Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего два маломощных моноблока и несколько дополнительных принадлежностей – в считанные минуты Вы получаете качественное студийное освещение. Возможно, работа со студийными моноблоками даже проще, чем с накамерными вспышками.
Для этого урока мы взяли два моноблока Elinchrom D-Lite 2 it (прим. переводчика – цена в России составляет около 17 000 рублей за штуку). Тем не менее, сейчас рынок переполнен аналогичными по функциям и мощности моноблоками «на любой кошелёк».
Мы пройдёмся по всем необходимым компонентам качественного студийного освещения и покажем четыре световые схемы, с помощью которых Вы можете создавать профессиональные портреты даже в условиях домашней фотостудии. Нам будет помогать наша прекрасная модель Джэйд.
Световые схемы, которые мы представим – это отправная точка. Поэкспериментируйте и создайте на их основе собственные схемы. Все двери открыты перед Вами… особенно широко, когда Вы располагаете собственным помещением для экспериментов.
На постановку каждой световой схемы и съёмку с ней у Вас уйдёт не более 30 минут.
На этом вводных слов, пожалуй, достаточно. Приступим к делу и посмотрим, как это всё работает на практике.
Если Вы приобрели специальный набор для организации своей небольшой фотостудии дома, то в нём, обычно, есть всё необходимое для начала. Далее мы покажем несколько ключевых приспособлений, которые будем использовать в этом уроке.
Моноблоки нужно на чём-то крепить, чтобы расположить их относительно нашей модели. Поэтому стойки для студийных моноблоков – вещи необходимые. Они позволяют не только закрепить источники света, но зафиксировать их на определённой высоте и под определённым углом к освещаемому объекту.
Если Вы приобрели комплект студийного оборудования, то в нём, скорее всего, два источника света. Каждый моноблок содержит и основную лампу, производящую вспышку, и лампу постоянного света, создающую моделирующее освещение. Также, большинство моноблоков могут работать в ведомом режиме. Это значит, что достаточно синхронизировать спуск затвора в камере со вспышкой лишь одного моноблока. Остальные источники будут срабатывать, как только «вспыхнет» ведущий источник – моноблок, подсоединённый к камере.
Зонтик – наиболее распространённая насадка. Он крепится к моноблоку так, чтобы свет отражался от внутренней поверхности зонта на снимаемый объект. Вы можете встретить зонтики из различного материала. Обычно доступны три варианта: белая полупрозрачная ткань, серебристое или золотистое светоотражающее полотно.
Софтбокс – более сложное приспособление, чем зонтик. Как только Вы разберётесь, как собирать-разбирать эту похожую на миниатюрную туристическую палатку штуковину, Вы получите более мягкий, равномерный и, в общем случае, более красивый свет, чем даёт зонт.
Оба устройства помогают «сфокусировать» свет, создать световое пятно. Они прекрасно подходят для подсветки модели сзади или для световых акцентов.
Простейший отражатель станет незаменимым помощником в создании студийного освещения, особенно, если Вы располагаете одним источником света. Отражатель используется в студии с искусственным освещением так же, как на улице с естественным: свет от источника отражается на модель таким образом, чтобы осветлить тени.
Эта схема идеально подходит для художественных портретов с толикой драматизма и эпичности.
Присоедините к моноблоку зонтик с серебристой внутренней поверхностью. Поставьте источник сбоку от себя и наклоните под 45 градусов по отношению к модели. Поднимите моноблок на высоту равную примерно 180 см. В таком положении свет получится интенсивным и жёстким, будет распространяться на модель сбоку-сверху. Кстати, такой источник света называется рисующим.
Чтобы выровнять освещение, поставьте с другой стороны отражатель. Он перенаправит часть света от рисующего источника на затенённые участки лица и тела модели.
Явный признак того, что световая схема является рембрандтовской – световое пятно над скулой модели в форме треугольника. Такое освещение использовал Рембрандт ван Рейн при написании своих картин.
Итого вам понадобятся: один моноблок, один рефлектор, две стойки.
Эта схема идеально подходит, чтобы показать каждую детальку на лице модели и создать равномерное освещение.
Благодаря равномерному и плоскому свету «ракушка» прекрасно подходит для beauty-портретов.
Построить такое освещение довольно просто. Возьмите два источника света, установите мощность вспышек одинаковой, прикрепите к каждому моноблоку по софтбоксу (софтбоксы должны быть одинаковыми), наклоните их под одним и тем же углом к модели. Отодвиньте источники на равное расстояние от модели, установив по одному с каждого бока.
Дополнительно, приладьте отражатель горизонтально под лицом модели. Кстати, модель может легко удерживать его. Отражатель будет подсвечивать нижнюю часть лица.
Итого вам понадобятся: два моноблока, два софтбокса размером 66 см, один отражатель, две-три стойки.
Это схема добавляет глубины и драматизма привычному портрету.
Чтобы добиться эффекта, установите на один из моноблоков тубус или сотовую решётку. Насадка сузит световой пучок.
Мы закрепили моноблок позади модели и направили его в сторону камеры так, чтобы он светил в затылок.
Эта схема не только усиливает драматический эффект и придаёт выразительности портрету, но и позволяет отделить модель от фона.
Обязательно убедитесь, что источник света не виден на фотографии.
Итого вам понадобятся: два моноблока, один софтбокс размером 66 см, один отражатель, одна сотовая решётка с простой насадкой или один тубус, две-три стойки.
С помощью этой схемы Вы создадите интересное стилистическое решение с хорошей проработкой контура.
Расположите оба источника немного позади модели, по одному с каждого бока, и направьте оба в сторону камеры. Схема требует подстройки. Она отлично подходит для съёмки обнажённой натуры, так как позволяет выделить контуры тела.
Следите за тем, чтобы не появлялись засветки. Наденьте шторки на моноблоки, бленду на объектив или установите какую-либо светонепроницаемую преграду между моноблоком и камерой, чтобы избежать попадания световых лучей от источников в объектив.
Здесь будет полезной помощь ассистента. Ему следует держать отражатель над головой модели, чтобы осветлить лицо модели.
Итого вам понадобятся: два источника света, две простых насадки с сотовыми решётками или шторками, один отражатель, один помощник, две стойки.
Избегайте слишком коротких выдержек!
Выдержка не играет существенной роли в студийной съёмке. Тем не менее, она должна быть достаточно короткой, чтобы избежать «шевелёнки».
Ещё, позаботьтесь о том, чтобы выдержка не была длиннее, так называемой, выдержки синхронизации Вашего фотоаппарата. Она указывается в инструкции, и обычно равна 1/200 или 1/250 секунды. Если устанОвите более короткую выдержку, то получите снимок с чёрной полоской.
Мощность импульса (вспышки) измеряется в ваттах в секунду. Мощность моноблоков, которыми пользовались мы, равняется 400 ваттам в секунду, что эквивалентно мощности накамерных вспышек с ведущим числом 64. Этой мощности хватает для типичных портретов.
Включите ручной режим съёмки («M»), используйте гистограмму и экран фотоаппарата. Так Вы сможете оценивать экспозицию. Меняйте мощность импульса в моноблоках, чтобы управлять интенсивностью света, и значение диафрагмы в фотоаппарате, чтобы регулировать экспозицию.
Чтобы синхронизировать спуск затвора со вспышкой необходимо соединить камеру и один из моноблоков. Наилучшим решением будет радиосинхронизация. Выполняется она с помощью специальных приёмника и передатчика. Сейчас комплект для радиосинхронизации можно приобрести всего за 600-1000 рублей.
Ещё один способ – соединить моноблок с камерой проводом. Однако, не все современные зеркальные фотоаппараты снабжаются гнездом, используемым специальным гнездом (разъём PC, X-sync).
Автор статьи: Jeff Meyer
Ничто так не повышает качество портретных фотографий, как работа со внешней вспышкой и мало какие схемы освещения впечатляют настолько же сильно, насколько это делает...
Читать дальше →По мере того, как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или...
Читать дальше →В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет...
Читать дальше →Следующие рекомендации помогут вам создать качественные рекламные фотографии одежды, представляемой на модели. Когда предметы одежды демонстрируются на человеке, у вас...
Читать дальше →Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
А не могли бы вы сделать конструкцию системы света фотостудии,на чем держится всё оборудование и т.д
Здравствуйте! У вас очень хороший и информативный контент. Я искала информацию про съемку в полный рост в студии. Если этот вопрос уже освещался- направьте меня пожалуйста. Если нет, буду рада поднять эту тему!
В целом познавательно.
Но "ракушку" я делал совсем не так. У меня работало: здоровый софт сверху, прямо над моделью. Снизу отражатель. Сзади или подсвеченный белый фон, или (если нужен безградиентный фон) ещё один софтбокс.
Она и называется ракушка, т.к. верхний софтбокс и отражатель снизу создают "створки". В результате такого расположения источников света, под носом модели появится характерная тень.
Приведённая же схема подходит для фотографии пожилых людей, для создания довольно плоского, бестеневого рисунка с минимумом морщин.
"Совет #2
Мощность импульса (вспышки) измеряется в ватах в секунду. Мощность моноблоков, которыми пользовались мы, равняется 400 ватам в секунду,... "
Ватт, Марк, ватт в секунду.
Вячеслав, здравствуйте. Благодарю, что заметили опечатку. Отравлю исправление редактору.
А как сделать контровой свет, если идет съемка в полный рост? То есть источник света за корпусом модели не спрячешь, триножка за ногами все равно будет торчать.
Анна, здравствуйте. Есть два способа. 1) Оставлять стойку видимой в кадре, затем отретушировать (см. пример ниже). 2) Подвесить источник света (моноблок) к потолочной системе крепления так, чтобы сам источник был за пределами кадра. Здесь помимо системы крепления требуется достаточно просторное помещение, чтобы между моделью и источником было большое расстояние и, как следствие, световой контур получился тонким.
Хочется познакомиться с рекомендациями автора по различным схемам постановки света, когда комплексно используется рисующий ,заполняющий ,фоновый, контровой и моделирующий свет.Схемы разработанные павильонными фотохудожниками 19 и 20 века известны и широко используются . А что нового появилось в 21 веке ?
Игорь, здравствуйте! Уточните, Вам хочется познакомиться с рекомендациями автора или моими, переводчика?
Спасибо!
На первой и второй, с зонтами, очень далеко свет стоит. На таком расстоянии от зонтов толку чуть больше, чем ноль ((
Сразу видно, свет ставил и снимал 100% профан.
Девушка красивая, губки бантиком, носик ровненький, улыбка красивая.
Снимать нужно по другому)
Micha el ,очень хотелось бы у вас узнать,как же всё-таки, нужно снимать "по другому"...поделитесь секретами
Спасибо большое! Очень познавательно!
Спасибо,#4 и #2 очень понравилось.
Просто и понятно. Спасибо.
)