1 (08.07.2013 22:53:41 отредактировано Smbody)

Тема: Школа композиции. Пилотный выпуск

Создаю тему тут, и надеюсь власть имущие перенесут/оформят/отредактируют в более "школьный" вид. Хотя пожалуй стоит подождать, посмотреть работоспособность идеи.

В качестве предисловия
Частенько фотографами, особенно начинающими, уделяется внимание всему - камере, объективу, выдержке, обработке, а композицию почему то забывают, или не понимают. Хотя, лично я не могу всерьез воспринимать фотографа, который делает простые ошибки в расположении, сколько бы ему ни платили и какой бы крутой HDR он ни вытворял.
Я не профессиональный фотограф, а художественное образование пока что в процессе получения, но композицией я интересуюсь давно и уже не узнаю принципиально нового из учебников по ней. Поэтому, надеюсь, что-то да понимаю и могу помочь с основами начинающим.
Фотографии-примеры буду вероломно воровать из интернета, на авторство не претендую.
Собственно, начнем-с.

Я не люблю "правила", предписывающие размещать вам объекты по третям, делить кадр на диагонали туда сюда и размещать в получившиеся окошечки...Это не дело. Иногда это работает, иногда нет. Когда я забил голову третями, я получил кучку одинаковых фотографий, на половине из которых все равно что то оставалось не так. Поэтому, первое, что я предлагаю научиться делать - научиться видеть пятнами, разбивать изображения на них. Есть и другие элементы - линии, точки, но в фотографии чаще все сводится к пятну.     

Чтобы лучше понять, можно расфокусировать взгляд и смотреть не куда то конкретно, а как бы на все изображение сразу. Пятна невольно будут притягивать взгляд. Тут детали и даже важность объекта не играет роли. Любой кусок изображения, который выглядит как пятно есть и композиционное пятно. Солнце и отдельно стоящие облака - пятна. Кошка на асфальте, лицо человека на фоне листвы - пятна. Пятном может быть даже не целый предмет, а только теневая сторона, или кусок, окрашенный другим цветом.


     


Автор фото - Анастасия Кичигина, взято из вконтакта.

Пятна могут выходить за границу изображения, быть достаточно большими или маленькими (но совсем маленькие расцениваются как точки, которые тоже можно обнаружить на фото выше). Обратите внимание на дверь - она почти одного тона с фоном, но воспринимается как пятно.

Но есть и обратная сторона луны - в фотографии сплошь и рядом лишние пятна. Я не спроста взял фотографию с голой стеной - тут все сведено к минимуму. Но фон обычно более пестрый и постоянно включает в себя информационный шум, лишние детали, несущие композиционную нагрузку наравне с снимаемым объектом. Тут можно перечислять бесконечно - столбы, прохожие, машины, летающие тарелки, окна, деревья... Разумеется, главные объекты - должны быть пятнами, выделяющимися с фона, хорошо читаемыми. При этом им не должны мешать другие пятна.



Автор фото - Мамонтова Евгения, все тот же вконтакт

Красным я выделил наиболее весомые "фоновые" пятна, оранжевым - менее. Но дробить можно долго, картинка пестрая. И дорогу конечно нужно было бы включить, и не только. И да, я не говорил, что красным - лишнее.

Тут и начинаются наши трудности. Дело в том, что пятно с фона может быть полезно, а может и мешать. Дерево можно разместить для уравновешивания картинки не придавая ему важной роли, а можно просто случайно зацепить и оно будет раздражать. Главное, что нужно научиться делать на данном этапе - уметь отсеивать это барахло. Вы не найдете ни одной хорошей, действительно профессиональной фотографии, где были бы ненужные композиционные пятна. Нет, от них нельзя избавиться полностью, если только вы не собираетесь посвятить себя голым стенам. Нужно уметь делать их незаметными или играющими на композицию.

На фотографии выше явно раздражает выпрыгивающий вперед куст, следом за ним - автомобиль. Оба попали случайно и вообще роли в фотографии не играют, но несут значительную композиционную нагрузку. Куст и вовсе стремится быть главным. Этого допускать не то что не стоит, этого допускать просто нельзя, если вы хотите делать хорошо. Задачка не из легких в условиях городской съемки. А вот кусты, дорога, да и билборд на фоне - это все в порядке и убирать их не зачем. Они так же являются пятнами, но не отвлекают на себя внимания и более-менее удачно лежат в общей композиции. Облака даже создают прикольную инверсию.
Прежде чем переходить к способам размещения, равновесию и прочему имеет смысл остановиться и разобраться с этим.

В качестве задания
предлагаю всем желающим сделать 5 фотографий с хорошо читаемыми пятнами-объектами, приводя фон к разумному минимуму. Это не значит белый лист и драпировки) Чем сложнее и естественнее вы найдете фон (ещё и каждый раз в разных местах), оставляя его более-менее однородным и нейтральным, тем лучше для вас же. Ну и конечно, одно пятно - проще, два три - сложнее. Естественно не обязательно в ЧБ.
В воскресенье разбор полетов, и следующий текст. Удачи)

[img url=http://cs322324.vk.me/v322324175/146b/QiIW5pmfTq8.jpg]http://cs322324.vk.me/v322324175/146b/QiIW5pmfTq8.jpg[/img]
Даже и так
[img url=http://cs411721.vk.me/v411721175/b10b/dDsAJB_mm1g.jpg]http://cs411721.vk.me/v411721175/b10b/dDsAJB_mm1g.jpg[/img]
[img url=http://cs407726.vk.me/v407726175/a510/NNNZ3HOO0dk.jpg]http://cs407726.vk.me/v407726175/a510/NNNZ3HOO0dk.jpg[/img]
Автор фото - Peter Turnley

2

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Предлагаю вашему вниманию кое что не совсем с пятнами, но больше с точками

Мои камеры : Canon 550D, Canon 5D Mark III
Мои объективы : Canon 85mm f1.8, Canon 24-70mm f 2.8 L, Canon 50mm f1.4, Canon 16-35 mm f2.8 L

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

зачот! красавелло

4

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

архив допускается или должны быть только свежеснятые фотографии?

пятна так пятна

Мои камеры : Pentax K-x, Xiaomi Redmi Note 2
Портфолио

5

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

А во второй как раз много лишнего и весьма пестро)

6

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Smbody

А во второй как раз ... весьма пестро)

и не смотря на это главный объект то читаем! Взгляд то держится только на главной героине, ни на одно из других пятен взгляд не тянет.

Мои камеры : Pentax K-x, Xiaomi Redmi Note 2
Портфолио

7

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

От простого к сложному ))


Моя камера : Canon EOS 80D
Мои объективы : Canon EF-S 10-18 IS STM, Canon EF 85 mm f/1.8 USM, Canon EF-S 24mm STM, Canon EF 70-200 f/4 mm IS USM

8

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск



Мои камеры : Fujifilm X-T2, Fujifilm X-A1
Мой объектив : Fujifilm 10-24/4 23/1.4 35/1.4 56/1.2 16-55/2.8 50-140/2.8
Портфолио

9 (09.07.2013 16:34:24 отредактировано Smbody)

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

PolBlack
Smbody

А во второй как раз ... весьма пестро)

и не смотря на это главный объект то читаем! Взгляд то держится только на главной героине, ни на одно из других пятен взгляд не тянет.

А как вы определили? Я бы не был так уверен, но с уверенным человеком спорить не хочется, обычно ничего хорошего не выходит. Так что можем разобраться, можем оставить все как есть

10

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

MasterSabio

От простого к сложному ))




С первыми двумя соглашусь, что надо. Это снег белый такой?
А на последней самогО контрастного объекта-пятна и не хватает (разве что трава))

11

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

eugene.tukin



Давайте минималистичнее и конкретнее) Первая все-таки весьма пестрая и основное синее пятнышко-знак на этом фоне звучит неубедительно для данной задачи. Вторая - да, более конкретная и весьма гармоничная.

12

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Такими темпами видимо обсуждение работ будет по ходу добавления, а не в конце как планировалось. Внесет немного хаоса, но в конце попробую подвести какие то итоги.

13

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Smbody

Давайте минималистичнее и конкретнее) Первая все-таки весьма пестрая и основное синее пятнышко-знак на этом фоне звучит неубедительно для данной задачи.

Собственно, первая была провокационная. Меня занимает вопрос - обязан ли быть на пейзаже основной объект?

Мои камеры : Fujifilm X-T2, Fujifilm X-A1
Мой объектив : Fujifilm 10-24/4 23/1.4 35/1.4 56/1.2 16-55/2.8 50-140/2.8
Портфолио

14 (09.07.2013 16:56:42 отредактировано Nemasha)

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Замечательная тема! Тоже хотелось бы попробовать )




Мои камеры : Canon EOS 400 D, Canon EOS 5 D Mark III
Мои объективы : Canon EF28-300 f/3.55.6L IS USM, Canon EF85mm f/1.2L USM, Canon EF70-200mm f/2.8L IS USM, Canon EF24-70

15

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

eugene.tukin
Smbody

Давайте минималистичнее и конкретнее) Первая все-таки весьма пестрая и основное синее пятнышко-знак на этом фоне звучит неубедительно для данной задачи.

Собственно, первая была провокационная. Меня занимает вопрос - обязан ли быть на пейзаже основной объект?

Ну, с ходу я не смог прикинуть хорошего пейзажа без конкретики. Если нет центра внимания, обычно получается какой то "просто лес", "просто дорога" и тому подобное. Даже если дорога красиво извивается, все равно будет пустовато. Все таки не советую снимать так. Правда и в качестве объекта я видел даже простой камень - сути в нем не много, а картинку нагружает. Ну а самый выигрышный вариант конечно красивый объект на красивом фоне)

16

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Nemasha

Замечательная тема! Тоже хотелось бы попробовать )


На первой я бы скорее назвал это точкой. Это проще, но пусть и точка)
Вторая грешит лишним - подлокотник и что то бежевое за ним. Можно было бы снять и с подлокотником, но в таком виде лучше бы там просто продолжалось сидение. А голубой диван на фоне голубого неба - не банальный задник.
На последней пятна хоть и весьма массивные, но все ещё чистые, угу.

17 (09.07.2013 18:40:09 отредактировано MasterSabio)

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Smbody
MasterSabio

От простого к сложному ))




С первыми двумя соглашусь, что надо. Это снег белый такой?
А на последней самогО контрастного объекта-пятна и не хватает (разве что трава))

На первой зимний пляж.А третья-каюсь.Там уже не про пятна,там линии,вертикаль и т.д. Немного вперёд забежал.

Моя камера : Canon EOS 80D
Мои объективы : Canon EF-S 10-18 IS STM, Canon EF 85 mm f/1.8 USM, Canon EF-S 24mm STM, Canon EF 70-200 f/4 mm IS USM

18

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск



Взамен третьей фотографии-сплошные пятна))

Моя камера : Canon EOS 80D
Мои объективы : Canon EF-S 10-18 IS STM, Canon EF 85 mm f/1.8 USM, Canon EF-S 24mm STM, Canon EF 70-200 f/4 mm IS USM

19 (09.07.2013 20:36:59 отредактировано tsymbaloff)

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Наверное не совсем понял суть...







фото без обработки, только проявка, повышение контраста...

Моя камера : Canon 600 D
Мои объективы : Canon EF 50 mm, Canon EF 20 мм, Canon EF 75-300 mm, Canon EF 18-55 mm

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

А у меня  птичья тема (из архива, может позже что-нибудь новое наснимаю)

[img url=http://jpegshare.net/images/86/40/864057702aa2d980d495d32fd6585bb1.jpg]http://jpegshare.net/images/86/40/864057702aa2d980d495d32fd6585bb1.jpg[/img]

[img url=http://jpegshare.net/images/f3/d0/f3d0ff30d263e26b872715aba875ba5c.jpg]http://jpegshare.net/images/f3/d0/f3d0ff30d263e26b872715aba875ba5c.jpg[/img]

Моя камера : Canon eos 600d
Мои объективы : Canon EF-S 18-55mm 3.5-5.6 IS II, Canon EF-S 55-250 mm 4.0-5.6 IS II, Canon EF 50mm 1.8 II

21 (10.07.2013 14:00:29 отредактировано мистер Абдурахман)

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

Хочу возразить автору поста. На любом снимке в первую очередь вы имеете дело не с пятнами, а с объектами. Люди в изображении – это люди, а не пятнышки, похожие на людей, кошки – это кошки, а самолет - это самолет.

Далее - любой объект в кадре несет какой то смысл, если он не несет смысла (как в примере у вас с девушкой и кустами, машинами) - то это фотографический мусор.

Кроме того, любой объект на фотографии нагружен знаниями о свойствах, поведении, назначении объекта - во многом отсюда и субъективность восприятия, и интерес к фотографии, и ее значимость для конкретного зрителя (фотографа).

Далее, если рассматривать цветовые пятна, то тут уже можно смотреть преобладание цвета, оттенки, и как это работает.

Многие моменты пришли в фото из живописи, что не всегда играет добрую службу, особенно если рассматривать манеру и стиль средних веков, сейчас другое время и другое восприятие. А это касается цвета, композиции, равновесия, баланса цвета, и т.д.

Все что следует знать о композиции, имхо, - это минимально необходимое количество объектов в кадре и каждый объект должен нести смысловую нагрузку - иначе это мусор.

Оговорка: давайте определимся в контексте какого жанра (направления) рассматривать композицию, она для разных направлений разная, и строгость оценки разная. Например, при фэшн съемке все должно быть идеально, а в жанровой фотографии в первую очередь все должно работать на смысл.

как то так.

PS добавлю цитату найденную на просторах интеренета: фотография летающей тарелки на Красной  площади, сделанная на iphone, в тысячи раз ценнее десятков высококачественных фотографий, но снятых  позже. Так что событийно-информационному содержанию снимка в ряде случаев в жертву можно принести вообще все - и цвета, и зрительное равновесие и все остальное

Спасибо сказали: eugene.tukin1

22

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

соглашусь с мистером Абдурахманом. в фотографии есть объекты, а пятна это "цветовые роли". так же тема звучит двояко, но суть есть. а фото выкладываемые пошли не в степь. и где школа композиции,  озвученная в названии? сейчас все будут выкладывать свои фото? а смысл? проще изложить чего не нужно включать в кадр в конкретном виде фото. что является мусором. что отвлекает взгляд. урок по кадрированию тоже можно включить. осветить моменты когда цвет в фотографии меняет ее смысл почти полностью, а так же меняет ее вообще вкорне. так же хочу добавить что такие знания эффективны не всегда, композицию нужно видеть, даже ждать, именно то, что задумал..или не успел

23

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

поддержу ТС. вся фотография - это взаимное расположение пятен, линий и точек (предельный случаи пятна), которые в свою очередь в зрительском сознании превращаются в объекты. не зря ведь есть калькуляторы цветового баланса или спец методики, где исходник первоначально размывается, а потом анализируется. так что первичным в фото есть пятно, а только затем объект.

Мои камеры : Pentax K-x, Xiaomi Redmi Note 2
Портфолио
Спасибо сказали: MasterSabio, Smbody2

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

PolBlack

поддержу ТС. вся фотография - это взаимное расположение пятен, линий и точек (предельный случаи пятна), которые в свою очередь в зрительском сознании превращаются в объекты. не зря ведь есть калькуляторы цветового баланса или спец методики, где исходник первоначально размывается, а потом анализируется. так что первичным в фото есть пятно, а только затем объект.

Цветовой баланс тоже не показатель. В ряде жанров (направлений) этим можно, или нужно пренебречь, если это работает на сюжет или же нет возможности выстроить кадр как надо. См пример про летающую тарелку.
Про всякие анализаторы - единственный анализатор это зритель, понравилось, значит гуд. Не понравилось - либо фото говно, либо зритель
Идеальный с точки зрения балансов, композиций, цветов и кадрирования снимок может быть полным УГ, и в то же время классному, эмоциональному, своевременному снимку простительно многое.

25

Re: Школа композиции. Пилотный выпуск

зритель, смотря на фото не будет разбирать пятна, он будет видеть объекты. кто главный объект, а затем фон и все остальное. не будет главного объекта будет каша с кашей. отделить объект от фона тоже уместно. так же объект может прекрасно гармонировать с фоном, если имеются схожие линии и очертания объекта с фоном. все остальное лишнее, как сказали -фотографический мусор. цветовой баланс это уже фотошоп, или постановка