Цифра VS Пленка

В связи с реверансом в сторону пленочной фотографии в течение последних нескольких лет, многие цифровые фотографы задаются вопросом – стоит ли снимать на пленку? Об этом пришлось задуматься и мне. Стоит ли добавить в свой арсенал Contax 645 и снимать свадьбы на пленку?

Я хотела бы представить свою точку зрения на пленку по сравнению с цифровой фотографией, исходя из моего опыта профессиональной съемки на цифру и любительской съемки на пленку. У меня есть цифровая камера Nikon D700 и две пленочных камеры, старинный Nikon FM2 и Nikon F100. Я снимала обеими на пленку Kodak Portra 400NC и Fujifilm Pro 400H. У меня не было возможности проявлять пленки в хорошей лаборатории, я делала это в небольших лабах с переменным успехом. Я никогда не снимала на пленку коммерческие заказы, только свои личные проекты. Но я являюсь большой поклонницей некоторых профессиональных фотографов, которые снимают на пленку и непрерывно изучаю фотографию – как в цифровом, так и в пленочном аспектах.

Пленка | Nikon FM2 | Nikkor 50mm f/1.2 @ 1,2 | Fujifilm Pro 400H

Существуют различные лагеря в вечном споре между цифрой и пленкой. Одни (лагерь А) считают, что нужно снимать только на пленку и утверждают, что невозможно воспроизвести пластику, ощущения и цвета пленочного изображения с помощью цифровой фотокамеры. Есть также лагерь В, сторонники которого снимают только на цифровые камеры, считая, что пленка – это слишком хлопотно и дорого. И, наконец, лагерь С, сторонники которого используют оба формата или, по крайней мере, относятся толерантно и признают, что пленка и цифра имеют свои сильные и слабые стороны. Свою позицию, с точки зрения профессиональной деятельности, я бы определила между лагерями В и С. После некоторого периода съемки на пленку и изучения работ других фотографов я могу с уверенностью сказать, что пленка имеет некоторые преимущества перед цифрой. В основном это касается динамического диапазона (способность фиксировать детали в широком диапазоне яркостей снимаемой сцены), а также терпимость пленки к передержкам. Очень сложно получить пересветы на пленке - даже с передержкой в 2-3 ступени детали в светлых областях не исчезают. В связи с этим вы можете немного расслабиться, снимая на пленку (особенно если у вас есть хорошая фотолаборатория для проявки и сканирования, но это уже другая тема)

Пленка | Nikon FM2 | Nikkor 50mm 1.2 @ f/1.2 | Kodak Portra 400NC

Однако, у пленки есть и недостатки. Одним из них является необходимость затрат на пленку, проявку и сканирование, а также фактор времени. Другая проблема заключается в доступности вашей любимой пленки, так как она постепенно снимается с производства (например Portra 400NC). Также ограничено и количество кадров. Вы просто не сможете снять столько же изображений на пленку, даже имея много рулонов, сколько на цифровую камеру с картой памяти 32 ГБ. Хотите еще недостаток? Вы не сможете создать резервные копии пленки, и если с ней что-то случится, вы станете самым несчастным фотографом – даже несчастнее ваших клиентов.

Роль лаборатории, где проявляется и сканируется пленка, также велика. Эти красивые цвета, которые люди видят на пленочных снимках профессиональных фотографов – часто просто результат очень хорошей лаборатории, которая качественно проявляет пленку и использует специальные цветовые профили для сканирования. Если вы не можете позволить себе услуги хорошей лаборатории или не живете недалеко от нее (представляю, как вы будете нервничать, отправив по почте 50 рулонов пленки со съемками свадеб клиентов), вы можете оказаться разочарованным от того, что не можете получить тех же результатов, даже используя ту же камеру, объективы и пленку, что и ваши любимые фотографы.

На мой взгляд, цифровой формат имеет только один существенный недостаток в сравнении с пленкой – это динамический диапазон. Цифровые камеры не имеют такого запаса в светах, поэтому вместо сниженного контраста в светах на пленке, мы получим пересветы, где нет никакой информации. Но, я думаю, со временем ситуация будет улучшаться, ведь разрабатываются новые модели цифровых камер с улучшенными матрицами. Вы можете в некоторой степени компенсировать этот недостаток, снимая в формате RAW, что дает возможность значительно улучшить детализацию в светах и тенях при последующей обработке, а также совершенствовать свое умение выставлять более точную экспозицию на камере. Я всегда снимаю в ручном режиме и формате RAW, с точечным экспозамером, что очень мне помогает. Я знаю, перед нажатием на кнопку спуска затвора сделала все возможное, чтобы затем получить больше информации в светлых и темных областях, если это важно для снимка. Это результат длительной практики, и я до сих пор  постоянно работаю над улучшением экспозиции при съемке.

Цифра | Nikon D700 | Nikkor 24-70mm f/2.8 @ 2,8

Выставляйте правильно экспозицию, снимайте в RAW – и вы уже на правильном пути к лучшим результатам. Будем надеяться, что производители цифровых камер улучшат динамический диапазон в будущем! А как насчет тех красивых цветов на пленочной фотографии?

Это результат обработки, тот самый переломный момент, который заставил меня придерживаться цифровой фотографии.

Цифра | Nikon D700 | Nikkor 24-70mm f/2.8 @ 2,8

Во-первых, важно понимать, что и цифровые и пленочные изображения обрабатываются. Многие люди считают, что изображения с пленки действительно естественные и необработанные. Однако, это не так. Каждая пленка обрабатывается в лаборатории, а цвета исправляются в процессе сканирования, а иногда и на этапе проявки (например пуш, пул или кросс-процесс). Цифровые изображения также должны обрабатываться, чтобы получить оптимальный результат.


Цифра | Nikon D700 | Nikkor 24-70mm f/2.8 @ 2,8

Я люблю мягкие цвета и "матовое" ощущение пленки. Но это не относится ко всем снимкам на пленку – я не тиражирую конкретный набор тонов какой-то пленки, как например  Fujifilm Pro 400H, которая дает красивый цвет. Я просто люблю общий пленочный вид – яркие чистые цвета, пастельные тона, приглушенный контраст, зерно. Используя постобработку, я могу имитировать этот эффект на некоторых своих цифровых снимках. Они не могут выглядеть идентично пленочным, хотя можно к этому приблизиться, если задаться целью. С помощью Lightroom и Photoshop я передаю сущность этой имитации для целей художественной печати. Для меня обработка – очень важная часть процесса, я выражаю себя через свои работы. Мне нравится контролировать процесс творчества так, как я хочу, чтобы цвета выглядели так, как хочется мне, а не как получается в лаборатории.

Одним из наиболее важных моментов в постобработке цифровых изображений "под пленку" является тщательный контроль светов и бликов. В своем рабочем процессе я сначала импортирую RAW файлы в Lightroom с уже готовыми пресетами настроек (например, с определенными параметрами Recovery и Exposure). Заканчивается обработка обычно в Photoshop, с помощью экшенов. В целом, изображения, имитирующие пленку, должны иметь сниженный контраст, более низкую насыщенность, мягкий цвет, "кремовые" света и ощущение матовой поверхности. Если вы неплохо владеете Photoshop, то можете сами имитировать эффект пленки и накладывать ее текстуру. В том случае, если вы испытываете затруднения, есть немало профессиональных продуктов, которые вам помогут. Многие мои пресеты и экшены специально разработаны для имитации пленки.

Если вас интересует, как я добиваюсь некоторых эффектов в стиле пленочной фотографии, то некоторые рецепты обработки вы найдете на моем сайте www.rebeccalily.com в разделе Tutorials.

Автор:  Rebecca Lily

15/03/2012    Просмотров : 27346    Источник: digital-photography-school.com    Перевод: Евгений Карташов
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 18

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Алексеич 23 Марта 2012 - 04:00:41

    Упустил момент надежности фото техники. В 1962 году я приобрел ФЭД-2, сейчас ему 50 лет!!! На данный момент стоит в серванте, вставляй пленку и снимай! Никаких претензий! Назовите мне цифровой фотоаппарат, что бы отработал так надежно. 50.000 снимков и то не все фирмы дают гарантию! Да поищи еще гарантийную мастерскую, если проживаешь не в мегаполисе! Вот и думай, плюсы это или минусы в пользу пленки.


    • Благовестный Вадим 26 Марта 2012 - 13:44:25

      А у меня ещё рабочий "Зоркий-2" не помню какого года выпуска ))


    • Рябчиков Михаил 12 Мая 2015 - 18:07:51

      Вот на счет надежности.
      ФЭД-2 имеет почтенный возраст в 50 лет. А от цифры вы хотите 50.000 кадров. Что бы достичь этого количества срабатываний затвора, необходимо снять 1400 роликов пленки. Скажем, для вышеуказанного ФЭД-2 - по 27 роликов пленки в год. Вы действительно столько на него снимали?
      А, скажем, моя личная цифро-тушка Canon пробежала 168.000 кадров. После чего была продана в абсолютно рабочем состоянии.
      И все это с большой любовью к пленке - последние 4 года я снимаю только на пленку, цифру никак не соберусь купить..


  • Алексеич 22 Марта 2012 - 10:36:07

    Являясь любителем, снимал Сменой 8-м, ФЕД-2, Зенит 122, сейчас на Nikon D3000. Там были свои плюсы и минусы - здесь свои. Не соглашусь, что на цифре "думать" не надо. А что эти игрушки (цифра) дороже в разы для семейного бюджета от пленки, это однозначно! Если бы не исчезли в продаже проявители- закрепители, пленки, фото бумага, сомневаюсь, что перешел бы на цифру! Чем плохо снимал Зенит 122? Посмотрите, черно-белые снимки так и держаться в моде! Да и цветную пленку можно было применять.Не посчитайте это ностальгией,это реальное сравнение. Сейчас время цифры поменяла и обладателей этой техники. Сейчас во многих на переднем плане "бабло" со свадеб, детских садов и прочее. Возможно на это есть оправдания, ведь техника должна окупаться! Прикиньте: Мало-мальская тушка+ 2-3 объектива+ пыха и прочее без чего на обойдешься с цифровым фотиком (доп. аккумулятор, штатив, кофр и т.д и т.п.), вот и вылазит ЦИФРА для истинного Любителя. Вот прикинув, приходится сожалеть о прошлом, а не радоваться современному техническому прогрессу!


  • Благовестный Вадим 20 Марта 2012 - 03:18:04

    Есть свои плюсы и минусы у всех. У пленки и у цифры. Мне как то больше нравятся мои старенькие "Зенит" и "ФЭД". Рисуют классно!


  • Alexander Ivanovich 17 Марта 2012 - 17:29:22

    Цифра, пленка - о чем спорить, пленка- это основа, на ней учатся не щелкать все подряд, а думать, взвешивать за и против. На цифре проще. Забил карту мусором, а оказалось ничего то и не снял. У цифры свои плюсы, но если есть основа без которой фотография исчезнет, как искусство. Доступность цифровых технологий сделало фотографами всех. А результат? Человек с фотоаппаратом перестал думать, превратился в палец для нажатия кнопки на умной машинке с дыркой и монитором.


    • oldor 20 Марта 2012 - 16:18:47

      полностью с Вами согласен


    • alexsoft61 1 Июля 2013 - 16:54:38

      Превращение человека в "палец для нажатия кнопки" произошло раньше, до развития цифровых технологий. Вспомните поток пленочных "мыльниц", наводнивших прилавки магазинов и широкую сеть лабораторий проявки и печати. Купил пленку, вставил, нащелкал тупо и не задумываясь ни об экспозиции, ни о фокусе - камеры-мыльницы вообще не имели никаких доп. настроек, даже изменение диафрагмы и выдержки, не говоря уже о ручном режиме, пропало, как понятие ! Потом отдал в лабораторию, за тебя проявили и напечатали. забрал результат. Всё !!!
      Цифра пришла значительно позже. Но время доступных пленочных мыльниц сделало свое дело - народ отупел в конец и покупая цифровую камеру, по прежнему снимает на автомате, умея только включать/выключать камеру и жать на спуск!


    • Сергей Подцепко 14 Ноября 2014 - 14:09:16

      это точно....


  • crazymuk 16 Марта 2012 - 10:40:34

    И не смотря на ностальгические нотки радости , жить прошлым это первый признак старости...


  • Алексей Кировоград 16 Марта 2012 - 09:49:55

    Пленка сильно дисциплинирует. И, мне так кажется, если - бы с пленкой было все так безнадежно, то не получали бы мы с Вами такое огромное количество работ, на фотовыставках различного уровня, снятых именно на пленку. Сергей Кнышь сделал персональную фотовыставку "Ломо" на "Смену-8М"... фотографии 40х60 см. А теперь давайте поспорим какой мыльничкой вы запросто можете получить такое... Некоторые рецепты есть но вот насколько они бесплатные?


  • wildwolfy 16 Марта 2012 - 03:58:38

    Недавно начал работать на фото-проявке и печати и с каждым днем убеждаюсь, что цыфра намного лучше. Во-первых ты никогда не узнаешь сделали ли ты правильные настройки на камере, до того как проявишь пленку. Во-вторых если ты взял 36 кадров, отснял половину и тебе срочно надо проявить, то остальную часть пленки надо или засвечивать или еще както отстреливать. Пленку нельзя долго хранить до проявки и после проявки она тоже не факт что сможет долгое время находиться в идеальном состоянии. На печати под каждую фирму пленок приходиться подбирать свои коррекцию (это уже забота оператора печати). Так что если вы любитель и хотите точно знать, какие кадры вы получите, а какие не хотите, лучше взять дешевую цыфру, чем потомо жалеть о потраченом времени и деньгах


  • Олег 16 Марта 2012 - 01:44:18

    Да цифра практичней для работы но пленка для души. Пленка заставляет думать над каждым кадром, не смотреть на экран, гистограмму, фокусироваться по Live View, а смотреть в видоискатель и думать!!!! В этом смысл пленки в 20 веке. Пленка хранит романтику фотографии.


  • Сергей Т. 15 Марта 2012 - 17:47:34

    При всем уважении к автору, весьма предвзятое рассмотрение вопроса, большинство утверждений весьма спорно.


    • Евгений Карташов 15 Марта 2012 - 19:31:34

      Я тоже кое с чем не согласен


  • strekunec 15 Марта 2012 - 17:03:32

    Евгений!, во многом с Вами согласен!
    Но факт сегодняшнего развития технологий в том, что мы переходим к цифре везде, где это мыслимо! За этим - будущее, нравиться нам это или нет.
    Сам долго сопротивлялся цифре, хотя уже принтерная обработка плёнки и печать (если вдуматься...), - наполовину цифра! В итоге, поимел падение "в стиле Кодак", которая из ведущей компании в фотоиндустрии перешла в разряд компаний, живущих своими старыми интеллектуальными разработками, и всё это из-за недооценки перспектив развития цифры, становящейся доминирующей технологией и быстро растущей в качественном отношении...
    Потому, думаю, надо сконцентрировать усилия именно на цифровой фото, а имеющиеся в ней (пока...) недостатки просто править в редакторе!
    Тот-же динамический диапазон: а кто мешает сохранять файлы в РОУ (там НЕ ТЕРЯЮТЬСЯ детали...) и дорабатывать их позже!
    Короче, сегодня я всецело за цифру, чтоб не вспоминать далее времена дагеротипии!


    • Евгений Карташов 15 Марта 2012 - 17:14:25

      Это же не моя статья я только перевел ее. Не забывайте, что мнение переводчика может и не совпадать с мнением автора статьи.


      • Сергей Подцепко 14 Ноября 2014 - 14:14:10

        и каково же Ваше мнение на этот счет? и с чем не согласны?


Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

Как совместить вспышку и естественный свет

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....

Читать дальше
04/09/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
20 586
0

Как имитировать естественное освещение

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...

Читать дальше
17/08/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 792
2

Скоростная съемка: руководство для новичков

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...

Читать дальше
20/11/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
44 121
11

Съёмка дикой природы: творческое размытие

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...

Читать дальше
24/08/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
18 216
2

Поляризация: необычные цветовые эффекты

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...

Читать дальше
19/05/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
19 938
3

Как создать фокальную точку на фотографии

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

Читать дальше
20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
43 612
7

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды