Одной из моих любимых особенностей во вспышках серии Speedlite является высокоскоростная синхронизация. Эта функция позволяет работать со вспышкой на выдержках короче нормальной выдержки синхронизации камеры (1/160 – 1/250 в зависимости от типа камеры). Используя короткую выдержку, можно значительно уменьшить освещенность фона получить фотографию, как будто сделанную вечером, на самом деле снимая в полдень. Звучит невероятно, да? Однако, вы даже не догадываетесь, насколько это все просто.
Для начала рассмотрим, как работает затвор зеркальной фотокамеры. В механизме затвора есть две так называемые шторки. Когда вы нажимаете на спуск, первая шторка опускается, сенсор подвергается воздействию света. Затем опускается вторая шторка, закрывает сенсор и действие света прекращается. Вспышка в этом режиме срабатывает в момент полного открытия затвора, чтобы обеспечить наилучшую экспозицию. На более низкой скорости затвора, то есть более длинной выдержке, можно управлять срабатыванием вспышки, чтобы это происходило после открытия первой шторки или непосредственно перед закрытием второй. Это позволяет создавать интересные эффекты.
Как только выдержка превышает скорость синхронизации (короче 1/160 – 1/250 с в зависимости от камеры), затвор начинает работать уже по-другому. На более высоких скоростях затвора, то есть при более короткой выдержке, вторая шторка начинает движение до полного открытия первой, между ними возникает зазор, который перемещается вдоль затвора, экспонируя сенсор. Если в этот момент сработает вспышка, экспонированной окажется только часть кадра, в виде полосы.
Одним импульсом вспышки, как мы уже говорили, невозможно проэкспонировать весь кадр при короткой выдержке. Выходом из этой ситуации является удлинение импульса, но в силу особенностей физики вспышки это невозможно. Но все же разработчики нашли решение! При высокоскоростной синхронизации (HSS) вспышка Speedlite испускает очень большое число коротких импульсов, порядка 50000, эмулируя источник постоянного света. Затвор в это время движется и кадр экспонируется полностью. Есть два минуса высокоскоростной синхронизации. Первое, в этом режиме вспышка не может выдать полную мощность, производя десятки тысяч импульсов. Второй недостаток в том, что вы не сможете заморозить движение, поскольку свет излучается не одним коротким импульсом, а серией. Однако вы сможете заморозить движение, еще больше укорачивая выдержку. Наилучший вариант использования высокоскоростной синхронизации – при съемке на солнце. Даже самый яркий день можно превратить практически в ночь, уменьшая выдержку. Задача в том, чтобы получить достаточное количество света от вашей вспышки для подсветки главного объекта съемки и получения на нем правильной экспозиции.
На вспышках Canon Speedlite включить режим высокоскоростной синхронизации очень просто. Для этого нужно нажать всего одну кнопку, чтобы на дисплее появился соответствующий значок. Высокоскоростная синхронизация доступна как в режиме ETTL, таки в ручном режиме. Если высокоскоростная синхронизация не включена, то выдержка при съемке со вспышкой будет автоматически устанавливаться 1/250 с. Как только вы включите этот режим, можно будет выбрать любую выдержку, которую поддерживает камера. Большинство современных зеркальных камер поддерживают выдержку до 1/8000 с.
Если выдержка в 1/250 и так достаточно короткая, чтобы заморозить движение, то зачем использовать еще более короткие выдержки, а тем более использовать вспышку на открытом воздухе, где и так достаточно света? Начнем с того, что если мы снимаем людей на фоне голубого неба и выставляем экспозицию по лицам, то получим белесое светлое небо. Если же настройку экспозиции произвести по небу, чтобы оно оставалось красивым и голубым, то мы получим темное недоэкспонированное лицо. Лучший вариант – настроить экспозицию по небу и использовать вспышку, чтобы осветить объект съемки. Хотя звучит это просто. Но проблема в том, что при ярком свете потребуется выдержка, значительно превышающая нормальную скорость синхронизации, иногда короче, чем 1/1000 с. Давайте посмотрим на типичную картину съемки на улице в полдень.
На первом снимке солнце практически в зените, девушка сидит в беседке в тени. Экспозиция выставлена по объекту съемки (по лицу). На втором изображении экспозиция выставлена по небу, из за чего выдержка стала очень короткой. На третьем снимке – те же параметры, что и на втором. но объект съемки освещается вспышкой. В результате получаем сочный, проработанный фон и нормально экспонированный объект съемки.
Экспозиция по объекту. Фон пересвечен. Освещение выглядит плоским. 1/1000, f/4, ISO 400
Экспозиция по фону. Объект недоэкспонирован. 1/8000, f/4 , ISO 400
Экспозиция по фону, объект подсвечивается вспышкой. 1/8000, f/4 , ISO 400
Во втором примере мы начали с замера экспозиции по небу, а затем снизили экспозицию еще на две ступени, чтобы еще больше затемнить небо. Затем вспышкой мы осветили объект съемки.
Единственная проблема была в том, что модель смотрела в направлении солнца, но мы просто хотели доказать то, что вы можете полностью изменить окружающее освещение с помощью короткой выдержки. Пойдем еще дальше и передвинем вспышку на противоположную сторону. Обратите внимание, что теневая сторона лица освещается солнцем, то есть выдержкой мы полностью убрали эффект освещения лица солнцем и изменили светотеневой рисунок. Мы также снизили ISO с 400 до 100, чтобы снизить окружающее освещение на две ступени.
Как видите, мы закончили схемой короткого света "Петля". Вы не смогли бы сделать это только с естественным светом и отражателями. Можно конечно попробовать использовать легкий тент над моделью, чтобы смягчить солнечный свет, а затем добавить света на дальнюю сторону лица отражателем. Однако, вы не сможете таким образом затемнить фон. Со вспышкой Speedlite сделать это очень легко, поскольку на близком расстоянии она дает света больше, чем солнце.
Теперь предположим, что вам нужно сделать снимок, который как будто бы сделан вечером, но ваше единственное время, в которое вы можете снимать – это полдень. 1/100 и f/16 дадут нам правильную экспозицию, однако если нужно значительно затемнить фон, выдержка может достигать 1/4000 или даже короче. Теперь нам нужно воспользоваться вспышкой. Помните, если мы находимся в режиме высокоскоростной синхронизации, вспышка теряет в мощности тем больше, чем короче выдержка. В итоге одной вспышки даже на максимальной мощности может оказаться недостаточно. Поэтому многие компании выпускают держатели на две, три, четыре и более вспышек Spedlite. Кроме того, использование нескольких вспышек на сниженной мощности означает более быстрое время перезарядки и более долгое время автономной работы. Две вспышки на половине мощности лучше, чем одна на полной. Еще лучше три вспышки на 1/3 мощности. Но некоторые используют и по 12 вспышек, соединенных вместе!
Надеюсь, вы убедились в эффективности и преимуществах использования высокоскоростной синхронизации вспышки. С ее помощью можно получить фотографии, которые не сделать при обычных условиях. Естественно, освоение этого режима потребует некоторого времени и экспериментов с настройками, но как только вы возьмете эту технику съемки на вооружение, это значительно расширит ваш творческий потенциал.
Оборудование
Камера: |
|
Освещение: |
Canon 580EX II |
Триггеры: |
|
Adobe Lightroom 3 0,0 Beta 2 |
Узнайте, как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным.
Евгений Карташов подготовил подробный курс "Секрет фотовспышек".
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Отличная статья!!! Да собственно они все у вас прекрасные! Спасибо БОЛЬШОЕ!!! Всё очень растолковано и понятно!!! Спасибо что Вы есть и учите нас!!!
как включить высокоскоростную синхронизацию на вспышке
Большое спасибо !
спасибо за статью
спасибо за статью. Но вы действительно считаете что у вас в первом примере получился сочный, проработанный фон и нормально экспонированный объект съемки? Вы действительно так считаете?
Я могу показаться глупым, но не пойму настройка экспозиции по небу+вспышка, что будет в фокусе? небо? как это сфотографировать?
А вроде как разобрался, поправьте если что-то не так. Настраиваю фотоаппарат так чтобы небо было синим, тем самым объект съемки будет недоэкспанирован, а за счет вспышки получится самое то
Grayday, спасибо!)))
спасибо за урок.очень полезная информация.
Небольшая неточность в статье... СКОРОСТЬ у затвора всегда одна единственная, она не меняется. Разное время между началом открытия, т.е. движения первой шторки и началом закрытия, т.е. движения второй шторки
Скажите а если использовать вспышку через радио синхронизатор то можно применить высокоскоростную синхронизацию, или можно только через шнур?
Высокоскоростная синхронизация будет доступна только через TTL-синхронизаторы (Pocket Wizard, Pixel King, YongNuo YN622).
HSS работает только через TTL-кабель. Через обычный PC разъем синхронизирует на стандартной выдержке (1/160 - 1/250).
Cпасибо за урок. Оченное спасибо. Когда читаешь книжку, приложенную к фотоаппарату и ко вспышке, мозги начинают вспухать. А Я ВЕДЬ ПРОЧИТАЛА ЭТИ КНИЖКИ! Но ничегошеньки не вынесла. А этот урок для меня, чайника глиняного, просто прорыв.
Не обязательно. Pixel King поддерживает TTL и высокоскоростную синхронизацию.
Ещё один довод покупать "родные" аксессуары.
Это точно. Родное - оно и в африке РОДНОЕ!
Кстати, все фото-бренды имеют львиную часть дохода от продажи аксессуаров к своим товарам, нежели от самого "основного продукта". Фирмы, производящие те же принтеры, выплывают за счет расходников, которые порой дороже самих принтеров, а так же фотобумаги, устройств непрерывной подачи чернил и т.п.
А фото-бренды основной доход имеют с оптики, которая так же порой превышает стоимость самих тушек. А так же аккумуляторные ручки, сами аккумуляторы и зарядные устройства к ним, всевозможные оптические модификаторы от простейших бленд, до навороченных экспандеров и макро-колец, насалок, линз и т.п. Одни крышки на объективы, которые позволяют снимать их с установленной блендой, обычно идут дополнительным обррудованикем за отдельную плату, а в комплекте обычная крышка, которую не одень на объектив, ни снять с него если прикручена бленда, весьма затруднительно... Маркетинг, блин... )