В предыдущей статье шла речь об основных световых схемах, как освещение влияет на визуальное восприятие формы и объема. Другим фактором, влияющим на восприятие портрета, является соотношение освещенности. В математике этот термин позволяет сравнивать одно число с другим. То есть, во сколько раз одно больше другого.
В отношении освещения это означает, что вы измеряете свет, падающий на освещенную сторону лица, затем измеряете освещенность на теневой стороне и сравниваете их друг с другом. Как это сделать? Если используется постоянный свет, то можно сделать это с помощью встроенного экспозамера камеры, переключив его для большей точности в режим точечного замера. Но гораздо проще и точнее использовать специальный электронный экспонометр – флэшметр, который позволяет работать как постоянным, так и с импульсным освещением. Кроме того, в отличие от экспонометра камеры, измеряющего отраженный свет, флэшметр измеряет падающий свет, что является более точным способом.
Чтобы правильно понять термин "соотношение освещенности" применительно к фотографии, нужно уяснить несколько вещей. Первое, что свет в фотографии измеряется в f – стопах, или ступенях диафрагмы. Обычно в цифровых камерах диафрагма изменяется с шагом в 1/3 или 1/2 ступени, в зависимости от пользовательских настроек.
Стандартный ряд ступеней диафрагмы: f/1, f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22, f/32.
Самый простой способ запомнить эти цифры, это помнить только 1 и 1.4, а остальные цифры образуются последовательным умножением на два (например, следующие значения это 2 и 2.8).
Следует также понять, что выдержка также изменяется по ступеням, начиная с 1 сек, далее 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и т.д. Ряд выдержек легче запомнить, так как они различаются в два раза.
Самое основное, что нужно хорошо усвоить, что каждое изменение значения выдержки или диафрагмы на ступень изменяет количество света, поступающего к матрице, в два раза. Например, если вы снимали с диафрагмой f/4, а теперь хотите снимать с диафрагмой f/5.6, то для получения той же экспозиции вам необходимо в два раза больше света. Если вы хотите изменить диафрагму на 2 ступени, то количество света изменится уже в 2х2 = 4 раза. Если на 3 ступени, то 2х2х2 = в 8 раз и так далее.
Зная это, мы сможем понять, как создавать и оценивать различные соотношения освещенности. В следующей серии фотографий я покажу 4 различных соотношения и расскажу, как они были достигнуты.
1:1 это равномерное освещение. Здесь нет никакой разницы в освещенности одной и другой стороны лица. Это очень плоское освещение, которое может быть достигнуто различными способами. Во-первых, вы можете использовать заполняющую вспышку и сделать ее мощность равной мощности основного источника света или света от окна. Это довольно трудно достичь, не имея некоторой практики, возможно, вы часто будете перебивать вспышкой естественный свет. Во-вторых, можно использовать отражатель. Он должен находиться очень близко к объекту, чтобы хорошо заполнить тени. Соотношение 1:1 очень легко распознать визуально.
Как можно судить из цифр, при этом соотношении один источник вдвое мощнее другого. Таким образом, зная, что такое ступени экспозиции или f-стопы, мы можем установить это значение освещенности.
Примечание: ступени экспозиции в данном случае выступают как единицы измерения, а не настройки объектива. Настройте экспозицию, как вы обычно делаете. Сделайте пробный снимок, посмотрите на гистограмму и внесите необходимые коррективы.
Попросите модель встать так, как вам нужно, к источнику света. Используя флэшметр, снимите показания прибора на стороне лица, ближней к источнику света (мы называем ее освещенной стороной). Давайте предположим, что мы получили диафрагму f/8. Затем приготовьте отражатель и измерьте освещенность на стороне лица, расположенной дальше от источника света ( мы будем называть ее теневой стороной).
Примечание: если вы используете флэшметр, убедитесь, что на него не попадает прямой свет от источника, когда вы измеряете освещенность на теневой стороне. Можно просто загородить флэшметр рукой.
Скорее всего, вам придется изменять расстояние от отражателя до объекта для того, чтобы получить значение диафрагмы f/5.6, что является разницей в одну ступень или в два раза по количеству света (f/8 на освещенной стороне, f/5.6 на теневой). Обратите внимание, что большей диафрагме f/5.6 соответствует меньшая освещенность. Это даст нам соотношение освещенностей 2:1. Посмотрите на рисунок выше и обратите внимание на света и тени. Контраст довольно маленький, но различимый.
Соотношение 4:1 в два раза больше предыдущего. Итак, если в случае соотношения 2:1 разница была в одну ступень, то сколько будет теперь? В этом случае разница составит 2 ступени, то есть 2х2 = в 4 раза. Разница между освещенной и теневой стороной будет в 2 ступени экспозиции.
На своих курсах я всегда рекомендую начинать с естественного света, прежде чем работать со студийным светом и особенно со вспышкой. При наличии естественного света и отражателя намного проще изучить различные особенности освещения, так как вы сразу видите все изменения (принцип WYSIWYG, от англ. What You See Is What You Get, что вижу то и получаю). Результат работы со вспышкой трудно предугадать, не сделав снимок.
Наш главный источник света дает диафрагму f/8 на освещенной стороне, какой же должна быть диафрагма для получения соотношения источников 4:1? Давайте посчитаем по ступеням: f/8>f/5.6>f/4. Разница между f/8 и f/4 составляет как раз 2 ступени, что дает пропорцию в освещении. равную 4:1. Посмотрите на фото выше, видите, как одна сторона лица становится более темной?
Последнее соотношение, которое мы рассмотрим, это 8:1. То есть, на освещенную сторону попадает в 8 раз больше света, чем на теневую. Это соответствует 3 ступеням экспозиции. Это довольно драматическое освещение, и дальнейшее увеличение соотношения сверх 8:1 приведет к тому, что информация в тенях станет пропадать. Печать имеет максимальный диапазон контрастности примерно 4-6 ступеней, так что если вы не хотите получить чисто белую освещенную и чисто черную теневую стороны, советую использовать соотношение не более 8:1.
Могут возникнуть некоторые трудности при создании такого соотношения. Возможно, потребуется более жесткий источник света или черный отражатель для поглощения света на теневой стороне. Процесс вычисления такой же, как и раньше. Если в соотношении 4:1 разница составляет 2 ступени, то при соотношении 8:1 разница составит 3 ступени. Поэтому, если на освещенной стороне флэшметр показывает диафрагму f/8, то на теневой стороне она должна быть f/8> f/5.6> f/4> f/2.8. Таким образом, мы должны добиться показания прибора на теневой стороне f/2.8, чтобы получить соотношение 8:1. Обратите внимание, как углубились тени на изображении выше, по сравнению с соотношением 4:1. Это изображение более драматично, чем другие.
Мы изучили основные коэффициенты соотношений света, теперь давайте их использовать. Грамотное использование соотношений может сделать портрет замечательным, неумелое – разрушить все впечатление. Если вы снова посмотрите на 4 изображения выше, то увидите, как меняется настроение снимка с изменением соотношения. Обратите внимание, как более высокие коэффициенты создают более драматичное настроение. Более низкие коэффициенты напротив, создают ощущение мягкости, нежности.
Наиболее часто используются соотношения 2:1 и 4:1. Этого достаточно, чтобы создать объем на лице, но недостаточно, чтобы испортить все непривлекательной глубокой тенью. Лично мне также нравятся соотношения 3:1 (1и 1/2 ступени) или 4:1.
Для съемки детей или младенцев лучше всего использовать низкий коэффициент, который создает мягкую картинку. Но для съемки, к примеру, седовласого ковбоя с задубленной солнцем морщинистой кожей и неухоженными усами подходит уже другое соотношение, как вы думаете, какое? Если вы ответите 4:1 или 8:1, я соглашусь с вами. Его лицо грубое и жесткое и ему хорошо подойдет высокий контраст.
Если у вас нет флэшметра, не торопитесь его покупать. Это оправдано, если вы снимаете в студии. Если же вы работаете с естественным светом, нужно просто научиться видеть различия между различными соотношениями и правильно распознавать их.
Вот еще один пример работы с соотношениями. Правильное оно или нет? Какое вы считаете наиболее подходящим? Попробуйте превратить процесс познания в игру.
Первое, что нужно сделать, это получить хороший естественный свет. Лучше всего использовать окно, в которое не попадают прямые солнечные лучи. В противном случае попробуйте занавесить окно белыми шторами или даже простыней, чтобы рассеять свет. На ярком солнце практически невозможно управлять светом, к тому же оно создает некрасивые тени на лице.
Вот несколько отправных точек для использования различных соотношений, но имейте ввиду, что не стоит принимать их за догму. Считайте, что это не правила, а всего лишь рекомендации, которые нисколько не мешают вам экспериментировать и искать свой стиль выражения в фотографии. Вы можете использовать 8:1 для гламурных звезд кино, или 1:1 для портрета шахтера? Само собой! Кто сказал, что это запрещено?
Вашим домашним заданием, если вы согласитесь его выполнять, будет изучение творчества фотографов, которых я укажу ниже. Вы должны определить, каким образом они нарушили правила, которые я упомянул выше, создав при этом удивительные образы.
Эти три фотографа являются самыми лучшими портретистами, учитесь у них.
Вернитесь и поделитесь со мной тем, что вы узнали, пробуя использовать различные соотношения освещенности на практики.
Автор: Darlene Hildebrandt
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
спасибо, интересно
В качестве просьбы-пожелания в целях улучшения работы сайта. Часто в статьях встречается "В предыдущей статье шла речь об основных световых схемах" - было бы не плохо и весьма полезно делать ссылки на упоминаемые статьи и темы. Это, кстати и для индексации и продвижения/раскрутки сайта , весьма полезно!
Весьма толково, доходчиво, а главное - грамотное изложение материала. А про умножение на 2 исходных величин в 1 и 1.4 - вообще находка для начинающих коллег !
Мне кажется в тексте есть ошибка. "...остальные цифры образуются последующим умножением на два...". Каждое последующее значение диафрагмы отличается от предыдущего на корень квадратный из 2, т.е. в 1,4 раза, а количество света действительно изменяется в 2 раза. С уважением!
Читайте текст ВНИМАТЕЛЬНО.
Я понял...Просто впервые увидел такую методику.
Статья очень нужна Свет Соотношения все поучительно большое Спасибо
Очень нужная статья, огромное спасибо.
спасибо.
Благодарю, урок полезен.
О, как мне необходима была эта статья!!! наконец то знания разложены по полочкам ... Спасибо огромное!!!