Взаимодействие фотографа и модели #4

Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.

Выбор идеи

Итак, «на руках» у меня обобщённая проектная задача.

Чаще всего, в проектах со «свободным» результатом я придерживаюсь одной и той же идеи. Мне интересно раскрывать индивидуальность модели, показывать какую-то часть её личности, проявляющуюся в отношениях со мной, её эмоциональность в контексте сочетания, так называемых, «мужского» и «женского» начал – проявлений психической энергии, направленных на разрушение и созидание, соответственно.

Такая идея обладает спецификой. Создание концепции происходит тогда, когда я представляю в голове человека, которого хочу сфотографировать.

Касаемо фотографии обнажённой натуры я иногда рассматриваю идеи абстракций. Когда тело или его части не рассматриваются в прямом смысле, а участвуют в композиции как художественный элемент, символ. Обезличиваются. Личность модели, её внутренний мир перестают быть важными в рамках такой идеи.

Таким образом, у меня есть две идеи. Желательно выбрать одну из них, так как «портреты» моделей могут отличаться в зависимости от идеи, и мне, попросту, понадобится участие разных людей. С другой стороны, можно реализовать сразу несколько идей с одной моделью или одновременно сформулировать несколько конкретных проектных задач с участием разных моделей и параллельно реализовывать такие задачи. В обоих случаях можно рассматривать взаимодействие фотографа и модели в рамках одной идеи (одного проекта).

Обращаю внимание на тенденцию, обозначенную мной на этапе постановки проектной задачи. Чем меньше неопределённость, чем больше конкретики, тем выше эффективность взаимодействия, когда потенциальная модель Вам не знакома или малознакома. Также, вне зависимости от отношений между фотографом и моделью к началу проекта, определённость помогает получить более стабильный результат. Повышается эффективность взаимодействия.

Возвращусь к главному примеру, к моменту выбора из двух идей. Я выбрал традиционную для себя идею.

Разработка идеи

На данном этапе взаимодействия модели и фотографа, потенциальная модель может не знать о существование проекта и моём желание пригласить её к участию в проекте. А я, как фотограф, могу не знать, кто именно – Екатерина, Юлия, Максим, Павел и т.д. – будет участвовать в проекте. Однако, с выбором идеи и в процессе её разработки – развития идеи в концепцию – я формирую представление о том, какая должна быть модель, начинаю составлять «портрет» модели. Таким образом, на данном этапе во взаимодействии участвуют не конкретные люди, потенциальные модели, а представления о них.

Приведу пример данного этапа из личного опыта.

От винного ресторана я получил заказ на оформление интерьера серией тематических фотографий. Вместе с графическим дизайнером и стилистом я занялся выбором идеи и, впоследствии, её разработкой. К тому моменту, как в моей голове сформировалось представление, местами детальное, а на бумаге появилась концепция в виде текстового описания и пары-тройки крошечных карандашных набросков, дизайнер обратил моё внимание на страницу девушки в одной из социальных сетей. Внешность и личность потенциальной модели, предварительное мнение о которых я составил по записям в её «живом журнале» и информации на странице, «вторила» идее. На данный момент Евгения – потенциальная модель – пока ещё не знала о том, что я собираюсь предложить ей участие в проекте. При этом, концепция сразу стала приобретать уточнения и некоторую индивидуальную направленность.

Скажу несколько слов о главном примере в контексте рассматриваемого этапа взаимодействия.

Я не стал разрабатывать идею более её первоначального вида и решил сделать следующее. Сначала определить круг потенциальных моделей, предложить каждой из них участие, озвучив концепцию в исходном виде. Затем, заручившись «кредитом доверия» тех моделей, которые согласились попробовать, заинтересовались сотрудничеством со мной, плавно перейти от разработки идеи к разработке проекта. То есть, совместить два этапа. В итоге у меня образовалось три проекта, где предполагалось участие различных моделей. Однако, лишь два из них были завершены, и один из них я рассматриваю в качестве главного примера в настоящей статье.

Теперь перейду к следующему этапу взаимодействия фотографа и модели.

Выбор модели

К данному моменту, обычно, у меня есть проектная задача и концепция. Теперь я формирую «портрет» модели, который удовлетворяет им обоим.

«Портрет» модели помогает мне составить или уточнить круг потенциальных моделей. Если потенциальная модель определена, то «портрет» отражает требования к ней, позволяет структурировать первую беседу, которая также, как и составление «портрета» модели, обычно, является неотъемлемой частью рассматриваемого этапа.

Что значит «портрет» модели? Это описание, которое отражает качества личности и внешность модели, а также дополнительные возможности модели в контексте её участия в проекте. Например, возможность от своего имени подписывать релиз.

В коммерческой съёмке, где личность модели может мало выделяться на фотографиях, некоторые личностные качества играют немаловажную роль в реализации проекта, хотя на содержание итоговых изображений практически не влияют. Например, дружелюбие, эмоциональная гибкость, умение методично трудиться, пунктуальность, умение давать обратную связь.

Концепция и проектная задача обусловливают критерии, по которым фотограф может выбирать модель. Значения критериев определяют «портрет» модели. Критерии можно сформулировать произвольно.

В рассматриваемом проекте я выбрал следующие критерии и их значения:

Рис. 1. «Портрет» модели в рассматриваемом главном примере-проекте. Значимость критериев упорядочена по убыванию (критерий в верхней строке – наиболее значимый, критерий в нижней строке – наименее значимый).

Обращаю внимание, нет необходимости в том, чтобы «портрет» модели содержал такие критерии, как: цвет волос, причёска, цвет глаз, рост и прочие физиологические параметры – если их наличие не является значимым. Иногда важнее, чтобы модель была готова покрасить волосы, изменить причёску, другими словами, конкретные возможности и навыки. Цвет глаз можно скорректировать на этапе обработки, а рост «отрегулировать» визуально, подобрав фокусное расстояние объектива и ракурс съёмки, или с помощью обуви.

Таким образом, желательно, чтобы «портрет» модели удовлетворял необходимым и достаточным критериям. Ни больше, ни меньше. Чтобы выделить такие критерии, я кладу лист бумаги, беру простой карандаш и пробую ответить на вопросы: «Без чего съёмка не может состоятся в границах концепции и проектной задачи?» и «Что “имеет варианты”?»

Значимость того или иного критерия обусловливают проектная задача и концепция съёмки. Например, если у проекта сжаты сроки реализации, что отражается в проектной задаче, то возможно удобнее пригласить модель, готовую красить волосы, чем тратить время на поиски модели с нужным цветом волос. Таким образом, можно упорядочить критерии по значимости. Что я и сделал (см. рис. 1).

В моём случае готовность к спонтанному творчеству и сотрудничеству, в первую очередь, ради собственного удовольствия, а также развитая эмоциональность и умение её выражать, обладают для меня наиболее высоким приоритетом. При том, обозначенная «верхушка» критериев постоянна для «портретов» моделей в большинстве проектов, в которых я принимаю участие. Здесь я рассуждаю так: «Если я не смогу эффективно сотрудничать с моделью, а она со мной, просто потому что мы не можем легко договариваться, не импонируем, не нравимся друг другу, какой смысл рассматривать остальные критерии».

Когда проектная задача, концепция съёмки и «портрет» модели готов, целесообразно приступать к поиску модели. Начинается он с определения мест поиска и круга потенциальных моделей.

В моём случае имена подходящих моделей возникали в голове сами по себе. С учётом того, что у меня «на руках» была лишь обобщённая проектная задача и концепция, лишённая в своём содержании ответа на вопрос: «Как именно я собираюсь показать “мужское” и “женское” начало?», – я отдавал приоритет людям, с которыми в прошлом завершил проекты или занимался совместной деятельностью, но не имел личных отношений: играл в одной команде, вместе чему-то обучался и т.д. Я выписал их имена на бумагу. Получился список – круг потенциальных моделей.

Дополнительно, я просмотрел свои контакты в социальных сетях, посетил специализированные сообщества и сайты, где желающие позировать публикуют информацию о себе и контакты. Чтобы найти подобные места я обратился к поисковой системе с соответствующими запросами, например: «модели TFCD», «модельное агентство», «поиск моделей». В итоге, дополнил список незнакомыми именами. Тех людей, о которых я вспомнил самостоятельно, как только «портрет» был готов, я указал приоритетными, расставив числа напротив каждого имени. Таким образом, я расширил и упорядочил круг потенциальных моделей.

Отмечу, для простоты поиска все контакты людей, с которыми мне интересно сотрудничество, я группирую (при наличии технической возможности): «Визажисты», «Модельеры одежды», «Профессиональные модели», «Непрофессиональные модели», «Парикмахеры», «Изготовители аксессуаров» и так далее.

В коммерческих проектах в качестве места поиска я рассматриваю модельные агентства или обращаюсь напрямую к моделям, которые трудятся в обмен на денежное вознаграждение. Основываясь на своём опыте стоимость работы модели оценивается примерно от 200 до 3000 рублей за «чистый» час съёмки. На безвозмездной основе с модельными агентствами можно пробовать сотрудничать, когда проект является съёмкой модельных тестов. В этом случае агентство может взять на себя часть расходов, например, по аренде студии. Также, в одном из проектов я договорился с моделью о вознаграждении в двух формах: деньги и на условиях бартера (заказчик проекта предоставил сертификат на оказываемые им услуги). В рассматриваемом главном примере-проекте варианты с материальным вознаграждением мне не подходили.

Также, я столкнулся с тем, что в модельных тестах, например, создаваемых для fashion-индустрии, мало востребованы фотографии с полным или частичным обнажением изображённой на них модели. На основании личного опыта и опыта коллег сделал вывод о том, что модели, сотрудничающие с современными модельными агентствами, в основном, не готовы позировать обнажёнными. Максимум в нижнем белье, купальном костюме или прикрытым полупрозрачной или тонкой тканью грудью.

В контексте поиска моделей подробнее обращусь к обозначенной теме. Насколько готовы модели обнажаться перед объективом? Что мешает человеку фотографироваться обнажённым? Какой может быть тактика поиска моделей для участия в съёмке обнажённой натуры?

По опыту длительного общения с несколькими моделями, в том числе сотрудничающими с модельными агентствами, и отзывам коллег, практикующих съёмку обнажённой натуры (я собрал некоторую статистику при подготовке настоящей статьи), обнаружил, что причина кроется в особенностях восприятия моделью себя и действительности.

Многие люди хотят обнажаться перед объективом камеры, но не готовы реализовать своё желание, потому что, испытывают страх потери отношений или изменения отношений со стороны других людей. При этом, страх может маскироваться морализациями: «Это низко!», «Это недостойно меня!», «Это пошло!», «Публично обнажается лишь женщина (или мужчина) “лёгкого” поведения» – или рационализациями: «Мой супруг [супруга] против», «В моём окружении это не принято», «Это навредит моей карьере», «Фотограф может скомпрометировать меня», «Моё тело не подходит для такой съёмки» и прочими.

Таким образом, некоторые модели боятся, что обнародование фотографий, изображающих их обнажённое тело, особенно, когда снимки выражают эмоции, индивидуальность, пагубно повлияет на их личную жизнь и/или деловые отношения с другими людьми, как связанные, так и не связанные с деятельностью модели.

К сожалению, при современном уровне развития ценностей такой страх в меньшей или большей степени имеет почву, «подпитывается» извне, в различных странах и культурах, в том числе в России, Белоруссии, Украине, Казахстане. Поэтому, в частности, между мной и некоторыми моделями, которые позируют мне обнажёнными, в настоящее время существуют договорённости о «сдержанной», выборочной, публикации. Случаются курьёзы.

На моё предложение своей супруге развесить в нашем доме фотографии, на которых я изобразил её обнажённой, она ответила: «А как же гости? Они будут смотреть на мою грудь!» Тем не менее, супруга дала разрешение на участие пары снимков в крупном федеральном и нескольких международных конкурсах.

Поэтому я стараюсь вести переговоры с моделями. Следующая тактика ведения таких переговоров показала свою высокую эффективность. Последнюю я постараюсь продемонстрировать Вам в продолжении статьи, рассматривая главный пример. Он тоже не обошёлся без курьёза, связанного с публикацией.

С начала взаимодействия я намереваюсь строить с моделями доверительные, прозрачные и открытые – партнёрские – отношения. Особенности и принципы создания таких отношений я описал ранее, в первом и втором разделах настоящей статьи. Также, я целенаправленно занимаюсь как повышением своего культурного уровня, так и развитием умения спокойно воспринимать ценности другого человека. Например, понять и почувствовать позицию модели мне было проще, когда я сам позировал. Кстати, на мой взгляд, в том числе по этой причине, опытные модели, решившие овладеть искусством портретной фотографии, могут развиваться в новой профессии быстрее, чем коллеги без опыта позирования.

Выбор тактики обусловлен тем, что люди вне зависимости от своего сознательного желания, волевого усилия, учатся друг у друга. Мгновенно, непрерывно и бессознательно «примеряют на себя» полностью или частично поведение другого человека. При этом, глубина и интенсивность «копирования» возрастает в разы, когда люди нравятся друг другу, эмоционально близки. Верно и обратное.

Если я доверяю себе, доброжелателен к себе, снисходителен к себе в моменты слабости и так же отношусь к другим людям, то мой собеседник либо поддержит меня, а именно: будет доверять мне, проявлять доброжелательность и снисходительность – либо обозначит, что такая «база» для отношений для него неприемлема, не подходит ему. В последнем случае я могу сохранить свои энергию и время для подходящего собеседника и, как следствие, легко достигнуть с последним продуктивного сотрудничества. Благодаря такому устройству психики у людей можно договориться с незнакомым человеком практически о чём угодно. И, иногда, сложно договориться с человеком, с которым был вынужден общаться на протяжении длительного промежутка времени.

В завершении темы приведу пару примеров, показывающих несовместимости ценностей отдельных людей и целых народов. В частности, эти примеры для меня являются вдохновляющими в ситуациях, когда переговоры с моделью (или с другими сотрудниками) «заходят в тупик».

«На заре» фотографии люди считали, что изображение появляется благодаря «свету, исходящему из глаз» портретируемого. Также, некоторые люди отказывались фотографироваться, потому что полагали, что будет «украдена их душа». Четыре года назад я познакомился с женщиной, которая объясняла свой отказ по этой же причине.

Галилео Галилея ещё буквально 380 лет назад едва не лишили жизни за открытия об устройстве окружающего мира, которые сейчас воспринимаются большинством людей, прошедшим школьный курс астрономии, как норма.

18/07/2014    Просмотров : 16903    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 2

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • tgi555 21 Июля 2014 - 11:28:12

    Евгений! Спасибо Вам,когда даже собственную жену начинаешь фотографировать уже начинаешь понимать ,как сложно это. А что говорить,когда человек тебе неродной? Это же ужас,каким психологом надо быть! А потом ещё они (женщины) начинают капризничать типа "что-то не так сидит,что-то не так стоит"....


    • Марк Лаптенок 21 Июля 2014 - 11:34:26

      Пожалуйста!


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

5 советов для путешествующих фотографов

Лето - традиционная пора отпусков, и многие из  нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...

Читать дальше
16/09/2024. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Автор: Евгений Карташов
1 872
0

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
40 733
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
14 429
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
18 576
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 025
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
21 798
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды