Освещение является одним из наиболее сложных аспектов фотографии и одним из важнейших. Внешняя вспышка является одним из наиболее эффективных способов обеспечения правильной экспозиции, но ее правильное использование также является довольно сложным. В этой статье мы разберем некоторые из методов работы со вспышкой, аксессуары и многое другое. Также мы предложим вам шпаргалку, где собраны наиболее распространенные методы освещения.
Для тех, кто хочет научиться работать с фотовспышками, Евгений Карташов подготовил подробный курс "Секрет фотовспышек".
Главная особенность встроенных вспышек в том, что качество их света оставляет желать лучшего. Поскольку вспышка – это источник света с высокой интенсивностью, а свет исходит от небольшой области, расположенной близко к объективу, то она дает плоское, жесткое освещение, которое создает глубокие некрасивые тени.
Также она убивает мелкую текстуру, выбеливает тона кожи и приводит к появлению эффекта красных глаз. Полный набор, чтобы сделать ужасными любые снимки.
Внешние вспышки, установленные на камеру немногим лучше. Область, излучающая свет, немного больше, вспышка расположена дальше от объектива, но она также дает жесткий свет.
Этот тип освещения, когда вспышку направляют прямо на объект съемки, известен как "вспышка в лоб". Хотя обычно при прямой вспышке изображение выглядит искусственно и уродливо, грамотное использование такого света может дать совершенно потрясающий эффект.
Однако, большую часть времени вам нужно будет избегать такого освещения.
Ключевой момент для значительного улучшения качества освещения: увеличение размеров источника света и изменение его направления для более естественного эффекта.
Для этого нужно полностью отвязать вспышку от фотоаппарата, например, с помощью синхрокабеля. Это даст вам гораздо большую свободу в постановке света и полностью устранить эффект красных глаз.
Nikon и Canon выпускают TTL – синхрокабели, которые позволяют полностью передавать всю информацию от камеры к вспышке.
Для некоторых камер придется приобрести дополнительные адаптеры, для горячего башмака и для вспышки, и кабель, чтобы соединить их.
Если вы хотите, чтобы руки были свободны, можете купить кронштейн для вспышки, который закрепляется через штативное гнездо на камере и позволяет направлять вспышку под разными углами.
Мощные молотковые вспышки используют для освещения больших предметов, таких, как здания, обычно в сочетании с кронштейном.
Использование встроенной вспышки для освещения предметов ближе 60 см от камеры – это плохая идея, так как мощность встроенной вспышки получается слишком большой.
Положение вспышки выше объектива приводит к тому, что большая часть света идет поверх предмета. При малом расстоянии лучше использовать внешнюю вспышку с рассеивателем и широкоугольным адаптером.
Обратите внимание на то, чтобы длиннофокусный объектив не перекрывал свет от вспышки, а также наклоните головку вспышки немного вниз.
Это решение далеко от идеала. Гораздо лучший результат вы получите, если будете использовать съемку с вынесенной вспышкой с отражателем на противоположной стороне предмета, чтобы заполнить тени. Также можно использовать кольцевую вспышку для макросъемки или, как в данном случае, пару TTL-вспышек, расположенных по обе стороны от предмета.
Первый снимок.
Здесь мы осветили предмет с помощью одной вспышки Canon Speedlite 550EX, установленной на камере, без рассеивателя. Видно, что освещение плоское, также позади статуэтки возникает неприятная тень.
Второй снимок.
На этот раз мы использовали две вспышки Canon. Одна на камере в качестве управляющей. Другая расположена немного сбоку от объекта и управляется ведущей вспышкой с камеры. Ее свет отражается от большого белого листа. Это дает более мягкое освещение и подчеркивает объем.
Третий снимок.
Здесь мы дополнительно установили отражатель слева, чтобы заполнить тени. Разница при этом небольшая, но улучшения все равно заметны.
Прямой свет от вспышки очень жесткий и смотрится искусственно. Он нуждается в смягчении.
Есть несколько способов сделать это и одним из самых эффективных является способ съемки с отраженным светом. Это очень легко сделать, если ваша вспышка имеет головку, которую можно направлять вверх и поворачивать в горизонтальной плоскости.
Идея состоит в том, чтобы направить свет на отражающую поверхность: потолок, стену или даже зеркало, что приведет к распределению света по большой поверхности и увеличение эффективного размера источника света.
Это осветляет тени и дает мягкий, естественный свет, в отличие от прямой вспышки. Для достижения наилучших результатов нужно подобрать оптимальный угол наклона головки вспышки. Недостатком является несколько плосковатое освещение и отсутствие бликов в глазах.
Также съемка с близкой дистанции может подчеркнуть мешки под глазами и создать тени под носом и подбородком. Также такой способ значительно ослабляет свет вспышки, как правило, на две-три ступени.
Вспышка в режиме TTL автоматически компенсирует ослабление света, увеличивая мощность, но если мощности уже не хватает, нужно больше открыть диафрагму, увеличить ISO или подойти ближе к объекту съемки.
Если вы используете мануальную вспышку – регулировать ее мощность придется вручную.
Еще один важный момент – отражающая поверхность, куда вы направляете вспышку, должна быть нейтральной, иначе вы получите посторонний оттенок на изображении.
Хорошие вспышки имеют выдвижную белую карточку, встроенную в головку вспышки. Это позволяет отразить небольшую часть света в сторону объекта, когда головка вспышки направлена вверх.
Используя белую карту, можно добавить блики в глаза снимаемого человека и заполнить тени.
Некоторые вспышки имеют вторую вспышку небольшой мощности, которая может подсвечивать тени, когда головка основной вспышки направлена вверх.
Если ваша вспышка не имеет белой карты или второй вспышки, попробуйте использовать листок бумаги вместо белой карты, закрепив его резинкой.
С отраженной вспышкой нельзя работать на открытом воздухе или в помещении с цветными потолками и стенами.
Одним из решений является также покупка мини-отражателя, который крепится вокруг головки вспышки, смягчает свети направляет его вперед. Это могут быть, например, отражатели фирмы LumiQuest.
Если ваша вспышка не имеет поворотной головки, то сняв ее с камеры, вы сможете направлять свет в любую сторону. Также вы можете использовать ее на стойке с зонтом, тем самым получая практически студийное освещение.
Рассеиватель является хорошей альтернативой отраженной вспышке. Он распределяет свет по большей площади и направляет его в сторону объекта, смягчая его.
Это сводит к минимуму эффект красных глаз, ослабляет резкие тени и создает боле мягкое освещение. Использование рассеивателя со вспышкой вне камеры дает еще лучший результат.
Можно купить различные типы рассеивателей, например Sto-Fen Omni-Bounce, LumiQuest и другие.
Вы можете также рассеивать свет через ткань или бумагу или сделать самодельный рассеиватель для вашей вспышки.
Для более качественного смягчения света желательно использовать мини-софтбоксы, например, LumiQuest, Lastolite и т.д. Фирма Lastolite делает мини-софтбоксы Micro Apollo трех разных размеров, они крепятся на вспышку с помощью липучек.
Для получения максимально мягкого, бестеневого освещения, можно скомбинировать использование диффузора и отраженного света, выдвинув из головки вспышки широкоугольный адаптер для еще более равномерного освещения.
Этот способ отлично подходит для крупных планов и портретов. Диффузоры также уменьшают мощность света до двух ступеней, а если использовать съемку в отраженном свете, общая потеря света может быть до пяти ступеней.
Такие продукты, как LumiQuest UltraSoft преодолевают эту проблему путем объединения мини-отражателя и рассеивателя в одной закрытой конструкции, что дает всего около двух ступеней потери света.
Использование двух и более вспышек значительно расширит ваши возможности. Чтобы избежать проблем с проводами, лучше использовать беспроводное управление вспышками.
Nikon и Canon поддерживают беспроводное TTL-управление девятью ведомыми вспышками через ведущую вспышку. При этом они могут быть разделены на три группы.
Режим вспышки, мощность и значение компенсации мощности могут быть установлены отдельно для каждой группы и для управляющей вспышки. Если вы хотите использовать все свои вспышки, то можете запускать их с помощью инфракрасного триггера, устанавливаемого на горячий башмак камеры.
Таким образом вы получите свободу для создания любого типа освещения, подчеркивая форму, текстуру, тона и цвета объектов. Недостатком является ограничение по расстоянию до 10 метров.
Как правило, только топовые модели вспышек могут использоваться в качестве управляющих. Если ваша вспышка не позволяет такого, можете использовать более простые способы, например, подключить к ее разъему РС светоловушку.
Портреты ниже были сняты с использованием 80-мм объектива и одной вспышки Nikon SB-800. Мы использовали различные способы освещения. Таким образом, вы сможете выбрать для себя подходящий.
Узнайте, как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным.
Евгений Карташов подготовил подробный курс "Секрет фотовспышек".
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Если в кадре появляются полосы горизонтальные при использовании зума объектива (105мм). Освещение в комнате естественный свет через жалюзи и люминесцентные лампы в потолке. Снимала на автомате, вспышка в режие i-TTL. ВЫдержка 1/60. Вспышка в потолок с выдвинутой белой картой (в лоб не было возможности снимать т.к. это детский праздник и я могла в глаза лупануть ближнему ребенку)Где я напутала с настройками внешней вспышки? Выдержка? Зум?
Здравствуйте, а я когда фотаграфируюсь с вспышкой у меня почему то нос становится красным, не под цвет кожи, как с этим бороться?
Евгений, подскажите, хочу использовать мобильную мини-студию (монопод+синхронизатор+софтбокс) для репортажной съемки в помещениях. Можете порекомендовать, какого размера (и если можно - марку) выбрать софт?
спасибо!
Наиболее удобен, на мой взгляд, софтбокс 40х40 или 50х50 см. Больше уже неудобно таскать. Я пользуюсь китайскими noname (то есть, без названия).
спасибо большое! скажите, а большое ли значение имеет наличие кронштейна?
Какого именно? Типов крепления много.
я как раз-таки не могу определиться, что выбрать. есть просто на липучках, а есть крепления под моноподы.
Только не на липучках. Это ненадежно.
спасибо!
Здравствуйте. Когда есть отражающие поверхности - потолок, стена - то все ясно и просто. А если их нет в помещении, вернее потолок очень высокий, стены далеко. Как лучше и правильнее подсветить лица гостей вспышкой? Я обычно вспышку из вертикального положения немного опускаю вниз на один щелчок и поднимаю белую карту. Может есть другой вариант, получше?
Есть. Снимать, как фотографы в клубах - в одной руке фотоаппарат, в другой на рукоятке софтбокс. При этом используют синхронизатор или TTL-синхрокабель.
Доброе время суток!
Возник вопрос. Собираюсь приобрести вспышку Nikon SB 910. Заинтересовался её использованием с минисофтбоксом. Вроде всё понятно, но... При нормальном освещении проблем не должно быть, а при недостаточном свете софтбокс будет закрывать лампы подсветки автофокуса вспышки (лампа автофокуса камеры отключается при установке вспышки в горячий башмак).
Какой выход из этой ситуации...
Видимо, как-то подсвечивать объект съемки, чтобы система фокусировки работала нормально
Добрый день.
Можно использовать NIKON SC-29 TTL Remorte cord и кронштейн для
вспышки.
Здравствуйте.
alexandr.foto - можно поподробней про фотовспышки вкручивающиеся в обычный патрон. Модельку там или ссылку, погуглил что то ничего путного не нашел(. Если нетрудно. Заранее спасибо.
Наберите в поиске: лампы-вспышки или патронные вспышки.
Хотелось бы добавить, что сейчас в продаже давно уже есть фотовспышки вкручивающиеся в обычный патрон. Они не дорогие ( в пределах 25 - 50 долларов) Те, что подороже - с регулировкой мощности. Преимущество в том, что не надо тратиться на очень дорогие фирменные вспышки и дорогостоящую радио - синхронизацию - в них встроен свето - синхронизатор . Главное не забыть ведущую перевести в ручной режим, можно на самую низкую мощность и отвернуть её от объекта съёмки. К ним в продаже есть патроны с креплением для зонта и стойки. Очень удобно для выездной фотосъёмки. К недостаткам относится необходимость подключения к электричеству, но для съёмки в садиках и школах или небольшом фото-салоне вполне приемлемо. Иногда эти вспышки отказываются срабатывать, если в помещение попадает большое количество солнечного света. Раньше, когда я снимал ещё "Фотонами" и "Лучами" (ещё не ведали о зонтах и снимали в лоб), мощность вспышек регулировали наложением на рефлектор обычной пергаментной бумаги. Она же давала небольшое рассеивание. Чем больше слоёв, тем меньше мощность.
Отражатель облако и много проблем отпадут!
Что за отражатель облако? Не могли бы вы поподробнее объяснить, а то я в первые о таком слышу?
Это отражатель большого размера. Есть метровые, а этот 1.80. Он овальный, по форме напоминает облако, вот и прозвали. В поисковике наберите - фотоотражатели.
Дельная статья.
Спасибо, позновательно!
Очень познавательно, спасибо!
Спасибо за урок!!!