Как получить черный фон при съемке

В предыдущих уроках я рассказывал о том, как получить белый фон при съемке, как получить белый фон в Photoshop, а также о том, как сделать черный фон в Lightroom.

Конечно, в графическом редакторе, при наличии у фотографа необходимых навыков, можно пересадить объект на любой фон. Вопрос в том, сколько это займет времени. Если при съемке есть возможность получить тот или иной фон или эффект на фоне – лучше сделать это, чем тратить время на постобработку.

Если с белым фоном все понятно и логично – чтобы получить белый фон при съемке, нужно осветить его сильнее, чем объект, то получение при съемке черного фона связано с обратной задачей.

Вкратце принцип получения черного (или близкого к черному) фона можно сформулировать так: чтобы фон стал черным, нужно, чтобы снимаемый объект экспонировался нормально, а фон недоэкспонировался таким образом, чтобы не фиксироваться на сенсоре (или другом светочувствительном материале). Проще говоря, нужно освещать объект съемки, но не освещать фон.

Далее я на наглядном примере покажу, что для получения черного фона вовсе необязательно иметь в наличии этот самый черный фон. Конечно, если у вас есть черный бумажный, а еще лучше, натуральный бархатный фон (бархат очень хорошо поглощает свет, не давая паразитных отражений), это значительно облегчает задачу.

Итак, я сделал снимок этого флакончика сначала при естественном освещении, в обычной комнате своей квартиры. Стоит флакон на черном акриле, а задний план – это светлые обои на стене, просто они не попали в глубину резкости. То есть, черного фона у меня нет.

Теперь, собственно, порядок действий:

Нужно определить экспозицию, при которой фон станет черным. Для этого устанавливаем режим М, выдержку, равную выдержке синхронизации (обычно 1/200 – 1/250 сек), ISO на минимум, затем подбираем диафрагму, чтобы полностью отсечь естественное освещение. У меня получилась диафрагма f/11, с некоторым запасом. Итак, параметры фотокамеры у меня получились следующие: ISO 100, f/11, 1/200 с. При этих значениях я гарантированно получаю черный фон.

 Далее нужно подобрать мощность вспышки таким образом, чтобы нормально экспонировать объект. Должен заметить, что этот способ не подойдет для съемки со встроенной вспышкой или внешней вспышкой, которая установлена на камере.

Я использовал простую схему освещения с одним источником. Слева находится софтбокс, источником света в котором служит вспышка Canon 580 EX II, управляемая с помощью радиосинхронизатора. Очень важно расположить софтбокс как можно ближе к объекту съемки, чтобы не увеличивать без надобности мощность вспышки, а самое главное, снизить интенсивность переотражения света от стен на фон.

Теперь еще один очень важный момент: расстояние между фоном и объектом должно значительно превышать расстояние между объектом и источником света! Принцип простой – закон обратных квадратов. Кто не знает – прошу воспользоваться поиском по сайту. У меня расстояние от софтбокса до флакона составило примерно 30 см, а от флакона до фона (стены) – 2,5 метра. Вот вам небольшая тренировка для мозга: посчитайте, какая будет  разница в освещенности между объектом и фоном?

И, наконец, чтобы полностью исключить возможность попадания света непосредственно от софтбокса на фон, я поставил рядом с софтбоксом черный флаг. Ширмочку, проще говоря. Теперь я могу быть уверен, что при съемке получу черный или максимально близкий к черному фон. 

Проще, конечно, получить черный фон, используя импульсные источники света, но и с постоянным светом это тоже возможно. Только работать желательно в затемненном помещении и тщательно контролировать распространение света.

Главный принцип – свет должен быть только там, где это необходимо. Если нам нужен черный фон – отсекаем от него свет. В результате любой фон становится черным.

Автор: Евгений Карташов

12/02/2013    Просмотров : 198702    Источник: photo-monster.ru    Автор: Евгений Карташов
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 43

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Sergej Kobzaruk 23 Сентября 2016 - 13:58:17

    Евгений,спасибо огромное!


  • Владимир Баевский 1 Октября 2015 - 17:10:02

    Спасибо, Евгений.


  • Юнна Бауэр 18 Августа 2014 - 14:19:12

    Может есть фото примеры как ставить предметы на какое растоение какая подсветка как она должна смотреть на каком растояние она должна стоять накаком растояние стоять с камерой? и т д


    • Евгений Карташов 18 Августа 2014 - 16:05:02

      Это все неважно. Главное, понять сам принцип


  • Юнна Бауэр 18 Августа 2014 - 13:33:42

    Здравствуйте подскажите пожалуйста. я пробовала сфотографировать все как написано в статье чтоб получить черный фон. у меня ничего со всем не вышло. Фотокамера кэнон 1100D Включала настольную лампу чтоб подсветить только объект толку ноль. Может на такой фотоаппарат это не реально?


    • Евгений Карташов 18 Августа 2014 - 13:52:30

      Реально даже на телефон. Нужно правильно подобрать параметры съемки и настроить освещение.


  • Yakubovsky Yuri 26 Апреля 2014 - 13:25:34

    спасибо!


  • ivangavenko 18 Декабря 2013 - 16:49:14

    Nikon D7000 50mm 1.8D


  • chekhlomin 18 Ноября 2013 - 17:26:06

    Canon EOS 1100D EF-S18-55mm f/3.5-5.6 IS II


  • Dikaya 7 Октября 2013 - 06:20:20

    спасибо, что объяснили. А то я не поняла как так получилось)))


  • pavel_pupkov 13 Августа 2013 - 12:23:25

    NIKON D90 + 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S
    вот типа такого.


  • Joice 1 Апреля 2013 - 17:31:59

    И у меня кое-что получилось, спасибо. Вместо столика ноутбук, вместо софтбокса настольная лампа 40Ватт. И вот соответствующие настройки: выдержка 1/6, диафрагма 9, ИСО 100


  • Инна Константинова 25 Марта 2013 - 21:06:01

    Здравствуйте!Я начинающий фотограф-любитель.Зеркалку Nikon D3100 муж подарил на 8 марта,мечта сбылась!И вот теперь стараюсь,учусь.Но вижу,что не очень получается.Здесь у вас у всех такие классные фотки получились,а у меня...1 фото: выставила настройки все, как в уроке написано,спец.приспособлений у меня нет,потому подсвечивала маленьким прожектором в 500вт,напротив него ещё сын держал зеркало (без него получалось,вообще темно).И вот лучшее фото,что у меня получилось,но сама шкатулка какая-то тёмная,а стул,на котором она стоит,отличается от фона...Подскажите,что я не правильно делаю? 2 фото:хотела сделать белый фон на просвет.В уроке нет точных настроек фотоаппарата и потому я выставила настройки противоположные к фотке на чёрном фоне))).Фоткала со встроеной вспышкой,светом от люстры,ну и сама подсветка белого листа прожектором,только фон какой-то жёлтый,может у меня свет прожектора не правильный?Укажите на мои ошибки,пожалуйста!Или может быть фото-это на моё?!Но так хочется делать шедевры искусства...


    • Joice 3 Апреля 2013 - 22:39:48

      Инна, я такой же начинающий фотограф с такой же камерой, но осмелюсь подсказать вам, свой прожектор вы далековато установили от шкатулки. Либо пробуйте увеличивать выдержку, вплоть до осветления фона. Моя настольная лампа едва не попала в кадр при съемке ангелочка. Прочтите еще статью на этом сайте о законе обратных квадратов, точно пригодится.


  • valerijandry 14 Марта 2013 - 19:38:52

    Спасибо за совет!


  • VAHE 27 Февраля 2013 - 23:22:30

    nu kak vam?


    • Alexandr Gavrilyuk 13 Марта 2013 - 15:01:32

      Получилось достойно!


  • Засыпкин Владислав 16 Февраля 2013 - 12:16:25

    Тоже так делал до этого урока на моей аватарке было сделано по такому принципу )


  • Константин Охотник 16 Февраля 2013 - 01:09:04

    Отлично! Черный фон получен! Зато теперь бутылка (флакон) прочно прилипла к этому фону - зубами не отдерешь. Трудно поверить, что между предметом и фоном 2 метра расстояния.
    Может быть, стоит чуть подсветить фон, бросить не него небольшой косой лучик.
    Или же, подсветить бутылку контровым светом, чтобы определились ее контуры. Сразу появятся объем и перспектива, а фон останется черным.


    • Евгений Карташов 16 Февраля 2013 - 01:18:25

      Совершенно верно. Но статья не об этом. А только лишь о том, как получить черный фон при съемке. Остальное - уже вариации на тему, причем бесконечные.


  • Smbody 14 Февраля 2013 - 08:40:06

    Ещё бэклайт помогает в этом деле - контуры становятся четкими и фон сильнее контрастирует


  • Alexandre 13 Февраля 2013 - 15:25:08

    Здравствуйте, спасибо за познавательный урок, нужно будет обязательно попробовать, а то вечно все различного рода засветка попадала на фон, и вообще отдельное спасибо за то что затронули тему с фонами, у меня всегда было много вопросов, и очень много фотографий выбраковывалось из за того что в редакторе нужно было приложить не неимоверную кучу времени чтоб все исправить, а теперь благодаря вашим урокам, даже старые давно забытые фото обретают новую жизнь. Век живи, век учись.


  • OLir 13 Февраля 2013 - 15:23:20

    Какие источники света можно использовать, если нет специального оборудования?


    • Евгений Карташов 13 Февраля 2013 - 22:43:22

      Посмотрите на форуме в соответствующей теме, там люди используют фонарики и настольные лампы


  • yurets_y 13 Февраля 2013 - 00:13:33

    Подобные советы читал про фотосьемку дыма и соорудил из картона и простой резинки шторки чтобы коридор со света сделать, свет правда жесткий но принцип тот же самый, благодарю вас Евгений за уроки, особенно нравятся уроки для начинающих, точнее для тех у кого нет еще кучи барахла за несколько штук. Ато иногда начинаешь освещение изучать и началось: "берем 2 моноблока по 120 Дж, софтбокс, предметный столик, портретную тарелку, синхронизаторы и т.п


  • Михаил П 12 Февраля 2013 - 21:27:48

    Можно вас спросить совет - я новичок. А какой лучше купить радиосинхронизатор. для своего Canon 5D MARK 3 и вспышкой Canon 580 EX II... А то их так много, что я потерялся уже... Спасибо...


    • Alex3d 12 Февраля 2013 - 21:45:48

      http://strobist-ru.livejournal.com/
      Почитайте блог, найдете ответы на Ваши вопросы. Все зависит от средств которые вы готовы потратить.


      • Михаил П 12 Февраля 2013 - 21:56:47

        Так я потому и написал про свою технику, чтоб было понятно, что в средствах я не ограничен. К ним можно добавить ещё объективы 28-300 L, 24-105L, 50 1,2L и прочее. Просто хочется купить не самое-самое лучшее, а реально хорошее. Выбор огромен и я теряюсь в этом.


        • Alex3d 12 Февраля 2013 - 22:21:59

          Pixel king - ваш выбор. Цена высока, но качество соответствующе. Сохранено управление по Ttl


          • Михаил П 12 Февраля 2013 - 22:34:34

            Спасибо вам за рекомендацию. Очень признателен. Сейчас о нём прочитаю... Просто не хочется покупать то, что тебе не пригодится никогда. Хотя сам радиосинхронизатор мне нужен...


            • Alex3d 12 Февраля 2013 - 23:16:01

              Если совсем хороший комплект нужен посмотрите phottix odinли


          • Михаил П 12 Февраля 2013 - 22:41:12

            Да. Я его нашёл в магазине Плеер.Ру в Москве. Я сам из Москвы. Стоимость его приемлемая: 3840 руб. Спасибо. Его и куплю, раз вы рекомендуете именно его. Только вот я, конечно, не буду пользоваться семью радиоканалами. Мне максимум на три вспышки нужно и не более. Тут на уроках максимум три используется и результаты меня вполне удовлетворяют...


            • Dubrawa 12 Февраля 2013 - 23:14:16

              Стандарт синхронизаторов, который можно РАСШИРЯТЬ его же различными устройствами это PocketWizard!!!!!!! Это СИСТЕМА радиосинхронизаторов!
              Дело не только в ТТЛ. С применением MiniTT1 вы сможете регулировать вручную с камеры мощность вспышки, что не просто удобно, а иногда очень удобно! С ним работает экспонометр SEKONIC. Т.е. свет запускается по радиоканалу от флешметра без похода к фонарям от модели. Полностью с ним совместим Phottix Atlas, Корея. По почте вышлют. Оплатите карточкой. Можно купить и в Москве и в Питере. Т.е можно начать с более дешевого, но не менять потом всю линейку, а использовать фотиксы, например, в светильниках при освещении просветного фона и т.д. + надежность, + дальность практически не ограниченная (200м), постоянное обновлени прошивок, да много чего….


              • Alex3d 12 Февраля 2013 - 23:30:09

                Надо только определиться нужен ли будет этот функционал? Какие задачи будут решатся. А под них подбирать инструмент.


              • Михаил П 12 Февраля 2013 - 23:36:15

                И вам спасибо за помощь мне. Сейчас читаю и про тот, ваш. радиосинхронизатор. Ведь их много, а я - новичок и мне трудно разобраться с этим многообразием всего, что предлагается в продаже. Просто не хочется тратить деньги на то, что мне не пригодится: на всякий хлам или посредственное что-то. но и залезать в технику наивысшей категории тоже не к чему. Главное, чтоб было очень удобно в работе и достаточно хороший результат. Это - основные критерии... А вам спасибо от чистого сердца...


                • Владимир Скранжевский 3 Апреля 2013 - 08:44:39

                  Я вот купил Pixel 331, это для никона.. Тоже поддерживает как бы iTTL, но одна функция меня просто "достала" - периодически напрочь отказывается пробуждать ся по полу-нажатии кнопки спуска, приходиться несколько раз включать-выключать камеру, пришел к выводу: вместо этого девайса за 6300 надо было купить за 200 что то вроде янгоу или как то так называются. В конце концов ручками подобрать свет не так и гиморно но не пришлось бы плясать во круг модели когда ее фоторафируешь а он, синхронизатор заснул и не просыпается. Потртится настроение и у модели и у фотографа....


                  • Евгений Карташов 3 Апреля 2013 - 09:00:11

                    Попробуйте обновить прошивку, если девайс это поддерживает. На моем Pixel King все проблемы решились с помощью обновления прошивки


      • Михаил П 12 Февраля 2013 - 22:01:31

        А на том форуме я был только что. Посмотрел.... Там о всяких мыльницах и прочем хламе пишут, а я хотел бы узнать конкретно для хорошей техники и по существу. Ведь на этих форумах пишут все, кому не лень. И пишут много неправильного и вредного...


  • Петр Иванович 12 Февраля 2013 - 21:07:12

    Евгений, спасибо за урок! Я переносил нужный объект на белый или чёрный фоны по методике Виноградовой, используя быстрое выделение и т.д. Ваш способ уже относится к профессиональному подходу к съёмке, потому он очень поучителен. Ждём от Вас новых уроков и советов.
    P.S. Прошу Вас взглянуть, по возможности, в свою почту, я попросил Вашего совета. Простите, что отвлекаю время. Успехов!


  • mkrekin 12 Февраля 2013 - 20:46:11

    Правда, делал еще до этого урока, и софтбокса у меня нет. Но схема похожая.


    • Евгений Карташов 12 Февраля 2013 - 20:51:24

      Какой источник ведь неважно. Важен сам принцип. Не хочешь видеть фон - не освещай его.


  • Комментарий удален из-за нарушений правил сайта

    • Михаил П 12 Февраля 2013 - 23:08:43

      Хорошо. Посмотрю.. Просто я люблю современную и, действительно хорошую технику, на которой приятно работать и приятны результаты этого труда. А тратить деньги на что-то посредственное мне не хочется. Вот и.... А опыт придёт со временем. Так у всех бывает... Спасибо вам..


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

5 советов для путешествующих фотографов

Лето - традиционная пора отпусков, и многие из  нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...

Читать дальше
16/09/2024. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Автор: Евгений Карташов
1 194
0

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
40 028
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
14 217
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
18 272
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 822
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
21 542
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды