Взаимодействие фотографа и модели #13

Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.

Рассматриваемая ситуация – прекращение или изменение качества взаимодействия фотографа и модели на этапе разработки проекта – и возможные варианты её исхода могут возникать как в партнёрстве, так и в отношениях, далёких от партнёрских.

Когда между моделью и фотографом налажены партнёрские отношения, неверный расчёт своих сил или изменение желаний также возможны на поздних этапах взаимодействия. Благодаря умениям «слушать» и «слышать» себя и других людей, существующему и, обычно, глубокому эмоциональному контакту друг с другом, каждый из партнёров может почувствовать зарождение изменений и вынести их на открытое обсуждение ещё до того, как эти изменения смогут одного или обоих партнёров «ударить обухом по голове».

Другими словами, партнёрские отношения не исключают пауз и проволочек, разногласий и смену желаний у одного или обоих участников в середине реализации проекта. Партнёрство обеспечивает по определению (иначе бы оно не могло возникнуть и существовать) умение каждого участника уменьшать последствия указанных обстоятельств, снижать личные потери энергии и, как следствие, потери энергии своего партнёра. Заботясь о себе, партнёр проявляет заботу о другом. Ненавязчиво и естественно. Это умение слагается из трёх навыков: «чувствование» изменений в себе и партнёре (эмпатия), вынесение всего, что касается взаимодействия партнёров, на обсуждение без страха быть непонятым и открытое участие в таком обсуждении. Другими словами, для каждого партнёра систематическое регулирование отношений так же естественно, как утоление жажды: у здорового человека не вызывает дискомфорта, потерю сил (наоборот, придаёт их).

Поведение человека, способного строить партнёрские отношения, я постарался показать, в частности, в примере-ситуации, в которой модель встречается на съёмочной площадке не только с фотографом, но и с его ассистентом Валерием, о присутствии которого модель и фотограф заранее не договаривались. Из контекста, который упоминает модель, («Ты [обращается к фотографу] говорил на встрече, что в процесс съёмки никто не должен вмешиваться.») можно сделать вывод, что третьи лица не будут присутствовать на съёмке.

Модель, способная почувствовать и открыто выразить свои желания («Я рассчитывала, что никого не будет кроме нас», «Валерий, я прошу Вас не присутствовать на съёмке, иначе мне будет некомфортно. Тебя [обращается к фотографу] прошу чётче озвучивать мне свои намерения, особенно, если мы предварительно о чём-то договорились.»), в случае необходимости изменить темп взаимодействия, сделать паузу или вовсе завершить его, другими словами, гибко изменять дистанцию в отношениях, поступает как партнёр фотографа.

При этом, особенностью партнёра являются его желание и умение объяснить свою позицию, оставляя её открытой для изменений. Так, в словах модели: «Тебя [обращается к фотографу] прошу чётче озвучивать мне свои намерения, особенно, если мы предварительно о чём-то договорились» – скорее всего, нет намерения обесценить, унизить фотографа или «принципиально», из-за того, что он принял неверное решение в прошлом, разорвать с ним отношения, как-то «отомстить» ему. Цель этих слов обратная: отрегулировать отношения – рассказать другому человеку, как бы я хотел, чтобы ко мне относились. Чтобы сделать сотрудничество возможным и наиболее эффективным.

В указанном примере-ситуации я готов называть отношения между фотографом и моделью, близкими к партнёрским, в случае развития событий по первому пути: когда фотограф «услышал» модель и постарался поддержать её просьбу. Выразить указанную реакцию фотограф мог бы с помощью таких слов: «Катя, думаю, я услышал тебя. Валера, я прошу тебя побыть в зале ожидания, пока будет идти съёмка. Это мой недочёт: я пригласил тебя, но не согласовал с Катей, будет ли ей комфортно. Катя, предлагаю продолжить съёмку. Как, ты готова?»).

