параметры генерации, и далее лишь указываете изображение референса без каких-либо дополнительных настроек.
Запустите BasICColor Input.
Выберите команду «Job Editor» («Редактирование задачи»). Высветятся все стандартные задачи, которые по умолчанию устанавливаются вместе с программой. В моём случае я удалил все стандартные задачи и создал одну для своих нужд (см. рисунок выше)
Нажмите на кнопке «New» («Новый»), расположенной в нижнем правом углу главного окна программы.
В появившемся списке выберите тип калибровочной мишени.
В настоящей статье я рассматриваю референс ColorChecker 24, поэтому выбираю ColorChecker Classic из списка. Если Вы пользуетесь X-Rite ColorChecker Passport, то пролистайте список и выберите соответствующий тип мишени.
Для удобства в списке содержатся изображения референсов помимо текстовых описаний. Прежде чем выбрать, убедитесь, что выбираемый тип мишени Ваш. Некоторые типы референсов похожи визуально.
Нажмите левой кнопкой мыши по текстовому описанию, появится зелёное поле. Нажмите в нём на пиктограмме «лупа» (см. рисунок выше). В появившемся диалоговом окне укажите местоположение индивидуального референсного файла.
Нажмите на кнопку «Expert Mode» («Экспертный режим»), расположенную в нижней правой части главного окна программы.
Выберите команду «ICC Profiles» («ICC профили»). Здесь три параметра. Позже, на этапе генерации цветового профиля Вы можете изменять значения параметров. Если Вы хотите зафиксировать значение параметра, нажмите на пиктограмму «закрытый замок» справа от текущего значения. Я фиксирую все параметры, ниже поясню причины.
Значение параметра «Profile Type» («Тип профиля») задайте равным «Capture One Photography» («Фотография, использование Capture One»). Тем самым Вы обозначите, что генерируемый профиль предназначается для Capture One. Так как я не использую цветовые профили в формате ICC нигде, кроме Capture One, то дополнительно ставлю «замочек» на значение этого параметра.
Значение параметра «White Point / Exp. Comp» («Компенсация точки белого / экспозиции») оставьте как есть: «None» («Не требуется»). Если Вы точно настроили баланс белого и экспозицию на этапе съёмки калибровочной мишени, то автоматическое определение экспозиции не понадобится. В противном случае Вы можете столкнуться с изменением экспозиции, «светлоты», фотографий основного сюжета после применения к ним сгенерированного цветового профиля.
Значение параметра «Profile Optimization» («Оптимизация профиля») оставьте как есть: «∆E 2000». Что это значит? Аббревиатура ∆E (произносится как «дельта е») обозначает цветоразность – разницу между двумя цветами. Чем меньше цветоразность, тем точнее цвета на фотографии соответствуют стандарту. Число «2000» обозначает год введения стандарта, согласно которому цветоразность вычисляется. Чем моложе стандарт, тем точнее вычисления. Другими словами, «∆E 2000» значит, что цветовой профиль будет генерироваться по стандарту CIEDE2000, который достаточно аккуратно учитывает особенности человеческого восприятия цветов. Я блокирую «замочком» и этот параметр.
Рассмотренные три параметра образуют набор. Назовите его, введя название в поле, расположенное в верхнем левом углу окна. Я ввёл «C1 Sep 2016» (см. рисунок выше). Нажмите на пиктограмму «дискета», расположенную слева от кнопки «Save Job» («Сохранить задание»). Ищите её в левой нижней части главного окна программы.
По центру экрана появится небольшое окно с красочным рисунком совы и совёнка. Это приглашение программы назвать созданный набор параметров. Нажмите на кнопку «Save» («Сохранить»), в правом углу окошка. Оно исчезнет.
Нажмите на кнопку «Save Job». По центру экрана снова появится знакомое окошко с красочным рисунком. На этот раз это приглашение программы назвать созданную и настроенную задачу. Я введу «C1 ColorChecker 24».
В этом же окошке нажмите по надписи «Start Profiling» («Перейти к генерации профиля»), чтобы сохранить параметры и начать генерацию цветового профиля. Вы возвратитесь к стартовому окну программы.
Убедитесь, что в нижней части окна активно (выделено чёрным цветом) задание, которое Вы только что создали. У меня это «C1 ColorChecker 24». В правой части окна проверьте параметры задачи: тип референса (строка «Model»), название индивидуального референсного файла (строка «Reference») и набор параметров (строка «Calculation Parameter Set»).
Нажмите левой кнопкой мыши по чёрному прямоугольнику с белой стрелкой, обращённой вниз. С помощью появившегося диалогового окна с заголовком «Please choose a file» («Пожалуйста, выберите файл»), выберите TIFF-изображение Вашего референса. Как только TIFF-картинка загрузится, Вы увидите Вашу фотографию калибровочной мишени (см. рисунок выше).
Поверх снимка находится сетка с зелёными кружками по углам. Программа автоматически определяет изображение референса на фотографии. Всё, что Вам остаётся – проверить точность положения сетки. Если нужно подкорректировать, то потяните за один из кружочков – сетка поменяет положение. Переворачивать и масштабировать фотографию можно с помощью элементов управления, расположенных в колонке вдоль левого края окна. В той же колонке внизу есть инструмент «пипетка». С помощью него Вы можете оценить цветовые координаты каждой плашки.
Введите название генерируемого цветового профиля в поле «Profile Name» («Имя профиля»). Обратите внимание, по стандартам, принятым в Capture One, название ICC-профиля всегда начинается с модели камеры. BasICColor Input упрощает Вам жизнь. Она определяет модель фотоаппарата, с помощью которого Вы фотографировали референс, автоматически на основании EXIF-данных, «вшитых» в TIFF-изображение.
Я ввёл «linear alyaska», чтобы не запутаться: данный профиль будет предназначаться для обработки фотографий со значением параметра «Curve» равным «Linear Response» и полученных с освещением в студии «Аляска».
Нажмите кнопку «Next» («Далее») и затем кнопку «Start Profiling», чтобы запустить генерацию профиля.
Программа сгенерировала цветовой профиль и поместила файл с расширением ICC в системный каталог, о чём сообщила появлением окошка с зелёной галочкой по центру. Нажмите в окошке «OK». Здесь начинается самое интересное.
В главном окне программы снова появляется фотография референса. На этот раз на её поверхность нанесены зелёные, жёлтые и красные квадраты (см. рисунок выше), а цвета и контраст изображения изменились: к нему применён сгенерированный профиль.
В моём случае я вижу только зелёные квадраты. Из числового значения, указанного в правом верхнем углу рядом с фразой «∆E 2000», я делаю вывод, что для половины плашек на референсе значение цветоразности для данного цветового профиля составляет 2,1. Возможно, это значит, что цветовой профиль сгенерирован точно. Однако не буду спешить с выводом. Доведу ползунок, расположенный в правом верхнем углу окна, до правого крайнего положения, до 100%. Картинка поменялась:
Из 24 плашек все помечены зелёными квадратами кроме двух 19-ой и 20-ой (см. рисунок выше). Подвожу курсор к 19-ому квадрату:
Цветоразность для данного цвета составляет 4,4, что превышает норму равную 2,0, принятую программой по умолчанию для плашек нейтрального цвета (для всех квадратов нижнего ряда). Анализирую отклонения. Вижу, светлота этого квадрата (координата L в цветовой модели Lab отвечает за неё) отклоняется на 4,4. Остальные компоненты, отвечающие за цвет – в норме. Это значит, что, скорее всего, я ошибся с экспозицией при съёмке калибровочной мишени. Аналогичную картину наблюдаю с соседней – 20-ой – плашкой:
Здесь отклонение координаты L менее существенное – 2,1. Тем не менее, оно превышает норму.
Средняя цветоразность – ∆E – составляет 2,3. Значение лежит в пределах нормы, о чём напоминает зелёный кружок. Значение средней цветоразности высвечивается, когда ползунок находится на значении равном 50%. Вывод, который я могу сделать – профиль получился достаточно точным.
Откуда я взял нормы? Их задал разработчик по умолчанию. Вы можете их менять.
Выберите в главном меню команду «File» («Файл») > «Preferences» («Настройки»). В появившемся диалоговом окне с заголовком «Preferences Dialog» («Окно настроек») первые шесть параметров связаны с точностью генерируемого профиля. Отмечу, точность профиля полностью зависит от соблюдения условий съёмки калибровочной мишени и подготовки растрового изображения референса. Настоящие же параметры отвечают за оповещение. Поясню на примере.
Если ∆E для какой-либо из 18-ти цветных плашек превышает 5,0 (параметр «∆E in Color Patches: green until» – «∆E в цветных плашках: помечается зелёным, пока не превышает»), то программа помечает данную плашку жёлтым цветом, когда её отличие от теоретического цвета больше или равно 5,0. Воспринимайте жёлтый цвет как «звоночек» о недостаточной точности цветового профиля. Если ∆E превышает 10,0 (параметр «∆E in Color Patches: red starting from» – «∆E в цветных плашках: помечается красным, начиная с»), то программа выделит плашку красным цветом, когда её отличие от теоретического цвета больше или равно 10,0. Это явный знак того, что калибровочную мишень следует перефотографировать, выполнив все условия съёмки, и проверить соблюдение технологии.
Обратите внимание на предпоследний параметр «Overall ∆E Average: red starting from» (с англ. «средняя ∆E: помечается красным, начиная с»). По умолчанию средняя цветоразность для сгенерированного цветового профиля не должна превышать 3,0. Если она превышает 3,0, то, также, есть смысл повторить профилирование сначала, уточнив условия съёмки референса и преобразования RAW-TIFF.
Я показал, как оценивать точность сгенерированного цветового профиля.
Нажмите кнопку «Quit», расположенную в правом нижнем углу главного окна программы. BasICColor Input завершит работу. На этом генерация цветового профиля закончена.
Я повторил процедуру несколько раз с различными параметрами. Ниже, в описании заключительного этапа, я приведу результаты для различных вариаций преобразования RAW-фотографии референса в TIFF-изображение и краткие выводы из сравнения.
Когда Вы сгенерировали цветовой профиль с помощью BasICColor Input, он автоматически помещается в соответствующий системный каталог операционной системы. Чтобы Capture One «увидел» профиль, необходимо перезапустить программу.
После запуска Capture One выберите инструмент «Color» («Цвет»). На вкладке «Base Characteristics» («Основные характеристики») укажите значение параметра «ICC Profile» («ICC профиль») равным названию цветового профиля, которое Вы задавали на предыдущем этапе. У меня это «linear alyaska».
Значение параметра «Curve» («Характеристическая кривая») выберите в соответствии с тем, которое Вы устанавливали на этапе подготовки TIFF-изображения калибровочной мишени. В моём случае это «Linear Response» («Линейный отклик»).
Если во время преобразования RAW-фотографии референса в TIFF-изображение Вы меняли другие параметры, например «Contrast» («Контрастность») или «Exposure» («Экспозиция»), или устанавливали баланс белого с помощью «пипетки», то внесите те же изменения к фотографиям основного сюжета после применения к ним сгенерированного профиля. В рассматриваемом примере я менял лишь значение параметра «Curve».
Ниже привожу результаты профилирования для каждого стандарта, доступного в списке «Profile Optimization» («Оптимизация профиля») в генераторе BasICColor Input. В качестве фотографии основного сюжета выбрал сложный случай – высококонтрастный портрет в низком ключе:
Отмечу, все профили я сгенерировал на основе одного и того же TIFF-изображения. Средняя цветоразность – ∆E – для каждого профиля не превышала отметки 2,0 и в некоторых случаях была меньше 1,0. Соблюдение мной технологии преобразования RAW- TIFF оказало существенное влияние на точность профилей.
Ниже представлен оригинальный, без дополнительных коррекций в RAW-интерпретаторе, результат последнего случая (генерация цветового профиля по стандарту CIEDE2000L) и две его вариации, которые я создал в Capture One. Обе вариации решают задачу бледной кожи, её оттенка и общего зелёного отлива фотографии:
Слева – оригинальный вариант, представленный на предыдущем рисунке. По центру – первая вариация, принятая заказчиком. Справа – вторая вариация, созданная мной впоследствии ради эксперимента: «Можно ли сделать интереснее?».
Визуальное усиление объёма правого предплечья и руки, согласования цвета кожи на бёдрах модели и верхней части тела, другие коррекции тона и цвета я выполню средствами Photoshop. Сделать это после профилирования легче, чем до него, благодаря проявленным деталям в тенях и достаточно плавным цветовым градиентам на коже как между бликами и средними тонами, так и между средними тонами и тенями.
Также, для достижения цели настоящей статьи я экспериментировал в Capture One с контрастностью, коррекцией экспозиции и балансом белого RAW-фотографии калибровочной мишени. Затем создавал несколько TIFF-изображений, на основе которых генерировал разные профили по единому стандарту (я выбирал CIEDE2000). Наблюдения, выводы и рекомендации их моих экспериментов следующие:
Желаю Вам быстрого и качественного профилирования. Если у Вас остаются или возникнут вопросы по теме настоящей статьи, смело задавайте их в комментариях.
В завершении статьи приведу специальный раздел, посвящённый тем читателям, у которых возникли затруднения с приобретением и установкой генератора цветовых профилей BasICColor Input.
Для приобретения программы Вам понадобится подключение к Интернет, действующий адрес электронной почты и доступ к его почтовому ящику.
Зайдите на сайт разработчика.
Нажмите на ссылку «Download WIN» или «Download MAC», в зависимости от установленной на Вашем компьютере операционной системе. Начнётся скачивание zip-архива (его размер для Windows-версии 5.0.4 – 58,1 Мб) с дистрибутивом программы и руководствами пользователя на английском и немецком языках.
Запустите установочный файл. Процедура установки стандартна.
На одном из этапов выберите типы референсов, которые Вы будете использовать. Так как я пользуюсь только ColorChecker 24, то оставил «галочку» напротив соответствующего параметра.
В конце установки программа предупредит Вас, высветив окошко, о необходимости использовать индивидуальный референсный файл.
Запустите BasICColor Input. Появится диалоговое окно, предназначенное для лицензирования программы. Если оно не появилось, то вызовите его через главное меню «Help» («Справка») > «License…» («Лицензировать…»).
Нажмите на кнопку «14 days tryout license…» («Зарегистрировать пробную 14-ти дневную лицензию»).
Нажмите ссылку «Create your free basICColor account now…» («Создать бесплатный аккаунт на сайте basICColor…») и на время оставьте программу, не выполняя с ней каких-либо действий. В браузере откроется регистрационная форма:
Заполните поля, обозначенные красной звёздочкой. В полях «E-Mail» («Адрес электронной почты») и «E-Mail (confirm)» («Подтверждение адреса электронной почты») введите действующий адрес электронной почты, к почтовому ящику которого у Вас есть доступ.
Подтвердите создание аккаунта нажатием на кнопке в конце формы.
В течение нескольких секунд на указанный адрес электронной почты придёт письмо от разработчика:
Пройдите по ссылке, указанной в письме. Если всё в порядке, Вы увидите в браузере сообщение об успешной регистрации:
Вернитесь к программе и введите в поля диалогового окна с заголовком «Licensing – input 5». Введите в поля «E-Mail» и «Password» адрес электронной почты и пароль, которые Вы указали во время регистрации аккаунта на сайте разработчика.
Нажмите на кнопку «14 days tryout license…». Программа зарегистрирует себя на сайте разработчика. Если всё прошло успешно, то в верхнем левом углу окна под уникальным номером компьютера («Machine ID») появится жёлтая надпись «Tryout License» («Пробная лицензия»).
Поставьте «галочку» напротив фразы «Don’t show this window again» («Не показывать это окно снова») и нажмите на кнопку «Close» («Закрыть»).
Этап приобретения завершён, программа готова к работе. У Вас будет 14 суток, чтобы воспользоваться BasICColor Input без ограничений. По истечении пробного периода программа перестанет генерировать новые цветовые профили.
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Евгений, выражаю Вам благодарность, за полезную статью. Следовал Вашим инструкциям и все получилось. Результат превзошел все ожидания. Спасибо за полезную информацию!
Здравствуйте! Если иногда снимаю репортажи без вспышки в условиях освещения, которое даёт непрятные оттенк. Имеет ли смысл пробовать что-то сделать с профилем для получения более правильного цвета? Видел где-то статью, где описывалось применение X-Rite Color Checker Passport на соревнованиях по единоборствам. Там процесс построения профиля делался для Lightroom и всё было проще. Результат был вполне сносным. С CaptureOne все сложнее, будет ли выхлоп в подобных условиях?
У меня тоже TIFF не принимает
В новой версии 5.1 нет возможности выбрать профиль С1 он вроде перемещен в Photo но после формирования TIFF в C1 не удается обработать файл в baslCC input. Сформированный DNG успешно загружает. В чем может проблема?
Всегда поражает подобный материал... Если Вы не в состоянии выстроить композиционное решение будущего фото, не чувствуете свет и цвет, то вкладывание "бабок" в любое программное обеспечение просто БЕССМЫСЛЕННО !!! У Вас не получится ШЕДЕВР ! Просто скажите себе - я не супермастер, успокойтесь и продолжайте фотографировать в своё удовольствие. Один мой знакомый, очень неплохой фотограф, приехав в красивое место, достал фотоаппарат, часа 3 бегал по окрестностям, ложился, приседал, ... Потом просто сказал: "Нафотографировался досыта, проявлять плёнки уже нет смысла ..."
Николай, здравствуйте. Я в состоянии. И когда готовлю подобные статьи, то предполагаю, что их читатели тоже в состоянии. В целом согласен с Вами: есть знания, навыки и задачи, которые являются более важными, чем аккуратность цветопередачи.