Тема: Рассуждения о композиции
Рассуждения о композиции
Написать этот пост меня сподвиг спор о композиции и правилах в недавнем топике. Писаниной, которая последует ниже, я хочу показать свои домыслы, рассуждения и видение на тему композиции в фотографии и как таковой.
Примечания:
2 - Вы можете задавать вопросы по теме, если непонятно"а чо хотел сказать аффтар?" или же вы считаете, что какой-то важный момент пропущен, или нелогичен, всякое бывает.
3 - Своим постом я не хочу оскорбить кого-либо, или что-либо, если задеты чьи то чувства (включая религиозные, моральные устои и т.д.) ну так вышло. Кстати далее будут всякие картинки, и не все пристойные, подумайте, а надо ли вам читать дальше.
4 - Да, у меня не всегда хорошо с русским языком играмматикой, с запятыми не всегда был дружен, и еще парой нюансов, но ться и тся постараюсь соблюдать.
5 – заранее прошу прощения у авторов, если буду использовать их снимки для иллюстрации мысли, или идеи, у меня нет цели обидеть кого либо, или оскорбить. Если вы знаете автора фотографии, у которой стоит метка «Автор: неизвестен», то буду признателен за информацию. Если вы считаете, что какая либо фотография нарушает Ваши авторские права и Вы не согласны с ее размещением, прошу сообщить.
Термины, которыми буду оперировать в тексте, и их стоит понимать так, как написано, а не так как это понимали вы, после прочтения книги "термины и определения", написанной в 1856 году, неизвестным
крепостным подмастерьем Зурабом Феофановичем Гольштейном.
Правило - (из википедии) требование для исполнения некихусловий (норм, поведения) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение - наказание.
Композиция - организующий элемент художественной формы,придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий элементы друг другу и всему замыслу художника.
Сразу - два замечания к терминам:
Выводы по первой части:
Все, можно устраивать демагогии, срачи, споры, а я продолжу.Далее, речь будет идти о композиционных приемах, как они работают, и как можно отступая от общепринятых норм поменятьсмысл произведения.
Сразу проиллюстрирую, зачем нужно отступать от того, что многие привыкли считать правилами и законами. Вы пришли в картинную галерею, ну или на фотовыставку, и видите 300 работ, плюс-минус одинаковых, ну ок, интересно, симпатишно, и тут видите одну работу НЕ ТАКУЮ КАК ВСЕ. 95% запомнят именно ее, даже если там полная банальность и фигня.
Погнали дальше.
Часто, в книгах различных авторов и на фотокурсах происходит малюсенькая, но очень важная подмена понятий, вместо посмотри, попробуй и почувствуй выдается – делай так, делай как я. Но про это уже пел небезызвестный богдан титомир, хех.. наверное его кто то еще помнит.
Однажды я и сам побывал на таких курсах, где преподаватель,что бы особо не заморачиваться и не напрягаться выдал – вот вам правила, вот им следуйте. Курс окончен. Всем спасибо за денежки, приходите исчо! И это не потому что он такой плохой – так проще, быстрее, и можно избежать лишних вопросов и затрат. По накатанной идет поезд, бабло капает, красота. Молодец, чо!
И вот тут вспомнил я своего преподавателя, который учил нас композиции несколько лет, пытаясь вдолбить в головы что такое хорошо, и что такое плохо. Выкроилось немного времени, нашлись, пообщались. Изложил ему свои сомнения и домыслы, он высказал свое мнение и то что нажито опытом.
Итак, портрет и сколько надо оставлять места для взгляда
Большинство снимает портреты, выкладывает их на обсуждение.Я сейчас не буду касаться вопросов зеленой кожи, позы и т.д. это тема другого разговора. Примем упрощение, портрет – изображение человека, или нескольких человеков. Портретируемый – человек или несколько , попавших в кадр. Человек на портрете куда нибудь смотрит, если глаза открыты, ну или вообще они есть, или же взгляд расфокусирован, и четкого направления нет. Так же, из жизненного опыта известно, а может и из книжек, взгляд – офигенный указатель. Ну честно, признайтесь, что инстинктивно смотрите, а куда ж это портретируемый смотрит то?? И хоть и немного, но изучаетеэто место в кадре. Да и в жизни так.
Например, на снимке Джеральда Бланкура дети смотрят на могилку, взгляды работают как указатели, усиливая значение могилы, как композиционного центра.
или другая работа этого же автора
Все взгляды указывают на центрального персонажа - рассказчика. И взглядами усиливают его как центр снимка.
Все классно, взгляд указывает на центр композиции. А что будет, если взгляд упереть в край кадра? Зритель, как и положено, проследит за взглядом и упрется в край. И что он там найдет – правильно, ничего. Следовательно зритель вернется к снимку, к центру снимка, что бы посмотреть, а что же там такое, что я пропустил. И далее будет шарить взглядом по снимку разглядывая мелкие детали, или пытаясь найти другие указатели, ну или просто рассматривать то, что привлечет его внимание. Плохого ничего в этом нет. Ну что плохого в том, что зритель посмотрел, побродил взглядом?
И вот тут случается разрыв шаблона, ведь как учат, взгляд направляет зрителю «куда надо», а тут направляет в никуда, где ничего нет, а это плохо!!
И вот тут, надо вспомнить самое главное смысл ВСЕГДА доминирует над композицией. Чтона писано выше:
Композиция - организующий элемент художественной формы,придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий элементы друг другу и всему замыслу художника.
И если замысел требует впереть взгляд в край кадра, значит так тому и быть.
Женщина отворачивается от ребенка, уходит от него. Если развернуть женщину на 180 градусов или лицом к ребенку фото поменяет смысл кардинально.
даже если она просто прохожий, или стоит и так взят ракурс - следует помнить, все что в кадре играет на идею и смысл, ничего лишнего. Автор показал замысел так. Конечно, идеальный вариант когда фото снято так, что замысел автора четко понятен зрителю.
Другой пример
При просмотре у меня нет дискомфорта, потому что взгляд в окно. Здесь по замыслу автора, в окне может быть свобода, надежда, птичка на заборе. Иными словами что-то, что заинтересовало портретируемого.
Попробуйте скадрировать по другому, и посмотрите как изменится настроение снимка. Следуя за взглядом, мы упираемся в край кадра, возвращаемся к центру снимка, и там видим разорванное ухо, и шрамы.
Еще несколько примеров разных авторов и времен
Автор: Lukasz Gliszczynski
Автор: неизвестен
Упирая взгляд в край кадра, можно показать – человек ушел в себя, его мысли где то бродят, а взгляд направлен в никуда.
Или портрет
теперь совершенно другой пример:
Автор: Dennis Stock
Здесь совершенно неважно, куда смотрит портретируемый и сколько оставлено места, потому что задача показать перышки и прочие особенности головного убора.
И таких примеров можно найти массу. Правда контр примеров можно найти еще больше, но ведь получается, раз из правила столько исключений – значит и не правило это вовсе.
Первое, и самое главное в фотографии – это смысл, замысел. И поэтому при съемке, планировании кадра, вопрос, сколько оставить места и оставить ли вообще, решается в каждом отдельном случае в зависимости от обстоятельств и задач. В большинстве случаев фотограф интуитивно оставляет достаточно места.
Отдельно стоит рассматривать вариант классического портрета,плечевой или портрет по грудь, но в этом случае, и сравнивать его придется с фотографией на паспорт.
При съемке (кадрировании) есть смысл задавать себе такие вопросы:
Решение этих вопросов гораздо важнее, чем просто технический контроль за расстоянием от глаз портретируемого до границы кадра.
Если ответа на вопрос нет, есть сомнения, то надо переосмысливать кадр, менять его.
UPD2:в рамках этого поста, я намеренно не рассказывал о классическом кадрировании, поскольку вариант от простого к сложному не всегда работает. Да и написано и рассказано про него немало в различных источниках. Кроме того, с классическим портретом просто не получится оставить мало места в сторону взгляда. Почему – см. в википедии про классический портрет, и если не получается догадаться – задаем вопросы.
UPD3:я не утверждаю что «правила» надо бросить, забыть и не использовать, их надо использовать как прием, инструмент, но не следовать им бездумно - "патамушта так все делают"
UPD4:По моему скромному мнению, живопись и фотографию сравнивать не совсем корректно, и «вековые» традиции в живописи менялись не раз. Да, фотография взяла что то от живописи, так же как и живопись от фотографии. Хотя по сути это разные процессы. Я намеренно не привожу картины классиков, в которых так же взгляд уводиться за пределы картины, или упирается в край, при желании их можно найти поиском в интернете.
UPD5:Свои фотографии не приводил, ибо примерам классиков и с «именем» верят охотнее, хе-хе-хе.