Съемка в студии с одним источником

В этой статье я хочу наглядно показать, что далеко не всегда для получения хорошей фотографии нужно использовать много источников света в студии. Довольно часто достаточно и одного.

Но есть некоторые тонкости и нюансы в использовании одного источника света, не зная которых, вы не сможете эффективно его использовать. Итак, вот эти нюансы:

1. С увеличением расстояния от источника до объекта уменьшается его видимый размер, что приводит к некоторому повышению жесткости освещения. Но, при этом улучшается равномерность освещения объекта.

2. Любой реальный источник света (за исключением проекционной насадки с линзами, которая дает резко очерченный круг света) имеет наибольшую яркость в центре и меньшую по краям, то есть, имеется некий градиент освещенности.

Исходя из этого, чтобы получить более равномерную освещенность при съемке одним источником, нужно либо отодвигать его дальше от модели, либо изменять его угол наклона таким образом, чтобы за счет градиента выровнять освещенность на теле модели, либо делать и то, и другое.

Давайте рассмотрим эти моменты на конкретных примерах. Я использовал один октобокс диаметром 80 см, установленный на журавле и расположенный спереди и сверху под углом примерно 45 градусов. В первом случае расстояние от модели примерно 1.5 м.

ISO 100, диафрагма f/8, выдержка 1/160 с.

Отчетливо видно, что нижняя часть кадра темнее верхней. В данном случае источник света расположен неправильно, в результате нам придется выравнивать яркость фотографии при постобработке.

Затем я отодвинул октобокс на расстояние примерно 2,5 м и изменил угол наклона таким образом, чтобы получить более равномерную освещенность на модели. При этом октобокс пришлось поднять повыше, чтобы сохранить тот же угол падения света. При изменении расстояния также нужно корректировать мощность источника света.

ISO 100, диафрагма f/8, выдержка 1/160 с.

На этой фотографии освещение получилось более равномерным, что делает исходный кадр гораздо лучше, а также сократит время последующей постобработки. Как видите, несмотря на некоторое увеличение расстояние от источника до модели, освещение по-прежнему осталось мягким, с хорошо проработанными полутонами.

Такое изображение гораздо проще обрабатывать в графическом редакторе.

Автор: Евгений Карташов

09/12/2013    Просмотров : 52640    Источник: photo-monster.ru    Автор: Евгений Карташов
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 30

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • oleksii_roshka 1 Марта 2014 - 01:49:06

    спасибо за информацию! познавательно!


    • nadin velimirovic 25 Января 2014 - 15:02:43

      Спасибо,полезная информация.


      • spilya49 4 Января 2014 - 08:10:34

        В дискуссии рождается ....


        • NiNachka 1 Января 2014 - 15:44:06

          Я часто читаю Ваши статьи, такие емкие и лаконичные ! Коротко, но очень понятно о малом оспекте искусства света в фотографии.
          Хоть некоторые пытаются повлиять на наше положительное мнение.
          Это ваших заслуг в обучении мастертву фотографии не умоляет.
          Спасибо большое !!!
          А в искусстве у каждого свое мнение о красоте и эстетике


          • Остап 21 Декабря 2013 - 20:32:04

            Примеры фотографий подобраны некорректно, ИМХО конечно.
            Главное - визуальное восприятие, а не копание в нюансах технических приёмов. Визуально - первая фотография выглядит более объёмно.


            • rawpasha 16 Декабря 2013 - 22:10:57

              Спасибо, полезно.


              • Anzhej 16 Декабря 2013 - 21:05:19

                Спасибо за ваши уроки,очень помогают)


                • Евгений Брусков 16 Декабря 2013 - 14:05:10

                  Какой хороший, простой и полезный урок.


                  • a2000s 16 Декабря 2013 - 13:50:23

                    Прекрасная статья и наглядный пример.


                    • Moro 16 Декабря 2013 - 12:39:34

                      Да всё правильно сказано. Пост про равномерность освещения сцены в зависимости от положения источника света. И это хорошо видно на данных примерах.


                      • listate 14 Декабря 2013 - 19:10:06

                        никто не сказал , а я скажу - Девушка прекрасна на обоих фото =)


                        • cfkvsi 11 Декабря 2013 - 21:03:10

                          Не следует ли считать из вашего урока ,что самое главное: это как расположить освещение,а на каком расстоянии безразлично(можно усилить интенсивность света) примерно методом научного тыка.


                          • Евгений Карташов 11 Декабря 2013 - 21:34:17

                            Не следует. Там же написано (п.1). Расстояние также ухудшает управляемость светом (например, если нужно получить черный фон).


                          • cfkvsi 11 Декабря 2013 - 17:14:50

                            Евгений хотелось-бы узнать, на много ли повысилась мощность освещения.


                            • Евгений Карташов 11 Декабря 2013 - 20:01:19

                              Регуляторы моноблока градуированы в условных единицах, поэтому не могу сказать. Я увеличивал мощность, чтобы сохранить неизменной экспозицию при заданных значениях ISO, диафрагмы и выдержки. Не надо ориентироваться на цифры, нужно смотреть на картинку, которая в результате получается.


                            • Albina 11 Декабря 2013 - 13:39:39

                              Спасибо большое Евгений за Ваши уроки ! Очень хорошо показали на примере как получить более равномерное освещение.


                              • Alexander Ivanovich 10 Декабря 2013 - 23:36:47

                                Маленькое замечание. Не один источник, а два. Вы не учли что светлая стена отражает свет и по сути так же является источником света.. И еще - разное положение модели полностью изменяет светотеневой рисунок в этих фотографиях и потом полностью была изменена схема освещения.. Для чистоты эксперимента отодвинув на 1метр надо было поднять на 1 метр не меняя угла, а уже потом сравнивать


                                • Евгений Карташов 11 Декабря 2013 - 00:06:25

                                  Похоже, вы не читали внимательно.


                                  • Alexander Ivanovich 11 Декабря 2013 - 00:46:30

                                    Читал очень внимательно Смысл статьи примерно такой - Если источник света направить над объектом съемки - это будет неправильно, а если на снимаемый объект - правильно,. а для меня если модель подняла ногу на пять см и тень упала на другую ногу, как октобокс ни крути и не двигай, она все равно будет портить кадр,. с головой та же проблема .А свет вроде, как и не причем.


                                • Евгений Киселев 10 Декабря 2013 - 16:35:37

                                  Хорошее замечание для ускорения работы.


                                  • ПАндрей 10 Декабря 2013 - 11:24:52

                                    Огромнейшее спасибо за такие уроки. Хотелось бы попросить, если будет такая возможность, сделать урок по использованию различных насадок. Например, как различается свет от софтобкса, тарелки, зонта на просвет, на отражение и др. при одном и том же расположении источника света.


                                    • romadievski 10 Декабря 2013 - 09:21:43

                                      прошу прощение, конечно, но первый кадр выглядит более объемным. разве я не прав?


                                      • Серж-Рад 10 Декабря 2013 - 12:08:19

                                        Согласен. Мне тоже первая фотография нравится больше.


                                        • Евгений Карташов 10 Декабря 2013 - 12:41:22

                                          Вы оба ошибаетесь. На втором кадре просто немного больше экспозиция, поэтому кажется, что там меньше объема. На самом деле, объем усиливается очень легко, так как изначально освещенность равномерная и плотность теней одинакова. На первом же снимке она различная и для достижения более качественного результата придется возиться дольше.


                                          • Серж-Рад 10 Декабря 2013 - 15:34:01

                                            Евгений, если повозится дольше, то может быть так как Вы говорите. Но мы в данном случае видим именно эти два снимка, их и оценили.


                                            • Евгений Карташов 10 Декабря 2013 - 16:35:38

                                              Неравномерная освещенность - это технический брак. Если только такое решение не предполагалось заранее, например, выделить что-то светом. Здесь такой задачи не было.


                                      • Alex G 10 Декабря 2013 - 04:34:33

                                        спасибо, полезно..


                                        • Комментарий удален из-за нарушений правил сайта

                                          • Евгений Карташов 16 Декабря 2013 - 11:42:14

                                            За комментарии в отношении модели в следующий раз будет пожизненный бан.


                                            • Vadim Bads 16 Декабря 2013 - 14:50:42

                                              С чего же это? Или это кто-то запретил? Или в правилах об этом написано?


                                              • Евгений Карташов 16 Декабря 2013 - 15:07:47

                                                Один уже забанен.


                                          Еще уроки из рубрики "Съемка в студии"

                                          Фотографируем одежду на модели за 7 шагов

                                          ​Следующие рекомендации помогут вам создать качественные рекламные фотографии одежды, представляемой на модели. Когда предметы одежды демонстрируются на человеке, у вас...

                                          Читать дальше
                                          22/06/2016. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Марк Лаптенок
                                          7 560
                                          12

                                          Студийный свет: простые и мощные техники

                                          Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего...

                                          Читать дальше
                                          05/04/2016. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Марк Лаптенок
                                          28 636
                                          39

                                          Фэшн-фотосъемка: советы от профессионала

                                          Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа...

                                          Читать дальше
                                          28/02/2015. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Анна Смолина
                                          41 813
                                          7

                                          Съёмка моды. Cвет и композиция

                                          В этой статье профессиональный фотограф Лара Джэйд приоткроет для вас завесу тайны под названием fashion-фотография...

                                          Читать дальше
                                          11/08/2014. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Марк Лаптенок
                                          30 645
                                          7

                                          Fashion фотография с Розеллой Ванон

                                          Сегодня мы взяли интервью у Розеллы Ванон, профессионального fashion фотографа из Великобритании. Она раскрыла секреты одной из своих съемок, рассказала о том, что ее...

                                          Читать дальше
                                          11/04/2014. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Анастасия Родригес
                                          29 839
                                          12

                                          Сюрреалистический портрет: Съемка

                                          В этом уроке я расскажу, как создать сюрреалистический портрет с невозможными пропорциями. Вы узнаете, как правильно фотографировать заготовки для создания подобных портретов...

                                          Читать дальше
                                          21/03/2014. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Анастасия Родригес
                                          30 391
                                          15
                                          Наверх
                                          На этой странице находится информация, имеющая ограничение по возрасту:

                                          Информация предназначена для лиц
                                          старше 18 лет. Продолжить просмотр?

                                          Орфографическая ошибка в тексте:
                                          своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

                                          Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

                                          Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

                                          Окно закроется автоматически через 3 секунды