• Не пропустите

Карточки

Автор: Cyber9D Тема создана: 25/10/2020 14:25 Просмотров: 37 Ответов: 1

Мыс Фиолент

Автор: MasterSabio Тема создана: 22/10/2020 21:34 Просмотров: 164 Ответов: 0

Как сделать такую фотографию ?

Автор: vitek57 Тема создана: 21/10/2020 08:22 Просмотров: 420 Ответов: 6

Все про резкость. Часть 11.

Фильтр Camera Raw

Рассмотрим последний фильтр, из арсенала Photoshop, повышающий резкость изображения. Это закладка "Детализация - Повышение резкости" в фильтре Camera RAW. Он так же, как и Smart Sharpen ("Умная" резкость) относится, в первую очередь, к деконволюционным фильтрам.

До версии Photoshop CS5, в этой закладке находился, по сути, обычный Unsharp Mask (Контурная резкость). Начиная с CS5 фильтр принципиально обновился. Но его использование было не очень удобным. Так как применять его приходилось в конвертере на стадии "проявки" фотографии. А повышение резкости дает наилучший результат, когда является последней операцией в обработке фотографий. Но начиная с версии Photoshop CС 2014 ситуация изменилась в лучшею сторону. Теперь пользователи могут вызывать Camera RAW как обычный фильтр из Photoshop. Со всеми вытекающими плюсами.

Итак, давайте посмотрим на этот фильтр. Вызывается он как и остальные. Закладка "Фильтр" - "Фильтр Camera Raw". Откроется окно аналогичное ACR. В нем переходим на закладку "Детализация" и посмотрим, что нам там предлагают.

Видим, что в закладке присутствует два инструмента. "Регулировка резкости" и "Уменьшение шума". Несмотря на то, что шумоподавление реализовано очень неплохо, мы не будем рассматривать этот инструмент в рамках этой статьи.

В инструменте "Регулировка резкости" присутствует 4 параметра. Давайте более подродно рассмотрим каждый из них. Что они делают и каким образом. Возьмем для наглядности использовавшуюся ранее картинку с резкой границей перехода и начнем с параметра "Эффект". Сдвинем ползунки "Детализация" и "Маскирование" в ноль, "Радиус" до минимума 0,5, а "Эффект" максимально сдвинем вправо до 150. И теперь будем постепенно изменять параметр "Радиус" до максимума 3,0. Так как значение радиуса ограничено 3,0, чтобы лучше был виден эффект работы фильтра, будем рассматривать увеличенное изображение.

Слева, радиус 0,5. В втором сегменте радиус 1,5. В третьем радиус 3,0. И в последнем, справа, для сравнения показана работа Unsharp Mask (Контурная резкость) с радиусом 3,0 и силой воздействия 150%.

Видно, что фильтр при максимальном эффекте хоть и образует ореолы похожие на нерезкое маскирование, но они гораздо слабее Unsharp Mask (Контурная резкость). А главное, при одном и том же радиусе, более узкие и с другим распределением яркостей, как в фильтре Smart Sharpen ("Умная" резкость). Плюс, фильтр применялся не к размытому изображению, а к идеально резкому. Это сразу наводит на некоторые мысли, но не будем спешить с выводами.

Давайте теперь возьмем другую уже знакомую картинку, размоем ее гауссом с радиусом 0,8 и посмотрим, как фильтр отработает на изображении приближенном к реальному.

Вот, размытая картинка

А вот что у нас получится в результате работы фильтра с радиусом 0,8 и максимальным эффектом (слева). Для сравнения, справа результат работы новой версии Smart Sharpen ("Умная" резкость) с радиусом 0,8 и эффектом 400%. А внизу работа Unsharp Mask (Контурная резкость) с радиусом 0,8 и эффектом 100%.

Видно, что и Camera Raw, и Smart Sharpen восстановили размытые контуры. Но по разному. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что Camera Raw лучше восстановил контуры у относительно крупных деталей, а вот самые мелкие, толщиной в один пиксель, восстановлены ощутимо хуже. А Smart Sharpen с точность наоборот. Достаточно хорошо отработал на самых мелких деталях, а более крупные восстановил чуть мягче, чем Camera Raw. Unsharp Mask сработал значительно хуже  и Camera Raw, и Smart Sharpen. И крупные, и мелкие детали выглядят недостаточно резко, плюс, заметны ореолы. Если увеличить картинки, отличия видны более явно.

Из-за ограничения в размере радиуса 3,0 и эффекта 150, невозможно более точно посмотреть, как работает фильтр. Но одназначно можно сказать, что не как Unsharp Mask (Контурная резкость). А отличия в работе Camera Raw по сравнению со Smart Sharpen связаны с тем, что первичные ореолы имеют различную ширину и распределение яркости в них.

Картинка с увеличением в 16 раз. Слева, ореолы на идеально резкой границе в Camera Raw с эффектом 150 и радиусом 3,0. Справа, ореолы образующиеся в Smart Sharpen с такими же настройками.

Видно, что и интенсивность, и ширина, и распределение яркости совершенно другие. Впрочем, насколько одинаковые параметры в разных фильтрах выглядят по разному, мы уже видели. В центре, я попытался получить в Smart Sharpen максимально близкую картинку для Camera Raw. Все равно видно, что распределение яркостей в ореолах ощутимо различаются. Таким образом, можно сделать вывод, что для фильтра Camera Raw используется другая математика.

Восстановление размытого контура без образования ореолов нерезкого маскирования, это конечно хорошо и здорово. Но, как видно было выше, самые мелкие детали, благодаря проработки которых и создается впечатление о резкости изображения, не очень то хорошо восстанавливаются в фильтре Camera Raw. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, разработчик ввел в фильтр еще один параметр. "Детализация". Прежде чем говорить о том, зачем это было сделано таким образом, давайте посмотрим, что делает этот параметр.

Возьмем максимальными эффект (150) и радиус (3,0), и начнем увеличивать параметр "Детализация" от 0 до 100. Вот, что у нас получится на идеально резком контуре:

Видим уже очень знакомую картинку с чередующимися ореолами. Значит, хоть реализация и другая, но общий принцип остался тем же. В этом фильтре так же, как и в Smart Sharpen ("Умная" резкость), применяются аналогичные методы деконволюции. Хотя заложенная в них математика и отличается. Проделаем все то же самое с другой уже знакомой картинкой с радиусом размытия 0,8.

Слева вверху действие фильтра без использование параметра "Детализация". Эту картинку мы уже видели выше. Справа вверху я попробовал подобрать такое значение детализации, при котором наилучшим образом проработаются самые мелкие детали. Улучшение есть, но уже ценой образования явно видимых ореолов. В особенности, вокруг более крупных деталей. При дальнейшем увеличении значения параметра "Детализация" уже становятся заметны вторичные инверсные ореолы.

В своей статье Camera Raw для начинающих #7, посвященной описанию этого фильтра, Евгений Карташов написал про параметр "Детализация":

«Этот параметр показывает, насколько мелкие детали будут затрагиваться при повышении резкости. Чем больше значение, тем более мелкие детали подвергаются воздействию.»

Честно говоря, такое утверждение вызывало у меня некоторое недоумение. Лично я так и не понял, что подразумевал Евгений и какова связь величины этого параметра с размером деталей. Как было видно выше, при увеличении значения этого параметра усиливаются ореолы деконволюции в независимости от размера деталей.

Увеличение значения параметра "Детализация" увеличивает интенсивность ореолов деконволюции. Но это не эквивалентно тому, если бы мы дальше увеличивали (больше 150) значение параметра "Эффект", если бы это было возможно. Убедиться в этом достаточно легко. Если задать некоторое не нулевое значение значение детализации, уменьшая значение параметра "Эффект" мы не сможем получить такую же картинку.

Давайте еще, ради интереса, посмотрим и сравним, как фильтр Camera RAW и Smart Sharpen ("Умная" резкость) справляются с большими размытиями. Возьмем знакомую уже картинку и размоем ее гауссом с радиусом 3,0. И обработаем ее разными фильтрами.

Видно, что Camera RAW с нулевым значением детализации как-то попытался восстановить размытые контуры. При этом, ореолов не наблюдается. На этой картинке хорошо видно то, о чем я не упомянул раньше. В результате работы фильтра Camera RAW размытие частично устраняется, но при этом происходит некоторое "утолщение" деталей. Так оно и есть и это заметно на реальных фотографиях, когда знаешь куда смотреть и что искать. И как раз из-за этого эффекта самые тонкие детали прорабатываются ощутимо хуже, чем в фильтре Smart Sharpen.

Слева внизу значение детализации уже ненулевое. Видно, что детали немного "ужались", самые мелкие проработались лучше, но... ценой появления видимых ореолов. Ну и справа внизу видно, как отработал Smart Sharpen. На мой взгляд, лучше всего. Хотя о качественном восстановлении картинки при таких больших размытиях говорить не приходится.

Ну и последний параметр, это "Маскирование". Непосредственно за повышение резкости он не отвечает. Тем не менее, это очень полезный параметр. Так как с его помощью можно маскировать однородные области, где повышение резкости нежелательно из-за неизбежного проявления усиленных фильтром шумов, или других мелких деталей.

Визуализировать его действие можно зажав клавишу "Alt" и двигая ползунок. При нулевом значении параметра воздействию фильтра подвергнется все изображение, а при максимальном значении, только самые контрастные контуры.

Картинка ничего не напоминает? Действие фильтра очень похоже и аналогично фильтру "Стилизация" - "Свечение краев" (уже забыл, как они называются в англоязычной версии), который мы использовали в четвертой части для маскирования областей, где повышение резкости нежелательно. Таким образом, разработчики избавили нас от дополнительных танцев с бубнами, включив этот параметр прямо в фильтр.

Кстати, зажатый "Alt" работает и для остальных параметров. Я не говорил об этом выше, так как для других параметров полезность этого режима не так велика. Параметр "Эффект" с зажатым "Alt" показывает черно-белое изображение. Параметр "Радиус" показывает "карту ореолов". А параметр "Детализация" показывает ореолы деконволюции.

Итак, мы посмотрели, как устроен и как работает фильтр Camera RAW. Что можно сказать о нем в заключении? Разработчики заложили в фильтр Camera RAW два алгоритма. По их задумке, судя по всему, параметр "Эффект" должен был восстанавливать размытые контуры немного "утолщая" детали, а параметр "Детализация", за счет алгоритмов деконволюции используемых в Smart Sharpen, окончательно восстанавливать изображение без образования видимых ореолов. Как по мне, не могу сказать, что в текущем исполнении получилась самая удачная реализация идеи именно восстановления размытых контуров.

Но, справедливости ради, нужно отметить, что изначально фильтр разрабатывался для использования исключительно в RAW-конвертере. То есть, предлагалось повышать резкость сразу на стадии "проявки". Так как огромное количество пользователей ограничиваются обработкой фотографий исключительно инструментами конвертера, без последующего перехода и работы в Photoshop.

Если исходить из того, что дальнейшей работы в самом Photoshop, где можно дополнительно основательно пошаманить, не предполагается, то фильтр получился очень даже "продвинутый". Частично восстанавливает детали, плюс, дополнительно повышает резкость за счет образования ореолов более "деликатных" нежели нерезкое маскирование, плюс, включена возможность маскирования... Все это вместе, да еще в сочетании с очень неплохим шумодавом в закладке, делает этот фильтр очень хорошим для качественного повышения резкости. Однако, если вы допускаете возможным в своей работе дополнительные телодвижения, я бы предпочел Smart Sharpen ("Умная" резкость). Впрочем, никто не запрещает работу этих двух фильтров еще и скомбинировать.

Вот мы и закончили детальный разбор инструментов повышающих резкость в изображении. Уставший и заскучавший читатель, которому не очень интересна теория, может задать вполне закономерный вопрос. "Чувак, все это круто, но... так как же лучше всего повышать резкость?". Об этом мы поговорим в заключительной части цикла. Можно, конечно, было бы и пропустить описание алгоритмов работы инструментов. В особенности, эту и несколько предыдущих частей, как наиболее скучные для неискушенного читателя. Просто воспользоваться практическими рекомендациями с описанием последовательности действий, или вообще готовыми экшенами, которые я выложу в заключительной части. Однако... единого идеального универсального рецепта не существует. Не бывает двух одинаковых фотографий. Поэтому, если вы хотите быть во всеоружии и четко представлять, что и зачем вы делаете, знание алгоритмов работы необходимо.

14/03/2016    Просмотров : 39721    Источник: skitalets-san.livejournal.com    Автор: Владимир Калюжный
Версия для печати Скачать в pdf Рекомендовать статью

Комментарии: 13

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Антон Карпенко 28 Августа 2018 - 02:12:37

    спасибище. очень доходчиво рассказано, приятно погружаться в тонкости мастерства


  • Anatoly Snezhan 26 Марта 2018 - 20:46:56

    И всё же: со дня появления фотографии остро требуется не ЭТО теоретическое мыло, а практическая кнопка, рычаг, штурвальчик - Резкость. Раз - и резкость, два - и резкость звонкая, три - и резкость режущая. В идеале - резкость такая, которая тебе потребуется для портрета, пейзажа и пр.


  • Fay 26 Сентября 2017 - 10:38:17

    Спасибо огромное за статью,очень полезная!!!


  • Alexander Tripolski (anonimus) 19 Июля 2017 - 23:26:05

    Unsharp Mask-Нерезкая маска


  • Лиза_Вета 4 Июля 2017 - 16:14:45

    "...если вы хотите быть во всеоружии и четко представлять, что и зачем вы делаете, знание алгоритмов работы необходимо" - золотые слова! Именно потому, что во многих уроках на сайте алгоритмы работы не освещаются, эти уроки остаются в памяти лишь на непродолжительный период времени. Спасибо за такой подробный обзор!
    К сожалению, смогла найти на сайте только с 8-й по 15-ю части цикла. А где первые 7?


  • stylist 21 Марта 2017 - 21:29:26

    Очень полезная статья!Спасибо!


  • Marina Korol 1 Февраля 2017 - 20:38:21

    Спасибо за статью! очень познавательно и полезно


  • YouRa 25 Марта 2016 - 20:51:09

    Очень познавательно и интересно. Спасибо.


  • Elmar Mamedov 22 Марта 2016 - 09:07:28

    Уже давно не пользуюсь фильтрами увеличения резкости в самой программе, ограничиваясь возможностями RAW-конвертера. Спасибо за подробные разъяснения!


  • Владимир_Орех 16 Марта 2016 - 02:26:52

    Достойные исследования!


  • SergioG17 15 Марта 2016 - 12:17:20

    Спасибо за статьи, Владимир! Отличный материал! Начал читать только с 8-ой части, но тут, как я понимаю, и началось как раз все самое интересное). Понравилась небоязнь авторитетов, хотя если есть знания и практические подтверждения, почему и нет) Хвала и уважуха, уж простите за панибратство) В ожидании финальной части...


    • Владимир Калюжный 15 Марта 2016 - 12:42:29

      Спасибо за отзыв :-) А финальной части не получилось. Там еще на 6 частей набралось :-)))


  • Lavalet 15 Марта 2016 - 12:07:33

    Спасибо за статью, мне было понятно и полезно.


Еще уроки из рубрики "Adobe Camera Raw"

Как создать таймлапс в Adobe Photoshop

Создание таймлапса может показаться пугающей задачей. Вы, возможно, думаете, что это очень сложный процесс, требующий специализированного оборудования. Однако ...

Читать дальше
23/03/2018. Обработка фото — Adobe Camera Raw. Перевод: Алексей Шаповал
25 487
4

Создание вариантов обработки в Camera Raw

В этой статье вы узнаете, как создать несколько вариантов обработки одного и того же изображения в Adobe Camera Raw. После этого вы сможете выбрать нужный вариант (или несколько)...

Читать дальше
22/12/2014. Обработка фото — Adobe Camera Raw. Автор: Евгений Карташов
85 458
25

Создание и применение пресетов в Camera Raw

В стандартном конвертере, который входит в состав Photoshop, Adobe Camera Raw, есть возможность создавать пользовательские предустановки с различными настройками обработки.

Читать дальше
30/08/2014. Обработка фото — Adobe Camera Raw. Автор: Евгений Карташов
111 149
32

Придаём выразительность закату

Фотографии, на которых вы запечатлели закат или рассвет выглядят серыми и скучными? Воспользуйтесь советами по обработке, которые мы для вас подготовили...

Читать дальше
13/08/2014. Обработка фото — Adobe Camera Raw. Перевод: Марк Лаптенок
71 081
11

Тональная кривая. Придаём пейзажу объём

  Порой вы обнаруживаете, что тон и цвета ваших фотографий едва ли раскрывают красоту снимаемой сцены. Посмотрите на снимок ниже. Его контрастность мала, разница между...

Читать дальше
15/05/2014. Обработка фото — Adobe Camera Raw. Перевод: Марк Лаптенок
42 925
14

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды