Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.
Получив технические фотографии от Марии, я обрадовался. Модель ухаживает за своим телом. Оно сохранило тонус, природную пропорциональную сложенность и подтянутость мышц. Всё это соответствовало «портрету», составленному мной на этапе выбора модели.
Я рассмотрел фотографии в большом масштабе, чтобы оценить внешнее состояние различных частей тела. Мария родила ребёнка, поэтому в первую очередь я обратил внимание на область живота.
Пупочное кольцо было расширено, от пупка расходились лучами несколько складок кожи, область вокруг него покрывали стрии и мелкие горизонтальные кожные складки. Как я обнаружил позже, на съёмочной площадке, неглубокие растяжки были видны на областях, расположенных по бокам от живота, и проявлялись при «скользящем» освещении, когда световые лучи направлены по касательной к поверхности кожи.
Я сделал вывод, что следует изучать внешность «вживую» в случаях, когда модель перенесла операцию или вынашивала ребёнка. Технические фотографии дают ограниченное представление о внешности модели в отличие от непосредственного наблюдения.
С одной стороны, в соответствии с концепцией рассматриваемого проекта я планировал скрыть от зрителя внешние признаки материнства. С другой стороны, я едва ли хотел исказить внешность Марии, создав «глянцевое», идеализированное, изображение. Поэтому занялся поиском ответов одновременно на два вопроса: «Какая степень “натуральности” будет приемлемой в соответствии с моими эстетическими предпочтениями, желаниями модели и концепцией проекта?», «Как эффективно выразить “натуральность” в определённой степени: использовать средства фотографии, ретуширование, их комбинацию? Сколько времени и энергии я готов затратить на поиск и реализацию оптимального решения?» Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, я провёл следующий анализ.
С точки зрения визуального восприятия, стрия – это область, внутри которой кожа светлее и глаже, чем окружающий эпидермис. С точки зрения ретуширования – область сложной формы с относительно очерченным однородным краем, отличающаяся по цвету и фактуре от окружающей области. Если сфотографировать растянутый участок кожи со стриями, то растяжки останутся видимыми, но их можно эффективно удалить средствами Photoshop: мне потребуется лишь выровнять текстуру и цвет областей, не корректируя светотень.
Ориентируясь по снимку в профиль, я едва ли мог сказать, что Мария – мама. Модель восстановила упругость и подтянутость живота. Дополнительно, на фотографии анфас я видел, что мышцы брюшного пресса находились в прекрасном состоянии. Подкожная ткань, содержащая жировые отложения, отличалась тонкостью. Кожа на животе выглядела эластичной, о чём я мог судить по характеру бликов и переходов от бликов к полутеням. Блики и переходы были однородными.
Если бы после родов Мария оставила без ухода область живота, то на поверхности последняя выглядела бы, скорее всего, рыхлой и сморщенной. Такую особенность женского тела, прошедшего через вынашивание и рождение ребёнка, отретушировать было бы достаточно затратным по времени делом. Пришлось бы одновременно вносить существенные изменения в светотень, в цвет и текстуру кожи на большом по площади и оригинальном по фактуре участке тела.
Таким образом, я выделил следующую идею. Если создать сюжеты, где кожа на животе растягивается, разглаживается, а тем более, попросить Марию расположиться в профиль, то особенности внешности будут менее заметны, их можно будет качественно и быстро скорректировать на этапе обработки.
Далее, я принял во внимание личное удобство и предпочтения в выборе выразительных средств.
Я стараюсь как можно меньше редактировать снимки с помощью Photoshop, особенно инструментом Liquify («Пластика»). При этом, не имеет значения реализую ли коммерческий или некоммерческий проект: по возможности минимум Photoshop.
В рассматриваемом проекте я был готов воспользоваться выразительными средствами фотографии: перекрытием, затенением и выбором положения модели относительно плоскости снимка (анфас, полуоборот, профиль).
В фотографии обнажённой натуры я создаю перекрытие с помощью конечностей тела и\или предметов, поместив последние как внутри резко изображаемого пространства, например, корсет, одетый на модель, так и перед ним (ветвь дерева, расположенная на переднем плане).
Я могу реализовать частичное или полное перекрытие. В первом случае часть живота останется видимой для зрителя. Однако, из-за малого размера открытой области, иногда раздробленной частичным перекрытием на фрагменты меньшего размера, и в совокупности с затенением с меньшей вероятностью привлечёт внимание наблюдателя.
Идея с частичным перекрытием меня привлекает больше, чем с полным. Первое позволяет ненавязчиво увести из поля зрения то, что я не хочу показывать, изобразить живот модели так, чтобы зритель лишь ощущал его присутствие в кадре.
Частичное перекрытие можно реализовать одной или двумя руками, полупрозрачной гардиной, длинными прядями волос, одеждой с перфорацией и так далее. Рассматриваемую область – живот – можно перекрыть, прежде всего, руками или прижатыми к телу бёдрами. Для того чтобы придать динамичности сюжету, модели достаточно подпрыгнуть и поднять к животу сомкнутые колени, либо встать на носочки, максимально вытянувшись вверх и «выбросив» скрещенные руки или одну кисть с растопыренными пальцами перед животом.
Также, я планировал реализовать полное перекрытие. На мой взгляд, проще всего это можно было сделать в статичных сюжетах, в положении модели лёжа или сидя. Я едва ли хотел использовать дополнительные предметы, например, одежду или полотна материи. Любые элементы, включённые в кадр, несут смысловую нагрузку, которую мне – фотографу – требуется равномерно распределить с помощью выразительных средств. В данном проекте я стремился максимально упростить композицию, задействовать лишь тело, лицо модели и её эмоции, на них сконцентрировать внимание зрителя.
Затем я продумал, как задействовать затенение.
Затенить живот можно, перекрыв световой поток от источника с помощью насадок (шторок, тубуса и прочих) и масок или конечностями тела, например, закрыть область вокруг пупка тенью от предплечья или кисти. Регулируя положение источника света, жёсткость контура теневого пятна и густоту тени, я могу управлять восприятием затенённой области зрителем.
В рассматриваемом проекте я старался отказаться от сложной модификации светового потока или включения в схему дополнительных источников света, создающих точечное освещение. Я планировал использовать простое освещение и сконцентрироваться на взаимодействии с моделью. Также, держал в голове следующий принцип. Наравне с частичным перекрытием затенение оставляет пространство для воображения зрителя, которое, часто, мощнее воздействует на наблюдателя, чем эмоции, выражаемые в произведении фотографом и моделью.
Наконец, я рассмотрел возможности ракурса.
Можно согласовать с моделью её положение, при котором оптическая ось объектива расположится к плоскости живота под острым углом. Например, попросить Марию стать в полуанфас (полуоборот). А также выбрать точку съёмки выше головы модели и фотографировать сверху-вниз. Тем самым, область живота в проекции на плоскость кадра уменьшится. Эффект можно подчеркнуть применением длиннофокусного объектива.
Тем не менее, в данном проекте меня мало интересовали «полу» положения модели относительно плоскости кадра. Я хотел задействовать формы и контуры, в большей степени, чем изобразить модель в пространстве. Таким образом, стремился сделать фотографии более «графичными».
Также, я могу вовсе забыть о передней части тела и сконцентрироваться на ягодицах, спине и шее модели. Однако, съёмка со спины лишала меня возможности показать не только живот, но и грудь, ключицы и лицо в анфас. Помещать в кадр зеркальные отражения я не планировал.
В итоге, данное выразительное средство решил использовать минимально. Из озвученных вариаций его применения больше всего я заинтересовался съёмкой в профиль одновременно с растягиванием кожи на животе.
Сюжеты, построенные на танцевальных движениях, по определению предполагают напряжение, вытягивание мышц. Поэтому наравне с затенением и частичным перекрытием живота с помощью рук я полагался на «кинетические» возможности тела Марии. Если на снимках, в которых будут реализованы рассмотренные выразительные средства, останутся заметными особенности области живота, то я планировал отрегулировать видимость последних на этапе обработки.
Я старался тщательно продумать, как «обыграть» живот Марии. За несколько лет до рассматриваемой съёмки я оказался в неприятной для себя ситуации.
Я реализовывал проект, в котором женщина примерно того же возраста и телосложения, что и Мария, мама двоих детей, фотографировалась обнажённой. Не уделив должного внимания разработке подходящих сюжетов, я потратил большое количество времени на ретуширование области живота на нескольких снимках. В итоге получился эффект коллажа: лицо модели изображалось таким, каким его видит в зеркале сама модель и окружающие ей близкие люди, а живот будто бы принадлежал другому человеку. Если у постороннего зрителя фотографии едва ли вызовут ощущение несоответствия, дисбаланса, то модель и её близкие могут почувствовать попытку ввести их в заблуждение.
Описанная ситуация с учётом её контекста – итоговые изображения предназначались для личного пользования модели – привела меня к следующему выводу-принципу.
По возможности я стараюсь изображать человека таким, каким его видят глазами окружающие люди, воздействуя лишь на порядок и интенсивность восприятия всей фотографии и её отдельных фрагментов. У меня получается делать это эффективно, когда я расставляю смысловые акценты с помощью выразительных средств фотографии. Анализ технических фотографий, непосредственное наблюдение за внешностью модели в период разработки ключевых сюжетов помогает мне подобрать такие средства и найти оптимальный вариант их применения на съёмочной площадке в конкретном проекте.
Изображений одной модели может быть много, и ретушировать одни и те же особенности – занятие, которое я в большинстве случаев нахожу нецелесообразным. Даже в проектах, в которых выбор модели от меня мало зависит, я стараюсь заниматься на этапе обработки тем, что сложно реализовать с помощью освещения, композиции и выбора ракурсов во время съёмки.
В рекламной фотографии, если особенности внешности модели не удовлетворяют «портрету», который в соответствующих проектах часто содержит точные параметры тела и подробное описание подходящей внешности, в большинстве случаев проще подобрать модель, чем заниматься коррекцией её внешности на этапе обработки. Особенно, когда требуется создать несколько десятков или сотен итоговых изображений одного и того же человека.
Завершив анализ области живота, я осмотрел остальные части тела.
Ягодицы и ноги Мария поддерживала в отличном состоянии. Отсутствовал целлюлит, мышцы выглядели подтянутыми. В отличие от области живота демонстрировать ягодицы и бёдра можно было значительно шире, более явно.
Я едва ли мог сказать, что бёдра Марии обладали какими-либо особенностями, которые мне следовало учитывать в разработке ключевых сюжетов. На фотографии анфас я обратил внимание, что внутренние стороны бёдер не соприкасались, когда ступни были соединены. Это натолкнуло меня на мысль, что в портретах «по колено» или в полный рост модель может скрестить ноги. Тогда бёдра сомкнутся и образуется приятное глазу сужение от таза к коленям.
У Марии бедро плавно, ровно переходило в голень. Визуально колени не являлись препятствием для взгляда, не были утолщены, не имели бугорков по бокам. На фотографиях анфас и в профиль в полный рост я обратил внимание на ровность, неизогнутость, голеней, что в совокупности с остальными особенностями делало ноги прямыми и длинными. На икрах не были видны вены.
На руках Марии от половины предплечий до тыльной стороны кровеносные сосуды располагаются близко к поверхности. Эта особенность заинтересовала меня тем, что она больше свойственна мужчинам, занимающимся физкультурой или спортом, и может ассоциироваться с «мужским» началом.
У Марии длинные кудрявые волосы (на личной встрече я увидел их распущенными, поэтому для технических фотографий попросил модель собрать и закрепить на затылке). Мне захотелось «расправить» их в кадре, сделать самостоятельным, независимым от тела, объёмом. Такого эффекта можно было достичь в динамичных сюжетах, в которых равномерно распределённая вокруг головы и плеч масса волос в процессе быстрого движения головой отделяется от тела и превращается в относительно свободный объём, например, как рука.
По техническим фотографиям, если модель изображена на них в купальнике, мне сложно оценить форму груди, форму и размер сосков, цвет и размер ореолов. Однако, примерное представление о форме и размере груди можно получить по фотографии в профиль, при условии, что в верхе купальника отсутствуют жёсткие чашечки и корректирующие форму и объём приспособления.
На основании снимков, которые прислала Мария, я сделал вывод, что сюжеты, интересно смотрящиеся с налитой, «стекающей» вниз грудью, например, кадры с одеванием футболки через «верх» или с поднятыми к голове руками, могут получиться невыразительными. Я решил продумать сюжеты, где модель наклоняет тело вперёд или группируется, направляя плечи «вовнутрь», и обрамляет грудь руками. Примером последней позы служит та, в которой прямые в локтях вытянутые вдоль тела руки переплетены или скрещены перед животом, на уровне бёдер.
С особенностями лица Марии я уже был знаком. Я выделял в нём достаточно полные губы в форме перевёрнутого ромба, которые мне нравятся. В лице с момента последней встречи с Марией произошли изменения, коснувшиеся в основном областей под глазами.
В рассматриваемом проекте я был готов отказаться от использования макияжа и решил разработать несколько сюжетов, в котором лицо скрыто частично или полностью. Я хотел создать несколько сюжетов, в которых лишь тело выражало бы эмоции. К тому же, как выяснилось позже, Мария охотнее соглашалась на публикацию итоговых изображений, на которых её лицо не было видно.
Завершив анализ технических фотографий, на его основе я составил и через некоторое время прислал Марии раскадровки ключевых сюжетов и отдельные пояснения к ним. В соответствии с договорённостью, принятой на предварительной встрече, я разработал ключевые сюжеты, которые можно было реализовать как в одежде, так и без неё.
Прежде чем проиллюстрировать идеи, озвученные выше – представить подготовленные мной для Марии раскадровки ключевых сюжетов – сделаю замечание о том, скрывать или показывать те или иные особенности внешности.
На мой взгляд, в любом теле и лице есть элементы, которые можно выделить, вокруг которых можно создать целую серию связанных между собой сюжетов и рассказать историю в фотографиях. Другими словами, можно создать ключевые сюжеты, которые способны «раскрыть» любую особенность, сделать её неотъемлемой деталью проекта, частью концепции. Таким образом, ни одна особенность не является поводом, чтобы не показывать её в кадре.
Например, во втором проекте с участием Марии я намеренно отказался от «стирания» растяжек на нескольких фотографий, образующих серию. Более того, с согласия модели я оставил внешние признаки материнства в кадре, так как они соответствовали концепции: олицетворяли женственность, разнообразие жизненного опыта и умение наслаждаться собой и своим телом.
Мне – фотографу – достаточно желания и определённого уровня психологического и профессионального опыта, для того чтобы «задействовать» особенности внешности модели, увидеть в них возможности для создания оригинальных высококлассных изображений. Я радуюсь, когда нахожу способ выражения, а не скрываю особенности от взора зрителя. В большинстве случаев найденный способ – результат методичного труда.
Значимые роли в поиске играют моё отношение к своему телу, к себе, моё отношение к модели и к её телу, отношение модели к себе и своей внешности. По личному опыту, когда самооценка у каждого участника стабильно высокая и между участниками установлен глубокий эмоциональный контакт, то оригинальные решения возникают «сами по себе». Примером такой самооценки и того, что лишь особенности человека, будь то внешности или психики, делают его неповторимым и интересным, как следствие, ценным и нужным, служит творчество немецкой модели Мелани Гейдос (Melanie Gaydos).
Если модели что-то в себе не нравится, я стараюсь идти ей на встречу и скрываю те детали внешности, наблюдение которых вызывает у неё дискомфорт.
В моей практике возникают ситуации, в которых какую-то особенность модель не принимает, а меня, наоборот, такая особенность вдохновляет. Тогда, если между мной и моделью установлен глубокий эмоциональный контакт, я стараюсь разработать и с согласия модели реализовать дополнительные «внеплановые» сюжеты. Такой подход в разработке ключевых сюжетов помогает мне не только создавать оригинальные изображения, но и обеспечивает возможность для модели посмотреть на себя по-новому, с большим приятием. Оба обстоятельства повышают эффективность взаимодействия.
В некоторых статьях и книгах, посвящённых съёмке обнажённой натуры, я сталкиваюсь со следующим мнением. В выборе модели, в разработке ключевых сюжетов следует исходить из других соображений, чем в выборе сексуального партнёра или супруги (супруга). Другими словами, авторы полагают: то, что мне может нравится в женщинах и мужчинах, не всегда будет красиво выглядеть в кадре.
Я согласен с этим мнением относительно некоторых видов проектов, большинство из которых связано с рекламной фотографией.
В остальных случаях я обнаруживаю противоположную тенденцию: нравится – показывай. По опыту, причина заключается в следующем. То, что мне не нравится, не вызывает у меня интерес, вряд ли приведёт к созданию ключевого сюжета с высоким потенциалом.
Тем не менее, нравится мне что-то в модели или нет – ситуация, целиком зависящая от меня, от моего восприятия, которое можно тренировать как вширь, так и вглубь. Чтобы расширить своё восприятие человеческого тела, я изучаю произведения различных авторов, изображающих человека в неповторимом стиле, например, чешского фотографа Яна Саудека (Jan Saudek). Чувствительность, «глубина», восприятия повышается, когда я экспериментирую, пробую создавать и реализовывать «незапланированные» сюжеты.
Резюмирую. Я редко сталкиваюсь с «некрасивыми» моделями. Иногда я обнаруживаю узость своего восприятия и малую эффективность собственных привычек. Анализ чужих произведений и методичные тренировки в создании оригинальных изображений помогают мне постепенно расширять свои возможности и как художника, и как профессионала. Такой подход, как я постарался показать выше, приносит выигрыш и модели, и мне, а наше взаимодействие выходит на новый уровень продуктивности.
Вернусь к главному примеру. Процитирую переписку с Марией:
Я: Мария, здравствуй! Прикладываю сканы раскадровок с моими пометками. Пояснения я напишу в понедельник или во вторник.
Я пересмотрел твои фотографии в профиле и те, что прислала. Ты – красивая женщина. Мне нравится, как ты выражаешься в танце. Поэтому я предлагаю оттолкнуться от динамичных поз. В основном они построены так, что ты полностью обнажена или одета лишь в танцевальный чёрный топ с тонкими бретелями. А фазы движения подбираются таким образом, чтобы гениталии не были видны, грудь видна частично – сбоку, в профиль, либо перекрыта рукой.
Можно все сюжеты делать в одежде: обтягивающей, танцевальной. Таким образом, к топу прибавить легинсы. Цвет тоже чёрный.
Мария: Здравствуй, Марк! Спасибо за комплимент. Я посмотрела. Зарисовки мне понравились. Думаю, что какие-то позы можно сделать обнажённой, а какие-то попробовать с легинсами. На месте будет виднее... Я возьму всё: топ на бретелях и без бретелей, легинсы. Не знаю, туфли пригодятся?
Я: Здравствуй, Мария! Пожалуйста! Хорошо. Да, на высокой шпильке. Привожу пояснения:
1) Съёмка в профиль. Здесь главное – развивающиеся назад волосы, хороший прогиб и подъём на носочки. Руки «отбросить» вперёд. И всё это с максимальной амплитудой, «на выдохе». Как в одежде, так и без неё может получиться хорошо.
2) Это вариация предыдущей позы. Здесь руки к голове, а локти вытягиваются вперёд, от себя.
3) Центр композиции – спина, ягодицы и волосы. Чем-то напоминает позу эмбриона. Спина максимально прогнута, руки прижаты к телу, голова опущена и скрыта за вьющимися свободно распространяющимися в стороны (как лучи солнца) волосами.
4) Вариация 3-ей позы: голова запрокидывается назад так, чтобы волосы направлялись назад. Руки напротив груди или прижаты к ней. При этом, прогиб спины желательно сохранить.
5) Съёмка в профиль. Акцент снова на спине, волосах. Здесь подключаются руки и грудь, соски. Важен силуэт. Руки вытягиваются в струнку перед собой. Голова опущена или запрокинута назад.
6) В полный рост. Снова прогнута спина, голова опущена, волосы полностью впереди. Назову этот сюжет «Плакучая ива». Руки тянутся вниз, одна нога перекрывает другую, чуть заходя на соседку и сгибаясь сильнее в коленях. Обе ноги чуть согнуты в коленях. Тело обнажено. Здесь важны руки и спина. Эмоции передаёт тело. Речь о грации.
7) Портрет по пояс в профиль. Спина прогнута, голова запрокинута, волосы назад. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу. Пальцы либо сжаты, либо касаются шеи. Важно свести ключицы вместе. Как бы округлить спину. Я хочу, чтобы это получилась «уютная» поза, как будто ты находишься наедине с собой, «внутри» себя.
8) В полный рост, в профиль. Движение вперёд. Голова запрокинута назад, волосы стремятся назад. Руки отведены за спину, большие пальцы вниз. Одна нога согнута в колене и направлена вперёд. Носочки максимально вытянуты. Съёмка в воздухе, в отрыве от земли. Здесь главное – прогиб в спине, стремление вперёд. Все линии сужающиеся, открытые, вытягивающиеся вверх и вниз назад. Грудь вперёд. Можно как в одежде, так и без неё. Оголённые грудь и ягодицы здесь были бы кстати.
9) Вариация предыдущей позы. Прыжок вверх. Голова набок в сторону камеры. Как в 8-ом сюжете здесь важны тянущиеся носочки. Ощущение полёта, отрыва от земли, вытягивания и уюта от «быть наедине с собой».
10) Портрет по пояс анфас. Здесь лицо, глаза играют главную роль. Руки, прикрывающие грудь, подчёркивают эмоцию. Скрещение рук, перекрытие груди – часть потягивания от чувства комфорта. То есть важно не закрыться от меня, от зрителя, а потянуться, как бы зевнуть. Нега.
11) К предыдущему сюжету.
12) В полный рост. Анфас. Открытая поза. В ней много явной сексуальности. Пусть эта поза будет называться «Красной» в честь цвета этой энергии. Здесь низ без одежды. А верх – возможно, топ, возможно, без. Но, если верх будет из обтягивающей с тонкими бретелями одеждой – это будет более сексуальнее, чем без одежды. Ноги согнуты в коленях, расставлены врозь максимально. На носочках. Голова в сторону движением, чтобы за ней «пошли» волосы. Хорошо, если волосы закроют глаза, а нижняя часть (подбородок и губы) будут видны. Так ещё «вкуснее». Руки одним движением накрест. Они прикрывают и грудь, и гениталии. Высвобождение энергии, страсть, свободная экспрессия себя.
13) В полный рост. Тело чуть развёрнуто вбок. Важны руки, отведённые в стороны под диагональю к стержню позвоночника. Одна рука перекрывает грудь, согнута в локте, другая прямо в сторону. Взгляд направлен в сторону. Ноги как в 6-ом сюжете. Здесь важны ягодицы, важны носочки. Возможно, в лёгком прыжке вверх. Голени при это чуть поджимаются к бёдрам. Словно вторят рукам.
14) Вариация 12-ого сюжета. Тело повёрнуто спиной к зрителю. Ягодицы оголены. Голова либо вбок, либо перед собой. Руки либо в стороны, плечи опущены и пересечены бретелями, либо скрещены за спиной, опускаются к ягодицам.
Мария: Наиболее интересные сюжеты: 1, 2, 8, 9, 13 в купальнике или легинсах с узким топом (на груди); 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13 обнажённой. 12-14 можно попробовать только с трусами, например, в «стрингах».
После того как я разработал и согласовал с Марией ключевые сюжеты, мы договорились о дате и времени съёмки, обсудили подготовительные действия. Далее я остановлюсь подробнее на подготовке модели к съёмке, а также приведу несколько дополнительных примеров, демонстрирующих оформление списка ключевых сюжетов, предоставляемого модели.
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Поддержу lho, что за муки по растяжкам, длинною в немаленькую такую главу. Там ретуши на 15 минут, даже если растяжки есть.
С ув.
Мария: Здравствуй, Марк!
Я: Здравствуй, Наталья!
Здесь мой мозг сломался...
Андрей, спасибо за комментарий. Попрошу редактора исправить.
Статья просто жесть (имеется в виду #10,предыдущие-не читал).Написано таким академическим языком-спасайся.Впрочем терпения не хватило и ее дочитать...Начал читать ради прикола.Привлекла внимание проблема растяжек и творческие мучения автора .Пробежал остальное бегло,суть впрочем понятна. Нафига,простите так мудрено писать.Такое ощущение,что автор защищает диссертацию или просто выпендривается.Можно все намного проще изложить и короче раз в 5-ть,как минимум.Чтоб было проще читать неискушенному фотографу.Кто вообще в "теме",тому эта статья по барабану...
Да.И еще...Почему автор обращается к ней на "ты"? И вот это-...с точки зрения визуального восприятия, стрия – это область, внутри которой кожа светлее и глаже, чем окружающий эпидермис...Это просто КАПЕЦ.
Послеродовая растяжка,она и в Африке растяжка.
Спасибо за мнение! Изложите проще и короче. Я поучусь у Вас.