Как вы думаете, каким образом сделан этот снимок? При съемке не использовалось дорогостоящее студийное оборудование и цветные фильтры. Каким же образом получен такой результат?
Я использовал в качестве фона и источника контрового освещения…монитор персонального компьютера. Да, да, монитор можно с успехом использовать для съемки небольших предметов! Особенно эффектно получаются прозрачные или блестящие предметы. В качестве источника основного освещения можно использовать как источники постоянного света, например, самодельную световую кисть или даже обычный светодиодный фонарик, так и импульсные источники – недорогие вспышки с ручным управлением. При этом вам даже не потребуется синхронизатор, чтобы согласовать работу вспышки и затвора камеры.
Подготовьте предмет к съемке. Тщательная очистка поверхности предмета от пыли, жира, отпечатков пальцев очень важна. То, что вы не увидите глазами, зафиксирует камера, создав вам дополнительные проблемы при обработке. Используйте тканевые перчатки, работая с чистым предметом при съемке. Не забывайте время от времени обдувать предмет резиновой грушей, так как пылинки, неизбежно присутствующие в воздухе, будут постоянно оседать на предмете. Если вы считаете тщательную подготовку предмета к съемке излишней – сделайте для интереса снимки с предметом, взятым с полки, без чистки, и с подготовленным предметом. Посмотрев результат на экране монитора в 100% масштабе, вы поймете необходимость данной процедуры.
Запустите любой графический редактор и создайте в нем новый документ. Затем дайте волю вашей фантазии и сделайте фон на свой вкус. Я использовал простой и лаконичный фон в виде цветного радиального градиента, размытого по Гауссу. Обратите внимание, что справа и слева я создал симметричные цветные градиенты. Они будут выполнять функцию контровых источников света, очерчивая контуры снимаемого предмета, подчеркивая форму, отделяя объект съемки от фона.
Можно создать сразу несколько различных фонов и затем переключаться между ними, таким образом быстро меняя рисунок фона и контрового освещения. Далее устанавливаем оборудование согласно приведенной схемы. Не следует воспринимать световые схемы и принципы освещения как догму – смело экспериментируйте и меняйте все, что захотите! В этой схеме софтбокс рисует основной протяженный вертикальный блик на предмете слева, а отражатель создает вторичный блик, слабее по интенсивности, справа. Это подчеркивает объем предмета.
Установите камеру на штатив, скомпонуйте кадр, выполните фокусировку на объекте съемки. Для точной фокусировки на предмете желательно использовать режим Live View. О том, как это делается, я подробно рассказывал в статье "Использование режима Live View". Переключите камеру в режим М, установите спуск по таймеру с задержкой 10 секунд, чтобы предотвратить смазывание от вибраций камеры.
Сначала нужно определить настройки камеры для оптимальной экспозиции кадра. Я делаю это следующим образом. Выставляю диафрагму на значение f/11 – f/16, чтобы обеспечить хорошую глубину резкости. Затем определяю выдержку для желаемой экспозиции фона и контрового освещения. В данном случае выдержка получилась 8 секунд. После этого я определяю необходимую мощность вспышки с софтбоксом и ее расположение, чтобы получить красивый блик. Так как выдержка составляет несколько секунд, можно обойтись без синхронизатора или синхрокабеля, запуская вспышку вручную кнопкой Test. Установив необходимую мощность вспышки с софтбоксом и, подобрав ее положение, аналогичным образом, ориентируясь на форму блика, подбираю положение отражателя. Я расположил его на расстоянии примерно 10 – 15 см от снимаемого предмета. Если вы затрудняетесь в определении необходимых параметров съемки, изучите статью "Ручной режим съемки".
После того, как вы подобрали расположение вспышки с софтбоксом и отражателя, приступайте к съемке различных предметов. Я привожу еще пару фотографий, сделанных вышеописанным способом. Постобработка сводится к удалению небольших дефектов и пылинок (куда же без них) на предмете и фоне, а также небольшой тоновой коррекции.
Попробуйте сделать фотографии предметов, используя монитор в качестве фона. Мне очень интересно посмотреть на ваши результаты.
Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...
Читать дальше →Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Не смог вставить картинки
Попробовал. Вот что получилось. Спасибо, Евгений!
Перечитал и понял.
Спасибо, интересно. Попробовал бы, но у меня под рукой сейчас нет источника непрерывного света.
Попробовала сегодян снять. Вроде что то получилось, а вроде и нет. Все понравилось не нравится муар, который как убрать пока не догадалась.... Подскажите?
Согласен с вами Евгений что понимания приходит с практикой,спасибо за критику))
Еще один снимок:
хороший снимок
Спасибо!
Пара замечаний:
- Оказывается перед съемкой необходимо протереть не только снимаемые предметы, но и монитор ))))))
- При обеспечении большой глубины резкости появляется "сетка" монитора, которая увеличивается на стеклянных предметах съемки ((((
Монитор всегда нужно держать в чистоте
а чтобы не появлялась сетка - для этого и нужно использовать длиннофокусную оптику и ставить предмет не слишком близко к монитору, особено если налита жидкость, которая может сработать как линза. Нюансов много, понимание приходит с практикой.
это если разрешение монитора не соответствует - разрешению снимка.... в фотошопе тоже самое кроме кратному двух, размер 100%, 50%.......
снимал с рук,вот что получилось
Спасибо за статью, Евгений! У меня вопрос: я слышала, что для добавления отражения в предметной съемке используют молочный пластик. Так ли это, и как Вы сами добиваетесь такого эффекта? Спасибо.
Белый акрил в виде листов, панелей, конусов очень часто используется в профессиональной предметной съемке. И не только, даже не столько для отражения, сколько для получения исключительно ровного рассеянного света или световых пятен с очень ровным градиентом. Я в качестве отражателя использовал белый пенополистирол (проше говоря - белая потолочная плитка). Дешевая, можно к тому же вырезать кусок любой формы, если нужен сложный блик
Интересная статья. А, на какой объектив снимали? На одной из фотографий присутствует объектив 100мм. С ним возможно делать предметную съемку?
Конечно. Я часто его использую, как для предметной съемки, так и для портретов. Это макрообъектив Canon EF 100 mm f/2.8 USM