Для начала – что такое снепшоты. По-русски, это технические фотографии модели. Слово заимствовано из английского языка и фонетически соответствует английскому snapshot, недословный перевод которого – «моментальная, быстрая фотография», «фотография навскидку». Функция технических фотографий – показать модель такой, какая она есть в жизни. Используются они для кастингов, отборов моделей на всевозможные проекты. В хорошем модельном портфолио потенциальный заказчик или арт-директор найдёт серию технических фотографий прежде, чем встретиться с кандидатами.
Критерий качества технических фотографий прост. Если человек, который выбрал модель по снепшоту, не чувствует себя обманутым, когда видит модель вживую, значит технические фотографии выполняют свою функцию. Чтобы это было возможным, Вам – фотографу, решившему создать снепшоты модели – следует придерживаться следующих требований. Они вытекают из функции:
Прежде чем пояснить каждый пункт, обозначу разницу между снепшотами и модельными тестами. Задача модельных тестов показать возможности модели, которые включают внешний вид, эмоциональность и навыки, например, танцевальные или спортивные. Показать не по отдельности, а органично, в совокупности. Таким образом, по определению, модельные тесты – это художественная фотография, снепшоты – техническая.
Лучше всего тело человека демонстрирует себя в обнажённом виде: видны все татуировки и растяжки, если они есть, индивидуальные особенности текстуры кожи, особенности скелета и пропорции тела. Тем не менее, не редко важнее увидеть, как облегает ягодицы ткань, как сидит на модели-женщине лиф, какую форму принимает грудь, а также скрыть гениталии, чтобы не создавать лишний критерий отбора. Чтобы составить мнение, у отбирающего должно быть информации столько, столько нужно: ни больше, ни меньше. К тому же, несовершеннолетних моделей законодательство большинства государств запрещает фотографировать обнажёнными.
Если модель участвует в кастинге для съёмки, например, каталога одежды, то ей целесообразно одеться в раздельный купальник или нижнее бельё чёрного цвета из неблестящей слабофактурированной ткани и без декоративных элементов (отделки): металлических или кружевных вставок, свисающих завязок, дополнительных швов и так далее. Одежда на модели должна быть максимально незаметной и нейтральной по настроению. Важно, чтобы она подходила под особенности фигуры модели и демонстрировала их в выгодном свете. Да, Вы не ослышались. Одежда – выполняет здесь не только функциональную роль, но и позволяет отбирающему сделать корректный выбор. Например, если природа наделила модель гармонично сложенными плечами и ключицами – их нужно показывать.
Скажем, технические фотографии модели-женщины. Не все бюстгальтеры сидят одинаково хорошо на каждой женщине. Лифы бывают, в частности, классическими и балконет, с плотной или мягкой чашкой, или вовсе без чашки, с косточками и без косточек, со швами или без швов. Классический лиф – универсальный и его целесообразно рассмотреть в первую очередь. Но он с бретелями. Если у модели красивые плечи и ключицы, то балконет без бретелей будет хорошим вариантом для рассмотрения. Избегайте прозрачных бретелей из силикона, так как они могут оставить на фотографиях блики от источника света. Блики в свою очередь отвлекают внимание зрителя.
Чашка, с одной стороны, должна быть плотной, чтобы не были видны соски, с другой стороны – не настолько плотной чтобы увеличивать размер груди и в значительной степени корректировать расположение молочных желёз. Лучше всего – мягкая чашка из ткани. Швы на чашке должны отсутствовать: они отвлекают внимание.
С косточками или без косточек – рассматривайте аналогично фасону лифа. Например, бралетт – всегда без косточек. Также, он нейтральный, без швов, без отделки и без подкладки. Если конкретная модель бюстгальтера-бралетта не просвечивает соски, то он – идеальный вариант для женщин с небольшой грудью.
С женскими трусами та же история. Базовые фасоны, от которых следует отталкиваться – слипы (они же брифы у мужчин), закрывающие ягодицы полностью, и бикини. Последние изящно прикрывают ягодицы и создают элегантный треугольник спереди, поэтому более предпочтительны. Трусы-шорты (боксеры, пенти, френч, хипстеры) не желательны, потому что они лишают ноги визуальной длины и скрывают слишком большую поверхность кожи на лицевой и внешней сторонах бёдер, искажают восприятие линии бёдер. Тонги (трусы танга), стринги и их всевозможные вариации не подойдут. Эти фасоны наоборот показывают слишком много, их задача, скорее, стимулировать воображение, соблазнять. От этого эффекта целесообразно воздержаться на технических фотографиях, так как позы не поддержат настроение такого нижнего белья, возникнет неуместный диссонанс. Эти фасоны приемлемы в модельных тестах.
Несколько наблюдений из личного опыта. Если модель участвует в создании своих технических фотографий впервые, то найти подходящую одежду может быть не просто. Многие магазины предлагают бельё и купальники с отделкой. «Невзрачное» бельё встречается реже. Поэтому выделите модели побольше времени на поиск нужного комплекта, если в её гардеробе его нет. Снабдите её фотографиями-иллюстрациями, потому что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать (прочитать). Иллюстрации я искал в Интернет-магазинах женского белья и в социальной сети Pinterest:
Про опознавательные знаки бренда на одежде. Как и в случае с отделкой их не должно быть видно. На гульфик мужских трусов производитель часто наносит надпись по всему периметру. Можно удалить её с помощью Photoshop. Чтобы сделать это незаметно, требуется большое количество времени, так как материя нижнего белья имеет выраженную фактуру. Поэтому выгоднее подобрать одежду без опознавательных знаков или заблаговременно зашить надписи непросвечивающим куском материи. Последнее нужно сделать аккуратно. Учитывайте, что модель будет использовать одежду не один раз: технические фотографии следует обновлять один раз в 1-3 месяца.
У меня был случай, когда модель благополучно отрезала значок с бюстгальтера непосредственно перед съёмкой. Так получается не всегда.
Обувь. Главный вопрос, нужна ли она? Для модели-мужчины – не нужна. Для модели-женщины – нужна и не нужна. Олицетворяя идею белья, обутая модель наглядно показывает, насколько хорошо она будет демонстрировать одежду на подиуме или в лукбуке (от англ. lookbook – «альбом образов»). Соответственно, женская обувь должна быть на шпильке или тонком средней длины каблуке. Однако, такая обувь искажает восприятие роста, форму и объём икр. Если модель выбирают для съёмки творческого editorial-материала (редакторского задания), lifestyle-проекта (имиджевой рекламы продукта или услуги с участием в кадре людей) или фотографии обнажённого тела, то отбирающему целесообразно увидеть модель «естественной».
Если обувь, то какая? Целиком чёрные не лакированные кожаные классические лодочки без отделки на каблуке или матовой шпильке в 5-9 сантиметров длиной. Следует помнить, чем выше пятка находится от точки опоры носка, тем сильнее вытягивается икроножная мышца.
Я делаю технические фотографии модели в двух вариантах. Одна серия в обуви, другая – с идентичными ракурсами и освещением – без неё.
Что делать, если волосы на голове модели длинные? Опустить их все вниз и зафиксировать на уровне верха шеи простой чёрной резинкой без отделки. Постарайтесь фотографировать так, чтобы в портретах анфас волосы как можно больше скрывала шея.
Можно сплести «калачик» на затылке. Но это требует чуть больше времени и не показывает на фотографиях анфас, в профиль и полупрофиль, как волосы обтекают лицо. Зато такие фотографии наиболее наглядным образом демонстрируют лицо и его овал.
Для женщин – раздельный купальник или комплект нижнего белья из матовой чёрной ткани со слабо выраженной фактурой, без какой-либо отделки и опознавательных знаков бренда. Фасон лифа – классический или балконет, без увеличивающего размер груди эффекта с непрозрачными бретелями или без бретелей, а также бралетт, если у модели маленький объём груди. Обувь – классические лодочки чёрного цвета из нелакированной кожи и без отделки на чёрной матовой шпильке или каблуке в 6-8 сантиметров длиной.
Для мужчин – однотонные чёрные брифы или короткие боксеры без отделки и опознавательных знаков бренда.
Если волосы модели длиннее уровня плеч, то на съёмку ей необходимо взять простую (без отделки) резинку для волос чёрного цвета.
Его не должно быть совсем: ни тонального крема, ни выравнивающих цвет сывороток, ни туши на ресницах, ну губной помады, ни даже увлажняющего бальзама для губ.
Если кожа модели жирная по типу, то непосредственно перед съёмкой следует использовать бумажную салфетку, чтобы уменьшить блеск. Но лучше, подготовить лицо к съёмке заранее, и фотографировать в первой половине дня. Фактуре кожи, цвету бровей, ресниц и кожи губ следует оставаться такими, какими их природа вручила модели и какими самой модели удалось сохранить к моменту съёмки. Соответственно, недопустимо наличие контактных линзы, корректирующих цвет радужной оболочки.
Я знаю женщин, у которых отсутствие макияжа сопряжено с переживанием стыда. Страшно принять своё тело таким, какое оно есть. Договариваться с ними относительно просто: если модель хочет развиваться в индустрии, ей придётся научиться справляться со страхом выглядеть неидеально. Наиболее успешны те модели, которые принимают свою внешность, свою индивидуальность. Яркие примеры – Синди Кроуфорд (Cindy Crawford) со знаменитой родинкой над верхней губой и Кейт Мосс (Kate Moss) с «лицом неправильной формы». Почему бы не начать тренировку с простых вещей: со съёмки технических фотографий?
Макияж отсутствует словно после тщательного умывания лица чистой водой.
Пожалуй, на втором месте по важности после внешнего вида модели в технической фотографии стоит освещение. Оно должно быть однородным от фотографии к фотографии и мягким, чтобы линии, образуемые падающими тенями, не участвовали в композиции.
Схема – классическая с тремя источниками: два источника рисующего света и один источник заполняющего света. Верхний источник рисующего света – октабокс большого диаметра (100-140 сантиметров) или квадробокс 80×80 сантиметров, повёрнутый по диагонали к стойке, в позиции близкой к «45 – 22-45» (классический свет). Нижний источник рисующего света – стрипбокс или ректабокс 80×60 сантиметров. Источник заполняющего света – софтбокс большой площади и любой формы в позиции «-45 – 90» или «0 – 30», установленный в последнем случае позади фотографа.
Привожу описанную схему ниже:
Результат применения описанной схемы для полноростового портрета анфас:
Следите за тем, чтобы источник заполняющего света не оставлял на полу видимой тени, падающей от ног модели. Если решили использовать контурный свет, будьте аккуратнее с его интенсивностью и равномерностью распределения вдоль тела модели. Слишком яркие пятна вблизи контура тела могут отвлекать внимание зрителя.
Использовать в качестве освещения естественные источники света, например фотографировать на улице или в студии с большим окном, я не рекомендую. Интенсивность и цветовая температура естественного света может значительно варьироваться с течением времени. Может получится, что в одном ракурсе модель освещает полупрямой солнечный свет, в другом ракурсе – солнечный свет, заслонённый плотным облаком. Жёсткость-мягкость освещения, экспозиция и цветовая температура будут в обоих случаях разными.
Освещение должно показывать объёмы и фактуры, например, состояние пресса и объём груди, а также равномерно по ширине и высоте демонстрировать тело и лицо модели. От ракурса к ракурсу освещению следует оставаться равномерным по характеру, интенсивности и цветовой температуре.
Я использую карту серого, тезеринг и Color Checker 24, чтобы обеспечить нормальную экспозицию и точную цветопередачу. Минимальный набор, с которым я фотографировал снепшот выше, составляла карта серого. При этом, я определяю баланс белого во время съёмки, а на этапе RAW-интерпретации в настройках цветовой температуры указываю «As Shot» («Как на снимке») или «Custom» («Пользовательский»).
Студия с белой циклорамой. В таком помещении проще управлять освещением, а циклорама создаёт однородный бесшовный фон нейтрального цвета.
Подальше отодвигайте модель от задней стены, чтобы падающая тень от тела не создавала тёмного пятна сбоку от модели. Технические фотографии – не тот случай, где такая тень уместна. Другими словами, добивайтесь однородности фона.
На фотографии-примере выше цвет фона немного светлее средне-серого (L=56), а равномерность освещения плавно варьируется от L=51 до L=61.
Студия с белой циклорамой.
С позами просто. Поза одна: взгляд в объектив, голова прямо, подбородок слегка приподнят, спина ровная, плечи расправлены и опущены, руки лежат вдоль тела по бокам, пальцы рук расслаблены, таз слегка вперёд (для этого необходимо напрячь ягодичные мышцы), пятки вместе, носки вместе и направлены в сторону объектива. Лицевые и шейные и плечевые мышцы максимально расслаблены. Дыхание ровное и спокойное как и сама поза.
С настроением чуть поинтереснее. Модель не должна улыбаться во весь рот или держать губы томно разомкнутыми, но и серьёзное лицо и стиснутые зубы тоже исключены. Посмотрите на портрет Джоконды, выполненный Леонардо да Винчи. На этом полотне – пример подходящей улыбки. Она настолько неуловима, что нельзя однозначно сказать, есть ли она. Но её наличие вызывает у зрителя ощущение, что изображённая женщина переживает чувство спокойного довольства. Это как раз то настроение, которое следует выразить на технических фотографиях.
Обычно, правильная мимика требует некоторых усилий от меня и модели. Я показываю на себе, как стать и как смотреть, модель повторяет. Если что-то идёт не так, я прошу модель полностью расслабиться, чуть ли не упасть на пол (если все мышцы тела расслаблены, человек не может стоять), а затем «собираю» позу заново. Конечно, пример с Джокондой тоже иногда работает.
Одна поза – взгляд в объектив, голова прямо, подбородок слегка приподнят, спина ровная, плечи расправлены и опущены, руки лежат вдоль тела по бокам, пальцы рук расслаблены, таз слегка вперёд, пятки вместе, носки вместе и направлены в сторону объектива. Лицевые и шейные и плечевые мышцы максимально расслаблены. Лицо расслаблено, и по нему проскальзывает едва уловимая улыбка Моны Лизы.
В технической фотографии важно показать модель со всех сторон, в обуви и без обуви, в одежде и без одежды. Тем не менее, существуют несколько наборов ракурсов, отличающихся полнотой и, как следствие, количеством фотографий в каждом наборе. Все снепшоты ориентированы вертикально (портретная ориентация).
Минимальный набор – анфас и профиль, в котором лицо модели повёрнуто в сторону источника света. Итого четыре фотографии – два полноростовых и два подгрудных портрета.
Средний набор состоит из 16 снимков, если волосы модели в распущенном виде не длиннее плеч, или из 19 снимков, если волосы длинные. Восемь (десять) фотографий в полный рост и восемь (девять) фотографий – погрудные портреты. Ракурсы для каждой «восьмёрки» («десятки» и «девятки») следующие: (1) анфас; со спины с опущенными вдоль позвоночника длинными волосами, зафиксированными резинкой (2) и освобождёнными (3); (4, 5) два полупрофиля; (6, 7) два профиля; (8, 9) два портрета в пол-оборота со спины и (10) одна фотография со спины, где пучок длинных зафиксированных резинкой волос перекинут через одно из плеч модели на её грудь. 3-ий ракурс не снимается в варианте погрудного портрета, так как является излишним.
Полный набор (съёмка в одежде) – 24 или 29 фотографий – в которых входит:
Полный набор состоит из 40 или 48 фотографий:
Ниже примеры средних наборов для моделей с короткими волосами и с длинными волосами:
Это пример среднего набора.
В Вашем распоряжении восемь базовых ракурсов: (1) анфас, (2) со спины, (3, 4) два полупрофиля; (5, 6) два профиля; (7, 8) два портрета в пол-оборота со спины. Помните, что модели с длинными волосами следует показать верх спины: лопатки и зону между ними.
Ретушь по своему смыслу лишает фотографию документальности, создаёт иллюзию. Тем не менее, если модель поцарапал кот, или она по дороге в студию ударилась локтем о подлокотник в такси, то царапину или синяк следует убрать. Потому что это – косметические дефекты в единственном экземпляре. Ретушируйте в том случае, если Вы умеете сделать так, что комар носа не подточит. В противном случае доверие отбирающего к техническим фотографиям исчезнет мгновенно, как и лояльность к изображённой на них модели.
В моей практике был случай, когда в день съёмки у модели возникло воспаление в лобковой зоне: красные точки на некотором расстоянии друг от друга. Это косметический дефект не в единственном экземпляре, а распространённый по достаточно обширной области. Мне удалось выполнить ретушь аккуратно, однако это потребовало времени, так как масштаб изображения при ретуши составлял 300-400%. Вам это нужно?
Изображение насадок на источники света, если они попадают в кадр и не отвлекают внимание зрителя, можно не убирать. Примеры этих случаев я представил в настоящей статье.
Следует отличать ретуширование фотографий и общую тоновую и цветовую коррекцию. Под ретушью здесь я понимаю, скорее, манипуляции с изображением (на англ. photo manipulation), под общей тоновой и цветовой коррекцией, которая, наоборот, желательна – общую обработку (на англ. global tone and color adjustments).
Общую тоновую и цветовую коррекцию я выполняю инструментами RAW-интерпретатора. В первую очередь обращаю внимание на баланс белого, затем занимаюсь точным выравниванием экспозиции от фотографии к фотографии. Импульсные источники света, если они не Bron, не выдают одинаковую мощность от срабатывания к срабатыванию. Поэтому я, смотря на гистограмму, на RGB или Lab числа у пикселей, образующих фон, и на сами фотографии, подгоняю светлоту снимков примерно к одному уровню. Визуальной оценке отдаю приоритет, так как зритель не требует по-числовой точности. Начальная погрешность обычно составляет 0,1 – 0,15 EV, после коррекции – 0,05 EV. Затем настраиваю контраст с помощью кривой: если тени слишком глубокие и/или блики на лице и теле модели слишком выражены по отношению к средним тонам, то регулирую их. Задача последнего действия – передать объём плавно и мягко, без драматичных переходов.
Нет необходимости сохранять готовые снепшоты в максимальном разрешении. Чтобы человек, отбирающий модель, мог оценить внешние данные модели и качество её кожи по экрану планшета или монитору ноутбука достаточно 2000 пикселей по длинной стороне. Для печатной версии в формате А4 достаточно 3500 пикселей по длинной стороне.
Уделите внимание балансу белого и равномерности экспозиции от фотографии к фотографии. Сохраните каждый снепшот в формате JPEG с минимальной степенью сжатия и с разрешением 2000 или 3500 пикселей по длинной стороне.
Составляет в среднем один месяц. Технические фотографии отражают актуальные внешние данные модели вплоть до трёх месяцев, если модель не нагружает себя физически регулярно и активно, например, в тренажёрном зале не пытается выйти на «сотку от груди» за три месяца, не меняет образ жизни и стиль питания и не перенесла тяжёлых заболеваний.
Так, если модель решила посушить мышцы перед выступлением в конкурсе бодибилдеров, нанесла татуировку, состригла длинные волосы или покрасила их, то ей необходимо сделать новые снепшоты.
Любое изменение во внешности модели автоматически влечёт за собой устаревание последних технических фотографий.
Всё описанное выше относится преимущественно к зоне ответственности фотографа. Есть ключевой фактор, который в наибольшей степени зависит от модели – её подготовленность к фотографированию. Очевидно, что хорошего освещения, широкого набора поз и правильно подобранной одежды и обуви недостаточно, чтобы технические фотографии достигли своей цели. Их цель – продать услуги изображённой модели, сделать так, чтобы человек, оценивающей модель по снепшотам, выбрал модель для очной встречи. Состояние кожи, волос и мышц модели напрямую влияет на выбор. Ведь внешность не скрывают «льстящее» освещение, макияж и большие площади материй.
О том, как модели целесообразно готовиться к съёмкам, я рассказываю в статье «Модель готовится к съёмкам». Познакомьтесь с ней.
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Странно всё это. Фотографировать девушек обнажёнными, вместо того, чтобы в этом виде заниматься с ними сексом. Противоестественно как-то, не по-людски...
Почему фон грязный?... позорники.
ok, thanx