В предметной фотографии очень важно показать форму, объем предмета и фактуру поверхности. В сегодняшнем небольшом уроке речь пойдет, как раз о форме предмета.
Человек имеет бинокулярное зрение, поэтому расстояние до предметов, форму и объем мы видим, благодаря явлению параллакса.
Фотоаппарат же имеет всего один "глаз" – это объектив в совокупности со светочувствительным элементом. Таким образом, в результате, мы видим двумерное изображение предмета на плоскости (мониторе или ином воспроизводящем устройстве, либо бумаге или ином физическом носителе).
Таким образом, единственным способом показать форму и объем предмета является чередование светлых и темных участков на плоскости. Именно благодаря им, мы наблюдаем иллюзию наличия объемного предмета.
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, рекомендую статью Свет и объем в фотографии (пример с шаром).
Форма предмета, в первую очередь, определяется по его контуру. То есть, мы должны отчетливо видеть контур предмета. Особенно это важно при съемке черного на черном. Контур предмета нигде не должен сливаться с фоном. Как этого добиться?
Разберем на простом примере. У нас есть вот такая бутылка из темного стекла.
Нужно показать ее контур. Для этого, как правило, начинающие фотографы устанавливают источник света, обычно со стрипбоксом, сбоку (логика такая – раз блик нужно получить по краю, значит, источник света нужно устанавливать сбоку). И, результат далек от ожиданий.
Почему так получилось? В первую очередь, необходимо помнить о том, что мы видим предметы не за счет падающего на них света, а за счет отраженного. То есть, мы видим отражения источников света в любых предметах. Если проследить, где будет отражение источника от поверхности бутылки, которое видит камера, то мы получим его положение совсем не на краю, а сдвинутым к передней части. Все очень просто – угол падения света равен углу отражения.
Чтобы получить блик на самом краю, мы должны сместить источник света дальше назад. Тогда он будет отражаться уже от края бутылки.
Поворачивая стрип, мы можем регулировать ширину блика, делая его шире
или уже
На последнем снимке мы имеем очень тонкий блик по самому краю бутылки, который как раз и показывает контур предмета.
Формообразующий блик с другой стороны мы можем создать по тому же принципу, то есть, тонкий блик по самому краю, но сейчас мы будем использовать несколько другой способ.
Создадим плавный градиентный блик. С помощью обычных светоформирующих насадок такой блик создать не удастся. Он будет иметь четкие края. Причем, как правило, рассеивающая ткань софтбоксов и стрипов имеет складки, которые также отразятся в стекле, так как стекло дает большой процент прямого отражения.
Для того, чтобы в стекле отразился ровный и плавный световой градиент, его нужно на чем-то создать, чтобы это что-то отразилось от поверхности бутылки и было зафиксировано камерой.
Обычно для создания светящейся поверхности со световым градиентом используют какой-либо рассеивающий материал. Его называют диффузором или экраном. В качестве экрана можно использовать, к примеру, диффузный фильтр 216 White Diffusion, который выпускается в рулонах, шириной 1.22 и длиной 7 метров, нарезав его на листы нужных размеров. Также используют молочный акрил или пленку для световых коробов BackLit.
Располагают такой экран сбоку от предмета и освещают его с помощью, например, рефлектора.
Тогда получается вот такой блик. Он рисует как форму, так и объем снимаемого предмета.
Если же требуется более равномерный характер распределения света в блике, то используют софтбокс, направляя его через экран.
Как видите, данный блик имеет очень плавный градиент от светлых к темным участкам и наилучшим образом показывает объем предмета.
Конечно, имеется много тонких нюансов в постановке света для получения красивых формообразующих бликов, но в рамках текстовой статьи передать их не представляется возможным. Хотя, принципы одни и те же.
Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...
Читать дальше →Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Спасибо Евгений , очень хорошо!
Матовая бутылка получилась, а должна быть глянцевая. Или я не прав?
Спасибо, пригодиться!
Согласна с комментатором "Алексей Козлов" В том место где создавали "плавный градиент" бутылка получилась какая-то не стеклянная, как из матового пластика, хотя дальше видно, что она прозрачная. И кстати "Светик" права. Схема освещения более наглядно и запоминающе бы оказалась
ЗдОрово! Очень хотелось бы увидеть схему расстановки источников освещения, а лучше фото, показывающее процесс съемки. Это более информативно для новичка.
Спасибо! Полезные нюансы в мою копилку.
Спасибо!
Спасибо за урок.
Хорошо, пригодится, спасибо.
Бутылка получилась не стеклянная.
Спасибо!
Отличный материал. Большое спасибо