Взаимодействие фотографа и модели #3

Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.

Раздел #3. Структура взаимодействия фотографа и модели

Сперва я обозначу начало и конец взаимодействия. Другими словами, выделю промежуток времени, а затем структурирую его.

Можно рассматривать взаимодействие фотографа и модели с момента первого диалога между ними, который чаще всего возникает при поиске и выборе модели (или фотографа). А завершением считать конец съёмки или передачу итоговых изображений модели, если условия проекта предусматривают получение моделью фотографий. Однако, как я обозначал ранее, взаимодействие рассматриваю шире. Оно включает как непосредственное общение, так и индивидуальную работу каждого участника в контексте конкретного проекта, общего для обоих.

В настоящей статье я буду считать началом взаимодействия постановку проектной задачи, а концом – выпуск изображений, удовлетворяющих условиям проектной задачи, или договорённость о совместной реализации следующего проекта. Далее я поясню, что подразумеваю под проектной задачей, кто и для чего её ставит и какое событие предшествует её постановке.

Я буду описывать структуру взаимодействия фотографа и модели относительно этапов реализации любого проекта, целью которого является создание изображений, необязательно портретов. Такая «привязка» достаточно удобна, так как показывает прикладное значение взаимодействия фотографа и модели. Основным же процессом является реализация проекта, решающего определённую задачу.

Во взаимодействии фотографа и модели я выделяю следующие этапы и их очерёдность. На практике в конкретном проекте какие-то из этапов могут отсутствовать, а очерёдность этапов изменяться.

  • Постановка проектной задачи;
  • Выбор идеи;
  • Разработка идеи;
  • Выбор модели;
  • Разработка проекта;
  • Съёмка;
  • Сортировка материала;
  • Обработка снимков;
  • Завершение проекта.

Прежде чем перейти к иллюстрированному примерами подробному описанию каждого этапа, приведу к каждому из этапов пояснения.

Постановка проектной задачи. Ко мне приходит заказчик и говорит: «Нужно сфотографировать то-то» или «Нужно продать то-то в этом сезоне, хотим дать рекламу в журналы, нужно фото с продукцией».

Заказчик ставит передо мной задачу. Или в процессе обсуждения, я выясняю, чего хочет заказчик и формулирую задачу, которую он намеревается передо мной поставить.

В свою очередь, я формулирую проектную задачу, не для кого-то, а для себя. Приведу примеры таких формулировок.

«Сфотографировать за 1 съёмочный день в студии 100 женских платьев на 2-ух моделях-женщинах, получить материал в объёме 300-а снимков, нанять ретушёра для обработки, представить через 4-е дня заказчику 100 обработанных фотографий». Такой проектной задаче может соответствовать, в частности, желание-задача заказчика представить в своём Интернет-магазине весенне-летнюю коллекцию женских платьев.

Возьму другой случай. Вы решаете, что необходимо расширить своё портфолио для представления его потенциальному заказчику. Это – задача. Затем ставите, формулируете перед собой проектную задачу: «за 1 месяц сфотографировать на пленэре 3 серии снимков в жанре семейной фотографии, fashion-фотографии и модельных тестов с 3-мя различными моделями, две из которых являются женщинами, третий – мужчиной, и в течение ещё одного месяца подготовить фотографии к публикации на сайте и виде напечатанного портфолио формата А3».

Таким образом, проект в фотографии – совокупность процессов, включающих съёмку, подготовку, сортировку и обработку материала съёмки и другие процессы – все направлены на решение творческой задачи, назову её проектной. Проектная задача отражает то, что я хочу (от меня требуют) сфотографировать, какой результат по завершении съёмки я хочу получить (должен быть получен), в какие сроки и при каком допустимом уровне издержек. Другими словами, проектная задача – это приложение к задаче-желанию моему, модели или третьего лица. Такое приложение призвано решить задачу съёмки («Вообще, зачем кого-то фотографировать?»).

При постановке проектной задачи я определяю условия съёмки, в которых важнейшими элементами являются сроки (время), место, действующие лица (участники) и результат. В момент, когда я обозначаю саму необходимость участия модели начинается взаимодействие фотографа и модели. Потому что я начинаю искать ответы на вопросы: «Какая модель мне нужна?», «Что конкретно она будет делать на съёмочной площадке?», «Что предложить модели в обмен на её труд?» и так далее. Поиск ответов может быть как сознательным – продумывание – так и не осознанным, происходящим на уровне эмоций.

Выбор идеи. Когда проектная задача ясна, начинается поиск идеи, или замысла, съёмки. Идея помогает решить проектную задачу: определяет способ её решения. Обычно, идей много. Поэтому передо мной – фотографом – может стоять задача не столько придумать, «взять», «сгенерировать» идеи, сколько выбрать из множества идей – одну, которая оптимально решит проектную задачу.

Например, в рекламных проектах, где необходимо представить целевой аудитории продукт так, чтобы последний она захотела купить, можно показать продукт по-разному. Можно «со всех сторон» с искусственно равномерным освещением на однородном белом фоне, а можно в среде, «родной» для этого продукта. Получаются, как минимум, две разные идеи. Так, свадебные платья я бы фотографировал за пределами студии. Например, на открытом воздухе или в помещении с естественным светом, среди декораций, раскрывающих обстановку торжества, «отвечающих» на вопрос: «Как это платье смотрится у алтаря?», «В цветущем саду?», «На морском пляже?» и так далее.

Взаимодействие модели и фотографа на этапе выбора идеи может происходить в различном контексте.

Первый контекст. Если проектная задача предполагает участие в качестве модели конкретного человека, то я выбираю идею и создаю проект с участием определённой модели. Приведу возможные формулировки проектных задач в таком контексте.

«Сфотографировать модель Катю в чувственном образе, выразив его через пластику движений. На всё-про-всё есть 1 неделя, результат пойдёт… пока неизвестно куда. Катя танцует в балете.» Или. «Сфотографировать Артёма, пауэрлифтера, тренера в крупном фитнесс-клубе, показать его профессиональные навыки и достижения. Есть 2 недели, необходимо получить от 2 до 10 фотографий для иллюстрирования рекламной статьи в журнале».

Первый контекст возникает, в частности, когда модель выступает в роли заказчика проекта.

Взаимодействие фотографа и модели в случае, когда модель определена, может происходить «вокруг» решения промежуточной задачи – выбора идеи. В форме диалога в личной встрече, в телефонном разговоре или в переписке по электронной почте обе стороны могут формулировать несколько идей и «остановиться» на какой-то идее, которую затем одна сторона или обе развивают в концепцию и проект в деталях.

Второй контекст. Если проектная задача не обозначает конкретного человека в роли модели, то выбор идеи, чаще всего, предшествует выбору модели. Другими словами, чтобы найти модель, сначала желательно составить представление о том, кого я ищу: женщину или мужчину, ребёнка или зрелого человека, со внешностью, удовлетворяющей современных общепринятым критериям красоты, или интересной мне лично и прочее.

Поиск модели может существенно ускориться и упроститься, когда я знаю, в реализации какой идеи модель принимает участие.

Таким образом, выбор идеи предваряет составление «портрета» модели. Например, когда я выбираю идею, у меня могут возникать мысли, «картинки», характеризующие потенциальную модель. При этом, взаимодействие фотографа и модели во втором контексте происходит «безлично». Обе стороны взаимодействия сознательно ещё не определены: «Модель потребуется, но кто она – ещё не понятно» или «Фотограф потребуется, но какими навыками и опытом он должен обладать – пока неясно».

В описании этапа выбора идеи я сконцентрируюсь на взаимодействии фотографа и модели в первом контексте.

Обращаю внимание, вне зависимости от контекста идею можно выбрать мгновенно, а может потребоваться время, чтобы остановиться на одном замысле.

Разработка идеи.  Когда идея выбрана, она развивается в концепцию проекта. Если я выбирал идею самостоятельно, то, сформулировав концепцию, я могу заняться поиском модели.

Концепция – это краткое описание проекта, его суть. Она может выражаться в эскизе, в уже существующем изображении (фотографии, рисунке) или в виде текста. Для себя я руководствуюсь таким определением: «Идея, которая выражена визуально, в речи или другим материальным способом – концепция».

Приведу примеры идей, сформулированных в концепцию.

«Создать фотоисторию для молодой пары – мужчины и женщины – показывающей их путешествие на морское побережье: от «сбора чемоданов» до романтического ужина вдвоём на закате».

«Показать коллекцию женской одежды pret-a-porter из 6 нарядов, выполненную дизайнером одежды, характеризующуюся свободным кроем, белыми однотонными лёгкими натуральными тканями и крупными принтами листьев тропических растений в «приглушённых» бежевых и красных цветах, в глубине искусственного тропического сада или на берегу тропического острова».

Когда я развиваю идею в концепцию, то уже представляю модель (внешность, навыки, темперамент и т.д.). Мне ещё сложно представить детали проекта, но уже примерно понятно, кого я вижу в кадре. Представление о модели формирует круг потенциальных моделей.

К тому же, концепция структурирует не только моё – фотографа – ви´дение, но и наполняет содержанием будущие диалоги с потенциальными моделями, позволяет мне презентовать им проект на следующем этапе взаимодействия.

Выбор модели. Один из ключевых этапов взаимодействия. Здесь начинается диалог. Я формулирую потенциальной модели концепцию, выраженную картинками, описанием, озвучиваю условия участия в проекте. А модель принимает решение, по необходимости задавая вопросы, собирая дополнительную интересующую её информацию о проекте.

Отмечу, что здесь я могу обращаться к посреднику, например, в модельное агентство. Суть этапа остаётся прежней. Отличие: на нём я взаимодействую с агентом, представляющим модель – конкретного человека. А само понятие «модель» превращается в собирательный образ, включающий человека, который, возможно, будет мне позировать и его агента.

Я могу начинать переговоры сразу с несколькими людьми. От того, как «завязать» беседу, что и как я буду показывать, определяет взаимодействие в будущем, если оно состоится. Также, я могу оценить реакцию потенциальной модели. Эта реакция, я постараюсь показать это, полезная для выстраивания дальнейших отношений с моделью.

Разработка проекта.  Начинается, когда модель определена, и между мной и ею существует договорённость об участии.

Здесь «раскрывается» партнёрство. Чаще всего, разработка проекта не происходит в одиночку, это командный труд. Я могу обмениваться мнениями с моделью, знакомить её с деталями съёмки, получать и изучать обратную связь, рассматривать предложения модели, если они поступают. На данном этапе могут происходить предварительные встречи, беседы. Всё, что произойдёт во время съёмки закладывается на этапе разработки проекта. Вот почему.

С одной стороны, я определяю и «оттачиваю» детали проекта, прописываю или прорисовываю ключевые сюжеты, что может быть важным для решения проектной задачи. С другой стороны, я общаюсь с моделью, «репетируя» совместное творчество. Прихожу на съёмку с уже ясным представлением того, что буду снимать и как, и установленной эмоциональной связью с моделью. Как Вы думаете какого качества будет материал съёмки?

Съёмка.  На этом этапе я реализую то, к чему готовился.

Подходы в общении с моделью во время съёмки могут различаться. Можно выставлять заранее оговорённые позы, можно создавать атмосферу для того, чтобы модель развивала сюжеты спонтанно, в динамике. В любом случае, и мне, и модели заранее известно, что примерно будет происходить на съёмочной площадке. Это придаёт спокойствия участникам и, как следствие, позволяет получить стабильный результат.

Описывая данный этап я сконцентрируюсь на трудностях, которые могут возникать при непосредственном общении на съёмочной площадке. И приведу возможные подходы для их преодоления. В том числе затрону ситуации, когда модель находится, возможно, в менее комфортных для неё условиях, чем фотограф, например, позирует обнажённой или в холодную погоду. Здесь эмоциональная связь между фотографом и моделью играет важную роль, так как позволяет найти решение из, казалось бы, трудных, конфликтных ситуаций почти мгновенного и наименее затратно энергетически. Поэтому рассматриваемые мной подходы, в основном, направлены на поддержание такой связи.

Сортировка материала.  По завершении съёмки у фотографа «на руках» остаётся материал сессии. Затем материал, обычно, попадает в компьютер для последующей сортировки и обработки.

Введу несколько определений, которыми я буду оперировать в дальнейшем.

Под сортировкой я понимаю отбор материала по определённым критериям. Например, модель в резкости или нет, выражение лица соответствует концепции съёмки или нет и т.д. Выборка – результат сортировки, определённые снимки из материала сессии или какого-то набора изображений. В случае, когда в сортировке принимают участие несколько сторон, например, модель и фотограф, то говорю о перекрёстной выборке. А сортировка в таком случае может быть параллельной или последовательной.

При последовательной сортировке материал сессии просматривается по очереди каждой стороной. При этом, каждой последующей стороне предлагается выборка. Так, фотограф может удалить снимки из материала сессии, которые не удовлетворяют техническим требованиям (вспышка не сработала – кадр тёмный, резкость недостаточная или не на том объекте, «смаз» на длинной выдержке или от быстрого движения снимаемого объекта и т.д.), а затем передать выборку модели (или третьему лицу) для последующей сортировки.

При параллельной сортировке каждая участвующая сторона имеет в распоряжении одинаковый объём снимков, например, весь материал сессии. Чаще всего, параллельная сортировка осуществляется в реальном времени, «за одним экраном».

Резюмирую.  Сортировка может происходить в режиме реального времени, если снимки моментально отображаются перед глазами фотографа, модели или третьего лица. Сортировку можно провести после съёмки, обозревая весь материал, с участием только модели или только фотографа, или и модели, и фотографа, одновременно. Во всех случаях существуют особенности во взаимодействии фотографа и модели на данном этапе. Я постараюсь их раскрыть на примерах.

Этап сортировки характерен конфликтами между моделью и фотографом. Например, одной из сторон, материал съёмки не нравится или модель ожидала, что объём выборки будет больше, чем он получился по факту. Несмотря на то, что причины конфликтов на данном этапе, в основном, кроются во взаимодействии фотографа и модели на предыдущих этапах, разрешать конфликты приходится уже после того момента, как проект начинает близиться к завершению. Поэтому я обозначу способы, как предотвращения, так разрешения конфликтных ситуаций в соответствии с принципами партнёрских отношений. Когда стороны договариваются.

Обработка снимков. По завершении сортировки фотограф или ретушёр приводит снимки, составляющие выборку, к тому виду, который устанавливает проектная задача. Далее я буду для простоты изложения предполагать, если не обозначу иного, что фотограф и ретушёр – одно лицо.

Модель может принимать участие в обработке, обусловливая её личными предпочтениями, например: «Уберите родимое пятно с правой щеки», «Сделайте Уже предплечья и талию» и т.д. В частности, такая ситуация может иметь место, когда модель выступает в роли заказчика.

Как во время сортировки, так и на этапе обработки между фотографом и моделью могут возникать конфликты. Например, фотограф считает, что родинку следует оставить, а объём талии соответствует замыслу и удовлетворяет визуальной гармонии. Модель считает иначе. Поэтому я приведу примеры предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций на данном этапе.

Завершение проекта.  Один из ключевых этапов. Происходящее на нём обусловливает долгосрочность взаимодействия. Здесь фотограф передаёт модели готовые изображения, если условия сотрудничества это предполагали, а модель подписывает релиз. Также, на данном этапе модель, если сотрудничество осуществлялось на возмездной основе, может получать вознаграждение (оставшуюся часть или полностью).

Обращаю внимание, релиз можно оформить непосредственно перед съёмкой. Я практикую подписание релиза после того, как модель может посмотреть итоговые изображения. Если модель не получает денежного вознаграждения (оплату) за свой труд, возможно, кроме копий итоговых изображений или материала сессии, то существует риск для фотографа. Модель может отказать в подписании релиза, тем самым ограничивая фотографа в возможности публиковать, обнародовать снимки. Почему можно спокойно относится к возможности такой ситуации, когда вероятность её возникновения выше и как в такой ситуации можно вести себя фотографу, я постараюсь показать на примерах в описании соответствующего этапа.

Теперь подробнее, на основе главного примера рассмотрю каждый этап взаимодействия фотографа и модели.

Постановка проектной задачи

В начале 2014 года я занялся расширением портфолио, заинтересовавшись съёмкой обнажённой натуры.

Задачу я сформулировал для себя следующим образом: «Расширить своё портфолио и опыт».

Исходная задача предполагала множество всевозможных проектных задач. У меня были мысли о том, чтобы сфотографировать абстракции – обезличенные обнажённые тела: одно или несколько в кадре – и его части, например, только ягодицы, только грудь, только ключицы. Или показать в кадре обнажённого человека. В качестве модели пригласить женщину или мужчину. Сделать эротические фотографии или запечатлеть художественный образ, в котором обнажение является выразительным средством, а основное внимание уделяется какой-то идее, предметом которой не является нагота. Показать эмоции или абстрагироваться от личности модели. И так далее.

Поэтому предварительно я сформулировал для себя обобщённую проектную задачу: «Провести одну или несколько сессий, в каждой из которых одна или несколько женщин или мужчин в возрасте от 18 до 38 лет позировали бы обнажёнными полностью или частично. Условия сотрудничества с моделью: TFCD c делением расходов пополам. В итоге получить в каждой сессии от 1 фотографии для размещения в портфолио на сайте или для отправки по почте в распечатанном виде в формате А4».

Сделаю пояснение об условиях сотрудничества.

TFCD – аббревиатура от англ. time for compact disk, которая дословно переводится как «время за компакт диск». По смыслу означает труд модели, который «оплачивается» возможностью использовать результат – фотографии в цифровом виде – в целях своей рекламы (или иных целях, если составляется соглашение об отчуждении прав). Существует аналогичная схема сотрудничества – TFP (аббр. от англ. time for print – «время за отпечатки»). Суть её та же, что и в предыдущем случае, единственное отличие: модель получает фотографии в виде отпечатков оговорённого формата. При этом материал в электронном виде, обычно, модели не передаётся.

С учётом того, что в настоящее время модели могут демонстрировать потенциальным клиентам своё портфолио в разных форматах и видах: как в электронном, так и в печатном, – то я часто передаю фотографии в электронном виде в формате и качестве, пригодными для печати, и в формате, удобном для публикации в Интернет или демонстрации на мобильных устройствах.

Деление расходов обозначает, что любые издержки, связанные с реализацией проекта, фотограф и модель несут поровну. В этом моменте общения, в том числе, проявляется идея партнёрства. В проектах, в которых предполагается получить «свободный» результат, это позволяет как фотографу, так и модели ощутить, одновременно, свою сопричастность в создании какого-то продукта и равенство в таких отношениях. Другими словами, участники независимы друг от друга, а уровень ответственности за происходящее и результат одинаков.

Дальнейшее развитие проекта происходило следующим образом.

Я уточнил обобщённую проектную задачу уже после того, как я нашёл модель. В моей практике съёмки собственных проектов, изначально не предполагающих извлечение материальной выгоды, я часто создаю проект для конкретного человека. Нахожу модель, затем предлагаю ей реализовать одну проектную задачу. Такой подход, с одной стороны, может обладать низкой эффективностью.

Когда изначально существует конкретная проектная задача (в чём, в частности, я вижу ценность коммерческих проектов), потенциальных моделей значительно проще заинтересовать участием. И круг потенциальных моделей значительно шире, чем в случае, когда я «завязываю» диалог с моделью в ключе: «Мне хочется тебя сфотографировать. Давай что-нибудь сфотографируем».

Причина заключается в том, что чем яснее проектная задача, тем точнее потенциальная модель может оценить свои возможности и ценность для себя участия в таком проекте. Как следствие, выше доверие модели к фотографу: чем яснее Вы дадите понять человеку, чего Вы от него хотите, тем выше вероятность, что Вы реализуете своё желание. Другими словами, когда желание не определено, то нечему претворяться в жизнь.

С другой стороны, если потенциальная модель может принять положительное решение, оценив обобщённую проектную задачу, то можно говорить о том, что ей достаточно той информации, которую Вы ей предоставили на данный момент. Можно смотреть на такую ситуацию так: модель выдаёт фотографу кредит доверия. Но тогда фотографу потребуется уточнять проектную задачу на последующих этапах взаимодействия, таким образом, отдавать кредит. В противном случае модель найдёт способ уйти из отношений, съёмка может попросту не состоятся.

На мой взгляд, обобщённую проектную задачу целесообразно представлять знакомому человеку. Знакомому не в смысле, что в какой-то социальной сети Вы «добавились друг другу в друзья». Знакомому – значит имеющему опыт общения с Вами, особенно, в рамках деловых отношений. Совместный труд – один из самых эффективных способов составить представление о человеке.

Однако, если «на руках» – обобщённая проектная задача, можно дополнить её идеей и концепцией съёмки. В этом случае эффективность взаимодействия возрастает. Потенциальную модель наравне с организационными условиями съёмки интересует, как именно она будет изображена на фотографиях.

Отсутствие проектной задачи, но наличие идеи и концепции съёмки может вызвать трудности взаимодействия практически на всех последующих этапах. Например, я представил модели идею, концепцию, но не ознакомил с условиями съёмки: будет ли публиковаться результат, где будет использоваться результат, нужно ли подписывать релиз, на каких условиях модель будет позировать.

С другой стороны, отсутствие проектной задачи едва ли вызывает трудности, когда фотограф и модель находятся в долгосрочных отношениях. Другими словами, когда из контекста одного или нескольких завершённых проектов с участием модели ясно, как будет происходить всё то, что не связано с содержанием фотографий.

Резюмирую. Относительно взаимодействия фотографа и модели проектная задача помогает фотографу составить «портрет» потенциальной модели и облегчить её поиск-выбор. Чаще всего, обобщение проектной задачи снижает эффективность взаимодействия, конкретизация проектной задачи – повышает. Чем разнообразнее опыт отношений (завершённые проекты, другая совместная трудовая деятельность) одного фотографа и одной модели и чем длительнее такие отношения, тем больше вероятность, что обобщённая проектная задача будет принята моделью.

Перехожу к следующему этапу взаимодействия – выбору идеи.

15/07/2014    Просмотров : 25222    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 1

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Владимир Ховрашов 21 Июля 2014 - 12:56:24

    Есть интересные моменты, НО НЕГРАМОТНОСТЬ АВТОРА УЖАСАЕТ! Знать русский язык, хотя бы на уровне 5-7 классов, всё-таки стоит.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 687
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 325
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 016
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 081
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 569
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
36 739
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды