Большинство фотографов думают, что портрет – это какой-то обособленный жанр съемки. Однако, не стоит так думать. Праздничные фото, документальная фотография или семейное фото, все, где есть человек, можно отнести к портретной фотографии.
В этой статье наш эксперт Анджела Николсон рассмотрит наиболее распространенные ошибки в портретной фотографии и объяснит, как их избежать.
Широкоугольным объективом действительно можно снять очень своеобразные портреты, которые могут понравиться некоторым людям.
Широкоугольный объектив гипертрофированно передает перспективу, то есть, близкие объекты кажутся намного больше чем те, которые находятся дальше. На примере портрета это означает большой нос, скошенный подбородок, искаженное лицо и увеличенные глаза.
Чтобы получить лучший результат, необходимо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и отойти дальше от объекта съемки. Это позволит сохранить нормальные пропорции лица портретируемого.
Фокусное расстояние 50 мм или меньше может быть хорошим выбором для портрета в окружении, когда объект, к примеру, находится на своем рабочем месте и вы не снимаете с близкого расстояния. Объектив с фокусным расстоянием 70 – 85 мм хороши использовать для съемки погрудного и плечевого портрета.
Не забывайте, что на камерах формата APS – C объектив 50 мм по углу зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 75 – 80 мм, поэтому стандартный полтинник может стать отличным выбором.
Более длиннофокусные объективы также работают хорошо, хотя при этом придется отходить дальше от модели, вам нужно будет больше места для работы.
Использование длиннофокусного объектива позволяет усилить размытие заднего плана, что даст дополнительный акцент на объекте съемки.
Как правило, глаза в портрете должны быть резкими. Это особенно важно, если вы снимаете с широко открытой диафрагмой для ограничения глубины резкости.
Малая глубина резкости это отличный способ направить внимание зрителя на объект съемки. Внимание будет направлено на резкие части, вот почему так важна правильная фокусировка.
Для портрета это означает, что нужно фокусироваться на глаза, а не на нос, к примеру.
Если вы позволяете камере выбирать точку фокусировки за вас, то теперь нужно взять этот процесс под свой контроль и наводиться на резкость самостоятельно. В инструкции к вашей камере вы можете найти подробные объяснения, как выбирать нужную точку фокусировки.
Кроме того, если объект не движется, вы можете попробовать ручной режим фокусировки. В этом случае лучше поставить камеру на штатив и использовать максимальное увеличение в режиме Live View. Увеличивать нужно область глаз, так как вы будете наводить резкость на них.
Дополнительным преимуществом съемки со штатива с использованием Live View является то, что вы можете свободно общаться с моделью, помогая ей расслабиться и незаметно снимать ее.
Съемка портрета на закрытой диафрагме – это не всегда хорошая идея. Резкий фон будет отвлекать внимание от объекта съемки. Выбор более широкой диафрагмы, например, f/5.6, даст гораздо лучший результат.
Даже если фон размыт не сильно, а слегка, это все равно выделяет объект из окружения, и внимание зрителя будет направлено на объект.
Если вы захотите размыть фон больше, вам нужно будет увеличить расстояние между фоном и моделью, например, попросить модель подойти ближе, а самому отойти назад, чтобы сохранить масштаб кадра.
Вы также можете использовать объектив с большим фокусным расстоянием, так как это приведет к уменьшению глубины резкости при той же диафрагме. Но вам при этом придется отходить дальше от модели.
Классическая ошибка при съемке людей. Возникает из-за невнимательности фотографа к заднему плану, в результате из головы людей торчат различные предметы: столбы освещения, стволы деревьев, дорожные знаки.
Этого можно избежать, снимая на открытой диафрагме, чтобы сильно размыть фон, однако, проще отойти в сторону, чтобы нежелательные объекты не попадали в кадр.
В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.
Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.
Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.
Правильная высота съемки варьируется в зависимости от субъекта и контекста изображения, но лучший результат, как правило, получается при съемке с уровня глаз портретируемого.
С детьми это может означать, на коленях или даже лежа на полу.
И наоборот, если вы хотите подчеркнуть, какие они маленькие, то снимайте сверху.
Многие фотографы предостерегают от съемки портрета с высоты ниже уровня глаз, так как это может подчеркнуть двойной подбородок и ноздри.
Традиционно женщин и детей снимают слегка сверху, попросив их направить взгляд немного выше, чтобы подчеркнуть глаза и заставить их выглядеть более привлекательно. Эти рекомендации актуальны и сегодня.
В некоторых случаях резкие тени уместны, но чаще всего вы захотите смягчить их на портрете.
Если вы снимаете при ярком солнечном свете, найдите затененное место. Кроме того, вы можете использовать рассеиватель над головой модели, чтобы смягчить свет.
Использование вспышки, предпочтительно, расположенной не на камере, а управляемой через синхронизатор, также может творить чудеса, заполняя тени и придавая образу выразительность.
Быстрое уменьшение интенсивности света от вспышки с расстоянием дает возможность слегка затемнить фон, акцентируя внимание на модели.
Одна из опасностей использования встроенной вспышки на камере состоит в том, что она расположена близко к объективу, что может привести к отражению света вспышки от сетчатки глаза, что приводит к появлению эффекта красных глаз.
Можно ослабить этот эффект, сделав соответствующие настройки в камере, чтобы она выдавала предварительную вспышку, приводящую к сужению зрачков человека. Но самым лучшим лекарством является перемещение вспышки от объектива.
Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.
Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже.
Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным).
Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.
Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.
С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов – снимать с большого расстояния, даже не пытаясь использовать зуммирование объективом.
В портретной фотографии это означает большие лишние пространства вокруг объекта, много неба над ним, много земли под ним, хотя портрет по плечи здесь смотрелся бы гораздо лучше.
Это не означает, что масштабные портреты с окружением смотрятся плохо, просто там нужно тщательно планировать образ и композицию, чего большинство не делает.
Хотя съемка более крупным планом часто смотрится лучше, остерегайтесь перебора в этом, когда фото будет похоже на паспортное, с плотным кадрированием от шеи вверх.
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
На счет красных глаз не соглашусь. В некоторых случаях они вполне уместны. В фентезийных образах, костюмах котов и т.д.
Хорошо написано - автору +
Солнечные очки на голове. Часто забывают снять.
Ну уж про съемку широкоугольником портретов совсем не согласен!
Ребята, это же просто инструмент, нужно учиться его применять.
http://buynbest.ru/semka-shirokougolnym-obektivom-sovety-i-priemy/ вот одним из пунктов как раз про портреты, это же просто фишка такая!
Из всякого правила есть исключения. Сначала учатся базовым принципам, а потом их нарушению.
согласен. хотя есть конечно одаренные люди, которые сразу начинают шарашить как им вздумается, блин, но таких единицы =)
Заметил на Nikon 85 1.8G, когда фотографирую, часто бывает размытие, хотя f4 или 5.6 как мне казалось должна помещать человека в резкость. Выдержка вроде позволяет, примерно 1/300.
В чём причина размытия может быть?
Вопрос к Евгению Карташеву: работал в двух фото-студиях, в них была немного разная техника съемки портрета крупным планом, в первой мы снимали на уровне глаз клиента, клиент сидел на стуле без опоры на спинку стула, когда перешел работать в другую студию, увидел что в ней снимают с уровня чуть выше макушки и с опорой клиента на спинку стула, объясняя это тем, что если фотографировать с уровня глаз, то шея будет выглядеть слишком массивно, а опора на спинку стула нужна для "фиксации клиента в пространстве". Могли бы Вы внести ясность в этот вопрос?
Здесь нужно ориентироваться на индивидуальные особенности внешности. То есть, изменяя точку съемки, можно определенным образом изменить пропорции, таким образом скрыв недостатки и подчеркнув достоинства.
Часто приходится фотографировать людей в очках,в результате на глазах блики , глаза становятся не выразительными,подскажите технические приемы,как этого избежать.Очень буду благодарна.
поляризационный фильтр поможет
Мне бы,
было интереснее читать статью Вашу
с примерами фотогрфий "правильно" выполненных,
возле "неправильных"
Сюда же обрубки конечностей, по-дурацки засунутые руки, пальцы, как на фото7, неправильное положение рук(фото9) нелепые позы,(фото 3) и ошибки настроек...
Интересная статья для получения хороших знаний и умений фотографировать!
Уважаемый gzoor! Евгений Карташов абсолютно прав. Для того чтобы на кропе получить такой же снимок, как на ФФ с отдной и той же точки надо объктив с фокусным расстоянием, при котором угол зрения будет таким же, как и для ФФ. Если Вы отойдете дальше с одним и тем же объективом, то в поле зрения действительно попадут одни и те же объкты, но перспектива будет разной из-за разного угла зрения. Поэтому полтинник на кропе успешно выполняет роль не очень длиннофокусного портретника, потому что работает центральной частью т.е. с мень шим углом охвата.
Всё кроме 4 и 8. очень спорно. Я б сказал - это не ошибки ни разу, а просто "правильно готовить" сюжет надо в этих ситуациях
"Стандартный полтинник" никак не может быть отличным выбором. Он не превращается магическим образом в 75-80 мм. на кропе Он так и остается 50 мм, с искажениями, характерными для 50 мм. Только угол будет как у 75-80 мм. объектива на полнокадровой камере.
Про какие искажения конкретно идет речь? Про перспективные?
Про, про них.
Вы сильно ошибаетесь. Советую почитать Анатолия Скоблова.
Евгений, в чем конкретно моя ошибка? Разве фокусное расстояние меняется каким-то образом? Матрица регистрирует изображение, проецируемое объективом, Фрагмент этого изображения зависит от размера матрицы. Полнокадровая матрица - изображение больше, кроп-фактор 1,5 - соответственно, в полтора раза меньше. Характер изображения же не меняется. Если объектив дает сильную дисторсию, то она будет присутствовать и на кропнутой камере, только края изображения отсекутся. Например, если на камеру с кроп-фактором 1,6 поставить горизонтальный фишай 16мм, то он останется тем же объективом, но уже с углом не 180 градусов, как на полнокадровых (ФФ) камерах, а с углом в 120 градусов. При этом сохраняет в себе свойство «Рыбий глаз», делая кадр оригинального «бочковатого» вида по контору. Чем ближе объект съемки, тем больше проявляется эффект фишая на картинке.
Естественно, для того, чтобы снять одним и тем же объективом, точно такую же картинку, как на полнокадровой камере, с кропнутой мне нужно будет отойти дальше. Следовательно, искажения будут меньше заметны.
Или Вы о чем-то другом?
P. S. ЖЖ Анатолия Скоблова (да и вообще весь) в дауне.
Полностью с Вами согласен!
клевая статейка... теперь пусть криворукие форумчане свои портреты в свете этой статейки оценят хехехе