Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.
В настоящее время общение тет-а-тет в тех случаях, где оно возможно, может замещаться посредственным общением, доступными, более лёгкими в реализации альтернативами: обменом информацией в социальных сетях, Skype и прочими. В результате, у участников может ослабевать способность к переживанию эмоций. Лимбическая система головного мозга быстро перегружается и требует более длительного времени на восстановление, способна обрабатывать лишь небольшие «порции» информации. Как следствие, встречи вызывают у одного или обоих участников дискомфорт, потому что требуют от них более интенсивного переживания эмоций и развитого умения управлять таким процессом.
На этапе выбора модели я общаюсь с потенциальными моделями, которые интенсивно участвуют в переписке, в аудиобеседах. Но когда я предлагаю встречаться – модель выражает свою неготовность. Возникает конфликт. Некоторые из моих собеседников едва ли осознают его причины, и, чаще всего, скрывают её за рационализациями: «Не хватает времени», «Нет денег на проезд», «Неожиданные проблемы в семье» и так далее.
Тогда я пробую открыто обозначить возможную причину и прошу обсудить её.
Если обсуждение не происходит, например, партнёр по общению игнорирует мою просьбу, то я делаю паузу в отношениях, часто, обозначая её причину, чтобы у собеседника была возможность развиться. Я придерживаюсь следующего утверждения. Любой человек может изменить себя, обладает возможностью развить любые способности, в том числе, умение переживать эмоции, осознанно строить, поддерживать эмоциональный контакт и управлять его интенсивностью. При условии, что способность не ослаблена на физиологическом уровне, когда определённые функции мозга нарушены вследствие органических изменений.
Если обсуждение происходит, но не приводит к встрече, к сохранению или усилению интенсивности взаимодействия, наоборот, текущий ход общения «притормаживается», собеседник снижает интенсивность взаимодействия, то я, также, стараюсь делать паузу в отношениях.
Изменение качества общения с «глубокого» на более «поверхностное», мало затрагивающее конфликт, в связи с вынесением конфликтной ситуации на обсуждение может являться следствием эмоциональной перегрузки. В этом случае возврат к обсуждению или очередное предложение встречи приведёт к ещё большей нагрузке на лимбическую систему, ещё большему абстрагированию партнёра от ситуаций, обсуждений и реакций, требующих активного переживания эмоций. С помощью паузы я обеспечиваю как партнёру, так и себе, возможность отдохнуть, восстановиться и развиться. Человеческий организм устроен таким образом, что если у человека не развита какая-то способность, то требуется время на её развитие.
Приведу пример – выдержку из диалога между мной и моделью – который показывает, как можно провести рассматриваемое обсуждение с положительным исходом: продолжением взаимодействия и достижения цели последнего. Контекст: я и модель провели первую предварительную встречу и договорились о второй встрече – поездке на место будущей съёмки.
Ксения: Марк, привет. Спешу тебя расстроить, не могу ехать.
Я: Ксения, я понял. Поделюсь ощущениями и мыслями, которые меня посещают. Возможно, как-то интенсивно началось наше общение. Избыток информации. После нашей встречи я ходил как намагниченный, потому что (я чуть позже проанализировал свои эмоции) у меня появилась возможность снимать и обсуждать то, что нравится, то, что давно хотел снимать. Найти человека, как ты, который может свободно общаться, обсуждать съёмку обнажённой – достаточно сложно. Но видимо, когда общение достигает за короткий промежуток времени такой интенсивности, «расширяется», это может эмоционально затапливать. Мне, по крайней мере, потребовалось время, чтобы эта намагниченность уменьшилась, вернуться к спокойному ровному эмоциональному состоянию. Возможно, поэтому у тебя «случайно»-«неожиданно» появились обстоятельства, по которым в общении возникает пауза. Чтобы отдохнуть. То есть бессознательно нам обоим, или одному из нас понадобилась пауза. Почему я об этом говорю. Если у тебя есть подобные ощущения относительно нашего общения, то я предлагаю их обсуждать. Тогда они будут быстрее проходить, и мы сможем достаточно эффективно общаться. То есть за короткие промежутки времени эффективно взаимодействовать. Я знаю по собственному опыту, что в жизни всё разворачивается очень быстро, мгновенно, лишь успевай обрабатывать информацию и переживать информацию. Сегодня ещё модели, с которой можно давнюю задумку решить не было, через несколько дней шикарные фотографии готовы, а в голове новые идеи и задумки, о которых даже не подозревал.
Было неожиданно увидеть, как ты быстро и легко вошла в то настроение, которое я хотел бы показать в съёмке с мотоциклом. Мне это говорит о интенсивном эмоциональном контакте между нами и похожем психологическом опыте. Я считаю, это возможность сотрудничать продуктивно. Для нас обоих. Как ты ко всему этому относишься? Насколько близок тебе такой подход (осознавать и обсуждать)? Напиши, какие у тебя впечатления, эмоции после нашей встречи и последующего общения.
Ксения: Марк, мне понравился ты и наше общение. С тобой легко. Сегодняшняя пауза не случайна, дела у меня ещё вчера назревали, и я раздумывала, как поступить. Очень тяжело правильно расставить приоритеты, при каждом удобном случае я могла выбрать фотосет и всё, что с ним связано. Теперь понимаю, что «самое интересное» – на потом. А сначала работа. Кроме того, как ты уже сказал, бессознательно нужна была пауза, наверное, это одна из причин, и я согласна с этим. О твоих эмоциях сейчас читаю, и очень удивлена, так как снаружи по тебе и не скажешь, что тебя что-то зацепило. Но мне безумно приятно узнавать это от тебя, люблю, когда человек открывается.
Я: Приятно читать твоё сообщения. Мне нравишься ты и твоя зрелость. Нравится тебе открываться и нравится твоя взаимность. Рад, что мы обсудили наши эмоции.
Представленный диалог явился поворотным моментом в реализации проекта. Мне удалось с помощью продемонстрированного обсуждения оперативно подготовить себя и модель, с которой я был знаком 6 дней, к последующим встречам и съёмке. Уже на следующий день мы выехали посмотреть место съёмки. Ещё через 4 дня произошла третья предварительная встреча. На ней модель познакомилась со своим будущим «напарником» – 320-ти килограммовым олицетворением «мужского начала» с двигателем объёмом 1800 кубических сантиметров, извергающим глухой отрывистый лай. Ещё через 5 дней состоялась успешная 45-ти минутная съёмка. Вся подготовка с момента возникновения идеи в моей голове до съёмки заняла четыре месяца, а от момента выбора модели до съёмки – 16 дней.
К моему удовлетворению, портретная фотография пока ещё требует непосредственного, тет-а-тет общения фотографа и модели. Хотя бы на этапе съёмки. Предварительные встречи на этапе разработки проекта являются репетициями такого общения. Я участвовал в нескольких театральных постановках в качестве актёра, первую роль сыграл в 3 года, с тех пор сохранил следующую идею. Все успешные спектакли объединяет одно – последовательность тщательных репетиций. Переложу идею на рассматриваемый частный случай межличностного общения – взаимодействие фотографа и модели:
В зависимости от проектной задачи и причин, по которым была установлена пауза в отношениях, через какое-то время после анализа ситуации я пробую повторить развитие эмоционального контакта. Начинаю с того, что обозначаю партнёру результаты своего анализа и причины, побудившие меня попробовать снова, и уточняю, готов ли он пробовать налаживать отношения.
Глубина эмоционального контакта между фотографом и моделью может оставаться относительно малой на протяжении взаимодействия в рамках одного или нескольких проектов. Другими словами, контакт может быть поверхностным.
В одних проектах «поверхностное общение» приемлемо, даже, часто, необходимо и достаточно для получения нужного результата. Например, в beauty-фотографии, в рекламной съёмке для каталога и так далее. «Достаточно», потому что в стремлении одного из участников установить более глубокий эмоциональный контакт может начаться обратный процесс: вследствие страха близких отношений у другого участника появляется эмоциональное напряжение.
В других проектах без глубокого эмоционального контакта не удастся реализовать идею.
Я чувствовал потенциал отношений с Марией. Чувствовал, что она готова к эмоциональному контакту необходимой в разрабатываемом проекте глубины. Чувствовал свою готовность устанавливать эмоциональный контакт такой глубины. И периодически тестировал свои чувства. Наиболее весомое подтверждение им я получил во время первой предварительной встречи. Скорость развития эмоционального контакта подходила нам обоим, что, на мой взгляд, явилось главным фактором успеха текущего проекта с участием Марии и роста эффективности нашего последующего сотрудничества.
Подведу промежуточный итог. Начну с обобщения о задачах первой предварительной встречи.
Первую предварительную встречу с незнакомой или малознакомой моделью я провожу для того, чтобы:
Отмечу, когда я говорю о знакомой модели, я имею в виду, прежде всего, наличие опыта сотрудничества между нами. А наличие личных отношений, если они есть, рассматриваю как второстепенные, потому что они едва ли показывают каков человек в труде.
Начиная с первого раздела настоящей статьи(//photo-monster.ru/lessons/read/vzaimodeystvie-fotografa-i-modeli-2.html) я часто применяю словосочетание «эмоциональный контакт». Здесь же сделаю уточнение о том, что понимаю под данной фразой. Так как, если эмоциональный контакт установлен – остальные задачи, предложенные выше или иные могут быть решены с меньшими затратами времени и сил. Поэтому данную задачу первой предварительной встречи я ставлю на первое место.
Когда я общаюсь с человеком непосредственно (могу его видеть и\или слышать) или опосредованно (например, читаю сообщение электронной почты), то вне зависимости от своих усилий воли или сознательного желания я переживаю определённые эмоции. Они могут быть разными. Такой психофизиологический процесс, уникальный при общении с определённым человеком в определённое время, я называю эмоциональным контактом. Он установлен, когда я переживаю эмоции осознанно.
Если переживаемые эмоции приятные, способствуют моему спокойствию, расслабленному состоянию, то повышается вероятность лёгкого, приятного и, как следствие, эффективного сотрудничества в дальнейшем. Если я переживаю страх, гнев (раздражение) или если появляется тревожность в процессе общения, то эмоциональный контакт также установлен. Но его качество, характер, может говорить о том, что в будущем при более плотном сотрудничестве мне будет сложно получать удовольствие от процесса, может пострадать эффективность сотрудничества. Приятно ли Вам общаться с человеком, рядом с которым Вы переживаете страх, гнев или испытываете тревогу?
Эмоциональный контакт – это точный «маячок», показывающий особенности отношений, установленных между двумя или несколькими людьми. Для анализа причин те или иных переживаемых эмоций следует обращать внимание на их динамику, моменты спада и роста интенсивности.
Эмоциональный контакт устанавливается ранее предварительной встречи, но глубоко и интенсивно он развивается во встречах тет-а-тет, в условиях, в которых отсутствуют или минимальны помехи для «раскрытия» такого контакта. Именно поэтому для предварительных встреч с моделями, особенно, первой встречи, я выбираю место, где мне комфортно. Но такое, чтобы модели также было комфортно.
Собственные офис или дом, часто, комфортны для меня. Однако, обстановка в них может оказывать эмоциональное давление на модель. В частности, дом полон личными предметами и элементами интерьера. Такое представление себя с «распахнутой душой» на первой же встрече может вызывать эмоциональное напряжение у собеседника, имеющего малый опыт общения со мной. Также, сам факт полного контроля помещения одним из участников взаимодействия может способствовать усилению такого напряжения у другого участника.
Поэтому, чаще всего, первую предварительную встречу я провожу на «нейтральной стороне», защищённой от эмоциональных контактов с другими людьми и, одновременно, располагающей к расслаблению и свободе выражения. В некоторых общественных заведениях такая обстановка намеренно создана и поддерживается их управляющими. Это могут быть кафе, антикафе, коворкинги, парки и скверы. Целесообразно осведомиться у партнёра по общению, какая обстановка для него будет наиболее комфортной, предложить ему возможность выбора.
Часто, эмоциональный контакт следует обсуждать с партнёром. Электронная почта или обмен текстовыми сообщениями здесь может быть приемлемей, чем общение в реальном времени. Так как у партнёров сохраняется возможность обдумать сообщения друг друга и сделать это в комфортных для каждого моменте времени и обстановке. Обсуждение эмоционального контакта позволяет переживать эмоции более эффективно: за короткий промежуток времени и глубоко. Например, тревога – это «оболочка», за которой может скрываться гнев, а в основе последнего – страх.
Вынесение на обсуждение тревоги, позволяет осознать страх. Последующее переживание первопричиной эмоции уменьшает её интенсивность. Переживание производится чередованием сна и индивидуального труда – сфокусированного анализа ситуации, выражения эмоций в символическом виде, например, рисованием, сочинением музыки, игре на музыкальном инструменте, чтением вслух и другими видами деятельности, которые задействуют эмоции.
Даже мытьё посуды, уборка дома, глаженье одежды и другой простой ручной труд, а также бег трусцой в равномерном темпе способствуют переживанию эмоций, задействуя отделы головного мозга, отвечающие, в частности, за моторику и, тем самым, позволяя отдыхать тем отделам, которые отвечают за эмоции.
Сон играет незаменимую роль в «перезагрузке» лимбической системы головного мозга, как следствие, в переживании, в осознавании эмоций (к счастью для меня, так как я полюбил спать и нежиться в кровати, и с удовольствием себе позволяю это делать). Помимо глубокого, обычно, ночного сна лёгкая дремота (полусон) в комфортных для тела условиях (у меня длится в течение 20-90 минут) в произвольный момент дня также способствует «перезагрузке».
Часто, организм сам сигнализирует о необходимости «сделать перерыв» спонтанным появлением сонливости, диссоциации (когда «из рук всё валится» или забываешь сделать что-то из запланированного), страстного желания покрутить ленту новостей в социальных сетях и другими способами.
Не все модели и фотографы готовы обсуждать эмоциональный контакт, осознанно трудиться над переживанием эмоций (хотя в действительности такая готовность может «не понадобиться»). Есть люди, у которых слабо развит навык построения и поддержания близких и долгосрочных отношений, выражения всего спектра или определённых эмоций.
Партнёрство, как я упоминал ранее, предполагает открытые обсуждения и согласования, которые активно могут происходить на предварительных встречах. Поэтому если я хочу строить с моделью партнёрские отношения, то буду готов участвовать в обсуждениях: инициировать и поддерживать таковые, переживать различные эмоции. Модель с аналогичными возможностями «подберётся» автоматически, без излишних усилий с моей стороны.
Таковы основные идеи взаимодействия фотографа и модели на этапе разработки проекта в форме предварительной встречи. Я рассмотрел особенности первой встречи. Далее я сделаю замечания о повторных предварительных встречах. Затем, с опорой на главный пример продолжу «раскрывать» взаимодействие фотографа и модели на рассматриваемом этапе, но уже в форме индивидуального труда над ключевыми сюжетами и их последующего согласования.
На этапе разработки проекта предварительные встречи могут повторяться. Так, в случае с Марией мне понадобилась одна предварительная встреча для подготовки к съёмке, в случае с Ксенией, участницей приведённого выше диалога – три встречи.
В моей практике я реализовывал некоторые проекты без предварительных встреч с моделью. Иногда, сама съёмка являлась такой встречей.
Тем не менее, со временем я пришёл к тому, чтобы по возможности разделять предварительную встречу и съёмку. Качество съёмки существенно повышается, когда мне и модели удаётся пообщаться в любом другом контексте кроме «Я тебя фотографирую» – «Я тебе позирую».
Причина заключается в том, что наличие фотоаппарата «между» фотографом и моделью, сам процесс фотографирования являются «взаимодействием через перегородку». Между мной и моделью находится затвор, набор стёкол и прочие «преграды». Наличие фотоаппарата создаёт психологический барьер, дополнительное препятствие, которое можно исключить в предварительной встречи.
Для того, чтобы осознать идею разделения «мух» и «слонов» я побыл в роли модели. После сочувствовал моделям. Фотоаппарат – это «защитный бастион» фотографа. И модели следует быть достаточно «наполненной» духовно, чтобы иметь смелость остаться наедине с собой в спокойствии, зная о том, что кто-то смотрит на неё сквозь маленькое окошко, в то время как она беззащитна, находится на открытом пространстве. Когда эмоциональный контакт между фотографом и моделью поверхностен, то такая ситуация может вызывать дискомфорт как у модели, так и фотографа. Особенно, если оба обладают малым опытом в своём ремесле. Поэтому для себя я решил следующее.
Прежде эмоциональный контакт, затем съёмки.
На мой взгляд, едва ли имеет значение коммерческий или некоммерческий проект я выполняю. Если цель проекта требует достаточно глубокого эмоционального контакта с моделью (например, концептуальная рекламная съёмка, свадебная фотография и другие виды портретной фотографии), то предварительные встречи, тестовые съёмки, сколько бы их не было, стОят достижения цели проекта. Другими словами, их едва ли бывает много. Наоборот, может обнаруживаться недостаток в количестве и качестве предварительных встреч и «тестов».
Последующие предварительные встречи целесообразно проводить для углубления или «закрепления» эмоционального контакта между фотографом и моделью. В задачах повторных встреч на первый план выходит обмен информацией, связанной с содержанием проекта, и последующее её согласование. Например, встреча может быть связана с просмотром места съёмки, походом по магазинам с целью выбора одежды и аксессуаров, необходимых для будущей съёмки, встреча с командой (стилистом, визажистом, парикмахером, творческим директором, другими моделями). Поэтому даже в коммерческом проекте, где, часто, бюджет ограничивает время участников, можно найти возможности для проведения одной или нескольких предварительных встреч фотографа и модели вне «съёмочной площадки».
Переписка в социальных сетях или видеозвонок по Skype пока не может мне заменить совместного творческого труда за одним столом. Однако, в моей практике был случай, когда я и мой партнёр в реальном времени трудились над оформлением курсовой работы по техническому дизайну. При этом, меня и партнёра разделяли 2000 километров. Сотрудничество получилось приятным и эффективным: работа была выполнена в срок и нужного качества.
Что происходило дальше в моём взаимодействии с Марией? Я занялся разработкой ключевых сюжетов, а Мария обеспечила мне возможность делать это эффективно. Подробности далее.
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Здесь уже целая книга.
Согласен, Евгений. Создавая эту серию, я понял, что хочу в будущем написать и издать книгу на рассматриваемую тему.
Да, объем огромен. Я уже как-то уже писал об очень уж большой информативности статьи и, наверное, кто-то найдет время тщательно, внимательно и скрупулезно изучит каждый "совет" автора, но, вспоминая недавнюю фотосессию с моделью, которую я впервые увидел только в студии и которая в предварительном разговоре по телефону уже проявляла скептицизм (есть такие люди, которые уже заранее настраиваются на разочарование (хотя, возможно, был уже печальные опыт…) и накручивают себя), наша встреча состоялась и долгий разговор с ней, попытка заставить "раскрыться" , раскрепоститься - это первое и главное в профессии фотопортретиста.
Интересно, но в конце фотосессии моя модель улыбалась так искренно и ей нравилось то, что мы делали! Я считаю, что пусть ты начитаный-приначитанный, но если в фотографе нет изюминки общительности и коммуникабельности, пусть он закончит кучу курсов, побывает на разный семинарах - дело не пойдет! Возможно, что-тоо будет получаться, но не будет важного в этой профессии - стабильности результата.
Безусловно, автора надо поблагодарить за огромный труд (я, например, интуитивно чувствую человека, мне сложно словами рассказать и проще показать, но уважаю за терпение, настойчивость, желание разложить всё по полочкам, наверное, сложнейшее дело в общении с моделью и хочется так же извиниться за ранее написанный мной комментарий, где я довольно резко высказался о многочисленности букв в этой статье. Возможно, задело что-то внутри(сам не умею так, вот и высказался).
Автору удачи и постоянных, а также благодарных читателей, и пусть хоть кому-то, но пригодится эта статья. Надеюсь, что кто-то даже похвалится своими работами и так же, как и я поблагодарит автора за его труд.
Спасибо, Сергей! Мне приятно. Рад, что Вы развиваете свои взгляды и открыто признаёте несостоятельность прошлого мнения. Для меня это ценно. На мой взгляд, Ваш поступок требует мужества - полезного качества и для человека, и для портретиста.
Опишите свой опыт в статье, я с удовольствием прочитаю.
Чудовищное, гигантское количество текста с почти полным отсутствием реально практической информации на протяжении уже 8 частей.
Очень надеюсь, что таких пустых статей больше никогда не будет на этом сайте.
Марк, не хочу говорить резких слов, но весь этот цикл - полное разочарование.
Спасибо за мнение! Я согласен с Вами: все части - гигантский объём текста. Что Вас побудило потратить время и силы на прочтение 8-ми частей, если Вы разочарованы одной?
Надежда, что хоть что-то полезное отыщу. Но если даже есть какие-то крупицы полезной информации, то они просто тонут в море ненужного пустого текста.
Хотите предложение? После того, как допишите все части, сделайте ещё одну, без номера, но обратную всему тому, что было. А именно - максимально концентрированную статью, в которой только лишь чистый практический опыт, без всякой лирики и прочего. Даже чуть ли не в форме "вопрос-ответ" такое можно сделать.
Но читать научные монографии - это уж увольте...
Спасибо за ответ и за предложение! Напишите свою статью в той форме, о которой говорите. Создавайте.
СПАСИБО. Очень полезно и не только фотографу.
Пожалуйста, Светлана.