В отношениях, далёких от партнёрских, возможно «обратное» поведение: изменения у одного участника могут превратиться в «падение снежного кома наголову» для другого. Примеры подобного поведения – игнорирование, избегание, подмена или «выворачивание на изнанку» фактов и так далее – одного участника взаимодействия по отношению к другому, последствия такого поведения я привёл в предыдущей статье.

Указанное поведение, возможное в отношениях, далёких от партнёрских – энергозатратный способ их регулирования. Суть способа продемонстрирую следующим примером-аналогией.

Мне в общественном транспорте наступили на ногу. Убедившись, что мои ноги на мешают в проходе, я вместо того чтобы попросить наступившего: «Мне больно. Будьте аккуратнее», толкаю его в ответ, прибавляя: «Смотри куда идёшь! По ногам, как по бульвару!».

Подведу промежуточный итог.

Я постарался показать, что партнёрство не исключает ситуации, когда один или оба участника сдерживают эмоции, пребывают в эмоциональной усталости, когда возникает эмоциональное напряжение в отношениях. В партнёрстве «разрядка» напряжения может происходит быстрее и наименее энергозатратным способом. О таких отношениях можно говорить, что они лёгкие. Если я – фотограф – могу сказать, что мне легко взаимодействовать с моделью, в том числе, в период повышенной нагрузки – создания и согласования списка ключевых сюжетов – то я могу назвать наши отношения партнёрскими.

В отношениях, далёких от партнёрских, их регулирование происходит с бо´льшими потерями энергии для одного или обоих участников. Здесь взаимодействие фотографа и модели может напоминать «американские горки». Основная его особенность – низкая продуктивность участников и, как следствие, низкокачественный, в сравнении с возможным, результат взаимодействия. А также низкая стабильность результата: реализация одного проекта может «забрать» столько энергии, что на другой её не хватит; фотографии могут удовлетворять проектной задаче, а временные затраты и\или материальные издержки – превышать бюджет.

Теперь опишу возможные способы повышения эффективности взаимодействия, предотвращения или «смягчения» ситуации, рассматриваемой в предыдущей и настоящей частях.

Большую вероятность выстраивания энергозатратных, малоэффективных, отношений можно отследить, «отфильтровать», на начальных этапах взаимодействия, когда между партнёрами по общению устанавливается эмоциональный контакт.

Если мой «внутренний фильтр» не сработал, значит, он требует тренировки. Я могу осуществить её, проведя анализ, ретроспективу взаимодействия. В итоге, к другим отношениям могу стать более подготовленным.

Если я проигнорировал «сигналы» своего «внутреннего фильтра» на ранних этапах взаимодействия с моделью, то существует причина, по которой я это сделал. Для эффективного взаимодействия в будущем желательно её найти и проверить на состоятельность. Например, на поверхности такая причина может формулироваться следующим образом: «Все люди несовершенны. Я всё равно в них верю», «Ой, да это мелочи! Эта модель (фотограф) – лучший!», «Мне так хочется реализовать этот проект! Он(а) мало подходит для участия, ну, хотя бы так» и так далее.

Рассмотрю подробнее случай, когда я упустил из виду «сигналы» своего «внутреннего фильтра», я и модель находимся в периоде создания и согласования ключевых сюжетов.

Если я сталкиваюсь с избеганием, игнорированием, забыванием со стороны модели, то стараюсь сделать паузу, чтобы я и мой партнёр по общению смогли воспользоваться возможностью и осознать причину реакции.

Затем, чаще всего, прошу модель дать обратную связь: «Мы договаривались о том-то, получилось так-то, от тебя известий не получал. Ты готов(а) продолжать сотрудничество?». Если на мой взгляд модель привыкла, способна обсуждать эмоции, то дополняю сообщение описанием своих впечатлений, эмоций. Далее, если между мной и моделью возникает диалог, я, обычно, выражаю просьбу и прошу модель прокомментировать её – регулирую отношения («Предупреждай, пожалуйста, если у тебя меняются обстоятельства», «Прокомментируй моё последнее сообщение»). Модель, в свою очередь, может выразить ответные просьбы. Мы их обсуждаем и, чаще всего, приходим к договорённости.

В моей практике было несколько случаев, когда партнёр по общению не получал мои сообщения в социальных сетях, по электронной почте и сотовой связи. При этом, когда связь восстанавливалась (например, альтернативным способом или повторным сообщением), обсуждение быстро и легко приводило к продолжению сотрудничества, в итоге становившегося плодотворным.

Если модель избегает комментариев, открытого обсуждения, то в большинстве случаев для меня это знак, что партнёрских отношений нет, и мой собеседник не готов их строить. Скорее всего, дальнейшее сотрудничество маловозможно или потребует колоссальных энергозатрат. Здесь, чаще всего, взаимодействие с моделью завершается: я перестаю тратить энергию на его регулирование, поддерживание.

Затем возможны две линии моего поведения. Обе основываются на природе эмоций. Завершение взаимодействия может быть сопряжено с грустью, печалью. В некоторых случаях названным эмоциям могут предшествовать состояние растерянности и гнев.

Я могу возникающие эмоции пережить: погневаться, погрустить. Постепенно интенсивность эмоций снижается, и через какое-то время они перестают доставлять неудобства. В результате у меня высвобождается энергия на реализацию других проектов.

Я могу сдерживать возникающие эмоции («Ой, да ничего страшного. Подумаешь, мало ли звёзд на небе?!»). В этом случае моя энергия будет уходить на непродуктивное взаимодействие, на отношения, в которых сотрудничества нет. Тогда на возможно продуктивное взаимодействие с другой моделью энергии будет недостаточно.

Избегание и игнорирование следует отличать от снижения темпа взаимодействия.

Если я сталкиваюсь со снижением темпа сотрудничества (оно может быть инициативой не только модели, но и моей), то выношу свои впечатления на обсуждение. Другими словами, регулирую отношения. Если участник «включается» в обсуждение, то дальнейшее сотрудничество возможно, хотя, скорее всего, требует пересмотра, изменения первоначальных договорённостей.

Далее возможен один из исходов.

Если новые договорённости возможны в рамках проектной задачи, другими словами, цели и желания обоих партнёров по-прежнему совпадают, то сотрудничество продолжается и, обычно, становится крепче и глубже. Это положительно сказывается как на процессе, так и на результате взаимодействия.

Если выясняется, что цели и желания партнёров «расходятся», то их сотрудничество прекращается, по крайней мере, в рамках реализуемого проекта. Оно маловозможно, потому что похоже на «сотрудничество» Лебедя, Щуки и Рака, героев басни Крылова. Тем не менее, такое завершение взаимодействия сохраняет энергию у обоих участников, вызывает малые по интенсивности эмоции.

Завершая исследование ситуации, начатое в предыдущей части, приведу пример из личной практики, который я хочу показать насколько разнообразным, малопредсказуемым может быть взаимодействие фотографа и модели. Насколько значимо глубоко знать свои особенности, уметь слушать свои эмоции, чтобы гибко регулировать отношения с партнёрами по общению, изменять их ритм, дистанцию в них, «чувствовать», когда следует сделать паузу во взаимодействии, а когда – завершить его, несмотря на уже приложенные индивидуальные и совместные усилия к реализации проекта.

Список ключевых сюжетов, отражённый в рисунках 9-17 – относится к примеру. Приведу подробности.

После того, как я отправил модели разработанный комплект на обсуждение и согласование, она исчезла: без комментариев прекратила общение.

Мы знакомы несколько лет, «за плечами» имеем разнообразный опыт сотрудничества: она позировала мне ранее и проходила обучение на проводимых мной курсах. Перед разработкой ключевых сюжетов мы предварительно встречались, обсуждали возможные трудности, согласовывали стиль сотрудничества, я запрашивал обратную связь, модель её давала, я делился своими впечатлениями. До встречи мы в удобном для обоих темпе обсуждали в режиме обмена текстовыми сообщениями будущий проект. Таким образом, мы постепенно строили отношения.

Тем не менее, совместный опыт, «плавность движений» не помогли предотвратить ситуацию, когда «лёд треснул».

На ранних этапах взаимодействия, в частности, на предварительной встрече, оценив возникшие эмоции, «сигнал» своего «внутреннего фильтра», и обсудив их с моделью, я принял решение, оказавшееся впоследствии неверным: продолжать выстраивать партнёрские отношения с человеком – моделью – который едва ли был готов к ним. Построение партнёрства требует от обоих участников желания и умений осознавать, выражать и обсуждать друг с другом собственные эмоции и отделять последние от эмоций, возникающих в отношениях.

В настоящее время я и модель поддерживаем общение. Однако, я не предлагаю ей сотрудничать.

Резюмирую. Ситуации, когда проекты останавливаются на этапе разработки, в период наиболее энергозатратный: создания и согласования ключевых сюжетов – возникают.

Тем не менее, я стараюсь разрабатывать проекты методично, создавать ключевые сюжеты с той или иной степенью тщательности. Потому что мне это нравится, и я встречаю и взаимодействую с моделями, которым свойственны и ценны детали, и для которых мой основной подход является приемлемым. В частности, к таким моделям я могу отнести Марию – героиню главного примера.

При этом, я стараюсь учитывать, что разные модели готовы воспринимать детали в разной степени. Поэтому мне – фотографу – целесообразно для эффективного сотрудничества предложить модели оптимальный уровень «подробности» и «удобочитаемости». Например, модели вряд ли обязательно знать параметры съёмки: значения диафрагмы, выдержки, световые схемы и так далее. А идея, суть, сюжета и положение модели в пространстве являются, часто, для последней необходимой информацией.

Сложно сразу точно подобрать оптимальный уровень. Здесь можно пробовать: предлагать модели разные, начиная с малых, по объёму порции информации и открыто обсуждать каждую порцию. И принимать тот факт, что такой, «плавный», подход в каких-то проектах окажется несостоятельным. У модели или у меня – фотографа – не окажется достаточно энергии, будут недостаточно развиты умение её распределять и\или другие умения, необходимые для сотрудничества в рамках разрабатываемого проекта.

Когда я осознаю свою неготовность к дальнейшему сотрудничеству, то могу открыто уведомить партнёра, например, таким образом: «Мы договаривались обсудить сюжеты. Я чувствую, что не готов(а) продолжить работу над проектом. Проект требует от меня больше сил, времени, чем я располагаю. Сейчас мне нужен отдых. Давай отложим на такой-то срок».

Я стараюсь обозначить модели, желательно, в начале этапа разработки, например, на предварительной встрече, когда фотограф и модель узнают о ценностях друг друга, что список ключевых сюжетов – это план, от которого можно и нужно отступать. Часто, здесь важен сам процесс его создания, а не итог процесса – наличие плана и последующее следование ему.

Чаще всего, я оставляю записи и раскадровки дома перед тем, как ехать на съёмку. А модель, если она начинает тревожится на съёмочной площадке о том, что ей сейчас делать, прошу забыть все материалы, которые я ей показывал и присылал. И быть собой или играть то, что хочется играть в данный момент. В большинстве проектов списки ключевых сюжетов решают свою задачу к началу съёмки.

Помимо содержания списка ключевых сюжетов я уделяю внимание «обёртке»: способам оформления и представления. Например, могу провести презентацию для модели в ходе личной встречи или упаковать материалы в PDF-документ, добавить архив с иллюстрациями и отправить всё это одним сообщением, как я это сделал в рамках предыдущего примера. Или «насыпать» информацию отдельными короткими электронными письмами и сообщениями.

В завершении темы, посвящённой разработке ключевых сюжетов, скажу о её значении, основываясь на личном опыте. В предыдущих частях я раскрывал значимость ключевых сюжетов и самого процесса их придумывания, расчёта и планирования, а также приводил замечание о спонтанных съёмках. Сейчас выделю основные моменты «под другим углом».

Создание ключевых сюжетов и все операции, которые необходимы для его успешного осуществления, пожалуй, наиболее значимый процесс на этапе разработки проекта в контексте взаимодействия фотографа и модели.

Разработка списка ключевых сюжетов помогает фотографу структурировать свои возможности и желания. Одно из желаний – получение результата, создание классных фотографий. Она необязательна. Тем не менее, незаметным образом, кажущимся чудесным, влияет на множество отдельных элементов проекта, в том числе на взаимодействие фотографа и модели.

Проведение съёмки без предварительно обдуманного плана или письменного оформления сюжетов похоже на фотографирование без фотоаппарата: можно понимать и представлять в воображении процессы, последовательность действий, но не иметь навыка их выполнения, чувственного опыта.

Отмечу, список ключевых сюжетов отличается от пошагового руководства к действию, от инструкции к бытовому прибору. Другими словами, во вторую очередь план создаётся для того, чтобы ему следовать, и в первую очередь – для того чтобы эффективно трудиться в условиях неопределённости. Подготовить своё воображение, «разогреть» мозг, как спортсмен разогревает мышцы тела перед тренировкой или соревнованиями.

Неопределённость всегда есть. Будь то «конвейерные» съёмки, знакомые тем фотографам, кто создаёт выпускные альбомы, фотографирует молодожёнов в ЗАГСах, посетителей вечеринок в ночных клубах, снимает для рекламных каталогов, или оригинальные проекты в художественной фотографии. Каждая съёмка содержит что-то новое, чего ранее не было, и появление «нового» предсказать полностью и наверняка сложно. Приведу один из свежих примеров из личной практики.

Я и Мария приехали на место съёмки – на берег моря – в рамках нашего второго совместного проекта. Оказалось, что наступил сильный отлив, что нехарактерно для моря, к которому мы прибыли. Берег обнажился на несколько десятков метров. Там, где простиралась водная гладь, лежал мелкий золотой песок, оформленный ветром в маленькие барханы и гребни, местами пересекаемые лентами буро-зелёных водорослей.

Мне и модели удалось настолько хорошо «вписать» природное явление в концепцию съёмки, соотнести с ключевыми сюжетами, список которых текущее состоянии природы позволяло расширить, что в результате получилась высококачественная серия фотографий. Она понравилась нам обоим. Сейчас мне сложно представить, какой могла бы получиться серия, если бы отлива не было. Я знаю лишь то, что если бы не подготовился – не смог бы быстро сориентироваться и уложиться во времени, отснять цельную историю. Заход солнца ограничивал длительность съёмки одним часом. На следующий день я вернулся на берег. Золотой песок, барханы – всё исчезло, море вернулось к привычному для меня виду.

Резюмирую. Как не получается хорошей картины без эскиза и отрисовки фрагментов, особенно, в комплексных и насыщенных деталями проектах, так не получается продуктивного взаимодействия с моделью и хорошей фотографии без планирования того, «что», «когда» и «при каких условиях» Вы хотите снимать.

Теперь коснусь значения планирования, создания списка ключевых сюжетов, для репортажной фотографии.

Репортаж – это съёмка неповторяющихся неуправляемых мной событий, где может быть задействован как один человек, так и несколько десятков или сотен. Многих из них я не знаю, вижу впервые. И здесь, как и во взаимодействии с моделью «один-на-один» в постановочной фотографии, с каждым человеком, которого фотографирую, я устанавливаю эмоциональный контакт. Пусть короткий и поверхностный.

К таким съёмкам я тоже готовлюсь. Изучаю место снимаемого мероприятия, освещение, оцениваю примерные параметры съёмки, набор оборудования. Представляю, какие сюжеты я запечатлею, когда и где это сделаю. Я изучаю расписание мероприятия, обдумываю, как буду общаться с незнакомыми мне людьми, учитываю кем являются портретируемые, и чем они будут заниматься на снимаемом мероприятии.

В моей практике нередко репортажи тесно переплетаются с элементами постановочной фотографии. Участники мероприятий собираются в группы для создания общих снимков, фотографируются напротив специально приготовленных фонов, на которые нанесены логотипы и надписи, олицетворяющие мероприятие – пресс-волов. Такие снимки, часто, требуют предварительной подготовки. Например, продумать то, что я буду говорить 100 гостям, которых необходимо за 20-30 минут сфотографировать в ограниченном пространстве.

Я ищу решения нескольких взаимозависимых задач. Задач общения, взаимодействия фотографа и модели. Как расставить всех в кадре? Как это сделать быстро? Как сделать так, чтобы никто не отвлекался на общение друг с другом, на свои мобильные устройства, поправления одежды? Чтобы уменьшить количество дублей (каждый дубль отнимает время и силы у участников)? Что мне нужно сделать и сказать 100 непрофессиональным моделям, собравшимся не только фотографироваться, чтобы найти оптимальные решения?

В совокупности, если зафиксировать на бумаге моменты, связанные со съёмкой репортажа, получается набор ключевых сюжетов, последовательность их проведения, список используемого оборудования и реквизит (например, сейчас модны «усы» и таблички, которые портретируемые держат в руках, с мыслями-фразами), примерные параметры и точки съёмки относительно места проведения снимаемого мероприятия. Другими словами, «подготовительные комплекты» для репортажа и постановочной съёмки схожи. Ниже пример такого комплекта, уместившегося на одну страницу, к репортажу:

 

Рис. 1. Список ключевых сюжетов, раскадровки и список оборудования, которые я набросал для съёмки десятичасового репортажа. Ключевые сюжеты я придумал для того, чтобы заполнить паузы в расписании снимаемого мероприятия, в соответствии с пожеланиями заказчика. По факту ни один из них не был реализован в том виде, в котором планировался «на бумаге».

Мощным побуждением для меня к тому, чтобы заниматься планированием, стал вывод, который я для себя сделал: «Если я хочу, чтобы мои фотографии выгодно отличались на фоне массы чужих фотографий, “делать что-то также, как другие, но только лучше”, не «выматываться» ни после 1 часа, ни после 10-12 часов съёмки, взаимодействовать с одной знакомой моделью или несколькими незнакомыми, мне следует выделить достаточно времени и сил на подготовку». Этот подход работает. И за пределами репортажной фотографии.

Следующий период в этапе разработки проекта, в котором раскрывается взаимодействие фотографа и модели – подбор реквизита и одежды, подготовка модели к съёмке. Часто, он проходит параллельно разработке и согласовыванию списка ключевых сюжетов. Я возвращусь к главному примеру – проекту с участием Марии.

В этот период взаимодействия произошло две незапланированных, но закономерных ситуации. Они демонстрируют, с одной стороны, новые задачи, которые могут возникать на этапе разработки проекта в преддверии съёмки у обоих участников, с другой стороны, возможности партнёрских отношений в решении таких задач.

21/10/2014    Просмотров : 28625    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 4

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Ирина Олешкевич 5 Ноября 2014 - 01:38:09

    Больше похоже на диссертацию или дипломную работу, чем на научно-популярную статью


  • Евгений Брусков 28 Октября 2014 - 14:27:45

    Пора книгу издавать.)


  • Сергей Лексин 27 Октября 2014 - 13:32:54

    Чувствую, что статья интересная, но, для чтения неудобная.
    Дружеский совет автору, попробуйте излагать мысли более простым языком, изменить стиль письма.


    • Марк Лаптенок 27 Октября 2014 - 16:08:25

      Спасибо за совет! Мне нравится мой стиль. Я хочу его сохранить. И предупреждаю об этом читателя в начале каждой статьи из серии.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 833
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 352
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 085
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 117
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 618
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
36 856
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды