Вы решили отметить свои фотографии водяным знаком, имеете представление о том, каким он должен быть1 и подыскиваете подходящий способ реализации своего замысла? Чтобы воплотить своё решение в жизнь, предлагаю Вам пойти по одному из двух следующих путей.
Если водяной знак, который Вы хотите создать, состоит из текстовых надписей, выполненных каким-то существующим шрифтом, то марку можно как сформировать, так и нанести на изображение с помощью средств-инструментов, встроенных в подручный фото- или графический редактор: Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Google Picasa, Fast Stone Image Viewer или другой. Обратитесь к уроку Как нанести водяной знак? 3 способа, разделённому на четыре части, если Вас интересует создание текстовых водяных знаков. В нём я демонстрирую указанную процедуру и различные способы маркирования цифровых изображений как текстовыми, так и графическими водяными знаками.
Если водяной знак, который Вы хотите создать, включает изображение (картинку, рисунок) или текстовую надпись, шрифт которой пока не существует в природе (например, надпись, выполненную от руки), то Вы можете нарисовать основу и превратить её в водяной знак, например, предварительно оформив её. На этом пути Вам поможет содержание настоящего урока. В нём я подробно опишу и проиллюстрирую процесс превращения схематичного наброска, эскиза, выполненного на бумаге, или фотографии, содержащей визуальный символ, в цифровое изображение, которое пригодно для использования в качестве водяного знака.
Создания каких конкретно марок касается настоящий урок? Взгляните на примеры:
Создание графического водяного знака – процесс, который я опишу по шагам – может включать процедуру, называемую специалистами в графическом дизайне векторизацией или трассировкой растрового2 изображения.
Названная процедура не является обязательной. Если Вы располагаете графическим планшетом (дигитайзером), то она теряет смысл, потому что у Вас появляется возможность рисовать непосредственно на рабочем полотне графического редактора, «на компьютере». В большинстве случаев, это удобнее. Тем не менее, в настоящем уроке я буду предполагать, что специальных средств, кроме тех, которыми располагает практически любой человек, занимающейся фотографией, у Вас нет. Или преимущественно нет. Необходимые инструменты я подробно опишу в начале следующей части настоящего урока, в разделе «Инструменты, которые Вам понадобятся».
Сейчас покажу результат рассматриваемого в уроке процесса, затем опишу материалы и озвучу этапы последнего. Со следующей части приступлю к пошаговой реализации.
В заключительной части урока я предложу упражнения для закрепления навыка, материалы для выполнения упражнений и эталонные результаты. Также, приложу несколько примеров того, как можно использовать озвученную методику не только для создания водяных знаков, наносимых на цифровые фотографии, но и в оформлении электронного и печатного портфолио, гравировке, производстве видеороликов (например, слайд-шоу из фотографий), изготовлении клише для маркирования «твёрдых» изделий (фотоальбомов, тканевых изделий, бумажных отпечатков, картин и так далее).
В настоящем уроке покажу, как добиться такого результата:
Результаты других видов графических водяных знаков, представленных в качестве примеров на рисунке 1, я реализовал тем же способом, с помощью которого создам водяной знак, изображённый на рисунке 2.
В качестве исходного материала мне понадобится идея водяного знака. Оформлю её в письменном виде, например, в наброске:
Затем разобью водяной знак на логические элементы. Можно выделить и подписать их прямо на наброске.
Так, марка, изображённая на рисунке 2, состоит из четырёх логических элементов:
Каждому элементу я уделю внимание отдельно. Сначала создам основу водяного знака. Она состоит из первых трёх элементов.
Надпись «photography» добавлю в макет в конце, потому что она – наиболее простой элемент из трёх, и её целесообразно выполнить инструментом «Текст», распространённым в графических редакторах. Рукописный текст «Mark Laptenok» я нарисую на бумаге, затем сфотографирую (или отсканирую). Полученное растровое изображение преобразую в векторное изображение. Последнее оптимизирую и отредактирую, чтобы надпись приобрела «товарный» вид. Спираль я не буду рисовать, потому что сделал это раньше и использовал её в другом водяном знаке. Поэтому добавлю спираль из уже существующей марки, хранящейся в виде векторного изображения.
После того, как основа водяного знака будет готова, я сохраню её в двух форматах: PDF и PNG-24. Сделаю это для того, что использовать основу как отдельную марку. PNG-файл отлично подойдёт для нанесения водяного знака на большое количество фотографий с помощью Lightroom, а PDF-файл – для хранения водяного знака и его разностороннего применения3.
В завершение я добавлю к основе контрастный контур, таким образом превращу исходный водяной знак в более универсальную марку. Сделаю это с помощью Photoshop. Средствами последней сохраню результат в форматах PSD и PNG-8. В данном случае формат PSD, аналогично PDF, удобен для хранения.
Весь процесс – создание графического водяного знака – распределю по этапам:
Замечания:
В качестве основы целесообразно выбирать визуальный символ с чёткими контурами и рисовать его одним цветом. Разукрашивание доверьте графическому редактору.
Если Вы хотите в качестве основы использовать рисунок с плавными тоновыми переходами, то метод трассировки, который я буду использовать в рамках настоящего урока, может Вам не подойти. Поэтому предлагаю Вам пойти по одному из трёх путей. 1) Используйте альтернативный метод, альтернативный инструмент. Я сделаю обзор двух графических редакторов, выполняющих векторизацию, далее. 2) Выполните дополнительный рисунок, аналогичный исходному, но обладающий графичностью. Например, в новом рисунке замените тоновые переходы отдельными контрастными линиями, показав тёмный тон более густыми и близко расположенными друг к другу штрихами, а светлый тон – тонкими и отдалёнными друг от друга штрихами.
Формат PDF позволяет хранить в одном файле как растровые, так и векторные изображения. Тем же свойством обладает формат PSD. Последний, в отличие от PDF менее распространён, а также читается узким кругом программ и полноценно редактируется лишь в Photoshop. К тому же, основа водяного знака, сохранённая в формате PSD, автоматически преобразуется из векторного изображения в растровое со всеми вытекающими последствиями. Поэтому для хранения водяных знаков я использую и рекомендую использовать формат PDF.
Формат PNG описывает только растровое изображение. Его основное отличие от своего «коллеги», распространённого формата JPEG, заключается в том, что PNG-файл может содержать так называемые «прозрачные» элементы и по внешнему проявлению напоминает векторное изображение, сохранённое, например, в формате PDF. В случае с графическими водяными знаками, где основа может быть произвольной, не обязательно представлять из себя простую геометрическую фигуру (квадрат, окружность и так далее), возможность сделать некоторые элементы картинки «прозрачными» позволяет элегантно нанести водяной знак на фотографию.
Формат PNG поддерживают большинство фоторедакторов, обладающих функцией маркирования изображений. В частности, к таким программам относится Lightroom. При масштабировании (изменении размеров) растрового изображения, сохранённого в формате PNG, качество картинки ухудшается. Это свойство отличает PNG-изображение от PDF-изображения.
Формат PNG имеет две модификации: PNG-24 и PNG-8. Число указывает на точность цветопередачи: чем оно больше, тем точнее последняя. PNG-24 соответствует по точности цветопередачи формату JPEG и подходит для хранения растровых изображений с плавными тоновыми и цветовыми переходами. PNG-8 содержит ограниченную палитру цветов, которую можно гибко настроить в момент сохранения исходного изображения в данном формате. Благодаря намеренному ограничению цветопередачи можно существенно (в несколько раз) уменьшить размер PNG-файла, сохранив качество изображения приемлемым. Как следствие, такую картинку удобно использовать в Web-дизайне, в частности, в оформлении электронного портфолио. В конце урока я приведу соответствующий пример.
Подробнее о форматах цифровых изображений, особенно тех, которые применяются в фотографии, я рассказываю в шестой части серии статей «Основы фотографии», посвящённой цифровых изображениям.
Если у Вас есть графический планшет и навык рисования на нём, то вычеркните 3-ий, 4-ый и, возможно, 5-ый этапы из списка.
Если Вы создаёте «с нуля» все элементы водяного знака, то пропустите 6-ой этап.
Если Ваш водяной знак состоит только из рисунков, то упраздните 7-ой этап.
Если Вы планируете выполнять действия 7-ого этапа, то заблаговременно позаботьтесь о том, чтобы нужный шрифт присутствовал в операционной системе.5
Если Вы не хотите создавать универсальный водяной знак, то опустите 10-ый и 11-ый этапы.
В процессе, рассматриваемом в настоящем уроке, важно вдумчиво выбрать стратегию. Можно наибольшее внимание уделять моделированию водяного знака на компьютере. Быстренько нарисовать основу водяного знака, не разбивая её на элементы, не принимая во внимание параметры сканирования, оцифровать весь лист со всеми рисунками вкупе, затем трассировать растровое изображение. А на последних этапах тщательно оптимизировать и редактировать векторное изображение, доводя исходный материал до нужного вида. Можно, наоборот, более равномерно распределить усилия, постараться упростить оптимизацию и редактирование векторных изображений. Нарисовать несколько проб одного и того же логического элемента, выбрать наиболее удачную пробу, сфотографировать каждый логический элемент отдельным снимком и сохранить результаты в формате RAW. Затем поочерёдно отредактировать RAW-файлы, преобразовать их в растровые изображения в формате TIFF, трассировать последние, оптимизировать полученные векторные изображения, параллельно внося коррективы в линии и приводя изначально аккуратные рисунки к «конфеточному» виду. Наконец, скомпоновать друг с другом все логические элементы.
Я описал две «крайние» стратегии. В зависимости от ситуации я приближаю текущую стратегию то к одному, то к другому «краю». Тем не менее, стараюсь придерживаться второго «края», помня о следующей идее. Чем лучше материал, тем лучше результат. Рекомендую Вам найти свою «золотую середину», баланс между объёмами времени и усилий, затрачиваемые на выполнение каждого этапа и, в итоге, на придание основе «товарного» вида. Для этого пробуйте идти разными путями, чтобы приобрести опыт и с каждой новой ситуацией более эффективно выбирать стратегию.
Здесь завершаю обзор процесса и методики создания водяного знака.
Урок разделён на несколько частей.
В следующей, второй, части я опишу инструменты, которые Вам пригодятся, чтобы превратить идею Вашей марки в осязаемый результат, и начну по шагам реализовывать превращать набросок в технологичный и универсальный водяной знак: первые четыре шага посвящены рисованию и сканированию рисунка.
Третья часть содержит два «великанских» шага (5-ый и 6-ой), охватывающих фотографирование. Я рассмотрю последовательности действий для целого набора ситуаций, в зависимости от навыков и инструментов, которыми Вы располагаете:
Четвёртая часть содержит восемь коротких и ёмких шагов (с 7-ого по 14-ый). В течение первых шести шагов я готовлю растровое изображение (сканкопию или фотографию рисунка) к трассировке. Рассматриваю подготовку как BMP, TIFF, JPEG-изображений, так и RAW-фотографии. За последние два шага четвёртой части (13-ый и 14-ый) выполняю трассировку «растра», получаю векторное изображение исходного рисунка.
В пятой части, переместившись в «пространство» графического редактора векторной графики, занимаюсь оптимизацией «вектора» (15-ый шаг). Здесь же привожу обзор базовых операций с векторными изображениями.
Шестая часть посвящена редактированию оптимизированного векторного изображения (16-ый шаг).
С 17-ого шага по 19-ый шаг, описываемые в седьмой и восьмой частях урока, добавляю в основу дополнительные элементы: текст, элемент из другого векторного изображения – компоную все логические элементы относительно друг друга.
В девятой части урока оформляю основу водяного знака, превращаю её в полноценную марку (20-ый шаг). Здесь же, за 21-ый и 22-ой шаги закрепляю результат: сохраняю водяной знак в форматах векторного и растрового изображений. Уже на этом этапе я получаю готовую марку, которую можно нанести, например, с помощью Lightroom.
Десятую часть посвящаю «доводке» водяного знака. Делаю его универсальным средствами графического редактора растровых изображений – Photoshop. Сохраняю универсальный водяной знак в редактируемом формате и в «гибком»: так, чтобы его было удобно применять не только для нанесения на фотографии «внутри» фото- и графических редакторов, но и в оформлении электронного портфолио. Все действия заключаю в три шага: с 23-его по 25-ый.
В завершающей, одиннадцатой, части я рассматриваю примеры использования водяного знака и его основы в разнообразных областях, с которыми может сталкиваться фотограф. Примеры беру из собственной практики: нанесение водяного знака на готовые изделия (отпечатки, фотоальбомы и сувенирную продукцию), оформление электронного портфолио, изготовление элементов брендбука и рекламных материалов.
Приятного Знакосоздания!
Примечание:
1 Если Вы намереваетесь создать водяной знак, но ещё не определились с его содержанием и\или формой, то обратите внимание на статью «Как придумать водяной знак?». Рассмотрение таких вопросов как «Для чего нужен водяной знак? Что он может изображать? Что можно использовать в качестве водяного знака? Каким я – автор – хочу его видеть?» выходит за рамки настоящего урока. Обратно к тексту.
2 Примером растрового изображения является фотография. Оно представляет из себя мозаику, состоящую из множества крошечных однотипных элементов. Каждый элемент окрашен в свой цвет и занимает определённое место относительно других элементов. Благодаря тому что размеры элементов малы, при рассматривании издалека соседние элементы сливаются друг с другом, и «мозаика» выглядит как целостная, непрерывная, картинка. Многие изображения, которые окружают нас в современном мире являются растровыми.
Пример векторного изображения привести сложнее. Тем не менее, картинку, созданную с помощью лазерного принтера, можно назвать векторной. Векторное изображение представляет из себя набор математических формул. Каждая формула задаёт определённую линию. Например, формула R2 = x2 + y2 задаёт окружность. Устройство или программа, оперирующие векторными изображениями, считывают математические формулы и рисуют в соответствии с ними линии, видимые человеком – получается целостное изображение. Чаще всего, текстовые надписи изначально являются векторными изображениями. В настоящее время последние могут быть получены на экране осциллографа. Также, их отображают экраны радаров.
Векторные изображения можно создавать (рисовать) в специальных графических редакторах. Хотя, в процессе рисования на экране отображается растровое изображение. Компьютер «на лету», в считанные доли секунды, преобразует математические формулы векторного изображения в элементы растрового изображения. С одним из редакторов векторных изображений я познакомлю Вас в настоящем уроке. Известная фотографам программа Adobe Photoshop, являясь изначально редактором растровых изображений, способна оперировать векторными изображениями. Например, с помощью неё я преобразую основу водяного знака в растровое изображение, пригодное для нанесения на фотографии с помощью Adobe Lightroom.
Процедуру преобразования векторного изображения в растровое называют растрированием (на англ. rasterisation). Соответственно, обратный процесс – получение векторного изображения из растрового – называют векторизацией или трассировкой (на англ. tracing).
Растровые изображения читаются большинством современных устройств. «Растры» способны передавать плавные цветовые переходы (цветовые градиенты), поэтому удовлетворяют нуждам цифровой фотографии. При изменении размеров (масштабировании) растровых изображений качество последних ухудшается.
Векторные изображения читаются специализированными устройствами и программами, хотя современные Интернет-браузеры, также, распознают первые. «Векторы» прекрасно подходят для хранения графики и неоптимально «обходятся» с плавными цветовыми переходами. Поэтому векторные изображения, чаще всего, используют для хранения текста, логотипов, схем, диаграмм и прочих визуальных форм с контрастными, явными, контурами. При масштабировании векторных изображений их качество остаётся неизменно на высочайшем уровне. Обратно к тексту.
3 Со временем я стал использовать основу как логотип в рекламных материалах различного формата: от настольной таблички (на англ. table tent) формата А4 до огромного плаката для концертного зала – а также в оформлении своего электронного портфолио. В каком бы масштабе я не использовал логотип, качество последнего оставалось неизменно высоким благодаря возможностям формата PDF. Обратно к тексту.
4 Векторное изображение состоит из узлов. Узлы соединяются линиями. После трассировки «растр» преобразуется в «вектор», то есть вместо элементов растрового изображения появляются набор узлов, соединённых линиями, векторного изображения. Узлы и линии располагаются так, что повторяют контур исходного рисунка. По ряду причин (качество рисунка и особенности содержания последнего, качество фотографирования или сканирования, конкретные значения параметров векторизации) трассированное изображение может содержать избыточное количество узлов. Дополнительно, узлы и линии могут повторять рисунок не точь-в-точь. Поэтому после векторизации следует удалить избыточные узлы и отредактировать соединяющие их линии. Этот процесс я называю оптимизацией.
Параллельно с редактированием линий можно выполнять корректирование рисунка. То, что я не учёл во время рисования (например, рукописный текст достаточно сложно выполнить так, чтобы буквы располагались на одной линии и были одинаковой высоты), я могу исправить в процессе редактирования векторного изображения. Другими словами, в рамках оптимизации можно выполнять балансирование рисунка, доведение последнего до «товарного» вида. Обратно к тексту.
5 Компьютерные шрифты распространяются в виде файлов. Чтобы шрифтом можно было воспользоваться, файл должен находиться в папке Fonts («Шрифты»). Эта папка располагается внутри системной директории в операционных системах семейства Windows или внутри директории Library в операционных системах Mac OS. Некоторые шрифты уже встроены в операционную систему и, соответственно, доступны в графических редакторах.
Если Вы хотите включить в основу своего водяного знака оригинальный шрифт, то подберите последний с помощью Интернет. Здесь у Вас есть две законные возможности: приобрести шрифт или найти бесплатный шрифт. В обоих случаях Вам следует убедиться, что лицензионное соглашение, под которым распространяется понравившийся шрифт, разрешает использование последнего для маркирования фотографий, в целом растровых изображений, и для создания масштабируемого (в векторном формате) логотипа. Соответствующие лицензии могут отличаться друг от друга деталями в зависимости от распространителя шрифта, но объединены в одну группу, так называемых, лицензий, описывающих «настольное применение» (на англ. desktop license или desktop EULA).
Чтобы приобрести шрифт воспользуйтесь сайтами специализированных дистрибьюторов, например, MyFonts, FontSrping или Интернет-магазинами непосредственных производителей шрифтов, например, ООО НПП «ПараТайп .
Бесплатные шрифты найдите в Интернет. В частности, некоторые свои шрифты авторы свободно распространяют через MyFonts. Ещё одним примером бесплатных шрифтов служит коллекция Typodermic Fonts, созданная канадским дизайнером шрифтов Рэем Лараби (Ray Larabie). Если Вы планируете извлекать материальную выгоду от деятельности, связанной с применением бесплатного шрифта, то уточните в тексте лицензионного соглашения, что последнее предусматривает коммерческое использование шрифта (на англ. commercial use).
Например, шрифт текстовой надписи «photography», которую Вы можете видеть в водяном знаке, изображённом на рисунке 2, я приобрёл у дистрибьютора MyFonts. В соответствии с лицензионным соглашением я вправе использовать шрифт, в частности, в составе логотипа и водяного знака, предназначенного для нанесения на фотографии. Отмечу, что это лишь малая часть из используемых в моей деятельности возможностей, которые открывает передо мной конкретная лицензия.
Подбирая оригинальный шрифт, также, обратите внимание на знаки, которые он поддерживает. Так, шрифт, который я выбрал для основы своего водяного знака, содержит кириллические и латинские символы. Поэтому я применил один и тот же шрифт в двух версиях логотипа и, соответственно, водяного знака на основе последнего: на английском и русском языках.
Будьте аккуратны с применением шрифтов, включённых в состав «сборников» на твёрдых носителях (компакт-дисках) или распространяемых через сайты, на которых не указываются условия использования конкретного шрифта. Чаще всего, такие источники содержат произведения, применение которых нелегально.
Когда у Вас в руках появился файл с нужным шрифтом, двойным нажатием левой кнопки мыши по файлу откройте последний. В окне, демонстрирующем шрифт, найдите кнопку «Установить» (Windows) или «Установить шрифт» (Mac OS). Нажмите её и файл автоматически переместится в системную папку «Fonts»:
Обновленная версия списка горячих клавиш Adobe Camera Raw по состоянию на момент публикации материала. Использование клавиатурных сокращений позволяет значительно увеличить скорость работы п
Читать дальше →Как создаются хорошие HDR-фотографии. Основные этапы, на которые необходимо обращать внимание
Читать дальше →В предыдущей статье мы рассмотрели советы для съемки в путешествиях. Теперь поговорим про ишибки, которые приходится исправлять на этапе обработки.
Читать дальше →На бесплатном онлайн мастер-классе по Photoshop мы разобрали 10 основных ошибок при обработке фотографий. Рекомендуется к просмотру как любителям, так и профессионалам.
Читать дальше →DxO выделяется на фоне конкурентов благодаря особому способу обработки RAW файлов. Первая версия DxO PhotoLab была анонсирована в конце 2017 и сразу после...
Читать дальше →Есть много разных способов исправить геометрию объектива и перспективу с использованием Photoshop. Однако, полезные инструменты также присутствуют в Camera Raw и Lightroom, с которых как раз
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
круть
В сноске 1 написано: 1 "Если Вы намереваетесь создать водяной знак, но ещё не определились с его содержанием и\или формой, то обратите внимание на статью «Как придумать водяной знак?...".
Не смог найти на сайте такую статью. если можно скиньте пожалуйста ссылку. Заранее благодарю.