Довольно часто при съемке различных композиций из предметов, например, натюрмортов, цветов, икебаны используют технику световой кисти.
Техника съемки с применением световой кисти очень проста, но требует некоторого практического опыта. Суть ее в том, что с помощью пучка постоянного света на длинной выдержке фотограф прорисовывает светом нужные участки изображения. Для съемки вам потребуется темная комната, так как любой посторонний свет нарушит картинку.
Одним из преимуществ является также простота изготовления световой кисти в домашних условиях. К примеру, можно использовать обычный светодиодный фонарик, который можно купить в любом магазине за 100 рублей, трубку, свернутую из черной бумаги, для ограничения пучка света и цветные фильтры, если потребуется подкрасить свет.
Конечно, существуют и специальные профессиональные световые кисти, но я не вижу необходимости приобретать их любителям. Некоторые умельцы прикрепляют светодиодный фонарик к объективу типа "Гелиос – 44" и получают возможность фокусировать пучок и управлять его шириной в широких пределах. Правда, для этого нужен фонарик с одним сверхъярким светодиодом, так как несколько светодиодов дадут отчетливые световые пятна.
В собранном виде моя кисть выглядит вот так
Трубка из бумаги должна сидеть не очень плотно, чтобы можно было сдвигать ее, регулируя ширину пучка. Светофильтр я просто придерживаю пальцами, когда нужно.
При съемке используется очень длинная выдержка, поэтому фотоаппарат должен размещаться на штативе. Если у вас нет штатива, положите фотоаппарат на что-то прочное и устойчивое. Можно использовать табуретку, положив на нее несколько толстых книг.
Переключите фотоаппарат в ручной режим М. Параметры съемки придется подбирать экспериментально, так как они будут зависеть от мощности фонарика. Выдержку лучше всегда ставить максимальную, я использовал значение 30 секунд. Путем нескольких проб я подобрал нужную диафрагму, остановившись на f/16.
Для спуска затвора фотоаппарата используйте таймер автоспуска, установленный на 10 секунд, чтобы успеть подойти к натюрморту и взять в руки кисть.
Наводиться на резкость следует в режиме Live View, об этом я подробно рассказываю в статье "Использование режима Live View". После наводки на резкость обязательно отключите автофокус.
Фокусное расстояние используемого объектива может быть различным. Для предметной съемки обычно пользуются объективами от 85 мм. Я использовал объектив CANON EF 100 f/2.8 Macro USM и камеру CANON EOS 5D Mark III.
Выполнив все настройки, можно приступать непосредственно к съемке.
Выключаем в комнате весь свет и нажимаем кнопку спуска затвора. Комната для съемки должна быть очень темной, чтобы исключить влияние посторонних источников.
Затем начинаем прорисовывать световой кистью нужные участки. Нежелательно светить узким пучком долгое время спереди. Гораздо эффектнее рисует заднебоковой свет. Для подсветки спереди желательно использовать более широкий пучок, сдвигая трубку на фонарике.
Не задерживайтесь долго на одном месте, луч света должен двигаться. Лучше возвращайтесь на одно и то же место несколько раз. За 30 секунд часто не успеваешь отрисовать картинку так, как хотелось бы. Но, так как фотоаппарат установлен на штатив, мы можем сделать несколько кадров, прорабатывая нужные участки, а затем в фотошопе взять с каждого кадра самые удачные места.
Не отчаивайтесь, если с первого раза у вас получится далеко не то, на что вы рассчитывали. Тренируйтесь и результат не заставит себя долго ждать!
Привожу несколько работ, снятых в технике световой кисти. В первой работе использовался еще и импульсный источник с софтбоксом, чтобы отрисовать красивый блик на бутылке.
Автор: Евгений Карташов
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Спасибо Евгений, отличный урок
Огромное вам спасибо за урок, Евгений!
Это просто чудо! Да еще так интересно,
не скучно всё обьясняется.
Натюрморты в статье шикарные!
Спасибо, Евгений. Мне недавно подарили фотоаппарат и я вообще чайник, только начала его изучать. Про такую технику съёмки не знала.
Спасибо за ваш труд, Евгений!
если кому интересно, использовал фонарик и лазерную указку: поэтому шарики прикольные такие вышли. считал по десять 10 на фонарь, 10 на лазер и 10 на всё вокруг
спасибо !!!
Добрый день Евгений, очень интересная статья, главное понятно коротко и ясно, меня интересует вопрос про настройки для такой съемки, контраста и четкости на фотоаппарате, Апарат такой же как у Вас и даже объектив (5d mk3 + 100mm 2.8 macro usm). Узнал из одной статьи, что следует скручивать контраст для расширения светогого диапазона а в дальнейшем в конвекторе разворачивать картинку в данный момент настройки Стандарт: 4 -2 0 0. Стоит ли на этом особо заморачиваться при съемки. Зарание благодарен
Спасибо большое!!!
Спасибо большое!!!
Спасибо !
диодный фонарик
Супер! Спасибо большое!
Спасибо! Очень интересная техника!
очень интересно! спасибо!
Отлично,есть чему поучится,здорово получается!
Не получается к одному сообщению прикрепить сразу все фото, и еще один опыт.
И еще такой вариант.
Спасибо, Евгений, с удовольствием читаю Ваши уроки. Немного поупражнялась с фонариками)))
Очень интересно
Евгений К. Здравствуйте!Очень понравился Ваш сайт вот потихоньку думаю начать смотреть видио курс с Вами!Очень популярно рассказываете и описываете все процессы связанные с фото искусством!Жаль что только сегодня нашел Вас... Успеха Вам в Нашем не легком труде)))
спасибо!
Спасибо, Евгений! С интересом попробовал!
УРА! ПРИНЦИП Я ПОНЯЛА! СПАСИБО ВАМ,ЕВГЕНИЙ! ЭТО УЖЕ СЕГОДНЯ...
спасибо,ЕВГЕНИЙ. Еще поупражняюсь,
УВАЖЕМЫЙ ЕВГЕНЙ,НУЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСПЫШКУ ПРИ СЪЕМКЕ? БЕЗ ВСПЫШКИ У МЕНЯ ПОЛУЧАЮТСЯ СОВЕРШЕННО ТЕМНЫЕ КАДРЫ ... СО ВСПЫШКОЙ ВОТ ЭТО...УКАЖИТЕ НА ОШИБКИ,ЕСЛИ НЕ ТРУДНО.
Вспышку использовать не нужно! Подбирайте значения выдержки и диафрагмы для получения корректной экспозиции.
Во время оно, когда фотоаппараты были с механическими затворами и позволяли экспонировать плёнку сколь угодно долго, можно было хоть целое здание обойти с прожектором за полчаса.
Да и сейчас можно сколь угодно долго, достаточно купить спусковой тросик с фиксируемой кнопкой.
Вот ещё световая кисть. Пробовал себя в креативной съемке.
Вот когда то я пробовал. После прочтения данной статьи, понял несколько своих ошибок.
Здравствуйте, уважаемый Евгений! Оригинальный способ, спасибо за урок. Успехов!
Познавательно. Спасибо за урок!
СПАСИБО ЗА УРОК! ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА.
КРУТО!
вот я тут как то упражнялся с кистью
Очень интересно получилось
Спасибо огромное,очень полезно
Евгений, ОГРОМНОЕ спасибо за уроки, очень помогают в освоении фото искусства...!!!
Вот, давно читал про световую кисть, даже применил на фотосъемке для меню напитков бара.
Можете заценить, получилось или нет
Мимо техники со световой кистью нельзя пройти мимо , в неё просто влюбишься раз и навсегда)))
Да интересная техника. Световая кисть по изготовлению напоминает на световую пушку применяемую в театрах и в больших помещений . А в фотографии первый раз слышу про световую кисть.
Интересная техника, стоит попробовать. Столько нового узнаёшь для себя, спасибо!)
Действительно интересная техника. Нужно будет попробовать на днях обязательно.
Результаты выложу на форуме.
Спасибо, интересно, использовал подобный способ (подсвечивал точечно выбранную часть с малой выдержкой 1-3 сек) при съемке цветов совместно с софтбоксом. Надо попробовать рисовать при большой выдержке.
Большое спасибо! Получаются очень красивые снимки!
Интересная задумка, все понятно и просто, а результат какой сказочный