В этой статье я хочу наглядно показать, что далеко не всегда для получения хорошей фотографии нужно использовать много источников света в студии. Довольно часто достаточно и одного.
Но есть некоторые тонкости и нюансы в использовании одного источника света, не зная которых, вы не сможете эффективно его использовать. Итак, вот эти нюансы:
1. С увеличением расстояния от источника до объекта уменьшается его видимый размер, что приводит к некоторому повышению жесткости освещения. Но, при этом улучшается равномерность освещения объекта.
2. Любой реальный источник света (за исключением проекционной насадки с линзами, которая дает резко очерченный круг света) имеет наибольшую яркость в центре и меньшую по краям, то есть, имеется некий градиент освещенности.
Исходя из этого, чтобы получить более равномерную освещенность при съемке одним источником, нужно либо отодвигать его дальше от модели, либо изменять его угол наклона таким образом, чтобы за счет градиента выровнять освещенность на теле модели, либо делать и то, и другое.
Давайте рассмотрим эти моменты на конкретных примерах. Я использовал один октобокс диаметром 80 см, установленный на журавле и расположенный спереди и сверху под углом примерно 45 градусов. В первом случае расстояние от модели примерно 1.5 м.
Отчетливо видно, что нижняя часть кадра темнее верхней. В данном случае источник света расположен неправильно, в результате нам придется выравнивать яркость фотографии при постобработке.
Затем я отодвинул октобокс на расстояние примерно 2,5 м и изменил угол наклона таким образом, чтобы получить более равномерную освещенность на модели. При этом октобокс пришлось поднять повыше, чтобы сохранить тот же угол падения света. При изменении расстояния также нужно корректировать мощность источника света.
На этой фотографии освещение получилось более равномерным, что делает исходный кадр гораздо лучше, а также сократит время последующей постобработки. Как видите, несмотря на некоторое увеличение расстояние от источника до модели, освещение по-прежнему осталось мягким, с хорошо проработанными полутонами.
Такое изображение гораздо проще обрабатывать в графическом редакторе.
Автор: Евгений Карташов
Ничто так не повышает качество портретных фотографий, как работа со внешней вспышкой и мало какие схемы освещения впечатляют настолько же сильно, насколько это делает...
Читать дальше →По мере того, как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или...
Читать дальше →В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет...
Читать дальше →Следующие рекомендации помогут вам создать качественные рекламные фотографии одежды, представляемой на модели. Когда предметы одежды демонстрируются на человеке, у вас...
Читать дальше →Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего...
Читать дальше →Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Такую модель я сниму и при свечке...
спасибо за информацию! познавательно!
Спасибо,полезная информация.
В дискуссии рождается ....
Я часто читаю Ваши статьи, такие емкие и лаконичные ! Коротко, но очень понятно о малом оспекте искусства света в фотографии.
Хоть некоторые пытаются повлиять на наше положительное мнение.
Это ваших заслуг в обучении мастертву фотографии не умоляет.
Спасибо большое !!!
А в искусстве у каждого свое мнение о красоте и эстетике
Примеры фотографий подобраны некорректно, ИМХО конечно.
Главное - визуальное восприятие, а не копание в нюансах технических приёмов. Визуально - первая фотография выглядит более объёмно.
Спасибо, полезно.
Спасибо за ваши уроки,очень помогают)
Какой хороший, простой и полезный урок.
Прекрасная статья и наглядный пример.
Да всё правильно сказано. Пост про равномерность освещения сцены в зависимости от положения источника света. И это хорошо видно на данных примерах.
никто не сказал , а я скажу - Девушка прекрасна на обоих фото =)
Не следует ли считать из вашего урока ,что самое главное: это как расположить освещение,а на каком расстоянии безразлично(можно усилить интенсивность света) примерно методом научного тыка.
Не следует. Там же написано (п.1). Расстояние также ухудшает управляемость светом (например, если нужно получить черный фон).
Евгений хотелось-бы узнать, на много ли повысилась мощность освещения.
Регуляторы моноблока градуированы в условных единицах, поэтому не могу сказать. Я увеличивал мощность, чтобы сохранить неизменной экспозицию при заданных значениях ISO, диафрагмы и выдержки. Не надо ориентироваться на цифры, нужно смотреть на картинку, которая в результате получается.
Спасибо большое Евгений за Ваши уроки ! Очень хорошо показали на примере как получить более равномерное освещение.
Маленькое замечание. Не один источник, а два. Вы не учли что светлая стена отражает свет и по сути так же является источником света.. И еще - разное положение модели полностью изменяет светотеневой рисунок в этих фотографиях и потом полностью была изменена схема освещения.. Для чистоты эксперимента отодвинув на 1метр надо было поднять на 1 метр не меняя угла, а уже потом сравнивать
Похоже, вы не читали внимательно.
Читал очень внимательно Смысл статьи примерно такой - Если источник света направить над объектом съемки - это будет неправильно, а если на снимаемый объект - правильно,. а для меня если модель подняла ногу на пять см и тень упала на другую ногу, как октобокс ни крути и не двигай, она все равно будет портить кадр,. с головой та же проблема .А свет вроде, как и не причем.
Хорошее замечание для ускорения работы.
Огромнейшее спасибо за такие уроки. Хотелось бы попросить, если будет такая возможность, сделать урок по использованию различных насадок. Например, как различается свет от софтобкса, тарелки, зонта на просвет, на отражение и др. при одном и том же расположении источника света.
прошу прощение, конечно, но первый кадр выглядит более объемным. разве я не прав?
Согласен. Мне тоже первая фотография нравится больше.
Вы оба ошибаетесь. На втором кадре просто немного больше экспозиция, поэтому кажется, что там меньше объема. На самом деле, объем усиливается очень легко, так как изначально освещенность равномерная и плотность теней одинакова. На первом же снимке она различная и для достижения более качественного результата придется возиться дольше.
Евгений, если повозится дольше, то может быть так как Вы говорите. Но мы в данном случае видим именно эти два снимка, их и оценили.
Неравномерная освещенность - это технический брак. Если только такое решение не предполагалось заранее, например, выделить что-то светом. Здесь такой задачи не было.
спасибо, полезно..
Комментарий удален из-за нарушений правил сайта
За комментарии в отношении модели в следующий раз будет пожизненный бан.
С чего же это? Или это кто-то запретил? Или в правилах об этом написано?
Один уже забанен.