Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.
Обозначив тактику в поиске модели, сделаю несколько «стратегических» замечаний.
Наличие или отсутствие у модели опыта является часто второстепенным критерием. В некоторых проектах опыт необходим, в некоторых он мешает. На участие в качестве модели хорош тот человек, которому нравится сам процесс позирования, процесс лицедейства «на объектив». Рассмотрю последнее утверждение подробнее.
Как найти модель или фотографа, с которым высока вероятность лёгкого и плодотворного сотрудничества? На мой взгляд, выбрать человека, которому нравится то, что он делает, нравится процесс. Однако, какой Вы сами человек, такого сотрудника Вы сразу увидите и такой Вам, скорее всего, подойдёт.
Я приведу два противоположных примера из личного опыта общения, отражающих мой подход в поиске партнёров. Один из примеров содержит фразу человека, который склонен делать то, что ему нравится. Постарайтесь сделать выводы самостоятельно о том, кто есть кто.
Первый пример. «Я много тружусь, приходиться закапывать “визином” глаза. Но мне это нравится!».
Второй пример. «Я после шести не работаю».
Уровень мастерства модели мало отражает её готовность работать «за фотографии» или за материальное вознаграждение. Если я сформулировал проектную задачу и концепцию, составил «портрет» модели, другими словами, знаю, чего хочу в данный момент, то найдётся подходящая модель, которая заинтересуется участием в проекте на безвозмездной основе.
Существует мнение, я познакомился с ним в блоге одного современного российского фотографа, создающего фотографии для индустрии моды, что у моделей, работающих преимущественно «за фотографии», видна их «непрофессиональность». Как следствие, фотографии с их участием «компрометируют» портфолио фотографа. То есть, «профессиональному» фотографу необходимо стремиться к сотрудничеству с «профессиональными» моделями. На деле ситуация многогранна.
В некоторых «нишах», возможно, утверждение верно. Например, в съёмке для каталога одежды. Труд модели, которая владеет помимо сбалансированной внешности и соответствующих концепции съёмки физиологических параметров, специализированными навыками, в частности, без дополнительных уточнений занимает нужную позу, быстро меняет позы и может позировать в течение 4-12 часов с короткими перерывами – весьма выгодное вложение времени и средств. Тем не менее, я проводил подобную съёмку с моделями, для которых извлечение прибыли из позирования не являлось основной целью. Их возможности, уровень владения указанными навыками, характеризующими профессиональную модель, оказались достаточно высокими. Сходным мнением делились со мной несколько коллег, обладающих разнообразным и объёмным профессиональным опытом.
Существуют «ниши», в которых «непрофессиональность» модели необходима. Приведу два примера.
В художественной фотографии (fine art), образчики которой экспонируют на выставках, приобретают и ценят из эстетических побуждений, важно выразить индивидуальность человека, например, через особенности его внешности, оригинальные манеры и мимику. Наоборот, здесь могут мешать отточенные движения, пропорции тела и лица, идеальные с точки зрения ценностей современного общества, может быть менее востребована «производительность» модели. Тот же подход фотографа в выборе модели приветствуется жюри, оценивающего портфолио на собеседовании при поступлении в некоторые художественные учебные учреждения на территории, в частности, в России и Германии.
В свадебной и семейной фотографии существует категория клиентов, готовых запечатлеть свою индивидуальность, неповторимые особенности отношений друг с другом в дополнение (или вместо) к «универсальным», принятым повсеместно, образам.
Резюмирую. Если модели нравится фотографироваться, то будучи одновременно и профессионалом (позирующей преимущественно за материальное вознаграждение), и мастером в своём деле, она согласится на участие в проекте «за фотографии». Но при условии, что проект и Вы – фотограф – ей интересны.
С другой стороны, непрофессиональные модели, для которых извлечение прибыли из занятия не занимает первое место, могут обладать высоким уровнем мастерства. Однако, в этом случае они могут в скором времени заняться позированием профессионально.
Следующее замечание касается того, что я подразумеваю под мастерством модели.
Уровень мастерства модели высок, когда она умеет как позировать – создавать какую-то позу перед объективом, которую может повторить другая модель – так и вести себя перед камерой спонтанно, в соответствии с внутренним побуждением в конкретный момент времени. В последнем случае повторить действия модели будет сложно кому-либо ещё, и иногда даже ей самой. Потому что любая спонтанная «поза» получается под действием факторов, сознательно неконтролируемых моделью.
Следующей уровень мастерства модели, когда к предыдущему навыку быть универсальной, добавляется развитый навык спонтанного поведения. Когда модель может управлять спонтанностью. Модель, в этом случае, является лицедеем.
Актёр или актриса могут создать позу, которая подкрепляется их прошлым эмоциональным опытом из личной жизни или жизни людей, с которыми у модели установлена тесная эмоциональная связь. Другими словами, спонтанная поза напрямую связана с индивидуальностью модели. Одновременно, энергетические затраты на создание позы минимальны. Как следствие, модель более вынослива, способна дольше трудиться на съёмочной площадке, а результаты получаются более стабильными. Таким уровнем мастерства обладают, в частности, модель и актриса итальянского происхождения Моника Беллуччи (Monica Bellucci), модель и актриса русского происхождения Милла Йовович (Milica Jovovic).
Я обозначил тактику и стратегию в поиске моделей. Когда круг потенциальных моделей определён целесообразно переходить к диалогу.
Приведу несколько примеров того, как можно начинать диалог (первая фраза) со знакомыми и незнакомыми моделями.
Так начинались мои диалоги с потенциальной моделью, когда я был с ней знаком, например, мы сотрудничали в каком-то проектом в прошлом:
«Мария, здравствуй! Около 2-ух лет назад на фестивале “Мел” я тебя фотографировал. Короткое общение, которое тогда состоялось, и результаты-фотографии мне понравились. Я хочу продолжить общение. Как ты смотришь на фотосессию?
[фотография из упомянутой фотосессии]
Фотографии с твоим изображением, которые я опубликовал в своём портфолио. Могу ли я их оставить в нём?»
«Любовь, здравствуйте! Я сейчас занимаюсь расширением своего портфолио и тренируюсь заодно. Вам интересно посотрудничать со мной в качестве модели на условиях TFCD?»
«Полина, здравствуй. Прошу тебя поучаствовать в проекте в качестве модели. Будучи обнажённой. Я работаю сейчас над расширением своего портфолио. У меня есть в распоряжении для съёмок вот такой мотоцикл. Я хочу сфотографировать эротичный образ, показав твою индивидуальность (во внешности и эмоциональности). Показать, как сочетаются в тебе женственность и мужественность. Мне это сочетание в тебе нравится.
Примеры реализаций этой идеи мной и швейцарского фотографа, чьи работы мне близки, посмотри на моём сайте ([адрес сайта]) и здесь: [адрес сайта]. При встрече я могу показать больше своих примеров с обнажённым телом.
Съёмку планирую в одно раннее утро в промежутке с 26 апреля по 4 мая. Условия сотрудничества – TFCD.
Сообщи, пожалуйста, интересно ли тебе предложение и, если интересно, готова ли ты встретиться, чтобы я мог познакомить тебя с подробностями.
[фотография мотоцикла]»
«Вика, привет! Поучаствуешь в фотосъёмке? Для тебя есть образ.»
«Надежда, привет. Интересно ли тебе попозировать на условиях TFCD? У меня есть идея сфотографировать динамичные сюжеты из игры в пляжный волейбол (подача и отбивание мяча, борьба у сетки и т.д.). У тебя, на мой взгляд, отличная подготовка для этого. У меня есть и другие идеи. Мне интересна обнажённая съёмка и всё, что связано с эмоциональностью, эротичностью, чувственностью (здесь опубликован один пример: [адрес сайта], – другие снимки я не могу публиковать, но готов их показать). Мне интересно показать эмоциональность через навыки и увлечения. Ты, например, спортсменка. Здесь можно выразить эмоции через тело в динамике. С другой стороны, я с удовольствием рассмотрю твои идеи или просто пожелания, которые сможем совместно развить в образ-идею. Я хочу попробовать сотрудничество с тобой.»
Так начинались мои диалоги с незнакомой потенциальной моделью:
«Карина, здравствуйте! Я сейчас много времени уделяю обнажённой фотографии, мне интересно с Вами поработать на условиях TFCD. У Вас ухоженное тело и хороший опыт, вот эта серия мне нравится. Как Вы смотрите на совместное творчество? Сфотографировать подобное на берегу Гималайского моря, где есть достаточно большие валуны? Либо я могу предложить Вам другие идеи, или рассмотреть и реализовать Ваши. Посмотрите моё портфолио и информацию обо мне: [адрес сайта]. Примеры ню готов показать при встрече.
[понравившаяся мне фотография Карины]»
«Марина, здравствуйте! Вы добавились ко мне в друзья, а я посмотрел Ваш профиль. Вы мне понравились. Я хочу Вас сфотографировать: потренироваться и расширить своё портфолио. Если мой интерес к Вам взаимен, предлагаю общаться, договариваться о встрече.»
«Ефим, здравствуй. Я о тебе узнал от Валентина Полярного, я проводил для него занятие по фотографии. Есть ли у тебя возможность фотографироваться на условиях TFCD? Если есть, то предлагаю идею для съёмки: показать мужскую многогранность через женское и мужское, детское и взрослое. Например, нежный цветок в мужских жилистых руках, шарик фисташкового мороженного на мускулистом плече. Моё портфолио доступно на сайте: [адрес сайта] или [адрес сайта]. Если интересно моё предложение, прошу со мной связаться.»
«Арина, здравствуй. Я снимаю коллекцию одежды для начинающих модельеров из Солнцевской художественной школы 19 августа рано утром. Прошу тебя поучаствовать в качестве модели. Есть такая возможность?»
«Юлия, здравствуйте. Увидел Вашу анкету модели. Предлагаю Вам поучаствовать в следующей сессии.
В промежуток с 26 апреля по 4 мая я планирую фотографировать спокойный чувственный эротичный образ с обнажением, скорее всего, на берегу моря. Хочу показать индивидуальность модели: эмоциональность в сочетании с внешностью. В съёмке будет участвовать вот такой мотоцикл. Вы любите мотоциклы? Он символизирует мощное мужское начало, поэтому ему в смысловой противовес я ищу женственную модель. Я просмотрел Ваш профиль в [название социальной сети]. Вы мне понравились.
В анкете Вы написали, что обнажённая съёмка Вас интересует, но Вы не готовы в связи с малым опытом позирования. Я готов договариваться и деликатно подходить к теме, в открытую обсуждать тонкости, в том числе связанные с публикацией. Я «за» прозрачные отношения.
Мои работы посмотрите на сайте [адрес сайта]. Больше «обнажённых» работ готов показать при встрече. Информация на русском языке обо мне и моей деятельности доступна на русскоязычной версии сайта: [адрес сайта].
По запросу могу предоставить контакты рекомендателей-моделей, которые участвовали в подобных проектах.
Условия сотрудничества – TFCD.
Сообщите, пожалуйста, интересно ли Вам предложение.
[фотография мотоцикла]»
Обратите внимание, в общении с незнакомыми или малознакомыми моделями важна не столь информация, которую я говорю по существу, а характер общения: как я говорю. Но наличие содержания, отражающего проектную задачу и концепцию хотя бы частично, желательно. Тогда у собеседника будет возможность лёгкого «отступления» и, одновременно, необходимая информация, чтобы принять решение.
Когда собеседник ощущает, что он ничем не обременён – это ощущение ассоциируется со свободой в отношениях, с сохранением личностных границ. Любое «завязывание» диалога – это уже вторжение в личностные границы. Основная задача здесь заключается в том, чтобы сделать вторжение максимально мягким, а общение возможным прекратиться в любой момент при малейшем желании того, чьи личностные границы нарушаются.
«Завязывая» диалог, я стараюсь находиться в условиях, которые позволяют мне переживать два чувства: спокойствие, как будто человек не готов согласиться и уже ответил отказом, и интерес к собеседнику.
Когда я общаюсь с потенциальной моделью, мне хочется, чтобы она согласилась на участие. Но я осознаю, что какими бы удобными, интересными, выгодными, хорошими с моей точки зрения, ни были предлагаемые проект и условия участия в нём, другому человеку они могут не подойти. При этом, причина отказа может быть простой: «Вы мне не нравитесь», «Я не хочу». Такое осознание я называю готовностью принять отказ и, соответственно, продолжить поиск, принимая тот факт, что лишь половина ответственности за происходящее в общении лежит на мне.
Я испытываю симпатию, как следствие, интерес к каждому человеку из круга потенциальных моделей. Если человек мне не симпатичен, то не «завязываю», минимизирую общение с ним. Потому что эффективность сотрудничества, вероятно, будет низкой. Человек всегда чувствует отношение к нему, пусть и не всегда сразу осознаёт чувство. Вы охотно сотрудничаете с кем-то, кому Вы не нравитесь?
Избыточность информации «утяжеляет» вторжение в личностные границы. Поэтому я «взвешиваю» интонацию, объём информации, выданной в первом сообщении, расставляю паузы и оставляю пространство для вопросов.
«Баланс» индивидуален для каждой проектной задачи, концепции и каждой потенциальной модели, которой я предлагаю сотрудничество. Если мне приятен человек, если мне хочется с ним заниматься совместным творчеством, если я дружелюбен и готов поставить себя на его место («Согласился бы я, если бы получил такое предложение?»), то начало диалога будет простым, лёгким и приятным.
Важно тренироваться в общении, параллельно поощряя в себе к развитию и проявлению определённые личностные качества, например: доверие к себе и, как следствие, к другим людям, лаконичность в мысли и слове, умение запрашивать и обрабатывать обратную связь. По мере практики модели будут продолжать мне отказывать, но время и энергия, затрачиваемые на поиск-выбор модели, могут существенно сократиться.
В случаях, которые отражены примерами #1, #2, #4, #5, #6 и #9, диалоги развились. В большинстве остальных случаев я получил чёткий и аргументированный отказ, что полезно для последующего извлечения опыта. Анализ примеров и выводы прошу Вас сделать самостоятельно.
Пример #1 отражает начало диалога с моделью, принявшей участие в рассматриваемом проекте – главном примере настоящей статьи. Через четыре дня Мария ответила на моё первое сообщение. Далее диалог происходил так, привожу его целиком до момента встречи, сохраняя стилистику сообщений:
Мария: Здравствуйте Марк! Я вспомнила вас! А для чего вы собираетесь использовать фото и какую фотосессию вы планируете?
Я: Мария, здравствуйте! Будет Вам удобно общаться на «ты»? Фотографии планирую использовать для своего портфолио для рекламы своих услуг. Оно здесь: [адрес портфолио в Интернет]. (всего 3 фото с Вами).
Тема фотосессии спонтанна. Един принцип – показать Вас такой, какая Вы есть. Мне интересна сексуальность, мужское и женское начало в женщине, мужчине. Я стараюсь через символы показать одновременно эти два начала. Символом может быть всё: дополнительный предмет, поза, выражение лица, часть тела и т.д. Посмотрите моё портфолио. Если Вам существующие фотографии интересны, предлагаю встречаться, например, в кафе и обсуждать вживую. Мне бы хотелось Вас снимать обнажённой, готовой обнажаться. Примеры у меня есть, я их не публикую, готов показать их при встрече.
Мария: На каких условиях? Это для какого-то конкретного заказчика?
Я: Без денежного вознаграждения для Вас или для меня. Если хотите – оплатите аренду студии: [сумма арендной платы] руб. Я Вам передаю фотографии, которые совместно выберем, в электронном виде без права продажи, Вы подписываете релиз на каждое фото (вот такой: [ссылка на бланки релиза и образцы заполнения]), дающий мне право публиковать изображения с Вами в целях рекламы своих услуг.
Нет, фотографии не для третьего лица. Я хочу потренироваться, пополнить портфолио и участвовать в конкурсах.
Мария, Вы ничего не ответили по поводу существующих фотографий. Прокомментируйте, пожалуйста, первую часть моего предыдущего сообщения.
Мария: Интересно посмотреть...
Я: Предлагаю встретиться. Мне удобно по средам, четвергам и субботам в центре в первой половине дня, но могу и вечером.
Мария, удобно ли Вам встречаться, если удобно, то когда?
Мария: Марк, давайте встретимся уже после праздников в первых числах, может с 02.02 по 05.02. Потому что раньше у меня вряд ли получится. Но если вдруг что-то изменится, то я напишу.
Я: Согласен, Мария! Раньше 2-ого я тоже не смогу.
Мария: А почему именно в центре Марк?
Я: Там есть кафе «Бамбукерка» и антикафе «Пролетая над гнездом кукушки», которые мне нравятся, в них я обычно провожу встречи или занятия.
Мария: Это на Ломовой, правильно?
Я: «Бамбукерка» на Телегина-Фонвизинском, «Пролетая над гнездом кукушки» на Речной-Кошкина.
(сообщения, начиная со 2 февраля)
Я: Мария, здравствуйте. Предлагаю встретиться в субботу в первой половине дня, например, в 12 часов в «Бамбукерке» на Телегина-Фонвизинском. Как Вам?
Мария: Здравствуйте Марк, давайте в пятницу ещё спишемся? Потому что в первой половине дня может не получится.
Я: Здравствуйте, Мария! Да, давайте. Весь день субботы у меня свободен.
Мария: Марк в 15-16 часов, как вам?
Я: В 16 часов удобно. Место то же?
Мария: Хорошо
Затем мы встретились в кафе, чтобы пообщаться «в живую».
Так называемая, предварительная встреча оказалась максимально эффективной. То, что мы обсуждали во время неё и как обсуждали – обе стороны общения сыграли значительную роль в развитии партнёрских отношений между мной и Марией. Анализ предварительной встречи я приведу в описании следующего этапа взаимодействия – разработка проекта. Анализ диалога предлагаю Вам сделать самостоятельно. Лишь обращу Ваше внимание на моё второе сообщение.
Мария отвечала на мои вопросы выборочно, и у меня это вызвало гнев, который я конструктивно выразил вместе с просьбой: «Мария, Вы ничего не ответили по поводу существующих фотографий. Прокомментируйте, пожалуйста, первую часть моего предыдущего сообщения». Когда я в очередной раз не получил ответ, то решил, что есть причина, о которой в тот момент времени мой собеседник не готов мне сообщить.
Несмотря на то, что мой вопрос, не получивший ответа, являлся для меня второстепенным, я переживал об избирательности общения, как будто оно ведётся «из-за баррикады». Открытостью и не «пахло». Тем не менее, Мария прямо и без промедления обозначила свой интерес, дала понять, что готова развить общение: потратить своё время на встречу.
Я решил отложить второстепенный вопрос и задать его, если будет уместно, позже. Моё ощущение «полузакрытого» общения оказалось верным, причину его я узнал на встрече. Я предполагал такую причину. Но важнее, на мой взгляд, как я её узнал. Об этом чуть позже.
В завершение описания текущего этапа взаимодействия фотографа и модели, сделаю несколько обобщений.
Когда Вы сделали первый шаг, ожидайте реакции. Отсутствие реакции – тоже реакция. Первый признак того, что человек готов рассмотреть Ваше предложение – это вопросы в Ваш адрес. Признак того, что человек вник в Ваше предложение, а значит ценит своё и Ваше время – вопросы по существу. Взгляните, на начало моего с Марией диалога.
Например, если я не указал условия сотрудничества, то, возможно, услышу вопрос, наподобие: «На каких условиях?». Если не указал планируемые сроки – «Когда планируете снимать?», «Сколько по времени займёт проект?» Если предложил участие в съёмке, но не обозначил концепцию – «Что за проект?», «Что за идея?», «Что хотите снимать?» и так далее.
Также, потенциальная модель, которая на открытость смогла ответить открытостью обычно привыкла и готова вступать и поддерживать партнёрские отношения: «Мне интересно. Расскажите подробнее», «Вы мне тоже понравились. Посвятите в детали», «Я хочу поучаствовать», «Мне нравится Ваше предложение», «Я согласен(на)». Однако, открытое выражение отношения к Вашему предложению не означает, что взаимодействие между Вами и моделью продолжится и завершится получением результата. Хотя, вероятность плодотворного сотрудничества существенно повышается. Верно и обратное.
Определённая осторожность, сменяемая постепенным ростом доверия в отношениях, может быть началом продуктивного сотрудничества. Во многом, отношения «проявляют себя» на этапе разработки проекта, «набирая ход», когда появляются детали и обсуждаются тонкости.
Чтобы не получить сразу от нескольких потенциальных моделей положительный ответ на моё предложение об участии в одном и том же проекте, обычно, я начинаю диалоги последовательно, расставив приоритеты при составлении списка, отражающего круг потенциальных моделей. На последовательный поиск уходит больше времени, но удаётся сохранить индивидуальный подход. Однако, для коммерческих проектов я могу применять параллельный поиск.
Когда одна из потенциальных моделей дала предварительное согласие – модель выбрана – начинается этап разработки проекта.
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
А есть ли примеры диалогов по поводу съемки для стоков? Обычное ТФП получить несложно, но если модели сказать что ее фото возможно будут продаваться, а это приходится говорить при подписании релиза, то модель как правило или пугается, или заламывает такую цену, что дешевле и проще взять профессионалку.
Да, есть. Я планирую написать на тему съёмки для стоков отдельную статью.
Заранее спасибо!